10 шокирующих фактов о сюрреализме

Совсем недавно на сайте БС прошла дуэль, где я проеиграла. Дуэлились мы с Павлом Панчехиным в жанре сюрреализма (я не могла найти более интересного для себя противника именно в этом жанре. О сочном и витиеватом слоге Паши старички БС слагают легенды, а о точности и глубине метафор — стихи).
Немного инсайдов. Именно этот соперник бросал мне перчатку довольно много раз, но я трусливо отказывалась и отшучивалась. И вот, момент Х настал, мне показалось, что я готова. Жанр выбирала я. Как знают некоторые соратники по перу, у меня есть цель: написать по произведению (программа минимум) в каждом жанре, стать универсальным бойцом от литературы. Этим и обуславливался выбор. Но прежде чем писать, я постаралась изучить сам жанр: и историю, и теорию, и практику. Заранее знала, что сюрреализм малопопулярен, за гранью <даже ставшего мейнстримом и поводом для гордости> неформата. И знаете, когда я выбирала жанр — я ошиблась. Ведь это не жанр.
А прочитав комментарии, я поняла, что многие, как и я, имеют ошибочные представления о сюрре. Потому хотелось бы поделиться новоприобретенными наблюдениями . Потому перейдем к фактам. Но перед этим.
!NB! Осторожно! Сюрреализм — тяжелый наркотик, вызывающий сильное привыкание. Если не уверены в том, что уверены, пожалуйста, не начинайте читать то, что уже начали.
Факт № 1
Сюрреализм — не литература.
Да-да. Именно так. Сюрреализм — это течение, направление и прочие “ие”. Более того, направление, претендующее на Революцию. Теория сюрреализма начинается с фразы: “У нас нет ничего общего с литературой. Но мы, как и все, способны, в случае необходимости, воспользоваться ею”. Потому в данном случае не сюрреализм — инструмент для отражения лит.мысли, а литература — инструмент для донесения сюрреальности. Впрочем, в данном контексте слово “донесения” неуместно.
Я бы даже сказала, что… Сюрреализм — это особая философия, даже конфессия, где высшим дао является слом рамок реальности.
Факт № 2
Сюрреализм — это возвращение к “я”. Погружение в “я”.
Освобождение сознание и духа — одно из важнейших задач сюрреалистов. “Они хотели протянуть нити от самых глубин “я” к космосу и обратно, связать все и вся в один узел, найти “ключ”, которым можно было бы отпереть вселенную, все ее помещения” (с) Леонид Андреев
Факт № 3
В начале 20го века сюрреализм походил на политическую партию. У них даже был вождь — Андре Бретон.
Сперва процитирую Макса Эрнста:
“Бенджамен Пере, в своей роли посланника вождя, предстал в моем доме… в декабре 1938 года с поручением сообщить мне, что из-за политических соображений каждый член сюрреалистической группы должен взять на себя обязательство саботировать поэзию Поля Элюара всеми средствами, которыми он располагал. Приказ вождя. Всякий отказ повлечет исключение”.
Вот она — диктатура сюрреализма — во плоти :)
Факт № 4
Сюрреализм — мост в реальность. Нет ничего реальнее сюрреализма.
Звучит абсурдно, не правда ли? Но в данном случае под реальностью подразумевается натурализм и интуитивизм, истинные сюрреалисты отрицали материальность реальности. Для них истинный мир заключался в “сначала расщеплении, разрушении иллюзии реальности в искусстве, дадаистской дезинтеграции составляющих иллюзию элементов, расстройстве всех чувств”.
Иными словами: для каждого истинного сюрреалиста сюрреальна именно реальность. Грубо говоря, это как отражение в зеркале, являющееся оригиналом по мнению отражения.
Факт № 5
Сюрреализм нередко сравнивали с алхимией.
Поиск философского камня, вечного бессмертия (внешняя алхимия) переплетается с трансмутацией духа (внутренняя) и зачастую выливается в искусство “членов сюрреалистической партии”. А глубинная (оккультная). сущность веществ плавно переходит в метафору элементов (слово, мазок).
Факт № 6
Сюрреализм = анархия.
Мама — анархия. Папа — стакан портвейна. Мама сюрреализма — революционная эпоха, папа — дадаизм. Первый манифест дадаизма датируется 14 июлем 1916 года. И об этом стоит рассказать поподробнее.
В заголовке “Манифеста господина Антипирина” было использовано слово “dada”:
“«Дада» взято из словаря. Все ужасно просто. По-французски оно означает: конек, любимое занятие. По-немецки: адье, прощай, будь добр, слазь c моей шеи, до свидания, до скорого!”
Составитель манифеста — Тристан Тцара (тот самый господин Антипирин) — говорил:
“Я пишу манифест, и я ничего не хочу, я говорю между тем кое-что, и я в принципе против манифестов, как я и против принципов”.
Этими словами он пытался подвести к главному принципу дадаизма: “дада ничего не означает”, “порядок = беспорядку”, “я = не мне”, “утверждение = отрицанию”.
Черт, да чтоб сложить весь этот калейдоскопический паззл мне не хватит слов. Просто закройте глаза и представьте, что Все в мире связано, что это имеет огромное значение для Всего, но при этом Ничего не означает.
А еще антипирин — жаропонижающее лекарство, средство от головной боли ;)
И в заключение факта дважды процитирую. Сперва Рихарда Хюльзенбека: “Хорошо, что ты не можешь и, вероятно, не должен понимать дада”.
