Интервью с Борисом Руденко
1.Расскажите о себе. Чем Вы занимаетесь, чем увлекаетесь?
Закончил МАДИ. Работал в закрытом КБ инженером-конструктором, но там быстро надоело и я пошёл в милицию, чтобы ловить жуликов. Романтика погнала. Там работал довольно долго, но когда жулики надоели (а я уже писал и публиковался), пошёл в журналистику. Начал в журнале «Пожарное дело». Этот журнал был органом МВД СССР, работать там было очень интересно: героический (без малейшей иронии!) труд пожарных – сплочённого профессионального клана отважных людей, рискующих жизнью каждый день, наука и техника этой отрасли. Но когда меня назначили ответственным секретарём, мне это быстро надоело, и я пошёл работать в журнал «Наука и жизнь» – меня туда позвали.
К сожалению, меня там тоже скоро назначили ответственным секретарём и когда Артём Боровик пригласил меня в «Совершенно секретно» заместителем главного редактора, я пошёл к нему. Там я проработал 4 года, но когда тематика криминала мне надоела, то ушёл, за что Артём на меня некоторое время был в обиде. Немножко поработал в «Неделе» и «Столице», написал пару книг и вернулся в любимую «Науку и Жизнь». А там меня назначили зам. главного редактора и через год мне это надоело. Я опять пошёл домой писать книги и рассказы. Но через пару лет соскучился и в третий раз пришёл в «Науку и жизнь», но уже только зав. отделом и обозревателем.
Это было самое лучшее для меня время работы в журналистике, когда я писал обо всём, о чём хотел – физике, химии, медицине, авиации, спорте, сельском хозяйстве, истории, способах консервирования огурцов, разоблачал лжеучёных – короче, обо всём.
Но потом, как обычно, мне надоело, и я ушёл домой писать книги и рассказы. Немножко поработал руководителем пресс-службы одной уважаемой организации. Сейчас я пишу статьи на разные темы для разных изданий, когда попросят и командую своим дачным кооперативом в качестве председателя правления, хотя последнее уже тоже надоедает.
2. Как давно Вы пишете?
Я начал писать литературные произведения в 26 лет.
3. Почему Вы вдруг начали писать?
В детстве у меня не было друзей – я не испытывал в них надобности и у меня не было на них времени, поскольку я активно занимался спортом, музыкой, английским и очень много читал. Друзья – настоящие – начали появляться только после поступления в институт. А развлекался тем, что играл в пластилин. Лепил героев, всякие машинки для них и придумывал истории, развивая сюжеты прочитанных книг или придумывая собственные. Годам к 16-ти мне это надоело. Но после 20-ти (я уже работал в милиции и даже успел жениться) я вдруг ощутил, что мне чего-то не хватает. Попробовал снова поиграть в пластилин (жена страшно удивилась!) – не получилось, уже не увлекало. Тогда я подумал, что надо бы написать фантастический рассказ: плохих рассказов много печатают, я тоже смогу написать плохой рассказ, за который получу деньги. Написал один и второй – их не приняли. Написал третий, и его опубликовали в «Технике молодёжи». А потом так и пошло.
Это стало для меня развлечением, игрой, заменой пластилину. Я точно также развлекался, придумывая всякие истории. Только теперь я их записывал и получал за них гонорары.
4. О чем было самое первое произведение, которое Вы написали?
О том, как крысы победили людей. Это было очень плохой, неумелый рассказ, хотя жене понравился. К счастью, его никто не опубликовал
5. Вы тяжело раскачиваетесь, чтобы что-нибудь написать?
Я не раскачиваюсь. Если хочется – пишу. Не хочется – не пишу. А если статьи (очерки, повести, рассказы) заказаны мне к определённому сроку, просто сажусь и работаю. Терпеть не могу опаздывать нигде и никогда.
6. Если у Вас вдруг что-то не клеится с произведением, как Вы поступаете?
Если обязан (обещал) сдать вовремя – хожу и думаю, как быть, пока не придумаю. Обращаюсь за советом к друзьям, которые здорово помогали и помогают. Если не обещал – просто бросаю. Когда приходит в голову как продолжить – возвращаюсь.
7. Где вы черпаете идеи для своих произведений?
Для боевиков и прочих триллеров – из жизни и своего жизненного, очень богатого и разнообразного опыта. Для фантастики – из мечтаний. Несколько рассказов и повестей мне приснились во сне, как кино (мои сны – это всегда цветные кинофильмы), от начала и до финала, мне просто оставалось сесть и записать, а потом сдать в печать.
8. Какое из своих произведений Вы считаете наиболее удачным?
Не могу сказать. Я не публикую того, чем сам недоволен. Друзьям нравятся разные. А гениального шедевра, которым мог бы гордиться, как Шолохов «Тихим Доном», я не создал.
9. Можете ли вы в одно время писать несколько вещей?
Никогда не возникало такой необходимости и желания.
10. Есть ли среди Ваших творений такие, за которые Вам стыдно?
Я совершил несколько поступков в жизни, за которые мне не то чтобы стыдно, но очень неудобно о них вспоминать. Но, ни к литературе, ни к журналистике они не имеют отношения. Под каждым написанным мною словом стоит моя фамилия и я в любой момент могу подписаться ещё раз.
11. Как Вы считаете, что важнее всего в литературе?
Чтобы она была интересной читателю. Тогда её – литературу – буду читать.
12. Кого из писателей или поэтов вы считаете достойным уважения?
Боже мой! Да их тысячи!
13. Возникало ли у Вас желание, скажем помягче, набить кому-нибудь из писателей (-ниц) (не считая Вашего покорного слуги) лицо?
Никогда в жизни. Я довольно часто дрался, но только защищая себя или кого-то ещё от нападения. К литературе это не имело никакого отношения.
