Среда vs. Пространство
Почему написанное не находит отклика у читающих?
Ответ прост: автор не создал пространство, он создал среду.
Пространство подразумевает механизмы взаимодействия с читателем: языковые приёмы, стиль и прочие навороты, в которых я совершенно не ориентируюсь.
Знакомо вам это чувство, возникающее при чтении произведения, написанного в нелюбимом жанре, когда понимаешь, что несмотря на всю нелюбовь, тебе нравится?
Потому что есть отклик, есть пространство.
Когда автор отсекает себя от читателя, он ужимает пространство до среды.
Мнение каждого ценно, потому что помогает вам превратить среду в пространство.
наверное, поэтому никто не читает, новизны нетФант., не бывает.
— Нет, сынок, это фантастика!
А если серьезно, для меня одна из самых серьезных загадок литературы — это атмосфера произведения. Тут используется другая терминология, но речь о том же самом. Озвученное здесь «пространство» — это и есть атмосфера.
Что же до среды, я сразу представил себе систему координат. Автор берет и обозначает те или иные реперные точки своего мира, но они несут лишь информацию, ничего больше. А настоящая литература должна обладать синергетическим эффектом. Когда сами по себе простые приемы в совокупности дают гораздо больше, чем простая их сумма.
Но вот с мнением о мнении каждого я пока не возьмусь соглашаться. Почему? Потому что каждый читатель думает и представляет авторский мир по-своему. И если бездумно следовать за мнением всех, то вместо пространства/атмосферы получится даже не среда, а каша с комочками.
если бездумно следовать за мнением всех, то вместо пространства/атмосферы получится даже не среда, а каша с комочками — верно, но Мнение каждого ценно — не есть истина в последней инстанции. Имелось в виду, что зная, какой читатель как отреагирует, можно спланировать дальнейшую траекторию творческого развития. Если я хочу писать мистику, то мне не особо будут интересны отзывы тех, кто из мистики ничего не читал. Но всё же, стоит обратить на эти отзывы внимание, потому что люди, далёкие от жанра, будут подмечать то, что зацепило или проехало мимо них, без оглядки на жанр и ожидания от жанра.
Это я еще подчистил))
верно, но
Блин, ну вот че такое. Мне не с чем спорить((
либо нужны конкретные примеры, либо высказывание отдает ниочёмностью :)
В «среде» можно жить, а «пространство», ну, максимум — наблюдаемо, и все.
Или:
«Пространство» — это только пространство. В нем нет ничего. Пустая комната, в которой часы показывают восемь вечера — но кому? А «среда» — живая, в ней есть чем дышать.
Вечные поиски.
Одному читателю читается хорошо одно. Другому — второе. Третьему — третье, зато одно и второе не читается ну вот вообще.
Я уже молчу про вещи, которые читаются «вопреки» собственной кривизне.
Это ж ваша задача: привести конкретные определения к выдуманным терминам — и Вы опять меня с кем-то перепутали) приводить определения нужно в научных работах разных мастей, я на такое не претендую.
Почему написанное не находит отклика у читающих?
Ответ прост: автор не создал пространство, он создал среду.
И далее сплошь утверждения. Ни одного «возможно», «наверное» или «я думаю, что» я не нашел.
У меня понятие «пространство в литературе» никак не ассоциируется с
может речь всё-таки о художественных и речевых приёмах?
может быть, потому что
Купался в ванной и думал над тем, что такое «атмосфера» в художественном произведении. Поиск гуглом, увы, ничего внятного не ответил. Зашел на БС, а тут и тема поднята! Плюсую.
Автор поста сделал важное различение между «средой» и «атмосферой», из которого ничего не понятно. Ветер предложил термин «атмосфера», для отличия произведений со средой (то есть без атмосферы) и произведений с «пространством (или с атмосферой).
Осталось определить, что такое „атмосфера“.
И мне в голову пришел такой вариант: когда я говорю об атмосфере в произведении, обычно использую такие словосочетания как „в этом фильме автор создал атмосферу безысходности“ или „атмосфера ужаса“, „атмосфераный боевик“ — это боевик-напряжение.
из этого можно сделать предположение, что атмосфера — это регистр повествования, подобно тональности в музыке (до диез минор или ре мажор) Этот регистр задает спектр эмоциональных состояний читателя, которые определяют дальнейшее восприятие теста (сюжета, героев и тд.) Если спектр задан грамотно, четко, то читатель без труда проникается соответствующими эмоциями. Где-то так...
Например:
Фильм „Забавные игры“ вызывает у меня чувство бессилия столь сильное, что досмотреть фильм до конца мне ни разу не удалось. Потому что просто невыносимо.
Рассказ Бредбери „и будет ласковый дождь“ вызывает чувство тщетности, но не злобной.
Те произведения, которым удается задать „режим“ восприятия я называю атмосферными, те же, которые распадаются — просто хренью.
Если моя гипотеза верна — тогда очевидно как создается атмосфера — посредством художественных приемов (тех самых штучках о которых говорил автор поста). В кино этому способствует операторская работа, крупные\общие планы, цветовая гамма, сами локации и то, как они показаны.
Такое понимание атмосферы можно назвать чувственным или эмоциональным.
Возможно понимание а. — как живость самого художественного мира, его проработанности и слаженности. Но это уже другая история)
Рада, что мои записульки задали направление таким прекрасным мыслям) Спасибо за отклик.
Вот прямо сейчас вспомнил описание проводника у HEADfield. Одно описание мужика создало четкий образ и прям создало пространство и остальное.
Вопщем, надо писать интересно
Понять, в чем различия между интересно и не интересно — вот в чем задача, и решается она не так-то просто.
Возможно, в этом и кроется труд писателя, в определении этого «интереса».