Моё метро
Но метро сверкнул перилами дубовыми,
Сразу всех он седоков околдовал
Песня старого извозчика.
Не так чтобы оно прямо вот "моё". Но езжу на нём, уж чёрти сколько (лет тридцать... написал, подумал: "ни хрена себе"), метро московское люблю (наверное, одно из того немногого чисто московского, про что так могу сказать безо всяких оговорок), и что-то накопилось.
Московская подземка привлекала и привлекает многих. Вон, и один очень известный писатель долго не мог успокоиться, строчил продолжения. Да и киношники норовят вниз спуститься, заснять какой-нибудь эпизодик.
Не сказать, что я прямо кладезь знаний и историй. Но охота поделиться. Наверное, не москвичам будет не столь интересно, но вдруг, когда загостят...
Разрозненно, но всё о нём, о Московском метрополитене (имени Ленина осталось или нет – не знаю, а в интернеты не полезу). Могу приврать, сразу предупреждаю (очень удобно, прямо, как журнале "Дилетант" – предупредил, взятки гладки; раздел "экспертное мнение" - самоирония, если что). Но туриста я бы первым делом именно в метро засунул.
Красота
Этот штамп лезет не только от масквачей. Есть такое мнение. Им возражают. Я настаивать не будут. Вон, даже в Питере есть красивая станция – "Автово".
Мой личный наисубъективнейший рейтинг самых красивых станций. Все из числа старых, "сталинских". Хотя, говорят, и среди новых есть ничего. Но я их мало видел – ну, да, ничего. Особенного. На мой, подчеркну, вкус.
Маяковская – она вся грациозная, тоненькая и аристократичная (при осмотре обязательно задирать голову).
Новослободская – это витражи.
Киевская кольцевая – тут полная дружба народов (эх).
Площадь Революции – не столько красива в целом, сколько скульптуры (тут и иностранцев чаще всего водят).
Кропоткинская – невзрачная, но надо приглядеться; подсветка столбов очень интересная; красота неброская.
Бауманская – за звезду в вестибюле.
Комсомольская кольцевая – царская помпезность.
Первая линия
Из той же песни "…от Сокольников до Парка на метро". Они и снаружи похожи станции эти, в одном стиле. А ещё что характерно для их возраста – проходики везде узенькие, лесенки тоже. Не рассчитывали на толпы.
Вылезаешь на Красносельской – а тут ещё дома деревянные тогда были (и сейчас есть, там чуть пройти).
От Охотного ряда до Комсомольской держитесь крепче, поезд едет, как по лесу с крутыми поворотами.
Улица
В Москве довольно много выходов подземки наружу, где она становится, собственно, "наземкой". Филёвская линия даже почти целиком идёт поверху. Мне лучше других знаком перегон между Коломенской и Автозаводской (теперь там вклинилась станция "Технопарк"). Поезд выныривает из туннеля и дети, которые есть в наличии в вагоне, орут - "Улица!" и приникают к экранам окнам.
Пейзажи в окне, честно сказать, так себе.
Видно Университет, видно теперь, тьфу, Москву-сити. Закат когда или рассвет – красиво. При проезде по мосту через Москву-реку положено байку рассказать. Рассказывающий обычно говорит про себя.
Едут, мол, они как-то с друзьями, и когда поезд над рекой, и давай кричать на весь поезд: "Дельфины! Дельфины". И самое ценное – комментарий: "Народ, конечно, понимает, что никаких таких дельфинов там нет. Но посмотреть надо. На всякий случай. И смотрят".
Когда поезд идёт по улице, шум меньше, тут ходят горлопаны-продавцы. Втюхивают "клеящуюся паутинку" и показывают суперчистки для моркови. А раньше ходил такой классный бородач с толстыми пальцами, и вжаривал на двенадцатиструнной гитаре. Я чуть ли не специально поджидал этого парня, чтобы послушать. А ещё раньше ЗИЛ было видно – он ОГРОМЕН. Был. Теперь там ЗИЛарт развивается.
В детстве я досадовал, как так нельзя всё метро по улице пустить (филёвскую линию опробовал позже).
Собака пограничника
Там и другие есть скульптуры. На станции Площадь Революции. Сколько раз наган у матроса тырили... Петух у крестьянки – дети очень любят (слава богу, грудь бронзовой девушки пока не трогают).
Но самый главный – Пограничник с собакой (скульптур – по четыре копии). Нос собаки, точнее.
