Нидейла Нэльте №2

Вымыслы в отражениях: V значит вендетта

День Антиутопии

  • Кандидат в Самородки
Вымыслы в отражениях: V значит вендетта

Итак, день антиутопии. Жанр просторный, но за тридцать три года так и не придумал своей антиутопии. Но могу попробовать рассказать о своем знакомстве с одной антиутопией. Речь пойдет о таком произведении, как «V значит вендетта», которое относится к жанру антиутопии.

В 2006 году на экраны вышел фильм «V значит вендетта», снятый по сценарию, тогда еще братьев, Вачовски. Им после «Матрицы» простительны любые извращения во имя либеральной антиутопии. О фильме говорили мало. Я узнал о нем случайно из рекламного буклета в кинотеатре, который до сих пор у меня хранится. Меня привлекли не только сценаристы и актерский состав, но и то, что снят он был по произведению Алана Мура. Мне нравились фильмы по его графическим романам. Фильм ажиотажа не вызвал в моем городе. В зале были только я и моя спутница. И я помню, это был мой единственный поход в кино, когда работницы кинотеатра предлагали нам посмотреть другой фильм – «Свидетеля на свадьбе». Уж не знаю почему. При всей моей симпатии к Стюарту Таунсенду, я все же настоял на своем. Фильм мне понравился. Борьба за свободу против тоталитарного государства – это вдохновляюще. Ну, я тогда был намного моложе. А потом на наши прилавки хлынули комиксы, манга и графические романы, включая романы Мура, и первым его романом стал «V значит вендетта». Я приобрел первое издание и прочитал его с большим увлечением. Роман в картинках произвел на меня более сильное впечатление, чем фильм Вачовски.

Конечно, экранизация редко повторяет книгу. Хотя и должна. Но когда речь идет о жанре антиутопии неизбежно вмешивается идеологическая составляющая. Да, и кино не все себе может позволить в отличие от книги.

Отличий между фильмом и книгой можно найти массу. Каждый может посмотреть фильм и прочесть роман и сравнить две антиутопии. Оба произведения показывают тоталитарную Англию, где подавляется инакомыслие и не вписавшиеся в политику меньшинства истребляются, а за всеми остальными установлены тотальная слежка и контроль. При этом Вачовски вписывают в Англию политические противоречия Штатов: угрозу прихода консерваторов, которые задушат либерализм и свободу. На фоне Англии этот посыл кажется неестественным. Мур же англичанин и, создавая свою антиутопию еще в 80-х годах, он показывал приход к власти партии фашистов в условиях Третей мировой войны с согласия общества, которая бросается к сильной власти ради спасения, а в итоге оказывается ее же жертвой. А в Англии до Второй мировой было немало людей, сочувствующих фашистам, как и в США, о чем Муру хорошо известно. Но Вачовски отошли от темы фашизма, хотя как показывает современная история, Мур оказался актуален с идеей возрождения фашистской идеологией и фашистских режимов.

Главный герой V, носящий маску Гая Фокса (ставшей в наши дни новым символом протеста), отличается от своего книжного воплощения. В кино он мститель-одиночка, благородный, желающий исправить страну, уничтожить режим и переживающий, что ему приходится идти на убийства и теракты. Необходимое зло – все равно зло. Он и гибнет, расправляясь с мучителями и как бы в искупление пролитой крови. Книжный V тоже мститель и борец с режимом, только сомнения и совесть его не мучают. Он фанатичный революционер, который идет на все ради своей цели – свержения власти и не щадит ни своей, ни чужой жизни.

И самое главное отличие это финал двух антиутопий. В фильме, как и положено, власть свержена, и народ в масках героя идут смотреть, как взорвется парламент, знаменуя праздник свободы, и все люди, снимая маски Гая Фокса, как бы воплощают собой образ единства идеи торжества свободы для всех на свете. И сравнивая это с финалом Мура, понимаешь, как наивны Вачовски и многие люди, призывающие к немедленному освобождению от «злачной влады».

В романе Мура режим свергнут, но антиутопия не исчезла с тоталитарной властью. Она продолжилась в хаосе, когда люди, забитые и запуганные властью, вырвались, словно голодные хищники на волю. Начинаются мародерства, погромы, разгул преступности, убийства. Население потеряно и растеряно. Ими никто не управляет, они разучились быть свободными и их захватывают темные инстинкты и пороки. «Страна бери, что хочешь» - называет Мур этот период устами V. Мур по убеждениям анархист, но иллюзий на счет людей не питает. Мало свергнуть власть, чтобы получить свободу, ее надо выстрадать. Чтобы перестроить антиутопию в нечто близкое к утопии нужно перестроить человека, чтобы свобода не превратилась для него во вседозволенность. Свобода без совести – ничто, а вседозволенность другая форма рабства.

Режим можно свергнуть, но люди от этого не станут по-настоящему свободными, хорошими и порядочными, готовые строить новый дивный мир. История показывала такой исход десятки раз.

Поэтому фильм Вачовски вполне посмотреть можно, но роман Мура сильнее, глубже, актуальнее, в нем гораздо больше тем и мыслей, чем в экранизации. V погибает, но другой герой занимает его место, принимая на себя маску Гая Фокса и его дело. Разрушители рушат мир и гибнут вместе с ним, на их место придут созидатели, которые должны построят новый мир. Но удастся ли им это? Переродиться ли антиутопия в нечто другое? Мур не дает ответов. Финал это темная дорога, по которой бредет один из потерянных героев. Он идет в никуда, как и все человечество, не зная, что его ждет дальше, и каковыми будут последствия их действий.

От антиутопии не просто избавится. Она принимает разные формы, и мы живем в ней, и когда кажется, что она разрушена, оказывается, она просто переродилась, а люди этого и не заметили. Но идея свободы и стремления к созданию нового лучшего общества все еще живет в людях.

Поэтому рекомендую всем, кто не читал графический роман Алана Мура «V значит вендетта» прочитать его. Уверен, что многие найдут там интересные идеи и мысли, а возможно и сюжеты для своих литературных антиутопий.

И помните: Бумажный Слон превыше всего!  

+5
18:10
80
19:27
Но Вачовски отошли от темы фашизма

Это почему же? Как раз фашистские идеалы (фашистские, а не нацистские) там доминируют.
23:15
Если брать в общем, то да. Любой тоталитарный режим носит в себе все признаки фашизма. Просто вот, Вам, мнение автора после прочтения сценария Вачовски:«Фильм превратился в притчу эры Буша, написанную людьми слишком робкими, чтобы написать политическую сатиру о своей стране… Это оборванная и тщетная и в значительно степени бесполезная американская фантазия о неком человеке с американскими понятиями о свободе, противостоящем государству, управляемому неоконсерваторами — не об этом был комикс V for Vendetta. Он был о фашизме, об анархии, он был об Англии».
11:11
+1
Весьма не дурно smile Хорошо оформлена мысль. Без лишней воды. Душевно!
23:16
+1
Спасибо. Хотелось, что-то со смыслом написать на такую тему.
17:54
+1
Хороший и интересный обзор. 1 галочка
Загрузка...
Валентина Савенко №1