Валентина Савенко №1

​Интервью с Тарасом Бурмистровым

​Интервью с Тарасом Бурмистровым
Новая серия "Чай со Слоном. Третья Чашка"

1. Расскажите о себе. Чем Вы занимаетесь, чем увлекаетесь?

Работаю пешим курьером – это единственная профессия в нашей богоспасаемой отчизне, которая не мешает литературному творчеству. Скорее даже помогает, потому что прогулки способствуют умственному сосредоточению. Насчёт увлечений – ниже.

2. Почему Вы вдруг начали писать? О чем было самое первое произведение, которое Вы написали?

Я всегда чувствовал себя писателем – лет с трёх, наверное. Это тот возраст, с которого я себя помню. Моё первое произведение (позже написанное в 41) очень отчётливо мне мерещилось уже в 16. Вопрос «о чём» немного странный – я попытался в него запихать всю квинтэссенцию своей жизни, выжимку всех мыслей, впечатлений и переживаний, за истёкший период (с трёх лет до сорока).

3. Где вы черпаете идеи для произведений?

Ответ выше, но немного разверну. Основа буддийских практик воздействия на психику – наблюдать за своими мыслями, желаниями, влечениями и побуждениями. Как бы отстранённо, со стороны. Я давно к этому привык и делаю это в почти бессознательном режиме. Но это каждый день даёт мне пищу для размышлений над тем, что такое «я» (и вообще, и именно я), что такое реальность и что такое искусство. Всё это (в превращённом и трансформированном виде) вкладывается в романы.

4. Какое из своих произведений Вы считаете наиболее удачным?

Оба моих романа (написанных к этому времени) мне нравятся одинаково – хотя и по-разному, в смысле вызывают разные ощущения. Но, разумеется, «Курортный детектив» – это как первая любовь.

5. Есть ли среди Ваших творений такие, за которые Вам стыдно?

М-м… я склонен пренебрежительно относиться к тому, что я писал до того, как я начал писать романы. Это творчество за период примерно с 16 лет до 40 (как я и говорил выше). Мне всегда хотелось писать что-то большое (в значении «длинное»), сюжетное и художественное. Но поначалу просто не получалось, поэтому я отделывался эссеистикой и культурологией. Мне не то что стыдно за эти вещи – я воспринимаю их как предварительный этап работы, а не полноценное творчество. Но без подготовки на учениях будешь бледно выглядеть в бою.

6. Как Вы считаете, что важнее всего в литературе?

Создать большую реальность, чем вся наша реальность, в художественном тексте. Мир должен померкнуть рядом с твоим текстом. Он слеплен из глины плохонько, как по мне – но всё равно затмить его непросто. И всё же именно это является целью искусства.

7. Кого из писателей или поэтов вы считаете достойным уважения?

Басё, Майстер Экхарт, Набоков, Эдогава Рампо, Анненский, Бодлер, Достоевский, Линь-Цзы, де Сад, Гомер, Мисима, Тютчев, фон Клейст, Флобер, Дюма, Мандельштам, Иисус Христос, Чехов, Роулинг, Вл. Соловьёв, Данте, Пелевин, Кретьен де Труа, Леопарди, Гёте, д'Аннунцио, Булгаков, Апулей – уже по началу видно, как фантасмагоричен этот список, хотя я лишь точно отвечал на вопрос. И там ещё сотня фамилий.

8. Что Вы считаете самым трудным в жизни?

Пожалуй, сопротивляться этому миру, который всё время стремится меня к чему-то приспособить. Как через кнут, так и через пряник. Но, конечно, я лучше знаю, что нужно для мира, чем мир.

9. Что Вам дает творчество? Вы чем-то жертвуете ради него?

Даёт реализацию своего предназначения – или такие ощущения возникают. Жертвовать ради творчества ничем не надо, это неправильная постановка вопроса. Тут нет дилеммы или-или, наше мышление, наша жизнь во всей её полноте – это и есть творчество.

10. Над чем Вы работаете сейчас? Каковы дальнейшие творческие планы?

Пишу третий роман.

11. Вставляете ли вы самого себя в произведения, основаны ли некоторые ваши персонажи на авторе, сюжеты – на личном опыте?

Есть два способа сделать это, и не впасть в дурную тавтологичность. Можно воссоздать себя 1:1, и даже в роли главного героя – но тогда мир, в котором он оказывается, должен быть до предела вывернут и инвертирован. «Наша реальность в очень искажённом отражении» – но искажённом целостно, органично и связно, со своими внутренними законами и логикой (пусть абсурдной, но логикой). Или же можно передавать наш мир как-он-есть (насколько это возможно в принципе) – и тогда герои будут другие, не повторяющие авторское «я».

12. Как Вы относитесь к критике?

Она меня развлекает. Не было ещё случая, чтобы мне испортил настроение самый бранный и шипящий отклик, я лишь получаю от этого удовольствие. Я слишком уверен в значении своих работ, чтобы придавать большое значение чьему-либо мнению о них. Но читаю это я с интересом и не без удовольствия, каков бы ни был критический отзыв – от комплиментарных до разгромных.