А потом:
Я поманю Тебя о помяну
Поминки соопровождает дача
О дача эта прямо неудача
Минуть бы ан минуть без тэ мину
У ми ну до фасоль ре ми фа до
Додо тебе дада клиторатуре
Халтуре туры всякие атуры...
(с) Борис Поплавский, «О жупел мужа жалости лишай...»
Факт № 7
Для того, чтобы открыть все грани сюрреализма необходимы наркотики. И не необходимы.
Я всецело могу понять вопросы: “Что употреблял автор?”, “На чем он сидит?” при прочтении некоторых сюрр-их произведений. Вот только не наркотики расширяют сознание и раскрывают угол зрения до 360 градусов, а сам человек. Наркотики могут этому помешать. Не употребляйте наркотики. Употребляйте reve — проникайте в matiere mentale.
Факт № 8
Сюрреализм — симуляция.
“Это противоречит большинству предыдущих фактов” — скажете вы.
“Нихрена” — отвечу я.
И приведу пример, а дальше сами думайте. Разделим христианство на православие и католицизм (да, я знаю, что христианство можно делить бесконечно). Так делится и сюрреализм. Вот только если Бретон — это фанатик от православия, то Арагон (автор “Волны грез”) скорее лайтовый католик. Если Бретон воспринимал сюрреализм всерьез, то Арагон, скорее, как поэтическую фантазию.
“Я ничего не жду от мира, я не жду ничего от ничего. Великая бесцельность, пенящееся море, я твоя источенная скала. Вздымайся, вздымайся, дитя луны, о прилив: я тот, кто изнашивается, и пусть меня уносит ветер” (с) Луи Арагон
Факт № 9
Сюрреальность довольно тесно связана с фрейдизмом.
При погружении в собственное “я” многие сюрр-сты пользовались приемами психоанализа. Если говорить более детально, то речь идет о произносимой мысли (pensee parlee).
Но если Тцар (папа-дада) говорил, что мысль рождается во рту, то Бретон уточнял: мысль рождается в процессе говорения, но не желает ничего общего иметь с разумом, с сознанием, с осознанием.
Факт № 10
Сюрреализм автоматичен. Погрузиться в грезы может каждый.
Я не смогу сказать лучше, чем Бретон:
“Сюрреализм. Чистый психический автоматизм, имеющий в виду выражение, или устно, или письменно, или любым другим способом, реального функционирования мысли. Диктовка мысли, при отсутствии какого бы то ни было контроля со стороны разума, все какой бы то ни было эстетической или моральной озабоченности…”.
И сразу процитирую 4-ый Манифест для того, чтобы преподнести рецепт для сюрреалистического творчества:
- Приведите себя, насколько можете, в состояние наиболее пассивное, или воспринимающее.
- Абстрагируйтесь от вашего гения, ваших талантов и всех прочих.
- Скажите себе, что литература — одна из самых печальных дорог, ко всему ведущих.
- Напишите быстро, без заранее намеченной темы, достаточно быстро, чтобы не сохранить в памяти и не пытаться перечитать.
И в качестве итога я скажу, что ничего не скажу. Просто задам вопрос: теперь вы понимаете, что наши с Пашей работы были всего лишь попытками в сюрреализм? Сюрреализм — механизм познания, а не донесения чего-либо ;))
И песенка для Кактуса (хз, как вставить трек), но:
ATL - Небеда
И что вы познали?
Как бы о рассказе интересовалась, ну да ладно.
Для меня литература интимна. При написании автор познал одно, читатель, при прочтении, другое, критик — третье. Рецензент так вообще решил показать миру процесс самоублажения. И у всех разные взгляды. Когда автор открывает свои — он ломает интригу и желание (не всех, но кого-то) рассуждать и искать скрытые смыслы и идеи.
Мне не жалко рассказать, но этим я могу «обломать кайф» тому, кто хотел разгадать загадку сам. Буду искренне (чсвшно) верить, что такие найдутся
проеили проиграла?Ты все верно понял)
Все вышесказанное не относится к конкретной дуэли, после которой и родилась идея блога. Это мое личное отношение к подобным течениям, направлениям, веяниям.
В этом плане даже постмодернизм имеет более жесткие рамки и для написания рассказа в этом жанре от автора требуется не просто некая упоротость по жизни, но все таки определенный багаж знаний…
Другое дело, что потребителей подобного… становится слишком много.
Почему я сакцентировала внимание на дадаизме и сюрреализме, потому как, кмк, эти течения пропагандируют некую безответственность к написанному. Возможно я ошибаюсь)
Сюрреализм и дадаизм — это философия самопознания. Открытие граней себя в себе и себя в социуме через искусство. Для них важно донести не продукт этих измышлений, а саму философию. Сами произведения, по их философии, это как личный дневник, а обнародование — скорее подтверждение теории практикой (как, к примеру, с оккультными направлениями). То есть писатель-сюрреалист может написать любой бред (по мнению читателей), но если этот бред был написан исходя из сути философии, это становится сюрреализмом или дадаизмом. Т.е. это априори не может быть серьезным в рамках «объективной» большой литературы, но серьезности придаёт сама теория и отношение читателя к оной через призму восприятия и философии, и текста.
Вопрос к читателю — проглотит он это или в сторону отодвинет.
Как-то так. Короче, это именно течение в начале было. Прикол в том, что потом появился постмодернизм (этот период и сейчас идёт), и вот сюр вошёл туда уже, наверное, как художественный приём (но тут ИМХО по поводу того, что именно он сейчас делает, но тоже не отдельное направление).