Эрато Нуар

Слоновости: выпуск №7

Слоновости: выпуск №7
Графомания - болезнь или стратегия продвижения?

Графомания — болезнь или стратегия продвижения?

Это не то, чтобы новость — старо как мир. Но актуально во все времена.

«Графоманские произведения обладают своеобразным вкусом. Как синтетическая клубника, вроде и клубникой пахнет, а все равно ненастоящая. Только начинаешь читать, только начинаешь погружаться в мир произведения, как тут же, буквально на первой странице, понимаешь – графоман писал. Причем подчас графоман в самом худшем значении этого слова»

(писатель-фантаст Олег Волков).

Вас когда-нибудь называли графоманом? А ваш текст – графоманией? Этого сложно избежать, особенно на начальном этапе писательства. Хотя в данном случае такое именование нарицательно, не ко всем неопытным авторам его уместно применять в буквальном значении.

Вряд ли у кого-то есть сложность в понимании этого термина, и все же:

Графомания (от греч. γράφω – писать, чертить, изображать, и греч. μανία – страсть, безумие, влечение) – навязчивая, патологическая тяга к писательству. Написанное графоманами банально или даже бессмысленно, так как автор не разбирается в тех областях, о которых пишет, и не обладает творческими способностями. Однако ввиду отсутствия самокритики не способен этого осознать и упорно пытается пристроить свои творения в издательства. Либо пытает ими всех окружающих в поиске одобрения.

В самой литературе отменный пример графомана – это капитан Лебядкин (персонаж произведений Ф. Достоевского). Он не просто пишет крайне нелепые стишки, но еще и мучает ими всех, кого встретит.

«– Жил на свете таракан,
Таракан от детства,
И потом попал в стакан,
Полный мухоедства.
– Господи, что такое? – воскликнула Варвара Петровна.
– То есть когда летом, – заторопился капитан, ужасно махая руками, с раздражительным нетерпением автора, которому мешают читать, – когда летом в стакан налезут мухи, то происходит мухоедство, всякий дурак поймет, не перебивайте, не перебивайте, вы увидите, вы увидите…»
(«Бесы», Ф. М. Достоевский)

В буквальном значении заболевание нередко наблюдается у психически больных и психопатических личностей: при некоторых формах шизофрении, паранойе, маниакальном состоянии. Однако не спешите обижаться или бежать к психотерапевту, если вас обозвали графоманом. В литературной среде так называют авторов, которые при всей своей плодовитости упорно пренебрегают общепринятыми эстетическими критериями текста. Впрочем, и радоваться тоже не стоит – если такое мнение складывается у большего числа читателей и критиков, это уже повод задуматься над переоценкой всего творчества или писательским саморазвитием.

Литературные эксперты предлагают разные признаки и критерии определения графомании. Например, если анализировать сам текст графомана, то там очевидно:

1. Отсутствие собственного стиля. Ощущение, что уже миллиард раз читал нечто подобное. А также сложность в определении жанра опуса: будто бы читаешь затянутую байку бабы Любы с лавки у подъезда.

2. Топорная манера изложения, словно автор плохо владеет родным языком. Чрезмерное количество тавтологий, просторечных выражений, формулировок с использованием слов «был», «начал», «стал», «принялся», скудность теста на эпитеты, метафоры.

3. Засилье клише и штампов, а также так называемых «перлов» – нелепых, лексически не сочетаемых словосочетаний.

4. Употребление неумеренно длинных предложений, заключающих сразу несколько мыслей (обычно принято: одно предложение – одна мысль).

5. Отсутствие структуры текста – от прочтения нет ощущения целостности и осмысленности всего, что происходит в истории. Она начинается «вдруг», на каком-то невнятном моменте, и так же внезапно обрывается. Выделить завязку или кульминацию в нем невозможно.

