Анна Неделина №2

От пацифизма до могилы

От пацифизма до могилы

Мир – хорошо, война – плохо. Прописная истина, не так ли. Пацифизм как идеология сопротивления насилию ради его исчезновения, правильное и благородное стремление. Пацифисты призывают отказаться от армии, вооружения и заняться разоружением, построить мир без войны и насилия. Но все ли так однозначно в нашем сложном мире. Можно ли отказаться одной стране от армии, оружия, боеспособности и необходимости вести войну, когда большая часть планеты не намерена отказываться от военных сил. К чему может привести излишний пацифизм, известно истории на примере народа мориори. Особо впечатлительным людям лучше дальше не читать. И не говорите, что я не предупреждал! 

Итак, кто такие мориори? Коренной народ, населявший острова архипелага Чатем в Новой Зеландии. Считается, что предками мориори были потомками одного из племён маори, переселившихся с Южного острова Новой Зеландии на острова Чатем и изолированно развивавшихся на нем в течение нескольких столетий. Слово «мориори» означает «истинный, настоящий, подлинный». Свой архипелаг они нарекли Рекоху, что означает Затуманеное солнце. Первые переселенцы попали в условия, резко отличающиеся от привычных им условий существования на новозеландских островах Северный и Южный, поскольку на сыром и прохладном архипелаге Чатем было невозможно выращивать большинство известных тогда полинезийцам сельскохозяйственных культур. Поэтому основным и почти единственным источником питания первопоселенцев на Чатеме и Питте стали продукты моря — рыба, мясо и жир морских животных и птиц. Трудности сохранения народа и проблемы выживания его представителей в условиях малых территорий и ограниченности природных запасов стали основой для создания мориори охотничье-собирательского общества в качестве организационного принципа самоустройства. Ограниченность населения вызвала введение мориори культурных запретов на каннибализм, являвшийся частью традиций их предков — маори. Попытка сохранить свой народ вызвала введение культурных и религиозных запретов на ведение войн. Спорные ситуации стали разрешаться в диспутах или посредством дуэли до первой крови. Запрет на войну сопровождался страшным проклятием. Заветы Нунуку, вождя установившего пацифизм, как идеологию мориори, выражаясь современным языком, стали трактоваться как божественный закон. Пацифистская идеология ненасилия предотвратила губительные междоусобные войны и обеспечила мирное развитие девяти племён мориори в течение 24 поколений. Казалось бы все замечательно. Потрясающая идиллия в Новой Зеландии. Но всякой утопии приходит конец, и он настал в XIX веке.

Это был период мушкетных воин. Потеряв свои исконные земли под натиском более сильных племён, племена маори решили захватить острова Чатем и сделать их своим владением. В 1835 года на захваченном британском бриге прибыл первый отряд в 500 воинов маори. В ожидании второй партии воинов, маори чтобы запугать мориори, убили 12-летнюю девочку и повесили её тело на мачте. Когда через месяц прибыл второй корабль с 400 воинами на борту, отряды воинов маори, вооружённые ружьями, боевыми дубинами, начали без  разрешения местных жителей обходить территории островов и захватывать земли мориори. Прибывшие захватчики объявили себя хозяевами всех земель, а коренных островитян своими подданными.

Чтобы обсудить создавшееся сложное положение, мориори собрали совет всех племён. Зная о склонности маори к убийствам и каннибализму, молодые мориори и некоторые старейшины настаивали на оказании сопротивления захватчикам, заявляя, что пацифистские принципы Нунуку более не соответствуют требованиям дня. Однако верховные вожди категорически отвергли их предложение, заявив, что заветы Нунуку не являются законом, который может быть отменён в зависимости от той или иной ситуации, а являются непреложным моральным императивом.

