Ясмина Сапфир №1

Интервью с Александром Золотько

Интервью с Александром Золотько
#Интервью_БС

1. Расскажите о себе. Чем Вы занимаетесь, чем увлекаетесь?

Мне пятьдесят пять лет, женат. Имею четырех сыновей. По образованию – филолог. Сейчас реже, но все еще продолжаю играть в «Что? Где? Когда?». Читаю. Пишу.

Автор фото — Сергей Пальцун.

2. Как давно Вы пишете? Почему Вы вдруг начали писать?

Пробовать писать начал в пятом классе. Фантастику. Не люблю работать «в стол», поэтому, когда вдруг предложили написать книгу, пришлось начинать с ноля. Потом бросил ее писать, потом – редчайший случай – издатель настоял на том, чтобы я ее закончил. Правда, если учесть, что я проработал журналистом десять лет, то профессионально писать я начал раньше, чем вышла первая книга.

3. О чем было самое первое произведение, которое Вы написали?

Меня попросили написать в начале девяностых книгу о войне между Украиной и Россией. В результате получилась книга о совсем другом, о том, скорее, что война – дело паршивое.

4. Вы тяжело раскачиваетесь, чтобы что-нибудь написать?

Чаще всего – да. У меня даже заставка на компьютере стояла раньше: «Пиши роман». Хотя роман «Слепцы» я написал за восемнадцать дней. В принципе, бОльшую часть времени занимает не само написание, а паузы между приступами работоспособности. Регулярной работоспособности я так и не научился.

5. Если у Вас вдруг что-то не клеится с произведением, то как Вы поступаете?

Думаю. Прикидываю. Хожу – думаю, сижу – думаю, лежу… понятно. Иногда пытаюсь высидеть что-то перед компьютером, но это помогает редко.

6. Где вы черпаете идеи для своих произведений?

Идея либо приходит сразу оформившаяся, либо намеком, который потом нужно разрабатывать и оформлять. Скажем, как-то пришла в голову фраза: «Солнце зашло только с третьей попытки. И то на севере». Лет через семь из фразы вырос роман «Игры богов».

7. Вы пишете, что «Игры богов» (кстати, отличная книга) возник из одной фразы через семь лет. А как вы поступаете с такими фразами? Записываете или помните все эти годы?

Эту фразу я помнил и постоянно крутил на языке. А некоторые записываю в специальную тетрадку. К сожалению, не всегда. И многие фразы забываются. Вот кажется, что такое ловкое не потеряется, а потом помнишь, о чем была фраза, но совершенно не можешь понять, как это звучало. Обидно.

8. Какое из своих произведений Вы считаете наиболее удачным?

Удачным – неправильный термин. Что значит – удачное произведение? Тиражное? Награжденное? Какого из своих детей вы считаете удачным? Стыдных нет, это точно.

9. Можете ли вы в одно время писать несколько вещей?

Нет. Чтобы начать писать что-то новое, нужно прекратить писать что-то старое. Идеи по новым текстам приходят в голову во время работы над чем-то, но вначале заканчиваешь старое, а потом… Иначе ничего не получится написать. Хотя… Иногда приходится отвлечься от романа, чтобы написать рассказ. В перерыве.

10. Есть ли среди Ваших творений такие, за которые Вам стыдно?

Нет. Стыдно может быть за сознательную халтуру или ложь. Я стараюсь не халтурить и не врать.

11. Как Вы считаете, что важнее всего в литературе?

Литература начинается там, где вымысел перестает быть ложью. Ну и способность составлять текст, который, в принципе, тебе не может быть интересен. Ты ведь уже знаешь, кто убийца и чем закончится? Остается просто терпеливо складывать буквы в слова, а слова в предложения. Потом, через несколько месяцев, можно перечитать и даже получить удовольствие.

12. Кого из писателей или поэтов вы считаете достойным уважения?

А кого из писателей и поэтов интересует мое мнение по этому поводу? Уважения может быть достойным любой, но, простите, так ли уж много на свете людей, уважение которых принципиально важно для меня или вас? Мы отчего-то полагаем, что уважаемый человек – это прямо здорово. И почти никого не интересует КЕМ уважаем этот человек. А тут могут быть вопросы.

13. Возникало ли у Вас желание, скажем помягче, набить кому-нибудь из писателей (-ниц) (не считая Вашего покорного слуги) лицо?

Все мы люди, и ничто человеческое нам не чуждо. Но реализовать ВСЕ свои желания в цивилизованном обществе не принято. Хотя есть на свете пара-тройка людей, с которыми нам встречаться не стоит.

14. Что вы считаете самым трудным в жизни?

Жить. И понимать, что это не навсегда.

15. Что вам дает творчество?

Творчество – это форма жизни. Я с удивлением узнал, что у кого-то в доме может не быть письменного стола. Творчество делает существование человека осмысленным.

16. Вы чем-то жертвуете ради творчества?

А вы чем-то жертвуете ради жизни? Творчество – процесс естественный, на уровне рефлекса. Не уверен, что готов убивать ради творчества, а так… Даже представить себе не могу, как можно чем-то жертвовать ради творчества. Хотя да, я слышал истории о творцах, которые отказались от семьи, любви, друзей ради творчества. Мне их жалко.

