Фрирайд с видом на Байкал
Я не люблю горнолыжные курорты. Взращённый на Чегете мой горнолыжный интерес прогибается под неприятием искалеченных просеками трасс и подъёмниками гор, фешенебельных отелей, ресторанов и кафе, орущей публики, пьяных катальщиков и т.п., и т.д.
И до поры упорно сдвигался в сторону диких лыж – ски-тура. Чтобы изба, гора, снег и ты с лыжами. Вверх – сам, потом вниз – тоже сам… Но потом забросил эти игрульки. Но на этом пути успел случиться Даван.
Тот раз для меня так и остался самой красивой поездкой. Без приключений, нервотрёпки и экшна. Но красота. И картинка у меня на рабочем столе – оттуда (которая заглавная к блогу).
Везде, в каждом уголке, каждой веточке, льдинке и снежинке там чувствуется дикая и суровая природа. Но в середине марта вся эта суровость становится какой-то бархатной. Всё смягчается, на мужские просторы спускается весенний флёр. Под ним недюжинная мощь, лишь ненадолго сбавившая ход и погрузившаяся в сладкий сон.
Дело было семь лет назад. Отчёт состряпал тогда же по горячим следам. Немножко подрихтованный предлагаю для прочтения. Чтобы не было совсем скучно, прилагаю фотографии.
Где: север Байкала, Бурятия, граница с Иркутской областью, перевал Даван, БАМ, Северобайкальск.
Когда:
Зачем: цели размыты, туманны и определились лишь неясным «очень захотелось».
Собственно, «очень захотелось» всё и определило.
Дорога:
- Москва-Красноярск самолётом;
- из аэропорта Емельяново на железнодорожный вокзал Красноярска на машине;
- далее по степным просторам, ближе к цели через горную местность; пересекая великие (Енисей, Ангара, Лена) и прочие реки на поезде (около тысячи двухсот километров) до города Северобайкальска. Ехали тихоходно-пассажирским поездом один день и две ночи, старательно привыкая к смене часовых поясов;
- обратный путь тем же порядком.
Хронология.
Прилетели в Красноярск и доехали до вокзала быстро, в сравнении со временем на остальную дорогу. В ожидании поезда я уже не в первый задумался, как не сойти с ума жителям удалённых от столицы регионов нашей необъятной Родины при передвижении по РЖД – время в расписании, билетах и на вокзальных часах - московское. Кто знает, может, в том числе, и поэтому Москва пользуется поистине народной любовью на периферии.
Погрузились и разместились в купейном вагоне без проблем, а вот переход сначала на Красноярское время (мск+4), а на следующее утро и на Иркутское (мск+5) как-то не задался – народ дрых чуть ли не до вечера. Поездные наблюдения: жаркое отопление, задорные тётки-проводницы с зарплатой 1500 рублей за рейс, загорелая молодёжь, посетившая Таиланд (из Красноярска прямой рейс) и возвращавшаяся в свои «деревни», Братская ГЭС (поезд идёт прямо по плотине) и семь километров Байкальского туннеля.
При подъезде к Северобайкальску мы отметили некоторую суету оранжевых железнодорожников, подсевших на полустанке. Позже нам разъяснили, что сошла лавина и сдула электричку (жертв нет) незадолго до нашего проезда. Но всё оперативно почистили, наш поезд шёл по расписанию.
При пересечении Байкальского хребта в окнах царила неописуемая красота, жаль, что так недолго.
В Северобайкальске шпарило солнце, практически отсутствовал снег и слегка подмораживало. Мы за два с половиной часа доковыляли до гостиницы пешком с чехлами, чемоданами и рюкзаками (за эту инициативу я, понятно, был обласкан друзьями), заселились, разобрались, помылись, купили симки, забежали поглазеть на рыбный рынок, подивились огромному количеству парикмахерских, аптек и салонов красоты (позже обнаружились и секс-шопы, естественно, совершенно случайно). И после всего успели плюхнуться в два ожидающих нас джипа, в одном из которых сидели наши будущие партнёры по катанию на Даване.
Это мы так торопились на запланированную поездку на другой берег моря Байкала на горячий источник. Таких источников в окрестностях навалом.
Машины через пляж (опознан по зонтикам) и небольшие прибрежные торосы выпрыгнули прямо на синий, местами слегка заснеженный, лёд Байкала. Водитель, бойкий парнишка, радостно повествовал о своей жизни, жизни вообще, озере, рыбе, всяких «отморозках» (этим термином он наделял практически всех; например, употребив его в отношении беговых лыжников). При этом рулил уверенно и на большой скорости. Лишь иногда я подпрыгивал головой в потолок. Встречались небольшие трещины, мы успешно их преодолевали, делая попутно остановки для фотографирований. Конечно, всех волновала толщина льда и его прочность. Семьдесят сантиметров, говорят, а под ним восемьсот метров глубины. Ага, ответили некоторые, и из машины вылезать не стали. Чего там, на льду вашем… Подумаешь...