14. Что вы считаете самым трудным в жизни?
Честно – не знаю. У меня в жизни не было особых трудностей. Разве что переживать потери близких, родных людей, которые уходят навсегда и слишком рано?
15. Что вам дает творчество?
Деньги и гордость за успешно выполненную работу. И некоторое тщеславие от некоторой известности – это тоже иногда приятно.
16. Вы чем-то жертвуете ради творчества?
Да ни в коем случае! Разве что желанием и намерением выпить, когда надо сдать работу в срок.
17. Над чем Вы работаете в настоящий момент? Каковы дальнейшие творческие планы?
Пытаюсь дописать то, что начал пару лет назад и забросил, потому что надоело. Вроде, дело пошло. А планов нет. Я ничего никогда не планирую, кроме путешествий.
18. Ощущаете ли Вы принципиальную разницу между женской и мужской литературой?
Она очевидна. Даже самая гениальная женщина не выдаст в литературе себя за мужчину и наоборот.
19. Не кажется ли Вам, что нынешнее засилье женского фэнтези, иронических детективов, лит-RPG, фанфиков и «попаданцев» убивает серьезную литературу?
Я не понимаю, что такое «убивает» и что такое «серьёзная литература». Образованный человек, которого родители научили читать с раннего детства, сам прекрасно разберётся в качестве текста. И с одинаковым удовольствием прочтёт и Толстого, и Пастернака, и Пелевина и т.д., и даже женский любовный роман, если он написан легко и увлекательно.
20. Сериальность это благо или вред для автора?
Безусловный и объективный вред, если сериальность навязана издателем. Примеров – масса. Например, «Дюна» или «Война престолов», где по сравнению с первыми книгами – шедеврами жанра! – пошло полное барахло. Авторы исписались, это было очевидно читателю и, вероятно, самим авторам. Благо, если автор любит своего героя не по принуждению. Например, как Сименон – Мегрэ.
21. Размывает ли фэнтези рамки фантастики или оно уже давно должно быть выделено в самостоятельный жанр?
Извините, вопрос для меня не интересен. Есть книга и есть читатель. Вряд ли это его интересует, если книга талантлива. А я, всё же, прежде всего читатель, а не теоретик литературы.
22. Что пожелаете своим коллегам по перу (клавиатуре, карандашу – нужное подчеркнуть)?
Здоровья и душевного равновесия.
23. Если бы Вы могли выбирать, в мире какого из своих произведений жить, чтобы Вы выбрали?
Я такого мира не написал. И не знаю ни одного такого мира кроме «Полдня» Стругацких.
24. Если бы кто-то взялся писать фанфик к какой-либо из Ваших книг, как бы Вы к этому отнеслись?
Никак. Каждый имеет право писать то, что он хочет, если это не нарушает моих законных авторских прав.
25. А если бы Вам предложили экранизацию Вашей книги, но какой-то одной, то какую бы Вы выбрали?
Вообще, экранизации уже были и одна из них – «Логово змея» по одноимённому роману (восьмисерийный фильм, режиссёр – Юрий Кузьменко), мне очень нравится. Но если бы ещё – то «Снайпер» или «Тайфун приходит с востока». Но они очень дорогие для постановки.
26. Хотелось бы Вам написать книгу в соавторстве? Если да, то с кем?
Нет. Это зависимость и обязательства перед соавтором. Мне такого не надо.
27. Какие концовки книг у вас любимые?
Счастливые.
28. Снятся ли вам персонажи Ваших книг?
Нет.
29. Возникает ли у Вас желание переписать какое-то из своих произведений?
Желания не возникает, но при подготовке переизданий приходится чего-то править.
30. Хотя, по словам классика, «голодать русские писатели привыкли» ©, все же задам вопрос: способен ли писатель прокормиться в нынешних реалиях своим творчеством?
Думаю, что нет. Тиражи нынче маленькие, издатели – жадные, гонорары невысокие.
31. Что можете сказать насчет участия в различных конкурсах? Стоит ли этим заниматься или это лишь бесполезная потеря времени?
Почему нет, если тебя это развлекает? Удачно написанное произведение всё равно не пропадёт, даже если не станет победителем. Я как-то в 90-х победил на конкурсе коротких сценариев и по моему рассказу (неплохому), сняли короткометражку (очень плохую). Но мне всё равно было приятно.
32. Есть ли, по Вашему мнению, смысл в различных тренингах для писателей, мастер-классах от корифеев жанра?
Есть. Нельзя научить быть талантливым, но способного человека можно научить ремеслу: как избежать очевидных ошибок и заблуждений, которые каждый пишущий так или иначе преодолевает самостоятельно.
33. Как Вы видите свое личное писательское будущее? Скажем так, какой вершины в писательстве планируете достичь?
Это как покатит. Озарит меня Вселенная вдохновением – напишу нетленку. Не озарит – не напишу.
34. Вы не против того, чтобы Ваше интервью было включено в готовящийся сборник интервью?
Не против.
35. Вы не против того, что Ваше интервью будет фактически коммерчески использоваться в сборнике, а Вы не получите за это ничего, кроме рекламы?
За интервью требуют деньги только последние жлобы. Я не из таких.
Фото и иллюстрации, равно как и почти вся библиография есть в яндексе-гугле. Равно как и тексты большинства романов, повестей и рассказов, сворованные немедленно после публикаций на бумаге. Нужно набрать в поисковике «Борис Руденко» и выбирать то, что необходимо.
понравилось!
сколько же интересных людей на планете))
спасибо!
фсмысли, штобэ не приелись эти фсе иньтиресные люди Владу. А то их целая планета, а он один сапсэм адын
сами дать интервью не желаете?
Когда ещё поумнею и напишу что-то путное. Хотя это врядли (насчет ума).