Дарья Сорокина №1

Немножко о китайских мультиках. Бронированные солдаты Вотомы.

Немножко о китайских мультиках. Бронированные солдаты Вотомы.

Из википедии: "(яп.装甲騎兵ボトムズсо:ко кихэй ботомудзу, неоф. рус. «Бронированные воины Вотомы») — телевизионный аниме-сериал, снятый на студии Sunriseрежиссёром Рёсукэ Такахаси. В Японии транслировался с апреля 1983 по март 1984 года на канале TV Tokyo. Как и предыдущая работа Рёсукэ Такахаси Fang of the Sun Dougram, VOTOMSтакже является «твёрдой» научной фантастикойв жанре «меха». В западном мире( а значит и у нас в России) этот сериал менее известен, чем другая работа на аналогичную тематику — Mobile Suit Gundam."

На этот шедевр в свое время я наткнулся совершенно случайно. Устав от однотипных забитых фансервисом и глупыми штампами тайтлов последних лет, я углубился в архив в поисках чего-то раритетного и малоизвестного. Обычно, если сериал или фильм не пользуется популярностью, это значит, что ему нечем похвастать. Но только не в этом случае.

При упоминании жанра Меха, у вас в памяти сразу всплывают, Евангелион или Стальная Тревога (если ваш год рождения пришелся после 89-90) Или Мобильный Воин Гандам, Макрос или Мазингер Зет (если соответственно Вы родились раньше). Каждое из этих произведений чем-то хорошо, чем-то плохо. Где-то слабый сюжет, но красивые бои. Где-то на оборот, динамичность боев хромает в угоду сюжета и душевных метаний героев. А где-то сам дизайн мехов откровенно бредовый в угоду «внешней крутости».В Вотомах же песня совершенно иная. Во многом это благодаря тому, что создатели попытались сделать своих боевых роботов да и мир в целом реалистичным. Да-да, Гасараки был далеко не первым тайтлом, пытавшемся сделать меха реалистичный. За долго до него в 1983 году на экраны вышли Бронированные воины Вотомы Попытаюсь рассказать, избегая спойлеров.

Сложные политические структуры и взаимодействия разных фракций нас стращали ещё в Гандаме. И на мой взгляд, такой сложный лор был скорее минусом. Я не мог вникнуть в суть конфликта, в хитросплетения сюжета и его нагромождения. Примитивные войны Добра со Злом тоже были в каждом первом меха сериале и откровенно вызывали уныние.. Но не в Вотомах. Тут мы оказываемся в пограничном секторе галактики Астрогиус, в которой более ста лет идет война между супердержавами Гильгамеш и Баларант. Война за доминирование, господство, рынки сбыта, ресурсы торговые пути, в которой нет положительных и отрицательных сторон. Очень простая и в тоже время реалистичная вселенная, и от того вызывающая ощущение достоверности. К началу основных событий этот конфликт близится к концу. Наконец-то жадные эгоистичные верха умудрились договориться между собой, и вот-вот будет подписано мирное соглашение. Слух об этом распространился среди войск. И вот один из командиров Баларанта, буквально за несколько часов до заключения мира посылает отряд бронированной космо-пехоты в диверсионный рейд на исследовательский производственный комплекс Гильгамеша. Разумеется не просто отряд а местную элиту - «Красноплечих».

Красноплечий на постере сериала

Красноплечие наиболее лояльные и жестокие солдаты Баларанта отличительным знаком которых являлся выкрашенный красной краской плечевой бронещиток меха. Они не переспрашивают приказов, даже если им приказывают стрелять в женщин и детей. Новобранцев отбирают среди сирот, воспитанных военными организациями, потому единственной семьей для них был этот полк. Именно по этому в бой послали их. Командование знало, что они не возмутятся и не оспорят приказ сражаться за пару часов до наступления мира.

Однако в ходе выполнения этого задания, один из бойцов случайно узнает, что эта операция не приказ верховного руководства, а частная афера, командиров, которые решили что-то украсть под шумок, и как только похищенный груз был увезён, всех участников и свидетелей убивают. Ну почти всех. Так как узнавшему тайну бойцу в итоге удается сбежать. Он то и станет нашим героем — Кирико Кьюби. 