Когда мориори отказался подчиниться захватчикам, не прибегая при этом к насилию, маори устроили беспощадную резню коренных жителей. Они убили большую часть мориори, занимая их земли. Мориори, имевшие культурный запрет в течение многих столетий на ведение войн и не имевшие военных традиций и организации, стали лёгкой добычей для нападавших, тем более что прибывшие имели численный перевес и огнестрельное оружие. Захватчики подвергли народ мориори настоящему геноциду, о чём вспоминал выживший мориори: «Маори начали убивать нас как овец… Мы были в ужасе и бежали в кустарники, скрывались в расщелинах, кто где, чтобы укрыться от убийц. Нигде не было спасения, нас находили и убивали всех подряд — мужчин, женщин и детей без разбора». Около 300 мориори были ритуально зарезаны и съедены воинами маори. Оставшиеся в живых были обращены в рабство и стали собственностью племён маори.

Но это было только начало. А дальше чтобы внушить островитянам ужас, маорийские поработители подвергли ритуальной казни каждого десятого мориори, оставив их связанными умирать мучительной смертью от жары на пляже в течение нескольких дней. Захватчики также запретили мориори говорить на своём родном языке. Чтобы унизить мориори и сломить их морально, захватчики принудили их осквернить собственные священные места, заставив их там мочиться и испражняться. Из-за этого многие мориори умирали от отчаяния, а другие кончали жизнь самоубийством. Так к 1862 году из общего известного максимального количества в 2000 человек в живых оставался лишь 101 представитель народа мориори, что составляет лишь 5 % их первоначальной численности.

Маорийский завоеватель впоследствии рассказывал: «Мы вступили во владение в соответствии с нашими обычаями и поймали всех. Ни один не сбежал. Сбежавших мы убили, некоторых других тоже, но что из того? Это было в соответствии с нашим обычаем!»

В наше время установлено, что по данным переписи населения 2013 года в Новой Зеландии проживает 738 мориори, в том числе 36 на островах Чатем и 702 в Новой Зеландии. И то это все потомки смешанных племен. А последний чистокровный мориори умер в 1933 году.

Вот так пацифизм погубил целое племя, потому что пришли люди с совершено другими традициями и обычаями, и отказ от войны одной стороны, как чего-то плохого и ужасного, чуждого их божественному закону, не спас их от истребления и порабощения.

Если бы наши предки были такими вот пацифистами, нас бы не было сейчас на белом свете, как и несчастных мориори. Поэтому давайте будем против войны, но не до такой степени, чтобы отправится, как скот на бойню из-за чрезмерного пацифизма. У любой страны и народа должна быть самооборона, чтобы никто не решил, что эти люди легкая добыча. И этими инструментами самообороны всегда будут армия и вооружения. Люди еще не пришли до состояния эры всеобщей и великой дружбы. Поэтому без милитаризма никуда. Не доросли люди в большей массе своей до высокого морального состояния духа, чтобы пацифизм стал нашей общечеловеческой идеологией. 

Без понимания этого любой народ рискует повторить участь мориори. 

+2
00:30
2071
14:36
Ну это всё понятно. Вопрос — до какого момента надо стоять на защите своих земель, рубежей, очагов? Ведь и упорная защита может привести к истреблению. Может, в какой-то момент лучше и сдаться. М?
17:59
+1
Сражаться за свою землю и свой народ надо до конца, как наши предки во всех оборонительных войнах. Иначе поражение, которое приводит к рабству, либо к истреблению. Вот мориори не сопротивлялись и это их не спасло. И это не единичный пример в истории, к сожалению.
12:24
+1
Вот так пацифизм погубил целое племя
Странный вывод, убил не пацифизм, а как раз-таки насилие. Многих кореных жителей, настроенных менее мирно, тоже убивали завоеватели, посмотреть хотя бы на историю Южной Америки. Даже если бы мариори были бы воинами, их бы просто задавили числом. Дело не в том, что одна сторона воинственная, а другая мирная, а в том, что сильный подавил слабого, вне зависимости от культуры, традиций и морали слабого.
23:47
В Ваших словах есть доля истина, Чарли. Но ацтеки и индейцы Северной Америки хотя бы сопротивлялись. А когда народ сопротивляется, у него есть хоть какой-то шанс, быть может мизерный и обреченный, но тем не менее хоть какой-то. А мориори дали себя уничтожить.
Загрузка...
Маргарита Блинова