О писательстве по плану

О писательстве по плану

План нужно составлять из отборной травы и курить…

Э-э, не то, простите. Задумался.

В общем, как я с удивлением узнал, многие из тех, кто пытаются писать «по плану», в принципе не представляют себе, что такое план и для чего он пишется. Так что я побуду капитаном Очевидность и расскажу тайную Истину, которую шаолиньские монахи веками хранили в своих монастырях.

Она очень проста: ни один план никогда не остаётся неизменным.

В сущности, здесь можно закрыть вкладку и идти, наконец, работать – вся суть поста сводится к этим простым словам. Ну а если вы хотите подробностей, то они ниже.

Исходя из полевых наблюдений, я могу заключить, что все почему-то путают понятия «график» и «план». Первое – это как раз чёткая последовательность событий, отступать от которой нежелательно. Второе – это схематичное отображение этих событий, единственная задача которого – упростить запихивание произведение вам в голову для его последующего анализа и обработки. Всё. План не загоняет вас в рамки. Не требует следовать уже однажды придуманной схеме. Созданный однажды проект завода никогда не реализуется в том же виде, он много раз меняется, прежде чем будет завинчен последний болтик и пущено производство. Точно так же с планом книги. Даже если вы распишете синопсис от начала до конца, вы всегда можете его изменить.

Просто в схематическом отображении гораздо проще ориентироваться, особенно если вы пишете «убийцу Игры Престолов» с кучей персонажей, сложными сюжетными линиями (как правило, если их больше одной, уже стоит это сделать). Говоря по-простому, вы можете писать вообще не зная, что будет дальше, но при этом составлять одновременно с продвижением сюжета план-синопсис – чтобы если вдруг взбредёт в голову гениальная идея, вернуться назад и посмотреть, что придётся изменить, как её вписать и так далее.

Но чего теоретизировать, давайте на примере рассмотрим.

Однажды тёмной грозовой ночью у вас прихватило живот. Шаркая ногами, пытаясь разлепить спросонья глаза, вы идёте в туалет, где вас и постигает вдохновение. Сидя на унитазе, вы вдруг осознаёте связь с Космосом и тщетно шарите в поисках шапочки из фольги, но, о Сет, она осталась у кровати! И вам приходит мысль написать крутое попаданчество о простом студенте филфака по имени Василий Пупкин, который попал в чудесный мир меча и магии, чтобы спасти его от ужасного Чёрного Властелина. Сделав своё дело и натянув штаны, вы бежите к компу и за ночь пишете четыре авторских листа. Вот их содержание:

Василий Пупкин встречает умирающего колдуна, который шепчет ему: «Ты – Избранный!» и отдаёт странный магический амулет. Пупкин поначалу считает, что его разыграли, но ночью к нему является посланник и тоже говорит, что он – Избранный. Пупкин не верит, тогда посланник открывает портал. Пупкин, по-прежнему считая, что его разыгрывают, входит в портал и оказывается в другом мире. Там его встречают Хранители Тайного Ордена и дают краткую вводная по квесту: нужно убить Чёрного Властелина. Пупкину дают Крутой Меч и отправляют в город, где живёт Старый Волшебник, который может подсказать местонахождение Могущественного Артефакта для свержения Властелина. Перед домом Волшебника Пупкин встречает двух новых друзей – гнома-пьяницу и эльфа-гомосексуалиста, закадычных друзей, чьи шутки тонкой нитью тянутся через весь роман.

Дальше у вас пока есть только мысли. Приблизительный сюжет таков: Пупкин находит Могущественный Артефакт, свергает Властелина, сам становится королём и все живут долго и счастливо. Впрочем, это не обязательно – так, мысли о будущем.

Итак, утром вы продолжаете работу, но едва пальцы касаются клавитатуры, как вам приходит в голову новая мысль: чего-то не хватает. Скорее всего, любовной линии, и надо её ввести. А что, если заменить посланника, который заманил Пупкина в другой мир, на эльфийку с четвёртым размером груди? Тогда вернее получится. И надо ввести линию с её похищением, наверное. А то что-то мало текста получается, лучше написать побольше и на две книги разбить.

Хм… А кроме того, почему он встречает друзей на улице? Лучше вставить сцену с таверной, где будет драка, скажем, кому-то не понравятся длинные волосы эльфа, а гном заступится, ну и Пупкин там окажется. Да, так будет круто.

Наличие синопсиса, обобщающего написанное, позволяет вам окинуть взглядом весь текст и подумать, как лучше заменить посланника на грудастую эльфийку Таунимилилилилилилиэль и куда вставить эпизод с таверной (а может, и даже какими шутками дополнить всё это). Можно сразу сесть писать, а можно сначала провести вивисекцию синопсиса – зависит от ваших предпочтений. В общем, вы всё это исправили, ввели новых персонажей и теперь пишете дальше.

