Интервью с Алексеем Жарковым
1. Расскажите о себе. Чем Вы занимаетесь, чем увлекаетесь?
В свободное время я писатель, а так – унылый, замороченный точностью технических заданий программист. Помогаю людям общаться с клиентами через Интернет, и меня это совершенно не увлекает. И не заводит, потому что редко бывает интересно, редко получается так, что выпадает сложная задача, чтобы мозг напрягся как следует. На контрасте меня безумно радует сочинять разные занимательные сюжетные конструкции. И хотя они на первый взгляд выглядят просто, просто поверьте, мой мозг отлично потрудился, чтобы вы именно так и считали. Кроме того, меня увлекают путешествия, наблюдение за миром, созидание всевозможных событий в Интернете, сочинение новых слов и вообще всё, ну или почти всё.
2. Как давно Вы пишете?
С рождения. Сначала выходило криво и плохо, после пива – обильно, но как-то бесцветно, а когда научился более-менее попадать в такт собственному настроению, аккомпанировать переживаниям, вот тут и стало получаться.
3. Почему Вы вдруг начали писать?
Думаю, этот вопрос правильней задать медикам, моя версия – как бывает у некоторых, когда в организме происходит какой-нибудь биохимический припадок, и вот, пожалуйста – человек говорит на утраченном наречии погибшего за сто лет до татаро-монголов языка. Так и со мной, только в существенно меньшем масштабе, я никакой язык не вспомнил, зато решил написать что-то. А вообще, если серьёзно – всегда хотелось прочитать идеальный роман, рассказ и прочее, но такой никак не встречался, и я решил исправить это недоразумение, написав свой, своё, свои.
4. О чем было самое первое произведение, которое Вы написали?
О Винни-Пухе и его друзьях. Бестселлер третьей группы 101 детсада.
5. Вы тяжело раскачиваетесь, чтобы что-нибудь написать?
Всяко бывает, иногда хлоп – сел и написал, как откровение снизошло, тут важно поймать момент и не упустить. Чаще всё куда противней – думаю над героями, сюжетом, читаю обо всём, что так или иначе будет задействовано, статьи, справочники и пр. Как правило всё идёт пугающе тяжело. А потом еще и страшно начать – вдруг не получится, вдруг выбранный формат не в полной мере раскроет замысел… герой окажется картонным… не хватит действующих лиц… мне не поверят… это ужасно.
6. Если у Вас вдруг что-то не клеится с произведением, то как Вы поступаете?
Подобный опыт включает в себя только рассказы, ибо романа было только два законченных и те в соавторстве, что вообще совсем другое. Так что по рассказам: если не клеится – одно из двух: или дожимаю во что бы то ни стало, просто из принципа, законченное произведение потом проще исправить, чем незаконченное; либо бросаю и почти никогда больше не возвращаюсь. Кесарю, как говорится, гореть в аду.
7. Где вы черпаете идеи для своих произведений?
Отовсюду. Думаю, так поступает большинство тех, кого беспокоит сочинительский зуд. Любая хреновина может выстрелить прямо в мозг, вот как у покойной Урсулы Ле Гуин, даже дорожный указатель выступает в роли провокатора, да вообще всё, что угодно, даже это интервью, даже тот, кто сейчас его читает с ухмылкой на лице, я же рядом, за спиной у него, дышу в затылок и считаю ухмылки – на сто сорок пятой придумаю о нём рассказ. Он там станет богатым и знаменитым, и умрёт за сто лет, здоровый и чистый, в постели с лицами противоположного пола.
8. Какое из своих произведений Вы считаете наиболее удачным?
Роман «Этика Райдера». Спрашивайте в магазинах города. Читайте и пишите отзывы. Отличный роман, ни разу не стыдно, наоборот – горжусь им.
9. Можете ли вы в одно время писать несколько вещей?
Запросто, вот как раз сейчас в голове бродят сразу три сюжета, то один поверчу, напьюсь им, захмелею, беру другой. Правда, смешивать нельзя – тогда ёрш, а такой рассказ я уже написал.
