Беседа с Милой Деминой и Майком Гелприным
Для тех, кто пропустил вчерашний анонс, напоминаем:
Нам предложили уникальную возможность пообщаться с редактором ведущего издательства, составителем серии «Зеркало» и просто хорошим человеком — Милой Деминой.
Вместе с Милой в гости к Бумажному слону придет Майк Гелприн — идейный вдохновитель и один из авторов первого сборника. Они подробно расскажут о серии «Зеркало», а также ответят на ваши вопросы.
Да, беседа состоится прямо здесь, в комментариях под новостью. Задавайте интересующие вас вопросы и общайтесь в свое удовольствие.
Итак, от кого будет первый вопрос?
Недавно узнал о сборнике. Отсюда вопрос: как в него попасть?
Давайте я начну с вопросов
Итак, у этой серии множество фишек, но лично мне самой интересной кажется фишка, что под одной обложкой выходят два автора противоположного пола — вместе с тем показываются два взгляда на одну идею/проблему
Очень интересно, если в наше время разница полов — довольно условное понятие, откуда взялась такая концепция?
Идея издавать авторские сборники на два автора впервые была выдвинута два с половиной года назад. Предлагалось множество вариантов. Издательство браковало их один за другим. До тех пор, пока не прошла идея межгендерных сборников.
Я не уверен, что смогу активно принимать участие в беседе (возможно, буду в это время недоступен, хотя и не уверен на 100 процентов). Поэтому, предвидя вопрос «как попасть в серию», я подготовил на него ответ. Вот он, весьма пространный:
Начну со статистики. На сегодня более ста тысяч авторов пишут рассказы, большая часть – фантастические. При этом абсолютное большинство пишущих нигде не публикуется, разве что за свой счёт. В редкие межавторские сборники попадает считаное число авторов – десяток-другой на сотни тысяч потенциально желающих. В авторские сборники попадают единицы – те, которые на сегодня доказали своё право считаться лучшими.
Я не рассматриваю здесь вариант публикации по блату, по знакомству, через постель, пьянку или вась-вась. Не компетентен в этом и отношусь сугубо негативно.
Перейдём к сути – как же доказать, что ты – лучший? Давайте я сразу оговорюсь, что абсолютному большинству желающих доказать это не удастся. Для того, чтобы доказать, надо быть лучшим. Или им стать.
Итак: как же доказать, что ты лучший, и, главное, кому? Ведь у каждого автора наверняка есть своя аудитория, которой и доказывать ничего не надо – друзья, родственники, сослуживцы и так в восторге от его творчества. Только вот какое дело: читатель, который готов платить за книгу – не друг, не поклонник и не родственник. Он, ко всему, и не редактор издательства, которому может понравиться (или не понравиться) какой-либо отдельно взятый рассказ. Он – тот потребитель, для которого мы пишем. Не зная его, не будучи с ним знакомым. Так вот – наша цель и цель проекта “Зеркало” – не навыпускать сотни книг от славных парней и симпатичных девочек. А выпустить сборники тех литераторов, творчество которых удовлетворит большинство наших читателей. Другими словами – творчество лучших рассказчиков, не по мнению их друзей, родственников и так далее, а по коллективному мнению соревнующихся с ними коллег.
Таким образом, чтобы доказать свою квалификацию, надо соревноваться и побеждать. И соревноваться не с теми, которые стоят на той же ступени, что и ты сам, а с теми, кто уже доказал. Для этого существуют конкурсы. Не все – в Сети сотни конкурсов. А лишь те, на которых сражаются друг с другом умелые, публикующиеся, зачастую профессиональные литераторы. Все авторы проекта “Зеркало” прошли этим путём. У некоторых процесс взял долгие годы. У самых одарённых – месяцы.
Есть ли самородки на сайте “Бумажный слон”? Я больше, чем уверен, что да. Что их много. Но соревнуясь друг с другом, доказать своё право быть в числе лучших, никому из них не удастся. Их в лучшем случае заметят и запишут в долгосрочный резерв. А обычно не заметят вовсе.
Поэтому нужно стремиться не быть лучшим среди неизвестных, а равным среди лучших. И вот тогда… Нет, это не будет означать, что я сразу же побегу звать вас в проект “Зеркало” или в другие издания, к которым имею отношение. Есть и ещё факторы, которые идут в расчёт – но их перечисление не входит в мою задачу на сегодня. Но это значит, что вы потенциально станете профессионально пригодным для проекта и начнёте публиковаться.
Так что же это за конкурсы, куда можно прийти и пробиться?