Вроде бы изначально студенты (бауманцы?) придумали – едешь на экзамен, потри нос собаке пограничника на Площади Революции. На удачу.
Я возле этой собаки каждый день стою, жду поезда. За неполную минуту человек десять успевать нос подраить ладошкой. Студенты, подростки, дети, женщины, солидные дядьки, галдящие китайцы (экскурсовод, очевидно, науськивает), благообразные старушки… И лапы теперь ещё натирают. Очередь даже иногда возникает.
Забавно это. Руки, наверное, потом бронзой пахнут. Не знаю, я никогда не дотрагивался.
История
Павелецкую радиальную строили во время войны. И, конечно, замораживали на время. И в процессе поменялся проект, и это хорошо заметно – станция состоит как бы из двух разных частей.
На Маяковской во время войны было бомбоубежище. Бабушка вспоминает, как они туда спускались, как сидели там. Как было всё чисто, туалеты были, где надо, народ был спокоен и дружественен.
Красные ворота (Лермонтовская раньше) строились вместе с высоткой наверху. Так, видно было надо, параллельно строить. И высотку построили специально под углом, чтобы когда грунт вокруг построенной станции начнёт оседать, она выпрямилась. Вроде как выпрямилась не до конца и в шахтах лифтов там проблемы.
Станция, кстати, мне тоже нравится и вестибюль очень симпатичный, на раковину похож.
При выходе с платформы на эскалатор на старых станциях хорошо заметен полукруг – там спрятан рельс, по которому ездят огромные, запирающие станцию, ворота. Ну, это понятно. Опасались тогда.
Названия
В девяностые начали переименовывать.
А вот мама до сих пор по-старому называет, чем доводит сестру мою до белого каления. Говорит: "Там, на площади Ногина" – это Китай-город по-нынешнему. "Как там сейчас площадь Свердлова называется?" – "Театральная", - отвечаем мы.
Охотный ряд – была Проспектом Маркса, а при открытии тоже Охотный ряд – это Меньшов в фильме "Москва слезам не верит" учёл (вообще, она успела побыть им. Кагановича, потом снова Охотный ряд, потом Проспект Маркса).
Меня больше всего забавит нынешняя Сухаревская – в советские времена она была Колхозная. А вот ещё Партизанская. Была она и Первомайская, и Измайловский парк, и Сталинская. А вот Братеево местные жители (район Братеево так и называется) не отстояли – обещано было казахам, вот и назвали ни к селу, ни к городу – Алма-Атинская. По обмену вроде.
Горьковскую переименовали (Тверская), а памятник Горькому стоит (а было классно – три писателя замкнуты друг на друга – Пушкинская-Чеховская-Горьковская).
Кому помешал Михаил Юрьевич непонятно, но теперь он без станции метро, Красные ворота сейчас. ("Вон, мужик в пиджаке" – это как раз Лермонтовская площадь).
Рекордсмены
Выхино – раньше, сейчас вроде по-другому всё. Но это был суперпересадочный узел. Ради Выхино вагоны даже модернизировали – убирали сидения. На этой станции ковались самые яростные бойцы часпикового метрополитена.
Переход на Павелецкой – самый длинный. Хватает места и музыкантам, и торговцами, и попрошайкам. И на самокате едут. Долго идти, устают люди, поэтому многие через верх, на эскалаторе объезжают – только это дольше, замерено.
Комсомольская – понятно. Тут три вокзала, тут можно заплутать. Наверху таксисты возят с Ярославского на Казанский (байка такая есть), а в метро спуститься на эскалаторе, чуток пройти и выйти наверх.
На Семёновской самое больше число колонн (но это не точно).
А Партизанская многократно переименованная – самая просторная, там и дышится легче.
Самым длинным эскалатором Москве гордиться не приходиться, это, вон, Питер с Киевом пускай меряются.
Поезда
Я застал поезда с деревянным наличниками на дверях и мягкими сидениями. Их первыми заменили на новые составы.
Новые составы опасным своими дверями. Уже никакой Геракл не сможет просунуть руку, остановить закрытие дверей и впустить тётушку с сумками, которую прищемило. Сейчас не те времена. Поначалу народ пыжился, и в новостях сообщали, как кого-то зажало, потащило…
Теперь всё, начали закрываться – народ прыскает в разные стороны. Я тоже проверил - шибают, будь здоров, лучше и не связываться (везде написано, как замигало красным – посадка окончена; ну да, ну да – обычно посадка после красного только и начинается; но за дверями надо поглядывать).