На берегу в какой-то хибаре нам выдали чеки за триста рублей, пустив на территорию то ли заповедника, то ли парка. Горячие источники оборудованы просто: раздевалки прохладные, настилы обледенелые. Но вода горячая без обману. Организмы она накалила до такой степени, что почти все стали принимать снежные ванные. Все, кроме меня.
Вечером, хоть и соскучились уже после поезда по дошираку, столовались санаторно: первое, второе. Компот. Надежды на сибирско-байкальско-бурятское меню в разнообразных кафешках не очень оправдались. Многочисленные цезари, греческие салаты и коктейли не впечатлили. И ежевечерние обломы насчёт «поесть борща» гоняли нас от кафе до кафе. Из национального нашлись только узбеки(!) с лагманом, пловом и чем-то вроде «курица по-ташкентски».
Вообще, можно проживать не в Северобайкальске, а в Гоуджеките, что поближе к Давану. Плюс к этому вы получаете горячие источники рядом с номерами и пропитание там же (ну, не в источниках, и не в номерах, а в столовке рядом – харчи качественные… вроде). Омовения либо в горячих источниках, либо в душе с водой комнатной температуры.
Ещё одна ремарка. У нас были две девушки не совсем фрирайдные. Но и для них нашлось катальное занятие – там же, по дороге на Даван (недалеко от Гоуджекита) есть небольшая горнолыжка с космическим названием «Большая медведица». Перепад двести метров, бугель. Простой такой "советский" бугель в виде троса и выдаваемых скоб на лентах с перекладиной. Девчонкам на "Большой медведице" понравилось. Тем более что по дороге или на месте они вступали в беседы с местными. И все мы пополнялись знаниями о вегетационном периоде в Прибайкайле, холостых иностранцах в летний сезон, и как легко можно было заработать на "жигули" на строительстве БАМа.
А нам предстояли пять катальных дней. Час езды от Северобайкальска, и вместо слегка заснеженной жухлой травы и многочисленных парикмахерских мы получили полноценные два метра снега, заведённый ратрак с кабиной и гору Лениградку (этот участок БАМа строили как раз жители города-героя), утыканную лиственницами со снежными шапками.
Все пять дней катали лесной участок («японский лес») Лениградки. В безлесный кулуар с хорошим уклоном не лезли, потому снег там висел на соплях (гиды наши выкопали шурф, и нам потом разъяснили тонкости лавинообразования).
Всё нас радовало: трое гидов (Рома, Дима, Андрей) только что пылинки с нас не сдували; чистая целина (почти чистая – был момент: приехали «ханурики дешёвые» на снегоходах и немножко подпортили склон, но потом всё замело свежим снегопадом); качество и количество снега; красоты и комфортный климат (градусов десять мороза, солнце греет, но не плавит снег, ветер слабый); замечательные кочки и ступеньки для попрыгушек (правда, в «молоке» их замечательность куда-то запропала, и народ падал, словно скошенный пулемётный очередью); тёплый ратрак с музыкой. В день мы съезжали пять раз (перепады метров шестьсот-восемьсот) с десяти утра и до заката. Время на подъёме проводили в словесных играх, чаепитии и поедании бутеров.
В общем, это такой "лайтовый" вариант фрирайда, которым нужно заманивать или с которого нужно начинать.
До поезда у нас ещё оставался денёк, и мы посетили другой гламурный горячий источник, что расположен на мысе Котельниковский. Тут бассейны прямо на берегу Байкала. Там льды, на коньках катаются, тут плещутся в парной водице.
Северобайкальск мы покидали на поезде Тында-Москва с омулем в рюкзаках и чемоданах (копчёный, он доехал в сохранности), дошираком на столиках и чаем в стаканах.
Красноярск проскочили опять мельком, торопились на самолёт.
Столица встречала серостью, особенно ощутимой после даваснкой белизны.
Видео тут (сейчас бы я так не делал; девки там какие-то в купальниках – но это можно промотать):
У нас дома и при -20 вот сейчас +17.
Я раз пыталась объяснять грузинам, как это, когда минус 46, но в меня не поверили)))
А у нас же «остров тепла»!
По-любому надо рывануть в энти края!
Байкал, горячие источники и каталка — против этого нельзя устоять!