10. Есть ли среди Ваших творений такие, за которые Вам стыдно?
Есть, но вы о них ничего не узнаете, никогда.
11. Как Вы считаете, что важнее всего в литературе?
Важнее всего – искренность автора. Как только он начинает «лепить горбатого к стенке» в прямом и во всех вариантах переносного смысла, я перестаю ему верить, и это приговор всему произведению, а иногда и всему творчеству.
12. Кого из писателей или поэтов вы считаете достойным уважения?
Всех. Сами подумайте почему, моё объяснение будет одним из тех, о котором вы подумали. Или всеми.
13. Возникало ли у Вас желание, скажем помягче, набить кому-нибудь из писателей (-ниц) (не считая Вашего покорного слуги) лицо?
Нет, я добрый человек, а большая часть современных творцов просто зарабатывают этим деньги, к литературе, в моём понимании этого слова, их деятельность не имеет отношения. Люди просто работают, за это не бьют. Напротив – всякий труд достоин уважения. (См. выше, в.12)
14. Что вы считаете самым трудным в жизни?
Добровольно прекратить жить.
15. Что вам дает творчество?
Мне нравится производить на свет что-то новое. Дети и прочее само собой, но я имею в виду нематериальные ценности. Что-то, что можно разделить с другими, это доставляет радость и удовольствие. Вот такой ответ.
16. Вы чем-то жертвуете ради творчества?
Да, на всё это уходит куча времени, которое я бы мог потратить на компьютерные игры, пиво, женщин, кабаки и запуски крупной бытовой техники к Марсу. Но я, как крот, сижу в своей норе перед ярким пятном света и общаюсь с ним, как с живым. Это разве нормально? Незаметно схожу с ума, приношу в жертву своё время.
17. Над чем Вы работаете в настоящий момент? Каковы дальнейшие творческие планы?
Второй день подряд отвечаю на вопросы вашего интервью. А вообще, пишу несколько рассказов, в голове у меня бродят, и еще пару романов. Таким же точно бесконтактным способом.
18. Ощущаете ли Вы принципиальную разницу между женской и мужской литературой?
Конечно. Ту, что называют женской литературой, я даже в руки брать боюсь. Не моё, так сказать. Вот отрастёт у меня юбочка, как у шампиньона, тогда возможно, а пока стесняюсь.
19. Не кажется ли Вам, что нынешнее засилье женского фэнтези, иронических детективов, лит-RPG, фанфиков и «попаданцев» убивает серьезную литературу?
Всё в мире относительно. У вас, может быть, и засилье всего этого, а я живу в мире, где ничего этого нет. Здесь «засилье» совсем другой литературы. Перебирайтесь, не пожалеете, портал открыт круглосуточно.
20. Сериальность это благо или вред для автора?
Для автора благо, для писателя – вред.
21. Размывает ли фэнтези рамки фантастики или оно уже давно должно быть выделено в самостоятельный жанр?
Так вы же прямо сейчас его уже выделяете в отдельный жанр. Насчет «размывает» или нет – разве у фантастики есть рамки? Разумеется, если это фантастика, рамок нет, всё, что не проза – то фантастика.
22. Что пожелаете своим коллегам по перу (клавиатуре, карандашу – нужное подчеркнуть)?
Не болеть, вести здоровый образ жизни, чаще общаться с людьми, меньше думать о том, что надо, а больше о том, что возможно. И еще больше о том, что не возможно.
23. Если бы Вы могли выбирать, в мире какого из своих произведений жить, что бы Вы выбрали?
Какие жуткие у вас вопросы, вы явно не знакомы с моим творчеством. Я бы не хотел жить ни в одном из своих произведений, именно поэтому, вообще говоря, они и были написаны – чтобы избавиться от навязчивого кошмара, злых фантазий, и передать эстафету безумия читателю. С глаз долой и с сердца вон. Ваша очередь содрогаться, при мысли… что… всё это существует… где-то рядом с вами… прямо сейчас…
24. Если бы кто-то взялся писать фанфик к какой-либо из Ваших книг, как бы Вы к этому отнеслись?