Прежде всего – “Грелка”, (новый заход начнётся завтра — ru-grelka.livejournal.com/ )
Остальные перечислю, но поиск ссылок оставлю на усмотрение интересующихся.
Чёртова дюжина – раз в год
Отбор в “Самую страшную книгу” – раз в год
Фантлабораторная работа – от 2 до 3 раз в год
Колфан – от 1 до 2 раз в год
Пролёт фантазии – 2 раза в год
ХиЖ – 1 раз в год
Блэк Джек – 1 раз в год
“Бумажный слон”? – да, возможно. Но, скорее, как дополнение к вышеперечисленным. Это хороший конкурс. Но его самый большой, если не единственный недостаток — отсутствие публикующихся авторов.
Обязательно ли побеждать? О нет! Победитель конкурса – зверь редкий. Но регулярно попадать в первую тройку (пятёрку, семёрку) – да. Не каждый раз – провал на конкурсе дело обычное практически для любого (я неоднократно проваливался, например). Но стабильно – так, чтобы у редактора сложилось мнение о твёрдом, умелом, уверенном авторе, у которого есть в загашнике классные тексты.
Вот как-то так.
Прощу прощения за возможные опечатки – текст не редактировался, времени совсем не было.
С чего вы взяли?)) У нас много публикующихся авторов. И в журналах и в книжных сериях))
А что скажете о конкурсе «Новая фантастика 2018»? Достойное жюри, несколько этапов отбора. Выбираются лучшие авторы из полутысячи участников
Начинающий писатель — автор, не имеющий опубликованного за счёт издательства романа тиражом более 5000 экземпляров или не продавший более 5000 экземпляров электронных копий.
Но как вы понимаете, в современной литературно-сетературной действительности очень многие именитые авторы, увы, могут попасть под это определение. Тем самым битва на конкурсе становится только интереснее, как мне кажется :))
Мы говорим не о топовом рассказчике, а именно о опубликованных авторах. Многие публикуются в Науке и Жизнь, Машины и механизмы, Искатель, Знание-Сила и другие.
Не исключено, что вы о них не слышали, но все еще впереди))
Ежегодные сборники ЭКСМО — Русская фантастика, Настоящая фантастика
Ежегодный сборник АСТ — лучшее за год
Ежегодный сборник Астрели — ССК
Нерегулярные сборники Астрели серии 13
Нерегулярные сборники Сергея Чекмаева. Сергей уполномочил меня говорить от его лица. Он приглашает всех желающих принять участие в отборе в очередной сборник. Ссылку на его страницу я дал в ответе на другой вогпрос.
Не совсем, конечно, понимаю разницу между «Мир фантастики» и альманахом «Искатель», Искатель на мой взгляд даже профильней Мирфа. Но это уже дело вкусовщины. И наверняка обсуждать эту тему можно бесконечно))
Начинающий писатель — автор, не имеющий опубликованного за счёт издательства романа тиражом более 5000 экземпляров или не продавший более 5000 экземпляров электронных копий.
Но как вы понимаете, в современной литературно-сетературной действительности очень многие именитые авторы, увы, могут попасть под это определение. Тем самым битва на конкурсе становится только интереснее, как мне кажется :))
©
Ограничения на конкурсе, с моей точки зрения — это всегда плохо. Как и любая иная дискриминация. И для авторов плохо, и для оргов. Я догадываюсь, что это ограничение введено с определённой целью. Но сам увидев разделение на чёрную и белую кость никогда бы не стал принимать участия, даже если преимущество у чёрной кости. Ну и, к сожалению, конкурс, где нет или мало на самом деле сильных участников — он не учит. Ведь на конкурсы ходят не только для того, чтобы хорошо провести время, людей посмотреть и себя показать. На них ходят ещё и учиться. Я учился исключительно на конкурсах, никаких семинаров, курсов не посещал, методичек не читал, и слава Творцу, что не. И на моих глазах на конкурсах десятки авторов выросли из мальчиков для биться в сугубых профессионалов. Но это были серьёзные конкурсы с участниками, у которых есть чему учиться. В междусобойчике же не научишься ничему или по крайней мере ничему хорошему.
И хочу выразить отдельную благодарность — беседа вдохновила меня, наконец, пройтись по конкурсам. У меня есть победы в различных конкурсах (больше — каких-то местячковых) малой формы (в том числе в БС, когда принимала участие), но потом вернулась к крупной форме. Теперь вновь появилось желание писать рассказы, продолжать пробоваться разных жанрах, участвовать в конкурсах И за вдохновение спасибо))
С тобой, кстати, то же самое — я читала твои рассказы, но ни разу не смогла определить автора, хотя почти всегда про эти произведения говорила что-то хорошее: Р Так что удивить не сложно, другой вопрос — хорошо, когда автора узнают по его стилю или тогда, когда он каждый раз может дать что-то новое?