Собственно главный герой

Кстати, «грузом» который похищали красноплечие оказалась девушка-пилот, в которую наш герой в итоге влюбляется и по мере сил будет пытаться выкрасть у похитителей на протяжении доброй половины сериала, но до этого счастливого момента придётся пробираться партизанскими тропами, кишащими бандитами и продажными полицейскими городским трущобам и даже в космосе среди сражающихся линкоров. А не редко им придется даже сражаться друг против друга в дуэлях АТ, если они оказываются по разные стороны фронта.

Как можно понять из завязки сериала, Вотомы не просто научная фантастика и сериал о героическом превозмогании силой воли. Это в первую очередь качественная военная драма, наполненная таким реализмом, какого порой не ожидаешь увидеть в произведениях жанра. Главный герой хоть и цитирует штампы о крутом немногословном военном, выглядит вполне человечно: страдает посттравматическим синдромом, влюбляется, боится, и хоть и не отступает перед лицом самоубийственной битвы, предпочитает сбежать от войны, если рядом с ним окажется любимая. Вот только призраки войны его не отпускают. Кровавое прошлое военного преступника будет преследовать его по пятам, куда бы он не бежал. Выглядит это психологически достоверно, а мрачный немногословный герой переживающий проблемы, как мужчина, сжимая до скрипа зубы, гораздо убедительнее в своей роли, нежели нежный истеричный рефлексирующий молодой человек, или ОЯШ оккупировавшие жанр.

Кирико в естественной среде обитания

Гнетущую атмосферу бесконечной бессмысленной войны и послевоенной разрухи разбавляют персонажи второго плана. Торговец с черного рынка Годо, его приемный сын Ванила и прибившаяся к ним девчушка Коконоэ. Персонажи во многом комичные, суетливые, и очаровательные, при это они не раздражают вас, как лишний элемент введённый только ради комедии, потому что в отличие от того же Пака из Берсерка, каждый из них полноценная прописанная личность, взаимоотношения которых двигают сюжет. К тому же когда они участвуют в разных заварухах, в отличие от Кирико, который точно выживет как таракан, за жизни этой троицы местами действительно боишься, ведь персонажи тут могут умереть достаточно легко. Наблюдать же за их взаимоотношениями не менее интересно, чем за основной сюжетной линией. Должен заметить хорошо проработанные персонажи второго плана в Меха скорее исключение чем правило.

Значимым отличием от других аналогичных франшиз является дизайн мехов. Забудьте о мишуре и пафосе. АТ в вотомах это боевые машины, а не непотопляемые вундервафли или рождественские елки в космосе. Это именно серийные боевые машины, которые скорее похожи на танк или БТР, чем на убер-футуристичного робота с кучей бластеров и непонятных торчащих во все стороны антенн. 

Взвод бронепехоты в тентовом кузове грузовика, который подорвался на мине. Арка войны в Кумене.

Если вы читали оригинальный роман Роберта Хайнлайна «Звездный Десант», а не только смотрели фильм Верховена, вы сразу обратите внимание, что АТ в сериале имеет явное тяготение к боевым скафандрам космопехотинцев Хайнлайна. На это указывают и пороховые пирозаряды, для ближнего боя, позволяющие ударить противника кулаком-поршнем, или подпрыгнуть в тяжёлой машине, эффективнее, чем позволяют гидравлические приводы. При этом и сам удар или прыжок с последующим отстрелом гильзы выглядят крайне эффектно и реалистичнее, чем аналогичные приемы в других сериалах. Также явным заимствованием у Хайнлайна были роликовые приводы в ступнях шасси АТ, позволяющие машине двигаться по твердому грунту со скоростью колесной машины, а не медленным шагом или бегом меха. А вот чтобы взлететь мех придётся крепить под брюхо вертолёту. Правда вотомы всё же летают. В космосе в невесомости, с помощью ранцевых маневровых двигателей. Ведь это все же скорее боевые скафандры, нежели человекообразные роботы.

АТ с меневровыми двигателями в невесомости.

В самом сериале войска вооружённые АТ называют бронепехотой. Они воюют как самостоятельно, так и в составе смешанных подразделений из обычной легкой пехоты, танков, бронетранспортеров и артиллерии, что в свою очередь добавляет происходящему реализма. Мы видим, что это не супероружие, а обычная рядовая техника, которая занимает определённую нишу в системе вооружения. Они боятся пушек танков и противотанковой артиллерии, но при этом достаточно быстрые, чтобы от них уворачиваться, в тоже время, они не страшатся ружейного огня легкой пехоты. Основой механизма является гидравлика, использующая специальную жидкость, меняющую плотность при реакции на электрический разряд. Но эта же жидкость, позволяющая меху быстро двигать руками и ногами, является легковоспламеняющийся и горючей. В одной из OVA есть эпичная сцена, где после неудачного морского десанта берег завален изрешечёнными пулями и снарядами АТ, и вытекающая из пробоин гидравлическая жидкость растекается по поверхности моря. Из искорёженных машин пытаются выбраться выжившие солдаты, но тут где-то вспыхивает случайная искра, и людям приходится пережить огненную смерть во второй раз.

