Ольга Силаева

Интервью с ​Андреем Буториным

Интервью с ​Андреем Буториным
Интервью с ​Андреем Буториным

1. Расскажите о себе. Чем Вы занимаетесь, чем увлекаетесь?

Я выработал стаж Крайнего Севера, а потому в 55 лет вышел на пенсию и уже второй год занимаюсь исключительно литературным творчеством. Из увлечений нужно в первую назвать чтение, немного увлекаюсь фотографией, зимой мне нравятся лыжные прогулки, летом – «тихая охота» (походы в лес за грибами).

2. Почему Вы вдруг начали писать? О чем было самое первое произведение, которое Вы написали

На этот вопрос я часто отвечаю шуткой: «Я начал писать, потому что нечего было читать». И в этой шутке есть доля правды. Я любил (и продолжаю любить) читать фантастику, а достать ее в советское время было не так-то просто. Вот я и накропал в 80-е годы свои первые рассказики. Первой вообще была сказка (правда, не детская), «Лесная драма». Там было что-то про ссору зверей в лесу, закончившуюся очень печально. Я ее позже, в начале 90-х, даже отправил в мурманскую областную молодежную газету «Комсомолец Заполярья», где ее и опубликовали. Так что это, по сути, была и моя первая «бумажная» публикация. А первый фантастический рассказ «Щель времени» нигде кроме интернет-ресурсов опубликован так и не был.

3. Где вы черпаете идеи для произведений

Ответить на этот вопрос и трудно, и, если одним словом, наоборот очень просто: «Везде». То есть, на самом деле, я редко специально ищу темы для произведений, но бывает: что-то случайно услышал, увидел, это зацепило, осталось в памяти, раскрутилось… Живу я достаточно долго, и вспомнить есть о чем. А теперь и вообще информация льется со всех сторон – только успевай отфильтровывать.

4. Есть ли среди Ваших творений такие, за которые Вам стыдно

Я изначально стараюсь писать то, что не противоречит моей совести. Просто не возьмусь за то, с чем не согласен по своим моральным или каким-то иным личным принципам. Единственное, когда перечитываю свои старые вещи и нахожу ошибки – в основном, стилистические, – тогда да, бывает немного стыдно. Но с другой стороны понимаю, что опыт приходит со временем, и сразу писать идеально я бы и не смог. Да и сейчас мне далеко до идеала, конечно. Век живи – век учись.

5. Как Вы считаете, что важнее всего в литературе?

Книга должна быть нужной, интересной читателю. Когда я пишу, я думаю в первую очередь о тех, кто будет читать мои произведения. Писать в пустоту – «для себя», «для Вечности» – это на мой взгляд позерство. Для себя можно вести дневник. А книги пишутся для людей.

А еще – и не только в литературе – очень важен труд, терпение, усидчивость. На одном таланте (если даже он есть) далеко не уедешь. Писательство – это не просто развлечение, а серьезная, порой весьма тяжелая работа.

6. Кого из писателей или поэтов вы считаете достойным уважения?

Я уважаю всех, кто своим творчеством принес что-то в мою душу, сердце, заставил испытать что-то новое. Любой настоящий профессионал достоин уважения, а уж если это настоящий талант, который делится им с нами – тем более. Перечислять фамилии, думаю, бессмысленно – слишком большой получился бы список. Но из поэтов на одно из первых мест у меня просится Николай Гумилев. Из прозаиков, пожалуй, Михаил Булгаков.

7. Что Вы считаете самым трудным в жизни?

Терять близких.

8. Что Вам дает творчество?Вы чем-то жертвуете ради него?

Может, это прозвучит достаточно «громко», но оно дает мне смысл жизни, во всяком случае немалую его часть. Жертвовать приходится временем, отдыхом, что после увольнения с «основной» работы приняло, конечно, более «щадящие» формы – по ночам я уже не пишу.

9. Над чем Вы работаете сейчас? Каковы дальнейшие творческие планы?

Только что закончил космическо-приключенческий роман «Больное сердце», он участвует в конкурсе романов на «Litnet», нужно посмотреть, чем закончится дело. И только что в издательстве «Центрполиграф» вышел фантастико-юмористический детектив «По ту сторону чуда» – тоже надо будет посмотреть, как он будет воспринят читателями. Если хорошо – не исключены продолжения, во всяком случае по сыщику Броку у меня некоторые мысли есть.