13. Если бы Вы могли выбирать, в мире какого из своих произведений жить, что Вы выбрали бы?

Побывать в Систербеке (место действия моих романов) было бы забавно, но покидать наш мир для него – это всё же перебор.

14. Если бы кто-то взялся писать фанфик к какой-либо из Ваших книг, как бы Вы к этому отнеслись?

Почему же в сослагательном наклонении? Я уже читал немало фанфиков. Самый интересный, с большим отрывом от остальных, был устный. Мы гуляли с Константином Анатольевичем Крыловым по Невскому, и у Казанского собора он произнёс вдохновенную речь, по жанру очень близкую к фанфику по «Курортному детективу». Вернувшись домой, я записал её по памяти, текст доступен в интернете.

15. А если бы Вам предложили экранизацию Вашей книги, но какой-то одной, то какую бы Вы выбрали? Какого своего героя Вы бы хотели сыграть в экранизации? И почему?

Я пишу семитомник (отчасти подражая Прусту и Роулинг, отчасти в силу внутренней логики романа, или серии романов). Это связная история, разбитая на семь частей. Поэтому тут надо или экранизировать все тома – или ничего. Увы, это невозможно, пока написаны только два с половиной тома. В роли же актёра я себя не вижу – хотя можно было бы подумать, только надо выбрать кого-то очень периферийного в тексте.

16. Хотелось бы Вам написать книгу в соавторстве? Если да, то с кем?

О нет, я привык отвечать за каждую свою строчку и каждое слово и каждый поворот интонации целиком и сам.

17. А с кем бы из писателей вам хотелось бы выпить в соавторстве? И что именно?

Надо сказать, что сиживал я уже со всем современным русским литературным миром за столом, сиживал. Кроме Пелевина. Если (когда) это случится – то, пожалуй, пиво или бренди. Без кокаина.

18. Какие концовки книг у вас любимые?

У меня всего два романа, и обе финальные кульминации нравятся. Пока меня не осеняет мысль, как сделать эффектную развязку – я даже не начинаю писать первую страницу.

19. Возникает ли у Вас желание переписать какое-то из своих произведений?

Нет. Я никогда не тороплюсь. Я не связан обязательствами перед издательствами, и вообще никакими обязательствами в творческой сфере. Поэтому если я чувствую, что получится плохо – я просто не пишу.

20. Хотя, по словам классика, «голодать русские писатели привыкли» ©, все же задам вопрос: способен ли писатель прокормиться в нынешних реалиях своим творчеством?

О нет, конечно. Это невозможно. Литературным трудом в России не зарабатывает более никто. Иногда идёт какой-то «приработок», от издания книг – но в общем, всем приходится трудиться на нелитературной ниве. Это катастрофа нашего времени, апокалипсис наших дней.

21. Что можете сказать насчет участия в различных конкурсах? Стоит ли этим заниматься или это лишь бесполезная потеря времени?

Почему бы и нет? Любая лишняя огласка хороша, кроме некролога. Увы, в денежном смысле там действуют свои, непростые законы. Крайне мало чувствительности к «чистой эстетике», много политики и мутной пены современности. Но если приглашают – почему бы и не отправить текст?

22. Есть ли, по Вашему мнению, смысл в различных тренингах для писателей, мастер-классах от корифеев жанра?

Мне сложно сказать, потому что я большой нелюбитель воспринимать информацию на слух, предпочитаю получать её в текстовом виде. Что касается чтения пособий по сюжетосложению, нарративу, драматургии и пр. в том же духе – о да, это чрезвычайно полезно. Иногда советы там очень неплохие и полезные, иногда наивные донельзя – но в любом случае это будит мысль.

23. А какими секретами мастерства можете поделиться с начписами Вы?

Пробовать, и пробовать, и пробовать. Оценивая «внутреннюю отдачу» (ощущения) от своей работы. Когда начнёт получаться – чувство успешности сделанного будет безошибочное, его ни с чем не спутаешь. Но сначала может понадобиться 100 тысяч попыток. И, конечно, надо много читать – это трюизм, все авторы и так это делают.

24. Обманывали ли Вас когда-нибудь на литературных порталах?

Что там порталы, целое московское издательство («Алгоритм») не заплатило мне ни копейки за изданную книгу, несмотря на все договоры с мокрыми печатями. В литературной сфере бандитская Россия 90-е осталась с нами и сейчас. Корректно работает только киндл («Амазон»). В остальном это игра в напёрстки на базаре. Хотя я не пробовал сотрудничать со всеми, так что не буду огульно и априорно хулить всех.

25. Как Вы видите свое личное писательское будущее? Скажем так, какой вершины в писательстве планируете достичь?

Для меня важно написать мою книгу, закончить семитомник. Всё остальное подстраивается под эту задачу, а не наоборот. Но если помечтать о литературном быте — то, конечно, я не отказался бы, чтобы мои тексты приносили мне некие стабильные выплаты. Скажем, что-то на уровне обычной питерской или московской зарплаты. Увы, пока это несбыточная мечта.

26. Чего больше в писательском успехе: упорного труда или таланта?