17. Над чем Вы работаете в настоящий момент? Каковы дальнейшие творческие планы?

Сейчас нужно закончить роман. Написать с десяток других, идеи которых уже есть и частично разработаны. Заказали два рассказа. Нужно подать в суд на человека, пытающегося украсть мой роман. Главное – заставить себя работать.

18. Ощущаете ли Вы принципиальную разницу между женской и мужской литературой?

Ну… Мальчики ходят в синем, девочки в розовом? Вот тут игрушки для мальчиков, а тут – для девочек? Такое деление – способ улучшить продажи. К качеству текста это имеет минимальное отношение. Всегда воспринимал «женские» сборники и серии, как указание на тип читателя, а не писателя. Халтуры – продаваемой халтуры – полно и у мужчин и у женщин. Не вижу принципиальной разницы.

19. Не кажется ли Вам, что нынешнее засилье женского фэнтези, иронических детективов, лит-RPG, фанфиков и «попаданцев» убивает серьезную литературу?

Вы серьезно про серьезную литературу? Серьезная – это та, которую неинтересно читать, что ли? Литературу «убивает» не жанр. Литературу убивает халтурщик.

20. Сериальность это благо или вред для автора?

И снова некорректный вопрос. Благо и вред для автора? Деньги? Слава? Развитие? Сериалы приносят доход. Раскрученные сериалы – очень большой доход. Это плохо для автора? То, что в какой-то момент автор начинает сознательно работать «на тройку» — так это не в сериалах дело, а в авторе, в его отношению к себе и своей работе.

21. Размывает ли фэнтези рамки фантастики или оно уже давно должно быть выделено в самостоятельный жанр?

Фэнтези явочным порядком уже и без нас давно вынесено в отдельный жанр. И кто вообще определил рамки фантастики, которые кто-то не должен размывать? Литературоведы до сих пор не дали всеобъемлющего определения фантастики, а мы – о размывании.

22. Скажите, вот как Вам удается и фантастику и фэнтези и боевики писать, и при этом все писать интересно?

Это оценочное суждение, если вдуматься. С другой стороны – Вы видите принципиальную разницу между тем, как написать детектив, боевик или фантастику? Просто расставляешь буквы в нужном порядке. И оп-па!

Это талант ;-)

Или так.

Потому как большинство нынешних писателей толком даже в одном жанре буквы не научились расставлять.

Но их же читают и хвалят. Что еще нужно писателю?

Кто знает? сегодня хвалят, завтра забудут… А если потом (где-то там) придется отвечать за свою писанину? Что будут говорить: меня читали и хвалили?

Таки да. А кого забудут – не нам решать, правда? Меня вон почти не знают, так что и забывать будет не особо трудно. А отвечать нужно перед собой, не ТАМ. Совесть – это гнев, направленный вовнутрь. И у кого-то этот гнев есть, у кого-то… Вторым легче, наверное.

23. Что пожелаете своим коллегам по перу (клавиатуре, карандашу – нужное подчеркнуть)?

Не врать. Себе – в первую очередь.

24. Если бы Вы могли выбирать, в мире какого из своих произведений жить, что бы Вы выбрали?

Так я в нем живу.

25. Если бы кто-то взялся писать фанфик к какой-либо из Ваших книг, как бы Вы к этому отнеслись?

Да ради бога! Почему я что-то кому-то должен запрещать? Вначале мне будет приятно, а после знакомства с полученным текстом… Вы спрашивали, хочется ли мне кому-то набить лицо? Вот тогда и на этот вопрос отвечу.

26. А если бы Вам предложили экранизацию Вашей книги, но какой-то одной, то какую бы Вы выбрали?

Предлагали. Даже сценарий написал. Потом сорвалось и сейчас я понимаю – хорошо, что сорвалось. Хотя деньги в кино куда больше, чем в издательствах, признаю.

27. Хотелось бы Вам написать книгу в соавторстве? Если да, то с кем?

Не хотелось. Ни с кем. Некоторым нравится. Я себе даже представить не могу, как это – писать текст напополам. Хотя, если захочу с кем-то сильно поссориться, попробую написать с ним в соавторстве.

28. Какие концовки книг у вас любимые?

Некоторые книги и начинать-то не стоило. И не приемлю рассуждений на тему – вот бы этой книге другое окончание. Книга – цельный объект. Отрезать и пришивать ножки для красоты – глупо. И в хорошей книге финал предопределен всем текстом – от первого слова.

29. Снятся ли вам персонажи Ваших книг?

Я большинство из них в реальной жизни вижу. А персонажи – это работа сознания, а не подсознания. Сон здесь не при чем.

30. Возникает ли у Вас желание переписать какое-то из своих произведений?

Редактировать – да. Переписывать? С чего бы это? Роман написал не я нынешний, я на него и прав-то уже не имею, если честно.

31. Хотя, по словам классика, «голодать русские писатели привыкли» ©, все же задам вопрос: способен ли писатель прокормиться в нынешних реалиях своим творчеством?

