Интервью с Валерием Костиковым
1.Расскажите о себе. Чем вы занимаетесь, чем увлекаетесь?
Мне 34 года. Закончил Факультет Журналистики МГУ. В настоящее время преподаю.
Интересы у меня различные, от философии до спорта и путешествий.
Мне интересен рок-н-ролл и Средневековье, дети цветов и мистические труды религиозных подвижников. Я вырос на рок-музыке и классической литературе. Бабушка у меня была учителем литературы. Впрочем, спорный вопрос, что на меня повлияло больше.
Последние произведения, что меня просто поразили – это «Форель разбивает лед» Михаила Кузмина и «Иродиада» Гюстава Флобера. Могу назвать их моими эстетическими идеалами на данный момент – в поэзии и в прозе.
2. Как давно вы пишете?
Первые стихи я писал ещё в школе, точнее в очень раннем возрасте. Потом в старших классах, в вузе. Но всё это было эпизодически, нерегулярно, и в целом я расцениваю это как баловство или пробу пера. Первое стихотворение, достойное этого, на мой взгляд, имени, я написал в 2009 году.
3. Почему решили попробовать себя в этом творчестве?
Я не решал, всё случилось само. Просто есть энергии и стихии, которые в меня стучатся.
4. О чем было самое первое произведение, которое вы написали?
Если самое первое в принципе – ко Дню Рождения мамы. Это было выражение чувств ребенка, искренне и доброе (думаю, что повторю этот опыт в ближайшее время, но уже по-взрослому). А если первое полноценное по стилистике и структуре – о девушке. Есть такая дама, которая, как «бог из машины», появлялась в самые трудные моменты моей жизни. Потом пропадала. Вот после очередного её появления и появилось «Нимфетка во ржи».
5. Вы тяжело раскачиваетесь, чтобы что-нибудь написать?
Всегда по-разному. Вообще я стихи делю на 3 типа: одни просто приходят целиком, появляются, как выстрел. Другие – ты слышишь щелчок где-то внутри, пишешь пару четверостиший, потом остальное приходит само. И третьи, когда начинается всё с щелчка, но потом долго и пошагово приходится их прорабатывать.
6. Как вы считаете, что важнее всего в литературе?
Есть известная дилемма, что важнее в произведении эстетика или этика. Я в своё время отвечал хитро: этика, но то, что не соответствует определенной эстетической планке, просто не является произведением искусства. Иначе говоря, гармония
Также очень важно не уйти в собственный творческий мир настолько, чтобы перестать слышать окружающих.
7. Кого из писателей или поэтов вы считаете достойным уважения?
Всех классиков. Независимо от того, люблю ли их творчество.
8. Что вы считаете самым трудным в жизни?
Думаю, Гамлет в своём знаменитом монологе всё перечислил. Я бы разве что добавил: видеть, как люди, от которых зависят судьбы других, действуют в собственных интересах, а подают это как всеобщее благо. И выдержать человеческое лицемерие.
9. Что вам дает творчество?
Ощущение Праздника и полноты жизни, свободы, связи с какими-то высокими материями, драйва.
10. Вы чем-то жертвуете ради творчества?
Когда-то я жертвовал ради него остальной социальной действительностью(бросить дела, чтобы придумать новый образ или сцену!), потом научился сочетать. Жертвуешь временем, какими-то мероприятиями, что мог бы посетить, но это окупается.
11. Над чем Вы работаете в настоящий момент? Каковы дальнейшие творческие планы?
Участвую в Литературной Дуэли. Это явно идёт мне на пользу, потому что, написав пару верлибров, я год не мог создать ничего рифмованного. Словно верлибры захватили трафик.
У меня есть ряд замыслов, не только в сфере поэзии. Над их воплощением.
12. Ощущаете ли Вы принципиальную разницу между женской и мужской литературой?
И да, и нет. «Огонь всегда огонь». Хорошее творчество всегда хорошее творчество.
Хотя женское, конечно, более подвержено хтоническому, стихийному. Зато в мужском меньше элементов спонтанности, что не были бы частью управляемого хаоса.
13. Не кажется ли Вам, что женская фэнтези скатывается в некое лайт-порно?