6. Невнятные герои. Зачастую их очень много, они носят незапоминающиеся имена и сами не запоминаются, потому что ведут себя совершенно одинаково. А вместо характеров имеют набор протокольных характеристик: пол, цвет глаз, волос, род деятельности.

7. Бессюжетность. События валятся на читателя сплошным потоком, но они линейны и не поддаются контролю со стороны героев. Много «вот-это-поворотов» – боги из машины, рояли в кустах, скелеты в шкафах. Однако все эти события никак не работают на финал.

8. Засилье пустых, ничего не несущих сюжету диалогов, к тому же неправильно оформленных. Как правило, это истерические перепалки персонажей, непонятно чем спровоцированные.

9. Бессмысленность. Нет разрешения конфликтов героев (да и самих конфликтов иногда тоже), логического завершения сюжета и так далее. От прочтения остается ощущение, что вышел из точки «А», и в нее же пришел, зря намотав огромный круг.

10. А также отсутствие у текста ритмичности (чередование длинных и коротких предложений), пренебрежение знаками препинания, и так далее, но это уже может быть признаком неопытности или плохой вычитки.

По поведению самого автора выделяют:

1.Удовлетворение от процесса. У всех людей есть какое-то хобби – это наша отдушина, такой род деятельности, который приносит удовольствие. В случае с графоманом это не просто приятное времяпрепровождение, это болезненная страсть, мания, от которой отказаться ему так же тяжело, как наркоману – от наркотиков. Постоянно хочется еще и еще, существование не мыслимо без ежедневного написания хоть пары строчек.

2.Невероятная плодовитость. Продуктивности таких авторов только позавидовать – тексты льются рекой каждый день, будто из какого-то бредогенератора.

3.Навязчивость. Графоману не интересно писать тихо с самим собой – результат нужно демонстрировать как можно большему числу лиц, как бы вовлекая в процесс свидетелей. Это очень важная часть получения нужных ему эмоций. Он будет рассылать тексты в издательства, публиковать на десятках площадок, заполоняя собою все вокруг.

4.Отсутствие самоиронии. Как не способен графоман к самокритике, так он же и не способен к самоиронии. К своему делу он относится очень серьезно, потому категорически не приемлет юмор в адрес своих текстов – в нем он видит насмешку над собой, троллинг. У таких личностей в принципе проблемы с чувством юмора.

5.Конфликтность. Графоман может быть крайне общительным, но в силу пункта 4 общение это часто выливается в конфликты с участниками сообществ, куда он приходит со своими работами. Одни до пены у рта защищают свои творения, другие осознанно провоцируют окружающих ради хайпа. Постоянные скандалы, жалобы в администрацию, игры в жертву и так далее – нормальное поведение для таковых.

6. Злопамятство. Категорическое неприятие критики и критиков, опять же вытекающее из п. 4. Отсюда – нескончаемая борьба с «обидчиками», конечно же, тоже с помощью «творчества». Всевозможные обличительные эссе и сатирические тексты, разгромные рецензии на чужие работы, потоки негативных комментариев под произведениями «врага» (а судьи кто!) так и летят из-под пера. Текстовой холивар с «хэйтерами» как образ жизни.

Можно также много написать о том, что формирует подобное поведение – чаще в основе лежат всяческие комплексы, акцентуации и прочее. Или о путях решения проблемы – но это уже задача специалистов. Но автору статьи куда больше интересен общесоциальный аспект. В нынешней реальности, когда в писательстве себя пробует чуть не каждый второй (а то и первый), когда в силу развития технологий процесс ушел в интернет, проблема графомании приобретает интересные формы. Это связано с появлением сетературы – она тоже имеет определенные «эстетические критерии», сформированные самими авторами и читателями.