В новых вагонах сложнее прилепиться к дверям там, где написано "Не прислоняться". Там сверху выступ, я, например, не помещаюсь целиком. Да кондеи поработали поначалу, а сейчас, всё. Решили, хватит баловать. А эти вагоны новые не проветриваются ни фига, летом ароматная баня, да.
Когда телефонов не было, пипл развлекался. Надпись "Не прислоняться" превращалась в "Не п ис о яться" (простим этим замечательным людям некоторую орфографическую неточность).
По мелочи
А ещё есть такая фишка – едешь в центр, станции объявляют мужским голосом. Из центра – женским. Вроде это допинформация для слепых, кажется. Неубедительное объяснение. И мы с папой придумали своё. С утра народ едет сонный, вялый, их надо взбодрить – вот вам, пожалуйста, строгий мужской баритон. А обратно - раздражённый, усталый, надо успокоить – тут вам женская ласка.
Ну, и да, регулярно какие-то приколы на юбилеи метрошные – то Роземблюм (это не очень понятно, ему ж милее "твоя сырость") объявляет, то Алентова, то Сюткин. Без Михалкова не обошлось. Сейчас для футбола мирового по-английски шпарят, причём безсистемно – на каждой линии своя манера (то "this is", то просто "station такая-то"). И что вытворяют они с Улицей 1905 года...
Есть байка про Арбатскую. Как объяснить иностранцу на английском, как проехать на Арбатскую. Типа, вам какая нужна? Их ведь две (вообще, там, и Смоленских две, но гипотетическим иностранцам это, видимо, менее интересно)… с одинаковым названием и на разных линиях. Да ещё и с точки зрения иностранца на линиях с почти одинаковым цветом "blue" (светло-синяя – мы её называем "голубой" и темно-синяя).
Музыканты появились в девяностые. С оперными голосами, рокеры, скрипачи и акробаты, с дудуком есть один парень и мужик с пилой. Играет на ней, в смысле.
Жену (из Питера она у меня) спрашиваю:
- Чего про метро можешь сказать московское? Ну, первое, что приходит на ум.
Чуть подумала.
- WiFi, - отвечает.
Наверху таксисты возят с Ярославского на Казанский (байка такая есть) — это наверное пошло после фильма, не-то «Три тополя», не-то «Зеленый огонек».
Все-таки Маяковская.
У них там есть такое — пути от платформы отгораживать. Знаю две версии: от потопа; и чтоб народ не падал.
Есть классный фильм с Олегом Борисовым про катастрофу на ленинградском метрострое. Про воду как раз.
И в новых составах тише теперь.
Спасибо Большое за блог!
Вот все перечисленные входят и в мой топ (не считая Киевской, но я ее не люблю принципиально). А ещё мне нравится Менделеевская за лаконичность, Трубная, Марьина Роща (но они новые). А какая мозаика на Автозаводской?! Красота же!
Самая, простите, стремная — Достоевская…
Ещё стремные: Каширская, Каховская, Варшавская (и все остальные «кафельные» станции 80-х годов).
Ой, про Севастопольскую забыла! Одна из любимых и топовых станций))) а ещё Воробьёвы горы
Это Царики и Домодедовская в 80-х открыты...)
Функциональность метро в большом городе трудно отрицать. Дорого, наверное, в сравнении с трамваем, но сколько пространства сверху сохраняется. И пробок нет) только из людей)
А у нас в
квартире газ, а у вас?тоже, тоже появился, вслед за мододиктующей столицей, вай фай. Я даже зарегистрироваться смог один раз из четырёх, но при пересадке опять просит регистрацию и проще в момент прибытия на перрон быстр-быстро включить инет мобил и загрузить страницуИ оно и врпавду красивое, сухое, чистое (что не скажешь о самом мерзоком в котором я была — парижском, бррррр)
А еще, а еще Трубная очень красивая!
Чистота, да, это правда
Эти новые собянинские станции — ни уму, ни сердцу, что называется. Дизайн удручает, он часто одинаковый и скучный, отличается только цветовыми панелями.
А самая жесть из последних — это Битцевский парк. Цветожопие.
А какие последние лужковские были, а? Славянский бульвар, Парк Победы… загляденье!
Конечно, сейчас гораздо быстрее строят, но всё равно, некрасиво…
)))))) надо запомнить))))