Слоновости: выпуск №8
Писательская скандальность – грех или благо?
В текущем году престижную литературную премию Planeta присудили испанской писательнице Кармен Мола за исторический триллер «Зверь» (La bestia). Писательница известна романами, главной героиней которых выступает детектив Елена Бланко – сильная независимая женщина. Предыдущий роман Кармен «Девочка» (La Nena) даже вошел в перечень рекомендованной феминистской литературы Института женщин Испании.
Представьте себе удивление читателей (и особенно – из этого самого Института), когда на церемонию вручения премии вместо женщины вышло аж трое мужчин! Агустин Мартинес, Хорхе Диас и Антонио Мерсеро – профессиональные сценаристы на телевидении. А Кармен Мола, женщина-профессор из Мадрида, живущая с мужем и детьми и пишущая романы в свободное время – их выдумка.
Что тут можно сказать? Во-первых, яркое доказательство не раз поднимаемой темы о литературных способностях в разрезе пола. Мнение о том, что женщины способны писать только любовные романы, а мужчинам не свойственны по-женски чувственные тексты – не более чем стереотипы. Автор любого пола может написать что угодно, если он достаточно опытный и умелый. А гендерное деление жанров – искусственный конструкт, культивируемый самими издательствами.
А во-вторых…
Несмотря на все оправдания мужчин про защиту от критики через такой вот образ, они сразу же получили волну возмущения у читательской аудитории. Особенно у женской: так, экс-президент Института женщин Испании Беатрис Химено назвала их мошенниками.
Потеряют ли соавторы тиражи и гонорары? Как знать. Как показали все крупные скандалы такого рода, с достаточно популярными авторами потеря части ЦА еще не приговор. Та же Джоан Роулинг или А. Полярный – спокойно пишут и продаются дальше. А ведь сколько шума было…
Однако стоит ли авторам настолько «оскандаливаться», и насколько критичны последствия такого «взрывного» пиара? Одно дело – эпатаж автора как часть созданного им образа. В таком случае читатель изначально понимает, что это лишь имидж и знает, что ожидать от автора. Вокруг таких личностей и собираются ради их эпатажа. Подобные же выходки аудиторией расцениваются как обман, одурачивание – а дураками никто быть не хочет.
С другой стороны, практический с любым знаменитым писателем, которого мы попробуем вспомнить, связан хоть какой-нибудь скандал. Скандалы – это вообще, так или иначе, неотъемлемый атрибут известности.
Скандальность в литературе можно приобрести разными путями. Создать вокруг себя писательский скандал можно как намеренно – с помощью маркетинговой кампании, так и случайно. В первом случае есть вариант написать провокационную книгу, которая вызовет резонанс. Естественно, с каким-нибудь взрывным названием.
Либо создать себе эпатажный личный бренд, прославиться чем-то вне писательства, а только после этого стать писателем: уже собранная аудитория однозначно заинтересуется, что написал их любимый провокатор. Не зря же книги пишут и политики, и звезды, и бывшие заключенные.
А можно и совмещать. Один из вариантов писательской скандальности – скандальный характер самого автора. Можно постоянно скандалить со своими читателями, критиками и вообще любыми объектами, оказавшимися в поле видимости. Например, образ скандалиста закрепился за американским автором немецкого происхождения Чарльзом Буковски.
А автор более 1700 произведений Харлан Джей Эллисон сам о себе говорил: «Пожалуй, самый великий спорщик на Земле». Он постоянно с кем-нибудь судился по теме своего творчества, и вообще не стеснялся открытым текстом на елду послать.
Это даже было в «Симпсонах»:
Единственный пункт: для такого надо быть действительно талантливым. Настолько талантливым, чтобы окружающие захотели простить тебе все твои выходки. В противном случае выйдет только стать широко известным бездарным мудаком.
Во втором случае вариантов тоже много. Оскандалится случайно можно, например, ляпнув что-то не то в Твиттере. Как Джоан Роулинг с ее высказыванием о биологических женщинах. И это еще то, что у всех на слуху. А были и менее громкие, с не так широко известными у нас писателями. Так, два года назад какая-то студентка американского вуза написала все в том же Твиттере, что книги Сары Дессен (писательница в жанре Young Adult) не подходят для Common Read (студенческая программа по чтению и совместному обсуждению литературы). Что вызвало целую бурю возмущения у ряда авторов: они восприняли высказывание студентки как обесценивание в целом историй про девочек-подростков. А у них ведь там за рубежом с этим строго, если кого-то ущемляют – все, туши свет.
Еще множество скандалов разворачивается вокруг всевозможных литературных премий. Думаю, многие не понаслышке в курсе, какие страсти разворачиваются на литературных площадках после конкурсов: бесконечные выяснения, кто достоин победы, а кто нет, обвинения, что судьи судили не так и не тех. А представьте себе, когда речь идет о мероприятиях мирового масштаба и о премиях, исчисляемых в долларах и евро. К примеру, Нобелевская премия по литературе – 777 тысяч евро (вокруг нее и ее лауреатов достаточно скандалов). А ребята, прикинувшиеся женщиной, отхватили аж миллион евро. Да за такие суммы завистники выкопают про вас самое грязное белье и в целом найдут, за то утопить в помоях.
Ну и, самый верный способ – обман. Уличение в обмане однозначно выльется в скандал. Это и плагиат чужих текстов, и расхождение реального образа автора с созданным им имиджем, и банальные финансовые махинации (не будем забывать, что литература — это еще и заработок). Однако именно с таким типом скандала потом будет сложнее восстановить лояльность аудитории.
Эту тему и предлагаю к обсуждению в комментариях. Какие выходки вы бы простили любимому автору, а какие писатели теперь для вас навсегда в опале из-за скандала?
Искренне лаваш, корр-опоссум, Androctonus_616
Источники:
Если же человек распахнёт дверь этой комнаты сам, предлагая всем окружающим полюбоваться на всё самое мерзкое, злое и грязное, на что он способен, то и отношения у меня будет соответствующим. То есть, если писатель будет специально устраивать скандал, показывая, какой он плохой, ну посмотрите на него, поговорите про него, то моё отношение к нему (и его творчеству) может измениться в худшую сторону.
Разумеется, кто-то может сказать, что не стоит переносить личность человека на его творчество, это нерационально. Но я не робот, рациональный от первого до последнего винтика, я живой и эмоциональный, поэтому относится стану хуже, да.
Если же данный автор не только во всеуслышание похвастается своими мерзкими особенностями, но и затронет определённые темы, то я вообще могу послать этого писателя со всем его творчеством, какими бы гениальным оно ни было. Вот такой я странный.
Не знаю, может у нас все так патриархально, что и в голову не приходит устраивать бабий бунт. Может, на фоне загнивающего капитализма женщина особо чувствует свое угнетение. Но мужики молодцы, прикольная история.
Я лишь по тексту смотрю. Не по твиттеру) Нет у меня твиттера))
Эммануэль написал её муж. Вроде как.
Его даже вышибли за эту книгу с дипломатической работы. Но он не огорчился. Написал Эросферу и стал снимать кино.