Например, сторимэйкерство. Сейчас под сторисмэйкерством понимают создание сторис для сервиса Инстаграм. Однако еще раньше были «специально обученные люди», выдумывающие коротенькие душещипательные истории для журналов, а позже – для сайтов. Звучат они обычно в таком духе:

«У моей подруги Маши тяжелая судьба – родители умерли рано, оставив на ней пятерых братиков и сестричек, потом был алкаш-муж, сынок-инвалид, даже хомячок и тот хромой и одноглазый. Когда ее уволили с работы, она совсем потеряла смысл существования. Но однажды с ней произошло нечто такое, после чего ее жизнь заиграла новыми красками!»

Подобный сетевой фольклор пишется для привлечения читателей, иногда к ним прикручивается реклама быстрого заработка. В отличие от штампованных романов, выпускаемых издательствами, они очень лаконичные – ровно настолько, чтобы влезть в пост в социальной сети. В них нет ни доли художественной ценности, это голый концепт, базирующийся на самых примитивных приемах зацепки рядового обывателя. Этакий текстовой фастфуд.

А вот чтобы удержать читателя, авторам нужно очень много такого контента. Для развития паблика в ВК рекомендуется 1-3 поста в день, в Инстаграме оптимальное число публикаций также 3 в день. Здесь, на Бумажном слоне авторы имеют право размещать 1-2 работы в день в каждой категории – и это укладывается в такой принцип удержания аудитории, как «регулярность контента». Зачем и почему создавать личный писательский бренд – тема отдельная, а тут речь о том, что для его продвижения нужно очень много и постоянно писать. Считать ли это графоманией? Не обязательно, ведь как мы помним, для этого нужна болезненная страсть к писательству. В случае с раскруткой писательского бренда или своего паблика это, скорее, вынужденная необходимость. Возвращаясь к романам – сейчас достаточно ресурсов, где продвигаются именно такие формы произведений. Авторам также приходится регулярно публиковать все новые главы, чтобы не потерять читателей. Хочешь, не хочешь – надо!

Но с точки зрения качества продукта действительно похоже – ведь чтобы совмещать такое количество с качеством, надо или иметь очень много свободного времени, или быть роботом, или зарабатывать только этим, или… В общем, мысль ясна – это сложно.

Таким образом выходит, что современная писательская культура как будто бы сама культивирует некоторые графоманские черты в себе. Как к этому относиться? Решайте сами. Ведь ничего не возникает просто так, у всего есть свои предпосылки и функции.

.

Кстати, не ясно откуда такое пошло, но 28 ноября — День графомана.  Праздновать можно, не отрываясь от любимого дела, конечно же.

