Владимир Чернявский

Когнитивная поэтика. Часть 3. Читательское внимание и интерес.

  • Самородок
Когнитивная поэтика. Часть 3. Читательское внимание и интерес.

Когнитивная поэтика. Часть 3. Читательское внимание и интерес.

Внимание, наравне с эмоциональным переживанием, является одним из важнейших ресурсов чтения. Как привлечь это самое внимание – пожалуй, самый важный вопрос для начинающих писателей. Однако читательское внимание не существует отдельно в сферическом вакууме, но, напротив, прочно связано как с работой психических аппаратов самого читателя, так и с построением художественного текста. По сути, когда мы говорим о "привлечении" внимания, мы подразумеваем сложную ситуацию, в которой, с одной стороны, читатель направляет свою активность на текст, а с другой, текст, благодаря своему содержанию, как-то поддерживает эту активность. Результатом такого взаимодействия субъекта и объекта является комплексное чувственное переживание. Проще говоря, читатель должен что-то ощутить и пережить.

Задача "привлечения" стоит несколько некорректно, так как одного только "привлечения" явно недостаточно, необходимо еще и поддержание интереса чтения. При этом пространным остается представление о том, из чего проистекает этот интерес, и в какой плоскости находится.

Сегодня мы об этом как раз и поговорим. Мы разберем, что собой представляет активность читательского внимания и интереса, какие факторы влияют на этот процесс, а также как построение текста (его структура) соотносится с активностью читателя.

Интерес.

Всякий человек, взявший в руки книгу, становится читателем, но не все читатели читают книги с одинаковой целью. Обычно мы читаем художественную литературу для своего удовольствия, но можем это делать и с другими целями: исследовательскими, научными, редакторским.Личная цель определяет то, на что именно в тексте будет направлено внимание.

Возьмем, к примеру, "Шинель" Гоголя.

Так, исследуя Гоголевскую поэтику, мы направим внимание, подобно лучу фонаря, на художественные средства, которые использует автор, на стилистику, на сочетание темы и способа её раскрытия. Именно эти элементы текста и будут привлекательными для нас.

Занимаясь культурным прочтением, мы обратим внимание на важные, с этой точки зрения, детали: цитаты, отсылки, намеки на события, актуальные времени написанию повести.

Внимание редактора будет направлено на ошибки, опечатки и неказисто построенные фразы.

Но на что будет обращать внимание обычный читатель? На все и сразу? Или на случайные элементы рассказа? Очевидно, что обычный читатель также обладает какой-то целью, ведь не просто так он взял в руки книгу, однако, предмет этой цели остается во многом размытым. Зачем мы читаем? Ради удовольствия, конечно же. Но в силу того, что "удовольствие" не является объектом внутри текста, читательский интерес в этом случае работает несколько иначе. Он становится динамичным, скользящим от объекта к объекту. Нас захватывают то одни события, то другие. Интриги, загадки, вопросы – все это "крючки" или "триггеры", которые запускают движение интереса. В этом случае уже сам текст толкает читателя в нужную сторону.

И здесь можно сделать заключение:

  1. При чтении ради удовольствия можно выделить динамический интерес (поддерживаемый самим текстом) и статический интерес (желание читать вообще).
  2. Сам текст состоит из двух регистров: содержания и формы. Уровень содержания – это те интриги и загадки, которые подкидывает автор читателю, и которые возбуждают интерес. Форма – это само построение текста, тот уровень, где загадки и интриги как-то даны читателю (намеками, открыто, косвенно, недомолвками).

Об активности.

Мы не пассивно переживаем художественный текст, словно все эмоции и переживания заранее заложены в бумажный переплет, а нам остается только распечатать красочную обложку и насладиться содержимым. В ходе чтения человек активен, но в чем эта активность заключается?

Условно в активности можно выделить два аспекта:

  1. Цель\мотив. Мы уже говорили, что мотив, с которым читатель подходит к тексту, определяет способ прочтения, а точнее – те объекты, которые интересны читателю.
  2. Само чтение. Уровень обработки информации. Что происходит, когда человек "скользит" глазам по строчкам? Как он выстраивает понимание текста, и т.д. Данный уровень справедлив для любого чтения вообще, не только художественной литературы.

