Светлана Ледовская

​Школа критики: как делать не надо

​Школа критики: как делать не надо

Я уже писала пару статеек на тему критики, какой она бывает, как к ней относиться, зачем она нужна. Но там было больше пространных рассуждений, а теперь хочется перейти к конкретике. Причем не с точки зрения принимающего критику — здесь уже всё сто раз сказано. А с точки зрения самого критика. И для начала, хочется пройтись по основным ошибкам, которые допускаются, к сожалению, очень часто и приводят порой к печальным последствиям. Ведь неумелая критика может не просто испортить настроение — спровоцировать ссору, испортить отношения между людьми, а то и вовсе отбить у автора желание работать.

Так, что вот те вещи, которые делать нельзя:

1. Сравнивать землю и небо.

Критик должен понимать, что он оценивает — сочинение на вольную тему ученика средних классов или труд всей жизни лауреата нобелевской премии. Критерии оценки и там, и там должны быть одинаковы — качество, грамотность, логика. Но ждать от школьника такого же мастерства, как от профессионального писателя — глупо.

Это не значит, что нужно делать поблажки, что начписа вообще нельзя критиковать — нужно, и даже больше, чем профессионала. Только нет смысла придираться к «простому языку» и «отсутствию жизненного опыта у автора», потому что этого опыта — жизненного, литературного — у автора действительно нет. Если он есть у вас — предложите свою помощь, а не обвиняйте подростка в том, что ему пятнадцать лет.

2. Позиционировать своё мнение, как неопровержимую истину.

Ваше мнение — это ваше мнение. В том, что касается литературы, объективная критика может касаться правил языка, семантики, логики и подобных явных ошибок. А вот «зря ты сделал хэппи энд», «мало крови», «много крови», обилия или отсутствия метафор — всё это вкусовщина. Конечно, высказать своё мнение по этому поводу можно и нужно — но не как факт, а исключительно, как своё пожелание. Если автор сочтёт нужным оформить текст под вас и вам подобных, он учтёт ваши слова.

3. Забывать, что и зачем вы критикуете.

Довольно странно, когда критик, считающий, например, юмористическое фэнтези худшим сортом литературы, берётся это фэнтези критиковать. Весь рассказ у него, как правило, сводится к мысли, что ЮФ — не литература и подлежит немедленному сожжению. И возникает вопрос — а для чего ты вообще начал это читать? Чтобы потешить своё ЧСВ? От скуки? А критиковать зачем начал? По тем же причинам?

Но автор не обязан тешить твоё ЧСВ и развлекать тебя в комментариях. Он для этого как раз смешную книгу написал. Если ты хочешь действительно помочь ему — ты не будешь цепляться к выбранному жанру и подобным вещам. Если даже его книга совсем не в твоём вкусе, ты пройдёшься по тому же языку, фактическим ошибкам и другим вещам, которые не зависят от личных предпочтений.

4. Хвалить себя.

Приходить в гости и начинать с порога рассказывать хозяевам, какой ты замечательный и умный, особенно по сравнению с самими хозяевами — дурной тон, согласитесь? То же самое касается критики.

5. Только ругать.

Маловероятно, что вам попадётся именно та работа, в которой нет совсем ни одной положительной стороны. И если вы будете концентрироваться только на негативе, то есть шанс, что вы предстанете перед автором в качестве такого вредного критикана, брюзги и ворчуна. И сколь бы верной и точной не была ваша критика, её могут просто отказаться воспринимать.

6. Переходить на личности.

Критиковать возраст, пол, интеллектуальные способности автора, выбранный им стиль, жанр и т.д. Переход на личности вообще нигде не приветствуется, однако, зачастую можно услышать фразу в духе «Да ты же баба, как ты можешь писать про войну?» или «Да что мужик понимает в любви?», «Тебе всего 14 лет, тебе нельзя писать эротику!» или «Ой, это же ЖФ, глупо ждать от ЖФ хороших текстов!». Я тут не буду разглагольсвовать о братстве и равноправии, просто скажу: если вы не любите ЖФ, не читайте ЖФ. Если вы считаете, что подростки ничего не понимают в сексе — не читайте их эротическую прозу. Чтобы хоть самих себя не провоцировать на грубые комментарии.

Ну а то, что касается обвинений автора в глупости и подобных оскорблениях — это банальное хамство, и ему вообще не место среди приличных людей.

7. Выдавать за критику своё возмущение, обиду, месть и прочие негативные чувства. Даже если вы очень не любите автора, если он очень вас чем-то обидел — не используйте критику, как способ отомстить или выпустить негатив. И уж тем более не ругайте автора, если разозлил вас не он. Разделяйте личные отношения и рабочие, а если не можете — то постарайтесь избежать такой ситуации, откажитесь от критики именно этого произведения, этого автора.

И ещё один маленький момент, который не является табу, но может сильно подпортить вам отношения с людьми: не критикуйте близких.

Друзей, родственников, товарищей — если они вас об этом не просят и, главное, если вы не уверены в их реакции. Некоторые люди легко переносят даже самую жёсткую критику, некоторые обижаются, если им на пропущенную запятую указать. Но это было бы неважно, если бы речь не шла о ваших близких — людях, которые сознательно или не очень ждут от вас похвалы, поддержки, ждут, что вы будете на их стороне всегда. Критика в таком случае может быть воспринята как предательство. И в то же время, если вы похвалите плохой текст, вы можете оказаться в неловкой ситуации льстеца, который «позволил мне это в интернет выложить!»

Если есть возможность ознакомиться с текстом без обязательной последующей критики, сделайте это. Попробуйте начать с малого, критикуя либо очень общие, либо очень мелкие детали, и наблюдайте за реакцией человека. И помните, что дружба в такие моменты гораздо важнее :)
+3
11:49
809
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...