Ясмина Сапфир №1

Сказка – ложь, да в ней…

Сказка – ложь, да в ней…

«Сказка – она и есть сказка, что тут сложного» - думала я, когда писала свою на турнир. Труднее всего, оказалось, избежать оживления картины. А когда в голове сложилась идея, дальше сюжет потёк сам собой.

Прочитав первую партию турнирных сказок и воскликнув вслед за некоторыми комментаторами «Это не сказки», задумалась, а что есть сказки лично для меня. Как я могу определить сказочность и отмести иное.

Заглянула к классикам. В. Я. Пропп выделяет более 30 функций только у волшебной сказки. А есть еще бытовые, докучные, авторские и пр. виды сказок. Да и в самой классификации фольклорного жанра исследователи не пришли к единому мнению.

Попробовала обозначить собственные критерии (естественно, ни на что не претендуя, исключительно для себя). Получилось пять основных пунктов. Сразу оговорюсь, что в каждом из них есть исключения, но в целом картину представить можно.

Первым элементом сказки выделила действие, а точнее движение. «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что». Даже Емеля, лежавший на печи, куда-то ехал и что-то делал. И движение это, как правило, не бесцельное блуждание по кругу, а поиски конкретной цели (невест, молодильных яблок, просто счастья), а заодно преодоление препятствий, встреченных на пути.

Дальше отметила, что характеры героев раскрываются также через действие. Баба-Яга описывается достаточно страшно, но Ивана она накормила/напоила/спать уложила и путь-дорогу указала, т.е. в итоге оказавшись помощником, а не злодеем. Но лиса при всей своей мягкости и пушистости вечно жульничает. Роли героев прописаны и закреплены за каждым достаточно жестко. В процессе повествования Кощей не отдаст Василису без боя, а Золушка не станет мстить мачехе.

Третьим по значимости элементом сказки для меня является наличие волшебных предметов. В «Титанике» тоже все куда-то плыли за счастьем, но ковра-самолета и лодки-непотопляйки рядом не оказалось, и красивая по началу «сказка» пошла ко дну. Так что все эти волшебные палочки, скатерти-самобранки и сапоги-скороходы просто необходимы в сказке. А коли их нет, подойдут говорящие животные и различные перевоплощения (как например, в «Царе Салтане»).

Каждая сказка, независимо от классификации, чему-то учит. Не обязательно это будет победа добра над злом, но что-то поучительное есть во всякой сказке. Дружба, справедливость, доброта, взаимовыручка и т.д.

Ну и напоследок, сказки имеют определенную структуру: зачин и концовку, присказки и повторы, порядок действий и общую схему. И даже авторские сказки не слишком пошатнули вековые традиции, а чаще стараются придерживаться их.

Еще раз подчеркну, что этот блог появился только лишь затем, чтобы проверить, а действительно ли сказку я написала для турнира. А также помочь мне комментировать работы соперников.