Нет, конечно. Мы друг друга узнаем и в розовом и в синем. Но удивить друзей, нарядившись в зомби — классно. Поэтому — экспериментируем как в широком, так и в узком кругу!
Что скажете о конкурсе «Новая фантастика 2018»? Достойное жюри из опытных писателей, несколько этапов отбора. Выбираются лучшие авторы из полутысячи участников. Может ли этот конкурс рассматриваться составителями сборника при отборе авторов?
Поскольку довелось пощупать книжки, отмечу — что это ооочень ярко отражается «на лице» книги — обложке
з.ы. кстати, художник кажется мне знакомым, не он ли оформлял серию «магические легенды»?
Художником Анатолием Дубовиком (замечу, что Анатолий один из лучших художников в книжной среде) разработано серийное оформление. Авторы присылают список героев своих рассказов, художник выбирает и в контакте с авторами рисует «зеркальную» пару. И да, мне обложки тоже кажутся просто прекрасными, очень горжусь.
Общее число пар рассказов разное в каждом сборнике, где-то от девяти до тринадцати.
Составление сборника отдают самим авторам, а он них требуется отдать готовый продукт редактору. Мы с Андреем (второй сборник — «По ту сторону отражений») решили, что кто-то один должен принимать решение по составлению, иначе процесс очень затянется. В итоге сборник составляла я, а Андрей или одобрял, или нет. Сразу могу сказать, что он всё одобрял
Ну, а потом уже сборник уходит редактору, и следующее слово — за ним.
fantlab.ru/work899574
Продажи разные — не столь хорошие, как нам бы хотелось. И не столь плохие, чтобы говорить о закрытии серии.
Не боитесь оказаться не в тренде?
Чернышевский «Что делать!»))
То что участвовать в конкурсах — понял.
То что побеждать или быть в тройке — тоже понял.
А вот дальше… просто ждать когда ты станешь достойным и с тобой свяжутся или можно/нужно как-то самостоятельно интересоваться, показывать портфолио и спрашивать у составителей серии?
Как мне кажется, даже если побеждать и при этом просто ждать, то ждать можно очень долго. И не факт, что в итоге дождёшься. Нет, конечно, есть и те, к кому сами приходят. Но, на мой взгляд, так везёт далеко не каждому, это скорее исключение, чем правило. И потому мой совет — действовать. Под лежащий камень… ну, вы понимаете :)
Из общих наводок — две основных:
— конкурсы, особенно те, где в призах — публикации в солидных изданиях. Рекомендация — подписаться на группы и паблики, где регулярно проходят такие конкурсы и следить за новостями.
— отборы в тематические сборники. Рекомендация — подписаться на тех, кто эти сборники регулярно составляет — и следить за объявлениями.
Впервые услышала об этом изд-ве. Вы только сборники рассказов публикуете?
можно посмотреть на сайте www.ripol.ru
Наверняка, вы смогли уже уловить тенденции в фантастике. Поделитесь вашими взглядами на будущее литературной фантастики!
общие тенденции крайне расплывчатая штука. Если бы их можно было улавливать — то все издавали бы исключительно бестселлеры ) тренды меняются быстро, что-то зависит от кино, что-то — от других причин… а будущее — ну мы надеемся что оно будет светлым!
Просто сам термин довольно субъективный, могу привести с десяток по-настоящему популярных книг, авторы которых, на мой взгляд, совершенно не умеют писать
Можно ли парочку примеров — плохих и хороших
Поддерживаю Майка.
Майк, расскажите, пожалуйста, про ваш писательский путь? Как вы к этому пришли? Как быстро достигли высот?
И к Миле, если можно. Как люди вообще приходят к тому, что хотят быть редактором? Работа крайне интересная, но вместе с тем, мне кажется, очень сложная, как эмоционально, так и физически (поправьте, если ошибаюсь)
з.ы. Вопрос не праздный, мне правда очень интересно
С момента написания первого рассказа до дня первой публикации у меня прошло полтора года. Как правило, это занимает больше времени. Но бывает, что и меньше. Ольгу Рэйн, к примеру, заметили и оценили на самом первом её конкурсе с самым первым её рассказом.
Я очень много про вас слышала, как об авторе. И исключительно хорошее) Уже потихоньку начала знакомиться с вашим творчеством. Также знаю, что у вас был опыт работы в соавторстве. С Юлией Гофри, к примеру. Не расскажете, как в целом проходит соавторская работа и какие подводные камни?