Итак, вот как выглядит новый план, уже по пунктам:

1. Василий Пупкин встречает умирающего колдуна, который шепчет ему: «Ты – Избранный!» и отдаёт странный магический амулет. Пупкин поначалу считает, что его разыграли, но ночью к нему является грудастая эльфийка по имени Таунимилилилилилилиэль и тоже говорит, что он – Избранный. Пупкин не верит, тогда Таунимилилилилилилиэль открывает портал. Пупкин, по-прежнему считая, что его разыгрываю, входит в портал и оказывается в другом мире.

2. Краткая вводная полученного квеста: нужно убить Тёмного Властелина. Представление двух новых друзей Василий: гнома-пьяницы и эльфа-гомосексуалиста. Он встречает их в таверне, где разгорается драка из-за манерности эльфа. Пупкин вынужденно ввязывается в неё, когда кто-то наезжает на Таунимилилилилилилиэль, и обретает новых друзей, с которыми тут же выпивает шесть литров местного самогона. Эльфийка говорит Пупкину, что они предназначены друг для друга, и одаривает его жаркой ночью любви. Однако когда наутро она выходит на балкон покурить, её похищают слуги Чёрного Властелина.

3. Пупкин в отчаянии. Эльф пытается убедить его, что женщины – зло, и лучше отдаться крепкой мужской любви. Гном, естественно, возражает, и после шуток на тему гомосексуализма приходит к выводу, что они должны помочь другу. Пупкин раскрывает им, что он – Избранный, и оба клянутся ему в вечной верности.

Очевидно, что это уже куда лучше предыдущего: тут и эмоции, и конфликт, и интрига, и вообще всё. Даже юмора стало больше.

Но вы пишете дальше - захватывающие приключения по поиску Таунимилилилилилилиэль. В конце концов её находят в Тёмной Башне, строят коварный план по проникновению внутрь, проникают, но план, разумеется, срывается, и в итоге герои тупо убивают всех врагов. Таунимилилилилилилиэль одаривает Пупкина жаркой ночью любви в благодарность за спасение.

Освободив возлюбленную, Пупкин ищёт Могущественный Артефакт, чтобы свергнуть Властелина. Для этого он отправляется в Лес Ужаса, где находит башню с живущей там прекрасной черноволосой колдуньей. За жаркую ночь любви колдунья отдаёт Пупкину Артефакт – нефритовый жезл-булаву с навершием в виде драконьей головы.

Дальше Пупкин дожидается нужного времени, притаскивает Артефакт в нужное место (как и любой Могущественный Артефакт, он обладает специфическими условиями использования), и в нужное время включает его. Властелин лишается силы, эльф утаскивает его к себе в апартаменты для наказания, а Пупкин становится Белым Властелином мира и женится на Таунимилилилилилилиэль.

Однако, заканчивая восьмистраничное описание постельной сцены с колдуньей (тогда вы её только наметили, потому что настроения не было, а теперь вот как пришла муза, так пришла!), вы вдруг думаете, что финал какой-то смазанный. Ну вот Пупкин получил артефакт, лишил Властелина силы, и всё. Как-то скучно. Надо поворот добавить. Хм… А ЧТО ЕСЛИ ЭЛЬФ ОКАЖЕТСЯ ПРЕДАТЕЛЕМ? Точно!!! Он окажется двойным агентом, давно работающим на Властелина, и свиснет артефакт из-под носа у Пупкина. И на самом деле он не гей, а просто прикидывался, чтобы создать правдоподобную легенду. Хм… и пусть он ещё куда-то таинственно пропадал по дороге. И надо ещё добавить верную служанку, которая пыталась предупредить Пупкина, но он не поверил и прогнал девушку – это даст драмы.

Так вот, очевидно, что в случае сложносочинённого сюжета типа вышеописанного на примере текста-схемы гораздо проще понять, куда лучше вставить сцену со служанкой и где расставить ружья-маркеры, сигнализирующие (но скрытно) о порочной натуре эльфа, а по пути могут прийти мысли о том, как сильнее дать драмы, ну и так далее. В общем, вы правите план, правите текст и окончательный вариант выглядит так:

1. Василий Пупкин встречает умирающего колдуна, который шепчет ему: «Ты – Избранный!» и отдаёт странный магический амулет. Пупкин поначалу считает, что его разыграли, но ночью к нему является грудастая эльфийка по имени Таунимилилилилилилиэль и тоже говорит, что он – Избранный. Пупкин не верит, тогда Таунимилилилилилилиэль открывает портал. Пупкин, по-прежнему считая, что его разыгрывают, входит в портал и оказывается в другом мире.