Рассмотрим уровень обработки информации подробней.

При чтении художественного текста человек задействует все ресурсы психического аппарата. Он не только воспринимает печатную информацию, но также и обрабатывает ее, связывает с ранее известными данными (личным опытом и данными из уже прочитанного текста), эмоционально переживает события текста, строит гипотезы и выдвигает предположения. При этом обработка этих разных по модальности данных протекает одновременно.

1. Смысловой уровень.

Художественный текст можно рассматривать как авторское сообщение, адресованное читателю. Для того чтобы понять его, следует текст декодировать, т.е. перевести на близкий читателю "язык". Результатом такой расшифровки будет "смысл": завершенная мысль; набор утверждений или вопросов; новое восприятие ранее известных событий. Это уровень "понимания" текста.

При чтении мы склонны объединять отдельные сцены текста в связное высказывание, где каждый эпизод (диалог, битва, сюжетная линия) тождественен какой-то мысли.

Помните чувство, когда вы не понимаете, что автор хотел сказать той или иной сценой в тексте? Это чувство того, что вы не смогли "декодировать" художественную сцену и интерпретировать ее в ключе целого рассказа.

Помните чувство, когда вам кажется, что определенная сцена нужна в тексте лишь для того, чтоб показать "крутость" героя (или что-то еще)? Это другая сторона дела – декодировав сцену и интерпретировав ее в ключе всего текста, вы обнаружили ее художественную искусственность.

2. Чувственный уровень.

Текст можно не только понимать, но также и чувствовать. В ходе чтения человек соотносится с художественным миром, сравнивает себя с предлагаемыми обстоятельствами, отождествляется с персонажами. Эти процессы сопровождаются эмоциональными переживаниями, которые могут составлять самостоятельный интерес при чтении. Чувственный уровень позволяет человеку буквально пережить те события текста, которые недоступны в реальной жизни. (Ощутить себя героем, побывать в волшебном мире, почувствовать злость, посмеяться или поплакать)

3. Эстетический уровень.

Восхищение текстом, обнаружение культурных связей и коннотаций, цитат и прочего составляет отдельное переживание, которое можно озаглавить как "эстетическое". Сюда можно отнести и наслаждение авторским слогом, игрой слов, красотой повествования или описания.

4. Когнитивный уровень.

При чтении мы выстраиваем в сознании когнитивную карту текста, т.е. организуем предлагаемые автором события в ментальном пространстве. Как связаны события друг с другом, что было причиной, а что – следствием? В каком месте-пространстве происходят события? Предлагаемые обстоятельства – это реальность, или чья-то фантазия, сон? Как связаны поступки персонажей и их мотивы? Читатель выстраивает гипотезы, основываясь как на данных, почерпнутых прямиком из текста, так и исходя из собственного опыта. Более того, не всегда прямые указания автора относительно того, как понимать фрагмент, воспринимаются читателем однозначно.

Обратите внимание, что текст представляет интерес на каждом из описанных уровней. Так уровень смысла представлен выбранной автором темой и поднимаемыми проблемами. Разговоры персонажей, их взгляды и позиции – это смысловой уровень, который может составлять самостоятельную ценность для читателя. Достоевский умело задействует этот регистр, вводя в повествование персонажей не только разных по характеру, но и по взглядам на острые социальные темы. В тех же "Бесах" отдельное удовольствие составляет наблюдение за взглядами Шатова, Кирилова и Ставрогина.

В данном случае мысли, темы и авторская интерпретация будут выступать объектами, привлекающими внимание.

Чувственный уровень – это места переживаний. Любимая мною книжка "Приключение Незнайки и его друзей" сплошь состоит из комических и юмористических ситуаций. Именно ожидание новой порции смешных приключений с героями поддерживало мой интерес. А вот следующая книга серии "Незнайка на Луне" мне не понравилась, но не понравилась тем, что автор сместил акцент. Вместо юмористических историй он писал серьёзную сатиру, опираясь скорее на смысловую сторону, нежели на чувственную.