Спасибо за ответ :))
Неужели только успешного покорителя конкурсов?
Татьяна Романова — один из авторов пятой книги (выйдет зимой) под стать ей. Тоже недавно пишет, но чуть дольше, чем Оля.
Это я, первая, спросила))
Но его, как мне кажется, нет. У каждого конкурса свои особенности, своя «кухня», своя аудитория, свои предпочтения, и то, что может помочь в одном конкурсе совсем необязательно поможет в другом.
Ну и наконец, критерии отличаются ещё и в зависимости от того, что это для автора — игра или писательство
В общем, если и есть какой-то более-менее пдходящий ответ на этот вопрос, то он — банален и с практической точки зрения не особо помогает: нужно написать по-настоящему хороший по всем параметрам текст. Действительно хороший текст в итоге всё равно найдёт себе «дорогу», даже если и не победит на каком-то отдельно взятом конкурсе.
Так ли это?
Если выкинуть из данного факта последние два пункта, то вырисовывается неоднозначная картина, ведь вы говорите, что принимаете рассказы от авторов-победителей, ориентирующихся на преобладающие читательские интересы. Значит ли это, что читатели спокойно воспринимают подобные сочетания? На какой возраст ориентированы ваши сборники? Имеют ли рассказы, в них представленные, возрастное ограничение?
Вот здесь, скажем — vk.com/club75756907 — его можно прослушать, ну или прочитать через литрес или в сборниках. Этот рассказ был в призёрах хоррорного конкурса. Приемлете ли вы подобный жанр, я не знаю. Попробуйте послушать или прочитать — если не пойдёт — бросьте. В сборнике есть ещё два хоррорных текста, остальные других жанров. Ну а рассчитан сборник на знающего толк в короткой форме читателя. Которому совершенно не обязательно понравится хоррор. Есть читатели которые в восторге от него. И есть которые пренебрегают. Но тем не менее эмоции текст наверняка вызовет, если дочитать до конца. И не гарантирую, что позитивные.
Спасибо.
И общеотраслевой вопрос: есть ли у нас подвижки в отношении к киберпанку и космоопере? Классическим, а не литрпг и им подобным.
нет, по киберпанку с подвижками не очень, я выше писала про стим, с кибер картинка еще хуже.
А космоопера- пробовали, несколько раз пробовали серии- не идут. То ли авторы не выдерживают конкуренции с зарубежными, то ли оформление не подошло, то ли время не очень удачное — мода была на другое — сказать сложно, но факт остается фактом — ближнее время нет. В перспективе — да, обязательно буду еще попытки.
А вот насчёт того, чтобы учиться именно на рассказах — я бы лично не стала так однозначно утверждать. У каждого свой путь.
Но лично я видела целый ряд практических преимуществ в том, чтобы учиться именно на рассказах. Писать их в разы быстрее, чем романы, соответственно, чаще есть возможность «обкатывать» их на конкурсах и получить куда больше отзывов и критики. Чаще есть возможность пробовать себя в новых жанрах, экспериментировать, поднимать новые темы и т.п. Иначе говоря, с рассказами «оборот» быстрее, чем с романами, соотвественно, и проблемные моменты, над которыми тебе, как автору, нужно работать, становятся видны быстрее.
Но это был лично мой путь; у кого-то, возможно, он совсем другой…
Если автор может
писать под копиркуследовать тенденциям и писать по роману в месяц-два — можно в месяц зарабатывать выше средней зп по Мск. Можно даже не под копирку, но с набором определенных кинков, популярных у читателей. Если говорить непосредственно о цифрах — от 20-40 тысяч рублей ежемесячно, если соответствуешь ожиданиям и потребностям читателя. Если крутишься в этой коммерческой тусовке от полугода и больше (успешно крутишься), то можно спокойно «поднимать» от 70. Знаю нескольких популярных в сети авторов, получающих от 100-150, исключительно на сети.НО: не всегда этот процесс можно назвать созидательным + таких авторов, как и их произведения запоминают только в 10% случаев.
НО^2: от конвеерного самоощущения избавиться фактически нереально. Да и сам заработок нестабильный, многое зависит от того — выстрелит или нет.
з.ы. лично у меня с коммерческим продвижением в сети складывается не так радужно, как описано выше
И да, об этом говорить в контексте данной беседы немного неловко. Я как будто в разговор о литературе вклиниваюсь с маркетингом
С одной стороны, если сериал пользуется спросом, то это явное благо — ибо тиражи, продажи, читатели, популярность и т.п. С другой стороны, если издатель требует продолжение сериала, а ты — всё, выдохся, и креативный колодец иссяк, и ты начинаешь высасывать продолжение из пальца (да ещё и «срессуешь» по этому поводу) — то это явно вред.