2. Краткая вводная полученного квеста: нужно убить Тёмного Властелина. Представление двух новых друзей Василий: гнома-пьяницы и эльфа-гомосексуалиста. Он встречает их в таверне, где разгорается драка из-за манерности эльфа. Пупкин вынужденно ввязывается в неё, когда кто-то наезжает на Таунимилилилилилилиэль, и обретает новых друзей, с которыми тут же выпивает шесть литров местного самогона. В процессе эльф несколько раз надолго выходит, но Пупкин отмечает это вскользь, мимолётом. Эльфийка говорит Пупкину, что они предназначены друг для друга, и одаривает его жаркой ночью любви. Однако когда наутро она выходит на балкон покурить, её похищают слуги Чёрного Властелина.

3. Пупкин в отчаянии. Эльф пытается убедить его, что женщины – зло, и лучше отдаться крепкой мужской любви. Гном, естественно, возражает, и приходит к выводу, что они должны помочь другу. Пупкин раскрывает им, что он – Избранный, и оба клянутся ему в вечной верности. Однако эльф как-то странно улыбается во время дачи клятвы, хотя Пупкин и списывает это на его общий характер.

4. Описание захватывающих приключений по поиску Таунимилилилилилилиэль. В одном из трактиров служанка, которую Пупкин одарил жаркой ночью любви, говорит герою, что видела, как эльф связывался по магическому зеркалу с Чёрным Властелином. Но Пупкин верит другу и прогоняет девушку. Они продолжают путь и в конце концов находят Тёмную Башню, строят коварный план по проникновению внутрь, проникают, но план, разумеется, срывается, и в итоге герои тупо убивают всех врагов. Таунимилилилилилилиэль одаривает Пупкина жаркой ночью любви в благодарность за спасение.

5. Пупкин ищет Могущественный Артефакт, чтобы свергнуть Властелина. Для этого он отправляется в Лес Ужаса, где находит башню с живущей там прекрасной черноволосой колдуньей. За жаркую ночь любви колдунья отдаёт Пупкину Артефакт – нефритовый жезл-булаву с навершием в виде драконьей головы.

6. Пупкин дожидается нужного времени, притаскивает Артефакт в нужное место и собирается включить его, однако эльф ворует ключ от Артефакта и пытается удрать. Кроме того, появляется Властелин. Гном настигает бывшего друга и убивает его, потом бросает Артефакт Пупкину, но и сам умирает от предательского заклинания Властелина. Пупкин активирует артефакт, Властелин лишается силы, а Пупкин становится королём и женится на Таунимилилилилилилиэль.

Роман окончен, осталось только ждать толпы поклонников.

Вот, в сущности, как выглядит работа по плану. Вы систематизируете свои мысли, но когда приходит что-то новое – спокойно правите план, а потом, если требуется, и текст, ориентируясь на план.

Подводя итог - план можно не писать вообще, если вам хватит навыков использовать мнемотехники и превратить сюжет в схему, запихав его в голову. У меня лично в памяти лежат идеи, которые я хочу выразить, характеристики персонажей на основе уже выписанных образов, ключевые сцены, и, собственно, всё - плюс детальный синопсис уже написанного текста. Выписывать что-то более подробно и тем более переносить это в печатную форму бессмысленно - мартышкин труд, по сути.

И никаких графиков. 

+4
17:25
582
20:09
да, да, да! именно!
мало того, что план подвижен, он еще помогает не впадает в творческие затупы
я не представляю себе человека, который постоянно пишет в порыве, не устает и не забивает, все мы ленивыежопы люди
план же помогает подхватить ниточку, которую тянул вчера, не сидеть и не ждать входновения, не тупить перед экраном, не зная, что ж там дальше, и не ждать порыва, который может прийти, а может и нет

23:35
Что-то все крайности, крайности…
На план тоже можно забить — когда вдруг выясняется, что в действительности все не так, как на самом деле, потому что в плане было что-то, мать его, упущено.
Я понял, что мне нужно держать в голове последнее из произошедшего в тексте, чтобы толкать его дальше. Просто — держать. Думать. И еще — остаться в одиночестве. Или оказаться в метро со скучной книжкой, а ехать еще полчаса и башка набита прошлогодней ватой.

ЗЫ Помню, что говорил, но не помню кому. У меня лучшие мои аудиозаписи получились случайно. И самое смешное, что нравятся они не мне одному crazy
23:42
На план не то что можно забить, на него нужно забивать, на первоначальный в смысле :)
00:42
Ну пщему? Или вы так себе не верите?
10:32
Не, обычно смотришь на план и понимаешь, что написанное там — какашка, и надо менять.
Я пишу как пишу. Устаю и забиваю. И не парюсь по этому поводу. Ваще.
11:32
это опыт говорит smile да и вообще, нет смысла придерживаться первого плана, это ограничение себя, ведь гениальные мысли чаще всего приходят в процессе laugh
11:33
не всегда какашка, иногда очень даже вкусняшка :)
23:40
Она очень проста: ни один план никогда не остаётся неизменным.
Эт хорошо. Дальше уже скучное началось… Но с этим я согласен. Вот.
Загрузка...
Алексей Ханыкин