+6
14:10
328
14:49
+2
О, так я всё-таки сказку написал)
Спасибо вам. Подобные изыскания и делёж ими с общественностью помогает сэкономить драгоценное писательское время. Низкий вам поклон. Тем более, что материал полезный на 100%.
15:23
Благодарю, рада, что помогла )
15:04
+2
Согласна со всем вышесказанным. Особо отмечу мораль, в ней суть сказки, на мой взгляд. Она должна присутствовать в каждой истории, но не давить на мозг, не быть явной. Опять же чисто от себя скажу, что для меня сказка есть сказка для детей, поэтому сказки 18+ я не воспринимаю, сразу предупреждаю)) ОНи есть, безусловно, как отдельная категория, но это не сказка в общем родовом понятии))) Сказка, на мой взгляд, не должна пугать, чтобы дрожать от страха, хоть и присутствие в ней злых персонажей обязательно. Ребенок — я все же настаиваю, что сказки рассчитаны на детей — должен с удовольствием сопереживать герою, а не бояться и тужить мозг моралью басни)) это все-таки развлекаловка)) Нудность повествования и отсутствие экшна — проблема, конечно. Но здесь уж от автора зависит))) Я не люблю, к примеру, все эти «жили-были» зачины, но не суть важно. Зачин есть зачин, к нему не придираюсь. Всем удачи в турнире, что еще можно сказать! Учимся писать сказки — полезное дело! Для меня так вообще радость, так как турнир стал поводом порадовать любимых детей))) сказки на них проверяю)))
15:28
+1
Спасибо за поддержку.
По поводу возраста нашла у Пришвина замечательную фразу: «В каждой детской сказке живет еще одна, которую в полной мере может понять лишь взрослый».
15:30
+1
очень верно! Но первично во фразе все же
В каждой детской сказке
А я пока писала, поняла две вещи:
1. Сказка — это такая же история, как и любой рассказ, но с элементом волшебства. От фэнтези отличается некой упрощённостью (но этот неточно))).
2. Важно чётко определить ЦА. Если это дети, должно быть написано на языке, понятным им. А значит — упростить конструкции, повыкидывать сложные непонятные слова (ясен пень, повыкидывать канцеляризмы)))) Кстати, дети бывают разного возраста, поэтому и язык должен соответствовать возрастной категории. Ребёнок 10-12 лет поймёт куда больше, чем трёхлетка, и сюжет должен быть покруче. Есть и сказки для взрослых, это скорее причти, но почему бы и нет, если написано хорошо?
17:22
+2
Спасибо вам! Очень хорошая инструкция к действию и пониманию этого действия smile Теперь мне кажется, что и у меня получилась именно сказка :)
17:38
+3
А я вот не стала бы придерживаться классических требований к жанру «сказка». Мне ближе термин «фантазия». А в нём идет своя классификация — народная, притча, пародия и так далее.
С высоты своего возраста хотела бы чуть-чуть намекнуть начинающим писателям — не привязывайтесь к якорям, не всовывайте себя в рамки. Ищите! Этот совет не умаляет достоинства сказок, написанных в уже проверенных стилях или выдержанных в строгих конструкциях литературоведов. И всё же будущее за искателями и разведчиками, которые идут впереди.
17:41
Если сказка удалась, то она удалась, на самом деле. Пусть написал ее искатель, или приверженец жестких правил.
Это же всегда — либо удалось, либо нет.
20:38
+1
Прежде чем начинать поиск, мне хотелось определиться от чего отталкиваться. Мне кажется, общие требования к традиционной сказке не накладывают рамки, а лишь задают общий тон и направление будущего поиска.
17:44
+1
Очень хорошая статья, спасибо!
Отлично описаны основные моменты как руководство к действию smile
Единственное, с чем не соглашусь, это с тем, что Золушка не будет мстить мачехе — каа раз в классических версиях сказок, не адаптированных для детей, злодеям мстят очень жестоко. Дочерей мачехи, насколько я помню, и ее саму прокатили с холма в бочках с гвоздями >< но сама мысль понятна, да, с ней я тоже согласна. Злодей не исправляется, а добрый гг не переходит на темную сторону силы smile кстати, за это я люблю современных сказочников типа Геймана и Валенте — они как раз играют на ломке этих классических правил, делая чудовищ главными героями, а классических положительных персонажей — злодеями
20:40
Спасибо за понимание )
18:31
Ну хорошо. Что делать с Мирном, Андерсеном, Линдгрен, Янсон, Прокофьевой, Носовым?
Сказки разные.
Да их тысячи!
18:47
+3
Ну, в принципе, Пропп писал прежде всего про фольклорную сказку. Авторские он в свои исследования вроде бы вообще не включал.
20:42
А разве с ними нужно что-то делать? )) Авторские сказки вне конкуренции. Но повторюсь, сначала хотела определиться с основой.
20:44
Так, если авторские — сказки, и основа (народные) сказки, факт общие черты должны быть в наличии.
Песни и народные песни — это ж все равно песни. Я думаю, не надо отделять.
08:55
+1
Интересная тема для будущих размышлений и поисков.
19:09
+1
Еще считается, что сказка отличает добро от зла.
03:46
Хм Это, наверное, самое важное замечание.
01:01
Я за ликбез перед турниром! Всё-таки базовые знания должны быть! Полезный блог! Спасибо!
Загрузка...
Илья Лопатин №1