Ольга Силаева №1

Невероятные приключения Кати или секрет первой страницы.

Невероятные приключения Кати или секрет первой страницы.

27 января состоялся открытый практикум "Первая страница", организованный сообществом Настоящий писатель. Гостем практикума был Игорь Минаков - ответственный редактор издательства Эксмо, писатель.

Пожалуй, это был мой первый "выход в писательский свет" и по началу было страшновато даже внутрь знакомой кофейни заходить, но вскоре мне удалось поймать волну и прочувствовать атмосферу, царящую на практикуме.

Итак, целью практикума было показать важность и значимость первой страницы любого произведения. Читатель, как правило, ориентируется на три вещи: именитость самого автора(распиаренность), обложку и... первую страницу.

Первая страница - визитная карточка всего произведения, направленная на привлечение и захват читательского внимания. Последующие 49 работают на задержании этого самого внимания, а потом уже можно и расслабиться.

На практикуме присутствовало около 15 авторов, чьи первые страницы мы разбирали. Воспринимать художественный текст на слух - сложно, но это была очень интересная практика для меня, как для критика, и крайне полезная - как для начинающего писателя.

Во-первых, меня в самое сердце поразило то, что Игорь Валерьевич сходу (и на слух, прошу заметить) определил, что я пришла именно с рассказом, также, как и другой автор с романом.

Во-вторых, порадовало разграничение коммерческой и некоммерческой литературы. Думаю, в современном издательском деле большую роль играют ярлыки "формата" и "неформата".

В-третьих, исходя из замечаний мне и коллегам, я вывела небольшой список (хотя, думаю, им дело не ограничивается):

  • катастрофа (если начать повествование именно с этого, то можно захватить внимание читателей с первых строк. Извержение вулкана, цунами, землетрясение. Всё это определенно цепляет. Особенно, если в процессе этой самой катастрофы появляется главный герой и всех спасает, или просто кладет все силы для того, чтобы всех спасти. Затяжные описания с тем, как капельки воды переливаются в свете солнца, захватывая остров, никому не нужны).
  • конфликт сильного персонажа (если начать повествование с какого-нибудь персонажа, на котором уже висит обозначение "исключительная личность", то это может быть своеобразным крючком. Такими персонажами могут быть: король, королева, президент, "главный в чем бы то ни было". Тут, по моему мнению, работают диалоги. Если в них выразить идею того, что сам по себе нетривиальный (кхе-кхе) персонаж может быть еще более нетривиальным, то это могло бы сработать как крючок).
  • хитрый ход (так может начинаться любой, к примеру, детектив. Конкретно на практикуме фигурировал пример:

<blockquote>- Ты должен меня убить!

- Как убить?

- Ну, точнее сделать вид, что меня убиваешь. </blockquote>

По сути, так можно обыграть любую ситуацию:

<blockquote>- Ты должна забеременеть!

- Но я не хочу!

- Ну, просто подложи подушку под платье. </blockquote>

Либо:

<blockquote>- Мы должны заинтересовать читателя!

- Но как?

- Можем обмануть его через диалог, захватив внимание и вызвав вопросы, ведь если просто написать, что надо сделать вид, что кого-то убиваешь, либо прямым текстом заявить о подушке, будет уже не так интересно.</blockquote>

  • Если не хотите начинать произведение с экшена, то начните с пролога, который сам будет этим экшеном. К примеру, в детективах - с убийства, в фэнтези - с какого-нибудь любопытного магического обряда либо военного сражения, в фантастике - с полета-побега на корабле или описания интересного зоопарка. Вариантов много.
  • Если в вашем произведении присутствует смешение жанров, то следует понимать свою основную целевую аудиторию. К примеру, если у вас помесь фэнтези и фантастики, но в рукописи превалирует именно фантастика, то не стоит начинать с фэнтези-подробностей. Иначе вы рискуете тем, что любители фэнтези потеряют к вам интерес при углублении в фантастику, а любители фантастики даже до этого углубления не дочитают. Со смешениями вообще надо действовать очень аккуратно. И, сугубо имхо, не нанизывать жанр на жанр, как детальки нескончаемой пирамидки.
  • Юмор. Юмор - это здорово и классно. Если вы начинаете с шуток, литературных ситкомов, забавных диалогов, то это точно привлечет определенную аудиторию. Что и доказалось на практикуме: ржали всей компанией. Особенно порадовали носки на лице и кошки с собаками, когда одиноко ;)
  • Динамика в самом слоге. Думаю, это всеми поддержанная гипотеза. Никому не нужны тяжеловесные конструкции в самом начале произведения. Описания окраса коры, на которую светит солнышко, проникающее сквозь крону дерева, которое стояло на самой опушке леса, выросшего еще когда прапрапрапрабабушке героя исполнилось 2 годика и ей пришлось бежать со свадьбы, на которой жених разбил бутылку о голову тестя, из-за того.... Думаю, вы поняли. К счастью, на самом практикуме подобных описаний не было и пример, что я привела, взят из головы.
  • Динамика в действиях. Думаю, в представлении не нуждается.

Всё вышеперчисленное можно сложить в одну фразу: не пренебрегайте дешевыми ходами, из них всегда можно сделать уникальную конфетку по исключительной рецептуре. И, также, для того, чтобы ваши произведения заметили, совершенно не обязательно писать по науке. Вы всегда можете опираться исключительно на талант, интуицию и уже развитый навык. Большинство мировых бестселлеров редакторы принимали скрипя зубами и скрепя сердце, ибо в тот момент это являлось неформатом. Самым популярным примером является Гарри Поттер. Я думаю, писательство - это упорный труд, который уже стал состоянием души. Если, по вашему мнению, вы знаете лучше, как надо - дерзайте. Однако строго разграничивайте цель "издаться" и "донести". Разумеется, одно другому не мешает, но если перед вами стоит задача максимально сохранить стилистику, слить все на свете жанры воедино, изобрести новую форму, то будьте готовы, что аудиторию вам придется искать самостоятельно. Хотя... с чем редактор не шутит? ;)

От себя хотела бы выразить отдельную благодарность организаторам мероприятия и самому Игорю Минакову. Вечер для меня был крайне интересным и поучительным. Все замечания по части моей "первой страницы" будут учтены, ошибки выправлены.

+6
05:14
813
06:29
+2
Вот почему в Казань они не приезжают, а? Ну сделали бы уж турне!

Вообще очень интересный материал. Экшн в начале вместо описания — мысль, в принципе, не новая (хотя именно я нередко грешу, каюсь, ну люблю я описания!), но надо заучить как мантру. И мне очень интересно — как он на слух различает рассказ и роман по странице? Оо Никто не спрашивал?

З.Ы. Спасибо, Кать!)
09:26
+1
У нас знаю, только на Зилант приезжают писатели. Там тоже идет разбор нескольких страниц текста.
12:15
Увы, Зилант и я регулярно расходимся во времени) В «Смену» иногда приезжают, но не часто
Гость
17:03
+1
А мне было приятно познакомиться!!! И семинар и компания подобралась отличная! Надеюсь будем почаще выбираться на такие вот семинары-посиделки!
Да, компания собралась интересная и талантливая! ^_^
Гость
19:49
+1
Катюшка, статья отличная! Все по полочкам разложила — Настоящий блоггер!
спасибо! :))
Гость
13:41
+1
Да, было отлично. И радовало, что собрались интеллигентнейшие люди.И некоторые первые страницы, честно сказать, оказались завлекательными — хочется прочесть книги этих авторов, которых видел в лицо и убедился в их таланте.
Загрузка...
Михаил Кузнецов