Сейчас же, пока нет определенности по этим произведениям, в качестве разрядки и своеобразного отдыха пишу и выкладываю на «Litnet» юмористическое фэнтези «Скиталочка. Куда он, туда и я» – жанр в общем-то не мой, но иногда мне нравится экспериментировать с жанрами. Точнее, с поджанрами, поскольку по большому счету это все равно фантастика.

10. Вставляете ли вы самого себя в произведения, основаны ли некоторые ваши персонажи на авторе, сюжеты – на личном опыте?

Да, и весьма часто. Не на все 100%, конечно, но иногда многое беру от себя. А в романе «Червоточина» я сразу двух человек «срисовывал» с себя – самого главного героя, Ничу, и его отца. А поскольку мы с его отцом были на тот момент ровесниками, то я даже внешность ему дал свою. Много от меня и в герое одного из новых романов – «Зеркальный образ». Личного опыта там тоже хватает – некоторые сюжетные ходы целиком взяты из моей жизни, какие-то слегка изменены, но тоже узнаваемы. Даже в качестве прообраза еще одного героя романа – города Красотинска – взят мой родной Мончегорск. К сожалению, этот роман пока не издан, но его можно почитать на моей страничке все на том же «Litnet». И этот роман – тоже эксперимент: это мистический триллер, магический реализм, в какой-то мере – городской «ужастик».

11. Как Вы относитесь к критике?

К конструктивной – положительно, особенно из уст тех людей, чье мнение ценю и уважаю.

12. Если бы Вы могли выбирать, в мире какого из своих произведений жить, что Вы выбрали бы?

«Идеальный» мир я еще не описал. Так что лучше пока в том, что больше всего похож на мой нынешний, где он взят за основу – в «Червоточине» или «Зеркальном образе».

13. Если бы кто-то взялся писать фанфик к какой-либо из Ваших книг, как бы Вы к этому отнеслись?

Говорю откровенно: никогда не думал об этом. Пусть пишут, если хотят.

14. А если бы Вам предложили экранизацию Вашей книги, но какой-то одной, то какую бы Вы выбрали? Какого своего героя Вы бы хотели сыграть в экранизации? И почему?

«Червоточину». Она для меня на самом деле любимая. И весьма «кинематографичная», кстати. Помнится даже, кто-то в одном из отзывов об этом говорил. А сыграл бы «самого себя» – Ничиного отца, конечно. Тут попадание, считаю, было бы полным.

15. Хотелось бы Вам написать книгу в соавторстве? Если да, то с кем?

Никогда не хотел. Всегда считал себя неколлективным человеком. Мне уютней работать одному, чем с кем-то, и не только в творчестве. Но в жизни порой случаются странные вещи… Сначала я, года три-четыре назад, будучи в командировке в Москве, встретился с коллегами по перу серии «Вселенная Метро 2033» и узнал, что они затеяли совместный роман-буриме «Перекрестки судьбы». Мне стало интересно, высказал свою идею, потом написал главу, прислал, ее включили в роман, который под именем вымышленного автора Павел Макаров на самом деле написали десять человек, в том числе и я. А прошлой осенью произошло и вовсе нечто неожиданное. Я пересекся в соцсетях с писательницей Настей Любимкой. Она пишет фэнтези, что я «своим» жанром никогда не считал. Зато ее книги читает моя супруга, что и стало изначальной точкой пересечения. А потом выяснилось, что и живет Настя в соседнем от нас городе! В общем, завязалась переписка, разговоры о творчестве, и так слово за слово, сначала вроде как в шутку, мы придумали основу некоего сюжета. И – тоже спонтанно, на каком-то настроенческом порыве – решили попробовать что-то с этим сюжетом совместными усилиями сделать. И сделали! На свет появился роман «Мать-одиночка». Найти его можно опять же на «Litnet», но уже на странице Насти Любимки (я там указан в качестве соавтора).

16. А с кем бы из писателей вам хотелось бы выпить в соавторстве? И что именно?