+20
17:00
386
09:08
+2
А чо все затихли?
09:56
+1
Понедельник — день тяжелый, видимо )
09:58
+3
Не хотят показаться графоманами
09:59
+1
А ты-то что, бесстрашный? laugh
10:01
+2
А ты че, меня не уважаешь? Пшли поговорим!
10:02
+1
Куда пшли? В ресторан меня сводишь? angel
10:04
Макдаком обойдёшься kiss
10:05
wonderЧиво-о-о??! Да ты меня вообще по ходу ненавидишь… pitchup
10:07
+2
Люблю нежно и страстно, что ты! Просто я садист devil
10:08
А… Ну так бы сразу и сказал, хы-хы-хы blushangel
С тобой — хоть на край света! Особенно если там есть крафтовый веган-гастро-лофт…
10:11
Только если в веган-гастро-лофте есть сочные стейки laugh
(А из крафтового употребляю только пиво glass)
10:14
По части стейков, знаю я пару десятков мест… quiet
Аще-та еще есть сидр. Там яблоки, а не чертова пшеница.
10:16
+1
Не фанат сидров. Вот какой-нибудь молочный стаут…
10:28
ФУ! Поглощатель глютена и лактозы pitchup
Да блин, это проще, чем найти хороший сидр ) Но я запомню твои вкусы, бойся… glass
10:30
+1
*Бегает в панике кругами*
10:35 (отредактировано)
+1
Фигня это все. Нет ничего лучше собственной экологически-чистой свиньи, зарезанной и сожранной в различных вариациях. Ну, можно ещё такого же индюка или гуся.
Красота — в простоте!
laugh
10:37
+3
wonderТы за кого меня принимаешь?! Чтоб я своими руками кого-то убивал?? Но зачем, когда можно чужими? crazy
10:56
Я чего-то не дотягиваю. Скорость выкладки не соответствует критерию. Пойду, займу чего-нибудь у Абломфейса или Олеси.
17:26
Естественно! Я имею в виду свинью у родственников. laugh
20:55 (отредактировано)
Есть и более плодовитые авторы на сайте laugh
10:23
+7
Внимательно изучил перечень симптомов. Почувствовал себя героем Джерома К. Джерома.
10:31
+1
А подробнее? )) Ну, любые перечни это такая штука, что читающий неизбежно на себя их примеряет ) И либо принимает, либо категорически отвергает. Но мы-то понимаем, что это все очень абстрактно и спорно pardonИ рассматривать можно только частные случаи, а не мерять массово. Да и рассматривать нужно не нам, а тем, у кого это прямая обязанность…
11:30
Да кто меня только в графомании не уличал. Приятно даже: столько внимания…
10:31
+3
Главное, чтобы не было родильной горячки)
11:30
А вот этого гарантировать не могу. Как раз пишу рассказ… Но тс-с!
20:42
+1
Во, и у меня тоже все, кроме родильной горячки
21:24
И не надо, считаю. Такая бяка…
11:22
+1
Первое, что пришло на ум — заезженная фраза, что на каждый товар есть свой покупатель. Вот это и удручает… То ли люди «покупают» то, что дают, то ли спрос рождает предложение? Судя по последним сводкам ЕГЭ… такая печалька…
словом, без молочного стаута со свининой и не разобраться))))
А за наводку на праздник — благодарность с занесением в личное дело)))
11:42
+1
Любой процесс, по сути, многофакторный, так что — и то, и другое laugh
thumbsup
12:01
Многофакторность это да, это согласна, управляемость под вопросом! Страшненько, если это процесс управляемый но, это не точно, в данном случае, кмк, неуправляемый проще разрулить, чем управляемый ой, ща скачусь в теорию заговора держите меня, такой вот парадокс laugh
12:09
+2
Критерии графоманского текста, пожалуй, в закладки добавлю, чтоб по ним свои произведения проверять)
А таких писателей как например Д.Донцова можно относить к успешным графоманам?
По количеству выпускаемых книг подходит. Книги я не читал, но наслышан, да и жанр «иронический детектив» буквально подразумевает половину вышеупомянутых критериев.
И ничего — одна из самых популярных писательниц с миллионами проданных книг.
Исключение из правил или профессиональный графоман?
12:36
Дык Донцова денежку зарабатывает. Откуда нам-то знать, добровольно она такими объемами клепает книги, или нет? В добавок — она прекрасно понимает, что пишет и для кого. У нее тексты легкие, но хорошо проработанные по сюжету, героям и тыры пыры (да, я читал, а что?)). Это, скорее, ремесленник от литературы, выдающий продукт под запросы.
12:38
+3
Донцова профессионально работает на запросы ЦА, вот уж никакого отношения к графомании она не имеет.
12:21
+2
Ну, не знаю. По мне так все, кто не в профессии — графоманы. Ну пусть я графоманка. Бывает, что просто не могу не писать. Свое не издаю, если только попросят рассказ в сборник или журнал. Один раз получила за это хобби денежный приз — 3 т. и раз сертификат от издательства на 12 т. Так что да, я — графоманка, мое хобби записывать истории, стараться это делать максимально хорошо на свой собственный взгляд. Ничего оскорбительного в этом не вижу.
