Дарья Сорокина №1

Школа поэзии |3.1| Деление на слоги

  • Самородок
Школа поэзии |3.1| Деление на слоги

1. Как родилась поэзия

2. Уровни ритмики

3. Силлаботоника


Я - ленивая жопа. Увы, гордиться тут нечем, но и молчать об этом нельзя. Просто так есть, тут уж ничего не попишешь. Внезапно оказалось, что последний выпуск Школы поэзии был почти полтора года назад. И даже те несколько человек, которые пинали меня с тех пор, особого успеха не добились. Что с этим делать? Исправляться! И начнем сегодня.


На самом деле, этот выпуск, как вы уже догадались по названию, не будет полноценным. А лишь дополнением к предыдущей части, но дополнением важным. А вынудило меня написать это дополнение дискуссия под одним моим дуэльным стихотворением.

В чем суть? Вот строфа:

Откуда он взялся, теперь уж никто не поймет.
Втихую шмыгнул мимо братцев Харона с Плутоном,
Нептуну вообще нахамил угрожающим тоном.
И вроде бы мелочь, но главное — дерзкий полет,
И будь ты хоть черной дырою, хоть крошкой-фотоном.

Нептун огорчен... Огорчена... Ох уж это анимэ...

Нужную нам строчку я выделил жирным. Разберем подробнее. Все стихотворение написано амфибрахием - трехсложным размером с ударением на второй слог. То есть в каждой строчке сильным будет второй слог, а потом - каждый третий. И что получается?

НептУну воОбще нахАмил угрОжающИм тоном.

Эээээ... Точно все правильно? Фигня какая-то получилась, на самом деле. Но между тем, никаких технических ошибок в этой строчке нет. Чтобы понять причины этого, вновь обратимся к теории.

В прошлый раз мы говорили о том, что в силлаботонике ударные и безударные слоги чередуются в определенном порядке, неизменном для всех строк стихотворения. Все так.

Еще раньше мы говорили о понятии слога. Но я не счел нужным разбирать его подробно. Придется сделать это сейчас. Вспомним определение:

Слог – это минимальная фонетико-фонологическая единица, характеризующаяся наибольшей акустико-артикуляционной слитностью своих компонентов.

По-прежнему жутко. Но я заострю внимание всего на одной детали. Фонетико-фонологическая единица. Знатоки греческого! Что вы сказали? Да, все точно! φωνή (фон) - «звук».

А теперь еще раз. Слоги завязаны не на буквы, а на звуки. Проблема в том, что в русском языке в словах практически нет непроизносимых букв. А уж непроизносимых гласных букв (от которых и зависит количество слогов) - вовсе единицы. Поэтому нет особой необходимости как-то разделять буквы и звуки в русской поэзии. А заглянем в английскую? 

Сэр Томас Уайетт готов помочь

Оно, конечно, 16 век, но пример хорош тем, что предельно прост. Двустопный ямб; язык, не отличимый от современного.

What should I say?
—Since Faith is dead,
And Truth away
From you is fled?
Should I be led
With doubleness?
Nay! nay! mistress.
(A RevocationThomas Wyatt)

Если вздумаете расставлять здесь ударения, ориентируясь просто на гласные буквы то не найдете никакой системы. Подставим шаблон ямба (каждый второй слог сильный):

What shOuld I saY?
—SincEIth is dEad

Если вы хоть немного разбираетесь в английском, то поймете, что это каша. А теперь следите за руками. Сильные слоги жирненькие:

[wɔt] [ʃʊd] [aɪ] [seɪ]
[sɪns] [feɪθ] [ɪz] [ded]

Вот такая красота. Одно слово - один гласный звук - один слог. Несмотря на то, что гласных букв может быть больше. Да, внимательный читатель может указать на некие [aɪ] и [eɪ], но эти сочетания - дифтонги - являются одним звуком и образуют один слог. Я вас не сильно запутал?

Суть в том, что разбиение слова на слоги происходит не на уровне букв, а на уровне транскрипций, звуков. И русская поэзия работает точно также.

Камень преткновения этого блога - слово "вообще". Гласных букв в нем три. А вот со звуками интереснее. Есть два варианта произношения этого слова:

Литературный: [vɐɐpˈɕːe]

Разговорный: [vɐpˈɕːe]

Формально в литературном варианте три слога, но де-факто два первых сводятся к одному длительному. На слух просто нет разницы. В разговорном варианте же слога строго два. Да, существует некая неоднозначность, но поэт имеет полное право использовать любой из этих вариантов. 