Так выпивали уже, и не раз. Раньше я частенько ездил на фантконвенты, где встречался практически со всеми известными русскоязычными (и не только) фантастами. Или, о чем вкратце упомянул выше, когда работал на комбинате и ездил в командировки в Москву, бывало, собирались выпить пива с авторами проекта «Вселенная Метро 2033», в котором и я не раз принимал участие со своими произведениями. В последнее время, правда, давно никуда не ездил. Но кто знает, что будет впереди. Будем надеяться на лучшее.

17. Возникает ли у Вас желание переписать какое-то из своих произведений?

Вот так, чтобы целиком, – нет. Что написано, то написано. Но если готовлю что-то старое к новой выкладке или публикации, обязательно вычитываю и безжалостно правлю стилистические и прочие огрехи (сюжет при этом, как правило, не меняется, разве что из него выбрасывается откровенный «мусор»).

18. Хотя, по словам классика, «голодать русские писатели привыкли» ©, все же задам вопрос: способен ли писатель прокормиться в нынешних реалиях своим творчеством?

Если бы не моя пенсия, на данный момент творчество меня вряд ли бы прокормило. Разве что пришлось бы «халтурить» – писать то, что не хочу, и писать очень быстро и много в ущерб качеству.

19. Что можете сказать насчет участия в различных конкурсах? Стоит ли этим заниматься или это лишь бесполезная потеря времени?

Конкурсы дали мне очень много. Для меня это уж точно не было потерей времени. Особенно мне нравились конкурсы формата «Рваной грелки», где все работы до подведения итогов анонимны, и где судьи – сами же участники. А в первые годы в «Грелке» принимали участие настоящие мэтры современной фантастики, и получить от них замечания и советы многого стоило. Да и вообще, это было увлекательно и интересно. Безусловно, «набивалась» и рука, оттачивался стиль. Нужно было только правильно подходить к процессу, не обижаться на «подколки», смотреть, что больше ценится – как сюжетно, так и стилистически, учиться у других… Сейчас мне уже не так интересно в этом участвовать, но бывает разок-другой в год и вспоминаю былое, где-то и поучаствую. Но это уже так, скорее ностальгия, особой пользы теперь не ощущаю. А вот новичкам очень даже рекомендую хотя бы попробовать. Хуже не будет.

20. Есть ли, по Вашему мнению, смысл в различных тренингах для писателей, мастер-классах от корифеев жанра?

Лично ничего не могу сказать, поскольку ни в чем подобном сам не участвовал. Но у меня есть знакомые, которым мастер-классы действительно принесли пользу.

21. А какими секретами мастерства можете поделиться с начписами Вы?

Я и делюсь. Раньше у меня был самодельный сайтик, куда я выкладывал в том числе и «секреты». Но сайтик со временем тихо-мирно скончался (надоело переносить его с закрывающихся бесплатных хостингов), и я создал свое творческое сообщество в ВК – «БутАстика». Там я делюсь и своими планами, и «секретами», рассказываю о прочитанном, иногда провожу конкурсы… Приглашаю всех желающих!

22. Обманывали ли Вас когда-нибудь на литературных порталах?

Насколько помнится, нет. Но я ни в какие сомнительные авантюры стараюсь не влезать.

23. Как Вы видите свое личное писательское будущее? Скажем так, какой вершины в писательстве планируете достичь?

Не-не-не! Никаких плановых вершин! Я наконец-то могу заниматься творчеством в свое удовольствие, делать то, что я хочу, что мне нравится. И самое главное, что нравится моим читателям. Пусть их будет не сто миллионов, а всего десять тысяч, но если им принесет радость мое творчество – я уже буду доволен. Поэтому мое писательское будущее я вижу в том, что я в принципе буду писать – вот это точно.

24. Чего больше в писательском успехе: упорного труда или таланта?

Выше я уже отмечал, что писательство – это не развлечение, а работа, весьма нелегкая. Поэтому, конечно же, упорного труда в успехе гораздо больше, чем таланта. Талант – это лишь катализатор, все остальное приходится создавать самому.

25. Должен ли автор учитывать в своих текстах политическую конъюнктуру?