Марина! А Вы пишете?
например, Асприн с его МИФическим циклом
вот Асприн — это цикл поняла что имеется в виду, спасибо.
Были ли такие моменты, что невозможно было подобрать подходящий текст и пришлось писать новый?
Но редактор попросила один рассказ в сборнике заменить. Так что пришлось подбирать в пару новый.
Что было самое сложное? Вычленить в текстах ту самую общую «созвучность», которая позволила бы органично (а не белыми нитками) сшить их в пару.
Ну а потом, когда пары были готовы, сложно было огранизовать их в сборике так, чтобы они ещё и логично подходили под сквозную символику (у нас с Андреем это годы китайского гороскопа)
От всего клуба Бумажный слон огромное спасибо Миле, Майку и Марине за проведенное время, за ответы на самые каверзные вопросы, за множество советов и действительно полезную информацию.
Мы считаем, что беседа удалась, и надеемся, каждый получил от нее удовольствие.
Мила, Майк, Марина мы всегда рады вам, заглядывайте в любое время))
а так чтобы вышел за ворота и понял — ура, теперь я писатель, наверно все таки нет.
То есть польза скорее всего есть, но насколько оно влияет на качество написанного — это все же индивидуально… не готова давать совет.
Поскольку участвовала в литературных встречах/мастер-классах непосредственно с Милой.
Это очень полезно. Да, писать не научат, но могут задать направление — куда двигаться, где развиваться, какие ошибки совершает автор. И если написание произведения «самостоятельная работа», то мастер-классы (или уже в возможном будущем, общение с редакторами) — это работа над ошибками, которая значительно улучшает качество «самостоятельных работ», как при вычитке прошлых, так и при написании будущих.
Но при этом опять-таки это — не магическая пилюлька, выпив которую, начинаешь хорошо писать.
Могу привести историю из жизни.
Пару лет назад меня пригласили в качестве гостя на открытие курсов сценаристов (я в Канаде живу, если что) как победителя сценарного конкурса провинции в том году.
Пришла я, значит, к ним, и участники все представляются, рассказывают о себе. Слушаю я их и дивлюсь — все они уже отучились на трёх-четырех=пяти курсах сценаристов, прошли разные мастер-классы и семинары — и вот они теперь здесь, в надежде,, что уж вот этот-то курс поможет им написать или улучшить их сценарий.
И раз я была победителем сценарного конкурса, которые многие из них несколько лет штурмовали, меня первым делом спросили, какие сценарные курсы я могу порекомендовать как самые эффективные, какие заканчивала я.
И я им — а я ни на один сценарный курс не ходила. Я прочитала несколько сценариев любимых фильмов, а потом села, написала свой первый в жизни сценарий, отправила его на конкурс — ну и вот…
И некоторые слушатели на меня, кажется, за такой ответ обиделись
И — да, уже похже я высянила, что с том сценарии у меня были ошибки по форматированию, которые я могла бы избежать, если бы закончила курсы. Однако они не помешали сценарию победить, потому что., как мне сказали потом члены жюри, форматировать можно научить любого. А вот создать униккальное содержимое и хорошо его подать — тут механического рецепта нет, и на курсах этому не научат.
Так что важно чётко понимать, что именно хочешь получить от курсов. Если узнать, как организовать рабочий процесс, как правильно структурировать повествование, как продвигать книгу и т.п. — то тогда на курсы вполне можно. А если единственное, что ты хочешь узнать — это как придумать и написать интересную оригинальную историю, подобной которой ещё не было и которая понравится миллионам и войдёт в века — то лучше сразу понимать, что чёткого ответа на этот вопрос на курсах не получишь, и, соответственно, может, и не стоит тратить на них время и деньги.
Вот разве согласна, что в массе качество хорошо бы и повыше… это да. А так — рынок же регулируется, вот волна Литрпг прошла уже.
Есть пара новых схожих проектов, но они далеки от стартовой популярности Литрпг. То есть — похоже, что нишевая все таки история.
социальная? ну, как-то слабовато (по тем же сборникам Чекмаева глядя)
но там я буду оценивать сам, а вот вы ощущаете?
Cо мной можно связаться через Майка или по почте [email protected]
Но полагаю что да.
Я за серию не отвечаю, я только один из её авторов, но если вдруг будут какие вопросы — ну или просто пообщаться — то приходите ко мне vk.com/id10286703
Или тут в личку пишите… Ту же есть личка? Я просто пока с этим сайтом пока ещё не особо разобралась
Подписывайтесь на паблик — vk.com/project_zerkalo