Здесь объектами внимания будут выступать сами эмоции, извлекаемые из художественных сцен.

Эстетический уровень хорошо заметен в "орнаментальной" прозе, где на первое место выдвигается не содержание истории, а форма ее воплощения. Многие постмодернистские тексты заигрывают с этим регистром, предлагая читателю игру слов и образов, которая не предполагает какой-либо интерпретации.

Объектами внимания здесь будут элементы, которые можно назвать странными или красивыми.

Когнитивный уровень, пожалуй, самый интересный из всех предложенных. По сути, интриги и загадка, которыми цепляет классический нарратив, пролегают именно в этом регистре. Интрига – как результат авторских намеков и оговорок. Загадка – как незавершенное дело, у которого есть начало, в то время как концовка постоянно откладывается. Саспенс – как нагнетание напряжения через подчеркивание как степени опасности, так и степени ее неизбежности. Все эти приемы и ходы основываются на когнитивных принципах обработки информации.

В заключение скажем, что выделенные уровни связаны друг с другом, и являют скорее разные модальности одной реальности, нежели независимые сферы друг от друга. Соотношение этих уровней – задача, требующая отдельного рассмотрения. Важно то, что качество текста определяет не насыщенность уровней, но проработанность их связей между собой.

Вывод:

Подытожим наш материал.

  • Читатель активен в ходе чтения, он направляет внимание то на одни объекты, то на другие. Эта активность зависит как от мотивов самого читателя, так и от организации текста.
  • При чтении ради удовольствия объекты интереса, привлекающие читателя, скользят, постоянно сменяя друг друга.
  • Текст – единая система, в которой условно можно выделить 4 уровня: смысловой, чувственный, эстетический и когнитивный. На каждом из этих уровней имеются свои объекты интереса, которые предлагают читателю определенные переживания (опыт).
  • Качество текста определяет не насыщенность каждого из уровней, а их связность и проработанность. Именно это позволяет не только получить какой-то опыт при прочтении, но и получать новые ощущения при повторном прочтении, открывая для себя новые объекты интереса.
  • В качестве небольшого дополнения можно сказать, что из такого построения вытекает следующая особенность: есть тексты, которые апеллируют к какому-то одному уровню, делая именно на нем акцент, и те, которые пытаются смешивать уровни. Одни тяготеют к малым формам: рассказы, очерки. Другие – к крупным: повести, романы.


Понравилась статья? Поддержи автора лайком и репостом. Вступай в группу, записывайся на писательский курс по Когнитивной поэтики и следи за новыми материалами по писательскому мастерству.
Подробности на
https://vk.com/anspoetic

+4
21:05
1500
Посоветуйте книги по теории литературы. Начал читать Хализева, но какая-то она бестолковая. Будто написано для того, чтобы студентам сдавать экзамены.
10:31
+2
Расскажу чем пользуюсь сам.
1. В. Шкловский «О теории прозы». Старая книга, но очень толковая. Рассказывает как устроен текст, как связаны форма и содержание. На примерах и о разных жанрах. Отсюда становится ясно, почем «сюжет» в тексте не главное (не основное)
2. Н. Галь «Слово живое и мертвое» — это о стилистике, если вам нужно прокачать слог.
3. Томашевский «Теория литературы». Об устройстве текста и драматургии, правда книга старая.
4. Падучева- «Семантика нарратива», серьезная и сложная вещь, но очень интересная. Ближе к лингвистики (но фигура повествователя 1-го и 3-го лица там описана лучше всех)
5. Немного зарубежных авторов. В основном о том, как тексты воспринимаются и строятся:
Lisa Zunshine Why We Read Fiction;
Psychonarratology Psychonarratology.
6. Из корифеев рекомендую Лотмана (Структура худжественного текста), Умберто Эко (работ много, можно начать с «О литературе»)

Будут какие вопросы — пишите)
Спасибо! Из списка читал только Нору Галь.
Загрузка...
Светлана Ледовская