Тиражный и раскрученный? Да. И очень неплохо. А карьера писателя всегда была одной из самых сложных и неблагодарных. А у нас еще и читатели прилагают усилия к удержанию писателя в голоде. Сейчас писательство потихоньку становится хобби. Для подвижников, для обеспеченных людей или тех, кого кто-то содержит.

32. Что можете сказать насчет участия в различных конкурсах? Стоит ли этим заниматься или это лишь бесполезная потеря времени?

Это как секс. В меру, в охоту, с привлекательным человеком. Но делать это главным занятием своей жизни? Даже звучит противно.

33. Есть ли, по Вашему мнению, смысл в различных тренингах для писателей, мастер-классах от корифеев жанра?

Вы знаете много корифеев, дающих мастер-классы? Как сказал как-то Анджей Сапковский, почему я должен помогать своим конкурентам? А вот поучиться технической стороне дела – весьма и весьма невредно. Даже некоторым корифеям.

34. Как Вы видите свое личное писательское будущее? Скажем так, какой вершины в писательстве планируете достичь?

Не умереть в ближайшие лет двадцать. И дождаться, когда электронные книги станут реальным способом зарабатывать на жизнь с удовольствием.

35. Вы не против того, чтобы Ваше интервью было включено в готовящийся сборник интервью?

Да ради бога! Но приплачивать не стану.

https://fantlab.ru/autor2638

+4
09:25
342
12:26
+3
А кого забудут – не нам решать, правда?
Нам. Это же мы — забыватели.
Сейчас писательство потихоньку становится хобби.
Чо-т лорд Дансени вспомнился. Писал для удовольствия, издавал за свой счет, и на тебе — один из представителей прото-фэнтези.

Ну эт так, чисто мысли вслух. Интересное интервью.
05:30
+2
Сурьёзный какой дядька, без хи-хи.
Местами даж суровый. Пральна, нечиво тут красоваться-заигрывать. Отрубил правду-матку, да и в сторону. Увожаю. thumbsup

Влад, во тута:
«24. Если бы Вы могли выбирать, в мире какого из своих произведений жить, чтобы Вы выбрали?» — «что бы» раздельно. wink
05:55
+2
зато один из немногих современных авторов, которых читать интересно и не противно
06:05
+2
почаму «зато»? при всём своём выкаблучивании я вполне способна читать и не юморные весчи, тем более если юморок нарочитый либо вовсе натужный.
А «интересно и не противно» — хорошая рекомендуцыя, спасип.
06:09
+2
потому как «писателей» стало как собак нерезаных, а хороших — единицы sorry
06:22
+3
этта да, из самой читающей превращаемся в самую пишущую страну мира.
Пришёл вон на Фанту новичком Диалектик и вофси выдал в статье: «Я вижу четкие тенденции уменьшения количества читателей и увеличения количества писателей. Все литературное пространство завалено работами признанных и непризнанных авторов. Шансы читателей найти написанную именно для них книгу все уменьшаются, а шансы писателей, особенно начинающих, найти свою аудиторию, уменьшаются еще быстрее. А что будет, если количество писателей превысит количество читателей? Появятся профессиональные читатели?» Весёленькая перспектифка, нечего сказать!..
06:27
+3
я уже давно думал, что пора создавать клуб начинающих читателей… quiet
06:55
+3
Дружно вспоминаем инопланетянина Константина;)
07:06
+2
у нас вся госдума из инопланетян состоит quiet
07:21
+3
я о более «полезных»…
07:26
+2
quiet тихо! политику пришьют! laugh
10:18
+3
эта кто такая инопланетянина? Константина иё звать, да? smile
10:49
+2
ну пасиба. А то я Стругацких ниочинь. С почтением, но без фанатизму. pardon
11:06
+3
Я, так-то, больше виски с кальяном люблю smile Но… Момент с Константином в жилу пришелся;)
12:25
+2
ишь оно, гурман какой Синтепушка tongue
12:28
+3
Yep smile Прошу к столу)
12:32
+3
нетуш, ешьте сами… свой кальян с висками glass
12:38
+3
Хо-ро-шо…
17:44
+2
примерно так
18:27
+2
хм… у вас таки есть виски?
18:38
+3
Таки, да, был… но нынче…
18:42
+2
печально sad
19:36
+2
а как же
больше виски с кальяном
и уже фсё?.. unknown
И кальян штоле скурилсо под ЧМ?..
19:39
+1
sorry никто не рад компании старого зануды
19:46
+1
дык нада патамушто со своим приходить, и бут оч даже радые!
ну эле мона понудеть по трезвяку со мном, я таку компанию фпалне ценю, да. drink (сок, компот, квас на крайняк) ok
19:49
+2
Антиутопия laugh
19:53
+2
вот как раз сейчас налил себе стаканюгу кваса. прошлогодний, березовый, на вощине
19:58
+2
wonder мая мужа на подобные рецепты обзывается «перебродившая жабья кровь» laugh
20:02
+2
напрасно. вкусная вещь
12:52
+1
Зрелые рассуждения, было интересно ознакомиться!
18:21
+2
спасибо! bravo
Загрузка...
Илья Лопатин №1