Автор ничего никому не должен. Ему следует полагаться на свою голову, свое сердце, свою совесть. Писать нужно именно то, что ты хочешь, что ты сам считаешь нужным. Иначе это будет уже не творчество, а показуха. Или заказуха – не знаю, что хуже.

26. Должен ли автор все, о чем пишет, по возможности испытать на собственной шкуре? Например: пишешь о бомжах – будь добр пожить с ними полгода; пишешь о наркоманах – попробовать наркотики.

Нет, я так не считаю. Но знакомиться «с материалом» нужно – читая об этом, что-то наблюдая, смотря фильмы, изучая документы (например, для описания саамского быта я, помимо прочего, посещал краеведческий музей). Однако тут много зависит от разных факторов. Если ты один раз упоминаешь в рассказе проходящего мимо бомжа, то достаточно, думаю, описать, да и то вскользь, неряшливую, грязную одежду. А если это конкретный роман о жизни бомжей, то, пожалуй, придется и подробно о них почитать, и не раз пообщаться лично. Но «жить полгода» – все-таки, думаю, перебор. Как нам, фантастам, писать в таком случае о покорении дальних миров? Да и в отряд космонавтов на полгода незаметно не затешешься.

27. Задайте сами себе вопрос, которого Вам ни разу не задавали на интервьюировании и ответьте на него.

Вопрос: Что для Вас важнее: изданная на «бумаге» книга, которую прочтут всего две-три тысячи человек, или сетевая (на том же «Litnet»), которую прочтут десятки тысяч?

Ответ: Изданная, которую прочтут десятки тысяч. А если совсем серьезно: конечно, для меня важнее, чтобы как можно больше людей читали мои книги, – формат тут не играет существенной роли. Но бумажный экземпляр книги мне приятно иметь в своей библиотеке – как своеобразную веху на творческом пути.

28. Вопрос от Сержа Винтеркея: «Хочется ли попробовать себя в непривычном жанре?»

Собственно, я и так довольно часто экспериментирую, меняю жанры (точнее, фантастические поджанры), о чем упоминал уже и здесь. Что я только не писал – и научную фантастику, и приключенческую, юмористическую и детскую, постап и мистику… Но если говорить не о фантастике, а о другом жанре в принципе, то таких экспериментов у меня не было, не считая парочки рассказов и сценариев детских короткометражек. Замахнуться на что-то большое нефантастическое пока желания не возникало.

29. Какой вопрос Вы бы хотели задать следующему интервьюируемому?

Какую фантастику лично Вам было бы интересней писать: что-то светлое в духе «Полдня» Стругацких, или описывать постапокалиптический мир на грани вымирания?

30. Вы не против того, чтобы Ваше интервью было включено в готовящийся сборник интервью?

Не против.

31. Вы не против того, что Ваше интервью будет фактически коммерчески использоваться в сборнике, а Вы не получите за это ничего, кроме рекламы?

Не против.

Страница с моими произведениями на «Litnet»:

https://litnet.com/ru/andrei-butorin-u396855

Мой самый первый фантастический рассказ «Щель времени»:

https://litnet.com/ru/book/shchel-vremeni-b71789

БутАстика. Буторин Андрей и фантастика

Сообщество писателя-фантаста

https://vk.com/butastika

0
11:10
786
15:21
«Чай со Слоном. Третья чашка» ridero.ru/books/chai_so_slonom_tretya_chashka/
16:26 (отредактировано)
Спасибо за интервью!
С удовольствием прочитал. Осталось ощущение личной беседы.
Глубокий, цельный, откровенный человек!
у нас все интервьюируемые хорошие люди quiet
Комментарий удален
drinkспасибо, дружище!
Комментарий удален
23:53 (отредактировано)
+1
писать то, что не хочу, и писать очень быстро и много в ущерб качеству.

Кстати, о скорости в сочинительстве. Мне как-то попалось на глаза, что известный писатель долго мучился, чтобы подобрать нужное слово, и страшно обрадовался, когда это удалось. Жаль, не запомнила его имени, но я его понимаю. Слово на своём месте — драгоценная жемчужина, случайное — никчемный булыжник.
Загрузка...
Светлана Ледовская №2