Вот такая вот история. Кто слушал и понял - молодец и берет с полки пирожок. А кто начнет спорить - тот панда. Шучу, конечно же. Любые вопросы, замечания и предложения не только приветствуются, но и крайне необходимы. 

+23
18:51
354
18:54
+2
Вакх! Так круто, что я половину новых слов побежал в словарик смотреть! По моему, поэты должны при таких потребностях совокупно хорошо разбираться в математике.
18:59
+1
Пожалуй, без дифуров можно и обойтись. Как-нибудь. Но счет до двадцати крайне необходим!
19:24
+3
wonder
Бли-и-и-и-ин. Но ведь я понял, вроде.
-И что ты понял?
— Как хорошо, что я не поэт!
laugh
19:25
+1
laugh
Так и живем!
19:29
+1
eyes упала в обморок, но на всякий случай лайк поставила… я из колхоза, мене на пальцах, попроще нужно объяснять
19:31
+1
На пальцах и есть: "Но счет до двадцати крайне необходим!" laugh
19:39
+2
На пальцах так: если вы при произношении слова глотаете какую-то гласную, то слог она не образует. Понятно, что это касается не индивидуальных особенностей вашей артикуляции, а каких-то общепринятых вещей.
07:37
извиняюсь, что отнимаю ваше время, но мне, наверное, не дано грамотно писать. а что такое ямбы и хореи — тёмный лес. разобраться не могу. размер плавает, а ритм сбивается. при произношении удобнее говорить, к примеру, лОщина, а не лощина.
20:09
+1
Всё ещё утверждаю, что разговорные формы необходимо чётко обозначать. А вООбще — рад, что мой коммент послужил катализатором для этой темы.
20:12
разговорные формы необходимо чётко обозначать
Может, и хорошо бы. Но каким образом? Изменять написание слова я считаю еще более неверным.
20:32 (отредактировано)
+1
А здорово! Спасибо, что в сжатой форме даёте теорию, а то пишишь вслепую и не знаешь азов… ещё бы как-то закрепить всё это в голове при написании…
20:36
+2
Только опыт. Все написанное — рефлексия. При написании же я не пользуюсь никакими правилами напрямую, они работают сами собой. Но говорят, что так не у всех)
20:42 (отредактировано)
Где-то прочитала, что в прозе — важнее содержание, а в поэзии — форма, вы с этим утверждением согласны? И как найти ту самую золотую середину, где прекрасная мысль не будет звучать слишком уж технически ( в стихотворном смысле)?
21:08
+2
Я не согласен с самим фактом подобного сравнения. Как может быть форма более или менее важной, если у прозы этой самой вообще формы нет? Да, можно долго говорить о некой структуре, завязках/кульминациях, но это явления другого порядка. Поэтому так:

У поэзии форма не «важнее». У поэзии форма «есть», просто как факт. Ее можно соблюдать, ее можно не соблюдать (но умеючи). А содержание одинаково важно везде. Я скажу даже так. Кривое стихо с отличной мыслью можно исправить. Идеально построенное стихо без какой-либо мысли идет в мусор сразу.

Что же до золотой середины — слушайте свою поэзию. Она должна быть музыкальной. Я очень далек от музыки, но это все равно чувствуется. Можно ничего не знать о технике, но написать текучий красивый текст.

21:09
А можно… в общем, да :)
20:45
+1
Спасибо! Занятно. Меня, как про зайку))) интересует ситуация с многосложными словами, например, в ямбе))))
КогдА не в шУтку зАнемОг
Он УважАть себЯ…
Вобщем, двойное ударение, и как к нему относиться. Мб это было? Тогда меня носом ткнуть.
20:54 (отредактировано)
+1
Мб это было?
Этому вопросу посвящена предыдущая часть. С примерами и акцентом на проблеме. Если коротко — двойное ударение это абсолютно нормально и ошибкой (помаркой, неточностью) не является даже близко.
21:00
А тройное?
21:12
+1
Любое. Формально. Но есть понятие фонетики. Ровности звучания. Вот этого всего. Даже 12 ударений в одном слове ошибкой не будут. Но прозвучит это ужасно)
21:15 (отредактировано)
rofl что немаловажно)))))
20:47
+1
Вах как здорово! С англицким пример хорош, я даже поняла)))
Но слова всё равно страшные…
20:55
Все б вам слов бояться! Но я рад, что ты поняла)
20:59
+2
Полтора года?! Как время летит!
Как всегда описано просто, интересно и доступно пониманию. Прям хоть сейчас садись и пиши стих.
21:05 (отредактировано)
+1
А вынудило меня написать это дополнение дискуссия под одним моим дуэльным стихотворением.