Ну, если лайтовое, думаю, это не так страшно. Шучу, я не настолько знаком с женским фентези, чтобы судить об этом.
14. Как Вы относитесь к тому, что последнее время в русской фантастике возник явный крен в монархизм?
Без удивления. Возможно, монархия – это оптимальная форма правления. Просто в реальности, если в ней нет конституции или какой-либо иной системы «сдержек и противовесов», она может вырождаться в деспотию. Особенно на местах. А вот в рамках фентези авторы ищут образ монарха, какого они хотели бы видеть, да и каким он и должен быть на самом деле: человеколюбивым, милосердным и, если угодно, просветленным.
15. Не кажется ли Вам, что нынешнее засилье женского фэнтези, иронических детективов, лит-RPG, фанфиков и «попаданцев» убивает серьезную литературу?
Палка о двух концах. Есть читатель, которому в принципе трудно воспринимать серьёзную литературу, а для его ума и души тоже должна быть пища. Да и самому порой хочется с книгой отдохнуть. Любая классическая книга вас обогатит, но вот отдохнуть отнюдь с не с каждой получится. Чтение – это трудоёмкая работа. А вот, скажем, Борис Акунин – это идеальный пример, когда и смысл есть, и отдыхается.
Меня больше волнует другое: в поэзии сейчас явный тренд на «понятность с первого прочтения», критический реализм формы и внимание к близлежащему, очевидному. А литература порой объективно требует, чтобы в неё вдумывались, сложного символизма, витиеватого погружения в метафизику. Вот это реально убивает Поэзию.
16. Размывает ли фэнтези рамки фантастики или оно уже давно должно быть выделено в самостоятельный жанр?
Мне всегда казалось, что это самостоятельный жанр. Фантастика – это предположение на тему того, что могло бы быть в рамках нашей цивилизации, если бы что-то пошло не так. Гораздо лучше или хуже, чем сейчас. А фентези – это рассказ об иной цивилизации, иных основаниях, на которых живые существа строят свои отношения с мирозданием.
Пусть знатоки жанров, если что, поправят меня.
17. Что пожелаете своим коллегам по перу?
Полнокровных и благодарных муз.
18. Если бы Вы могли выбирать, в мире какого из своих произведений жить, чтобы Вы выбрали?
Парижский Экстаз.
19. А вот рэп, как по-вашему, имеет отношение к поэзии или нет?
Мне кажется, поэзия и рэп – это разные явления. Приблизительно, как фентези и фантастика, только аналогия не буквальная.
20. Вы не против, чтобы Ваше интервью было включено в готовящийся сборник интервью?
Абсолютно.
Теперь по ссылкам:
1) Нимфетка во ржи, первый стих:
http://www.stihi.ru/2014/04/24/4749
2) Парижский экстаз, произведения в мире которого хотелось бы жить
https://vk.com/club47757563?w=wall-47757563_73
3) Где можно ознакомиться с моим творчеством:
и
Соглашусь. Классики на то и классики, чтобы их уважать и читать, читать и еще раз читать.
Благодарю Влада за интервью))
поставлю Вам +
или это сарказм такой?
Очень приятно было читать. Вдвойне приятно, когда респондент не пытается эпатировать читателей.
Спасибо!
давайте хотя бы +
про + я как-то и не подумала (о, меркантильный век)
я Вас тут опплюсовала))
И на всякий случай информация, что следующий бан будет бессрочным. Но пока к этому предпосылок нет. Так что мы в Михаиле уверены.
Вообще, предлагаем забыть старые обиды, за них срок уже отмотан. Начинаем с чистого листа. То есть провоцировать Михаила тоже не нужно.
в 21:13 по Москве отправлено
Пример. Вечером пасынок попросил убрать за него банк, это его подработка. Ладно, говорю. Тут вдруг звонит вторая жена, беседуем о жизни. Говорю, что сейчас пойду на работу, она спрашивает: не страшно ли в такое время? Пошел одевать башмаки (кроссовки), а на табурете сидит кот Андрюша, смотрит на меня круглыми глазами: не ходи. Пошел. Прошел четверть пути и чувствую, что что-то воротит меня домой.
Мистики в жизни по горло.
+
+++