12:31
Разве что в переносном смысле ))
А чо все? Я могу отказаться спокойно ) могу неделями не писать, потому что есть еще куча того, что можно делать кроме этого.
Графоманы не те, у кого писательство хобби. а те, кто… И дальше вон аж три страницы накатал, и это еще не все, кстати crazy
12:37
А те, у кого хобби, кто? Хоббиты?)))
12:39
Именно! laughПисаки-любители
12:41
писака-любителяка)))
12:45 (отредактировано)
+2
Так а чо? )) Если тебе плотют за дело — это профессия, а ты профессионал. Если для души — любитель. При этом качество тут значения не имеет — платить могут и за херню, а за хорошие вещи — нет.
А вот графомань — это когда: нам такого и даром не надь, и с деньгами не надь — но автор все равно весь периметр этим обмажет, не слушая мольбы и крики crazy
12:47
+2
Да-да))) помню, их в дверь, они в окно.
13:02
Ясно, значит когда что-то приносит прибыль то становится плевать как оно называется (я так считаю) )
13:26
Совершенно верно ) За бабло кто-то и Серонхелией станет…
23:18 (отредактировано)
+1
Графохобия? wonder
:))
12:26 (отредактировано)
Вот ещё такой аспект — Микеланджело говорил, что талант это 99 процентов труда. Может графоманство и есть эти самые 99? laugh
12:32
+1
Тогда талант — оставшийся 1% crazy
12:42
+1
это если талант трудится, а если бездарь — мартышкин труд))))
15:30
+1
Всё верно smile
Видимо основной вопрос ответ на который 42 в том и состоит — а есть ли мальчик талант.
У каждого конкретного индивидуума к себе. Может графоманы тем и отличаются, что в себе не сомневаются, или не сомневаются в том что, кто ищет тот находит. Вот и роют, и трудятся, идут к цели. И думаю, настоящий породистый графоман ничего из вышесказанного к себе примерять не будет. У него и так всё хорошо.
13:16
Ля… ну, и че? и зачем? Ну ничего ж нового!
13:22
Чтоб не забыл laugh
13:35
+2
та я после ваших молочно-сидровых забав спать не смогу… не то что… забыть!
13:36
Мы их даже не начали crazyТолько спланировали… Так и скажи, что в компанию хочешь wink
13:43
лучше сжечь)
13:50
Графоманов? )
13:51
+1
Ну, отмучились бы уже и были бы счастливы
13:53
Законом запрещено людей жечь… Вот тексты — можно.
Хотя ты знаешь, я тут нашел киношку про альтернативное будущее, где в закон внесли поправку, разрешавшую жечь ведьм…
13:58
+1
С твоими вкусовыми пристрастиями… ты б долго не протянул:)
14:00
Как хорошо что я живу в прогрессивное время crazyНу, почти… Так, разве что почки в подворотне отобьют…
14:09
А они у тебя все еще есть?:) Ты в Питере их давно пропить должен был…
14:12
Есть ) Мне пить почти ничего нельзя…
14:13
+1
Как страшно жить… отойди, странный человек, ты меня пугаешь :)
14:15
+1
С какой это стати? Пить кровь медведей мне врач не запрещал devil
14:18
И мечтать, видимо, тоже :)
А что за фильм? Как называется? Стоит ли смотреть неискушённому зрителю?
20:59
+1
Оригинальностью названия он не блещет — Oхота на ведьм, в 2021 году только вышел. Ну, он как бэ сас мыслом, ввиду присутствия энной жести не для семейного просмотра, но так-то вполне, основные критерии жанра соблюдены
21:03 (отредактировано)
Значит на сон грядущий самое оно thumbsup
Пасибки, пойду поищу у пиратов blush
Нудноватый фильм. Но в целом — не плохо.
14:35
+3
А я вот очень злопамятный, но не плодовитый(
14:49
Серьезно? Ну и где искрометная пОродия на меня? laugh
14:54
Ещё чего. Вот в Питер приеду… придумаю чего-нибудь)
14:56
wonderНе-не… В отношении меня единственное, что допустимо делать руками, это писать crazy
14:58
Ну конечно. Нашёл тоже мне терновый куст)
14:59
Римус, ты ли это?
15:14
Он же желтый
Вот пришёл по приглашению, blushи первое, что понял — я НЕ графоман glassпотому как нету у миня страсти к написательству tongue
Пойду коменты читать
17:18
+1
Ну, наверное, поздравляю laughА то это же страшная штука… Никакого покою, ручонки чешутся днем и ночью, а читатель только плюется laughЖуть
Не, не чешутся noчасто даже лень бывает, хотя вроде и есть о чём… Так что тьфу тьфу тьфу laugh
А так — весьма интересно. Я люблю когда всё по полочкам разложено
19:35
+1
Поповедению самого автора — слиплось)
Когда написал, и ловишь кайф — неоднозначный признак. От хорошо сделанной работы тоже получаешь удовольствие)
20:46
+1
Хм, пожалуй, это опечаточка сос мыслом laughУ них то еще поповедение crazy