С нескрываемым удивлением. На мой взгляд фанфики пишут люди, обделённые собственной фантазией и воображением. Не говоря уже о том, что это во многом унизительное занятие даже для начинающего автора. Многие, правда, не могут не писать, готовы даже за другими «доподписывать», забыл, как это у нас называется, какое-то очень обидное слово. У походников это называется «кусочничать».
25. А если бы Вам предложили экранизацию Вашей книги, но какой-то одной, то какую бы Вы выбрали?
«Этика Райдера», отличный бы вышел кинороман. Эх. Спрашивайте в магазинах города, читайте и оставляйте отзывы.
26. Хотелось бы Вам написать книгу в соавторстве? Если да, то с кем?
Странный вопрос… Вы не очень-то готовились к интервью, как я вижу =)
27. Какие концовки книг у вас любимые?
Когда герои умирают. Это оставляет в душе след, так и тянет отлистать в начало, на середину, найти места, где все еще живы, перечитать их, вернуть собственному сердцу покой, укорениться в том хорошем прошлом. Печаль одна из сильнейших эмоций.
28. Снятся ли вам персонажи Ваших книг?
Да, причем в разных позах, в одеждах и без, они беззвучно кричат. Но никто им уже не поможет, финал всегда за мной. Бойтесь его.
29. Возникает ли у Вас желание переписать какое-то из своих произведений?
Нет, причем постоянно. По пять раз в неделю, но потом всё реже и реже, у меня не возникает желания ничего переписывать. Вообще, к моменту, когда рассказ готов, или роман готов, меня от текста уже мутит, так часто я его читал и перечитывал. Бесит в нём каждая буква. Зато потом, через пару лет я возвращаюсь и ловлю кайф – так круто мне он кажется написан. Всё познаётся в сравнении.
30. Хотя, по словам классика, «голодать русские писатели привыкли» ©, все же задам вопрос: способен ли писатель прокормиться в нынешних реалиях своим творчеством?
Конечно, способен. Только кроме писательского таланта, которым ему необходимо обладать, чтобы писать хорошо и интересно, ему нужен еще и талант литературного агента, чтобы хорошо продавать свои произведения. Кто-то решит, что второе ниже его достоинства, но примеров успешного заработка на романах достаточно много. Другое дело, способен ли на такое настоящий писатель, есть ли у него на это время? С другой стороны, никто не обещал, что это будет просто.
31. Что можете сказать насчет участия в различных конкурсах? Стоит ли этим заниматься или это лишь бесполезная потеря времени?
Однозначно стоит, потому что это развивает не только умение писать, но и отращивать толстую кожу в местах соприкосновения нежного писательского сердца с раскалёнными до бела критиками. Это бесконечно полезное приобретение, которое затем здорово помогает и в обычное жизни. Однако, к конкурсам надо относиться осторожно: они хороши в самом начале «творческой карьеры», потому что позволяют трезво оценить плоды своего труда и лишний раз не задаваться, но со временем, как мне кажется, когда автор взрослеет и обогащается опытом, и становится умнее и мудрее большинства конкурсных новобранцев, ему не стоит проводить за подобного рода соревнованиями много времени, а если уж конкурсная движуха и огонь соревнования никак не отпускают – относиться к конкурсам проще, как к занимательной игре, которая по большому счету ничего не значит. Для него, только для него.
32. Есть ли, по Вашему мнению, смысл в различных тренингах для писателей, мастер-классах от корифеев жанра?