Первое, несомненно. Но работать надо прежде всего не над текстом, а над своим сознанием. Конкретные техники великолепно описаны в трудах дзенской/чаньской школы (и других ветвях буддизма), это основа всякой литературной работы. По сути, это пособие «как стать автором» – лучшее, которое я только знаю. Источники доступны уже много сотен лет, кое-какие из них — тысячи.

27. Должен ли автор учитывать в своих текстах политическую конъюнктуру?

При желании – почему бы и нет. Можно, например, подмешать злободневности, и через это вызвать дополнительный читательский интерес. Сам как читатель я, правда, предпочитаю чистую эстетику, без сиюминутного и преходящего в текстах. Как автор, я реализую в романах тот же подход.

28. Должен ли автор все, о чем пишет, по возможности испытать на собственной шкуре? Например: пишешь о бомжах – будь добр пожить с ними полгода; пишешь о наркоманах – попробовать наркотики.

Не вполне понимаю, как вообще может возникнуть желание писать о том, что не переживал сам. Это скорее к журналистам и корреспондентам – им надо побывать, скажем, в горячей точке, чтобы потом написать об этом. Хотя, как показывает скандал со «Шпигелем», некоторые обходятся даже и без этого.

29. Задайте сами себе вопрос, которого Вам ни разу не задавали на интервьюировании и ответьте на него.

Существует ли мир? Мне и самому интересно это знать.

30. Вопрос от Василия Скородумова: «Сколько времени в день/неделю вы тратите на творчество?»

Каждое мгновение – не слишком ли пафосно это звучит? Но это так и есть, я никогда ещё не переживал значимого мгновения, которое (в преображённом виде) не вставил бы потом в романы.

31. Какой вопрос Вы бы хотели задать следующему интервьюируемому?

Слушай, зачем тебе всё это надо? Писательство?

32. Вы не против того, чтобы Ваше интервью было включено в готовящийся сборник интервью?

Да без проблем.

33. Вы не против того, что Ваше интервью будет фактически коммерчески использоваться в сборнике, а Вы не получите за это ничего, кроме рекламы?

Сколько угодно – но как приятна ваша щепетильность в нашем изолгавшемся мире, продавшем душу дьяволу — и что самое обидное, за три копейки.

https://www.amazon.com/dp/B01DMG7Q7S

https://www.amazon.com/dp/B01F7NX84E

https://www.amazon.com/dp/B01E7F8S3E

+2
11:40
783
20:10
«Чай со Слоном. Третья чашка» ridero.ru/books/chai_so_slonom_tretya_chashka/
22:30
С такой фамилией нужно книги автора ставить со скороговорками.
фамилии не выбирают
Скажите это Елене Звездной.
Шо ви таки имеете пготив Звездной?
19:57
Как можно в три года чувствовать себя писателем?
У меня только одна версия, и она связана с глаголом омографом.
например?
20:26 (отредактировано)
пИсать — пИсатель
все писают в таком возрасте wink
20:29
и издают?
таки некоторые даже выливают…
20:34
значит есть спрос
спрос есть всегда
20:33 (отредактировано)
Не, нармальная интервья, и человек прикольный, только на публику слишком играет. Но плюс заработал.
плюсом в наше время не прокормишься
20:38
чаем тоже
на сладком чае можно продержаться пару-тройку недель
Загрузка...
Илья Лопатин №1
Голосуйте за лучший РАССКАЗ недели №189
  • 1. №1 Что-то - Автор: Аня Тэ - 11 (47.8%)
  • 2. №2 Зонтик — Автор: Первый - 3 (13%)
  • 3. №3 Вызов к директору — Автор: КотСталкер - 5 (21.7%)
  • 4. №4 Найди своё — Автор: Многоликая - 0 (0%)
  • 5. №5 Воспитательный момент — Автор: Бандерлог - 4 (17.4%)
Проголосовало: 23
Голосуйте за лучшее СТИХОТВОРЕНИЕ недели №189
  • 1. №1 Очень длинный зим - Автор: Елена Глущенко - 7 (31.8%)
  • 2. №2 Про титьки — Автор: Алёна Утюмова - 2 (9.1%)
  • 3. №3 Марсианская экспансия — Автор: Demen Keaper - 6 (27.3%)
  • 4. №4 Пёрышко — Автор: andron2006 - 4 (18.2%)
  • 5. №5 УПОРНЫЙ САМОУБИЙЦА — Автор: КотСталкер - 3 (13.6%)
Проголосовало: 22
Голосуйте за лучший БЛОГ недели №189
  • 1. №1 Сбой в матрице - Автор: Виктория - 7 (25%)
  • 2. №2 Ностальгия по старым играм — Автор: iriness - 2 (7.1%)
  • 3. №3 Отсыпать тебе снежка? — Автор: Умирающий лебедь - 4 (14.3%)
  • 4. №4 Нет стиля — нет проблем — Автор: Андрей (Androctonus_616) ЛакрО - 8 (28.6%)
  • 5. №5 Марк Шагал: долгая жизнь и смерть в полёте — Автор: Наталья Швец - 7 (25%)
Проголосовало: 28