Там дело не в кайфе — его любой испытывает, занимаясь любимым делом. А в болезненной потребности
08:18
И Эренбург его спросил: «Господин Хемингуэй, Вы свои очерки посылаете телеграфом?» И он обиделся, потому что его все критиковали всякие литературные критики, что у него телеграфный стиль.
08:19
Чушь(( Считаю себя графоманом, но ни один из симптомов не подходит sos
00:40
По признакам я — фифти-фифти. Даже до графомана не дотягиваю… Недографоман, в общем. Но праздник отмечу)
Загрузка...
54 по шкале магометра
Голосуйте за лучший РАССКАЗ недели №276
  • 1. №1 Мёртвая планета - Автор: КотСталкер - 5 (22.7%)
  • 2. №2 Дачный детектив — Автор: Другая Татьяна Гордеева - 1 (4.5%)
  • 3. №3 Здравствуй Нюра, прощай Нюра — Автор: Господин Борисов - 3 (13.6%)
  • 4. №4 Экран — Автор: Lalter45 - 10 (45.5%)
  • 5. №5 Куратор — Автор: Соня Эль - 3 (13.6%)
Проголосовало: 22
Голосуйте за лучшее СТИХОТВОРЕНИЕ недели №276
  • 1. №1 По болоту - Автор: Д. Федорович - 6 (30%)
  • 2. №2 Прихожу в себя нечасто… — Автор: Елена Глущенко - 1 (5%)
  • 3. №3 Берёзовые грёзы — Автор: jazzmarina - 6 (30%)
  • 4. №4 Отчего-то мне кажется, брат… — Автор: Александр Паранук - 2 (10%)
  • 5. №5 Мечта о зиме — Автор: Ева - 5 (25%)
Проголосовало: 20
Голосуйте за лучший БЛОГ недели №276
  • 1. №1 Семь маленьких пяк-пяков к большому счастью - Автор: Андрей ЛакрО - 11 (47.8%)
  • 2. №2 Анна Старобинец. Читать или в топку? — Автор: Виктория - 1 (4.3%)
  • 3. №3 Юмор от чайника. Часть I: И в чём тут юмор? — Автор: Хитрый Митрий - 4 (17.4%)
  • 4. №4 Горная болезнь — Автор: Irynne - 5 (21.7%)
  • 5. №5 А поговорить? — Автор: Marbel - 2 (8.7%)
Проголосовало: 23
Голосуйте за лучшую КАРТИНУ недели №276
  • 1. №1 Never more — Автор: nina.vendin - 0 (0%)
  • 2. №2 Застрявший — Автор: Ксандрэ - 7 (31.8%)
  • 3. №3 СЫРНИКИ — Автор: Нефер Митанни - 15 (68.2%)
Проголосовало: 22
Голосуйте за лучшего КРИТИКА недели №21
  • 1. №1 NewWork за комментарий к рассказу Последнее слово - 12 (100%)
Проголосовало: 12