… которая была в июне?
Кто-то ни разу не слоупок))
На самом деле нужная и интересная информация. Теперь главное, чтоб материал правильно усвоился…
З.ы. меня не особенно смущают двойные ударения, а в сложных словах (с двумя корнями), это прям то, что доктор прописал, и всё же в последнее время стараюсь по возможности их избегать.
З.з.ы. Игорь Евгеньевич, извините. Вроде бы просто коммент писала, видно все-таки не туда нажала))))
21:13
Пишите! Еще есть время отправить его на ПС-11!
21:14
Кто-то ни разу не слоупок))
Ну вот как есть… Я даже оправдываться не буду)
Спасибо!
21:06
+1
Ну вы, батенька, вообще… ВЕТЕР! обогнали скорость света раз так… двадцать :)
Это к я к обескураживающей скорости реакции.
Занятно, да… Да богу бы в уши, как гритца…
21:15
+1
Актуальность вопроса от этого не меньше) А пример — это просто пример)
21:18
+1
Ты б, тогда, для яркости картинки, рассмотрел слово смысл… который, и, иногда, и смысЕлом стать может smile а может и смыслом остаться… тоже, полезно
21:21
Неа, не может) У слова «смысл» нет такой формы — ни написания, ни произношения.
21:22
вообще, в таком случае — тоже;)
21:23
Ссылка на словарь приведена в тексте. У слова «вообще» два варианта произношения.
21:25
+1
да-да-да, конечно-конечно:) У слов, так-то, вообще несчетное количество произношений smile калидоры, там, рыбзаки… ну, ты понял;)
21:26
+1
Тубаретка лисапед
21:28
Панда, ты такая панда. Калидор — это вариант написания, а не произношения. И да, тоже совершенно допустимый, если тебе нужна стилизация. Дискуссию закрываю.
21:28
И комменты — закрой ;)
Не дуйся. Я подначиваю
21:32
+1
Вы такие смешные)
можно вечно смотреть на четыре вещи: огонь, воду, как кто-то работает и на то, как вы мило дискутируете по-поводу стихосложения… blush
21:33
21:38
со стороны виднее, не ноупкать мне тут glass
21:37
+1
Ну вот еще. Это я дискутирую. А Панда — подначивает devil
21:38
это чертовски мило))))
09:41
+1
С песнями проще — можно в нужном месте вставить ага-ага, или йоу-йоу, ну или соло на гитаре запилить laugh
10:42
+1
А теперь соло на саксе ©
10:53
Оригинальная цитата — А теперь Козёл на саксе laugh
11:41
+2
Вот тебе делать нечего. Лучше б на завод шел работать!
11:42
+2
У меня отпуск! Мне можно!
11:44
+4
Я работал на заводе. И теперь считаю, что оздоравливающее и укрепляющее воздействие завода на тело и дух сильно переоценены.
Эх, помню, в школе открыл для себя стихотворные размеры. Узнал о них не на уроке, а благодаря тому, что был завсегдатаям библиотеки. Вот это было открытие. Потом ударные слоги высчитывал. Да и сейчас иногда пальцы загибаю.
11:47
+2
А нам на литературе рассказывали. Но я в то время внимания не обратил. Хотя стихи тогда уже писал. Теория гораздо позже пришла.
Зачастую то, что дают на уроках, берется плохо. А вот когда сам найдешь, не по принуждению, это другое дело )
11:53
Безусловный факт. Впрочем, очень многое от учителя зависит. Есть такие, кто умеет заинтересовать.
Ну вот же!!! А я как та собака, чувствами чувствую, что так можно, а логику подвести не могу. Спасибо. Запомню и буду использовать с чистой поэтической совестью.
Я только не понял вот такой трактовки:
НептУну воОбще нахАмил угрОжающИм тоном.


Вот так читаю:
ВтихУю шмыгнУл мимо братцев Харона с Плутоном,
НептУну вообщЕ нахамИл угрожающим тоном.

А насчет «вообще». Оно вроде бы и можно. Но стоит ли? Такое уж это необходимое слово? Если декламировать, то да, получается: Нептуну вапще нахамил. Но я же с монитора читаю, а не слушаю.
Загрузка...
Kalip Kalip №1