На мой взгляд это нужно тем, кто собирается заниматься писательством, как ремеслом, т.е. нацелен на то, чтобы зарабатывать этим деньги с наибольшей эффективностью, с наименьшими трудовыми затратами. Другими словами – тем, кто хочет повысить свой профессионализм и производительность труда в этой профессии. Такому нужно знать, как и что следует делать, чтобы люди покупали его поделки. Нужно ли это настоящему писателю – большой вопрос, потому что у того мотивы совсем другие, он пишет не затем, чтобы его хорошо покупали, продавали и тиражировали, а по зову души, крику разума и от боли сердца. А сердцу, как известно не прикажешь, учить душу бесполезно, успокоить разум невозможно. Лучшая школа для писателя – это жизнь. Лучший мастер-класс – хорошая литература. Лучший навык – его талант. Назовите хотя бы одного проверенного временем писателя, который бы в «детстве» посещал писательские тренинги или мастер-классы от «корифеев». Всё это для ремесленников, как школа менеджеров или семинар бизнес-брокеров. Очень полезно, очень.
33. Как Вы видите свое личное писательское будущее? Скажем так, какой вершины в писательстве планируете достичь?
К счастью, ничего такого не вижу и никаких вершин не планирую. У меня есть семья, работа, накопления и прочие вещи, которые требуют планирования, и они стоят на первом месте, потому что от них зависит моя жизнь. От того, сколько я сочиню рассказов или романов, каких писательских вершин достигну, ничего не зависит. По крайней мере, пока.
34. Вы не против того, чтобы Ваше интервью было включено в готовящийся сборник интервью?
Не против, включайте.
35. Вы не против того, что Ваше интервью будет фактически коммерчески использоваться в сборнике, а Вы не получите за это ничего, кроме рекламы?
Не против, пусть используется.
9. — значит, так можно. Ффух…
Я хотела сказать — Виктория, настоятельно рекомендую вам прочитать ответ на седьмой вопрос интервью.
18 пункт — ну шо за сексизм?! или банальная неосведомленность, какую низкопробную литературку порой творят писатели мужского полу.
11 пункт — согласна.
Вопрос, был ли искренен автор, когда давал интервью или просто забавлялся?
А чожа, чай люди ж творчискии, ну.
Ну мелкоблошеки чутка.
1. "… редко получается так, что выпадает сложная задача, чтобы мозг напрягся,_ как следует" — вродебо здесь не нужна препинака?
3. "… всегда хотелось прочитать идеальный роман, рассказ и прочее, но такой никак не встречался, и я решил написать исправить это недоразумение, написав свой, своё, свои". Эта толе после «написать» запятушка потерялась, толе целиком это слово выкинуть, «решил исправить это недоразумение».
6. «Так что по рассказам: если не клеится – одно из двух: или дожимаю во что бы то ни стало, просто из принципа, законченное произведение потом проще исправить, чем незаконченное; либо бросаю и почти никогда больше не возвращаюсь» Ваоще шыкарный предложэнь, васторк сабачий (изинити)! скока всяцких наворотов — тут тебе и двоеточьеф аж два штука, и тирешка, и точка с запяточкой: как есть празнек для душы! натуральна вастаргаюся Оч багатый придлажэнь, оч!
8. «Отличный роман, ни разу ни стыдно...» — «не стыдно».
15. «Дети и прочее само собой, но я имею ввиду нематериальные ценности...» — «в виду» раздельно.
16. «Да, на всё это уходит куча времени, которые я бы мог потратить...» — «которое»
17. "… пишу несколько рассказов, в голову у меня бродят..." — «в голове». Хатя… в маём галаву тож случяютса брожэния…
18. Шампиньоновая йубочка — эта прям прэлесь какая-то!
19. «У вас, может быть,_ и засилье всего этого...» — потерялась запятуня.
Ну и во-от… и дошкандыбала я до 23-го вапросека, а там у Влада его слитное неубиваемое «чтобы Вы выбрали»… И нафига ж я это тада выклёвоваю, спрашоваитса? от ить дурища-то повёрнутая — всамделишныи писатили пишут вон по зову души, крику разума и от боли сердца. Невзирая на блохов. Ну и тада харош нудить, закругляюся
И после «как известно» в там, где про «сердцу не прикажешь», лана?
Хорошее интервью, познавательное)
спасибо)