Остальная техника хоть и имеет местами футуристичный вид, выглядит как реальная современная боевая техника, с лёгким налётом видения 80-тых годов. Грузовики, бронетранспортёры, танки, вертолёты. Видно, что при создании дизайна художники в первую очередь старались придать больше реалистичности, в образы, зачастую заимствуя внешность у реальных образцов тех лет. По этому сегодня, уровень техники Гильгамеша и Баларанта могут показаться даже немного отсталыми, застрявшими на уровне 20 века. От части это действительно так. В сериале много аллюзий и отсылок на реальные военные конфликты 20 века, а некоторые сцены буквально являются цитатами к известным фильмам. Лично я в арке посвящённой гражданской войне в королевстве Кумен, - эдакой помеси Вьетнами и Бирмы, - замечал сцены повторяющие Апокалипсис Сегодня. Есть и отсылки к второй мировой войне, которые более заметны в спиноффе 1990тых годов.

Собственно - бронебойшик Мелоулинк и его противотанковое ружье.

В ответвлении спиноффе «Бронебойщик Мелоулинк» - шикарном как самостоятельное произведение, главный герой попал в схожую ситуацию с Кирико. Перед концом войны их отряд расформировали отобрав АТ, и выдав старые противотанковые ружья приказали прикрывать отступление. Но как оказалось, на самом деле они жертвуя собой прикрывали задницы продажных офицеров, вывозивших украденные награбленные ценности и деньги. Мелоулинк оказывается единственным выжившим, и узнав правду о причине по которой гибли его товарищи, начинает охоту за предавшими их офицерами. При этом он проявляет талант охотника и партизана. Бои не однотипные, а всегда завязаны на какой-то хитрости, которую должен применить Мелоулинк, что бы подобраться на дистанцию выстрела к своей жертве. Ведь противотанковое ружье способно пробить броню только если стрелять почти в упор. Наблюдать за этой охотой, гадать, что же в этот раз он придумает, сплошное удовольствие. К тому же и на этот раз герой достаточно брутален, но при этом лишён черт супергероя.

Из рассказанного мной может показаться, что в сериале делается упор на суровый реализм, но это в корне не так. Имея прекрасный элемент военной драмы, сериал в своей основе все же классическая космоопера, со звездными империями, тайными религиозными орденами и даже высшими силами, которые хоть и именуются божественными, получают объяснение в качестве высокоразвитых компьютерных систем с древними ИИ. Иными словами, это твердая научная фантастика.

Сюжет интересен, изобилует поворотами, которые нельзя упомянуть без спойлеров, но при этом он не доминирующий над экшеном. А в сериале его много. Есть целые эпизоды от начала и до конца посвящённые сражениям. Поле боя будет меняться из раза в раз. Это и плотная городская застройка, и тропические болотистые джунгли, и открытый космос и борт космических кораблей, и заваленные упавшими старшипами песчаные пустыни, и прячущие в своих недрах технологии древних скалы.

Графика 80-тых. никакого компьютера. Тушь и акварель.

Недостатки же тоже есть. Во-первых слегка топорная графика. Хотя даже она в купе с рисовкой 80тых дает фору многим современным тайтлам с отвратным сочетанием убогого 3D c не менее убогим 2D. Но все же многих это может отпугнуть. Хотя тут как говориться на любителя, я например, не смог смотреть перезапуск «Крейсера Ямато» именно из-за осовремененной рисовки персонажей.

Кадр из версии 2011 года. Не сказать, что компьютерные технологии сделали картинку лучше.

Во-вторых нелогичность поведения некоторых персонажей антагонистов, и в первую очередь главного антагониста, которого не называем, во избежание спойлеров.

В-третьих, это воистину тараканья неубиваемость главного героя. Хоть это в последствии и получит вполне разумное объяснение, такая живучесть отбивает страх за главного героя в опасных ситуациях. Ты уверен, что если кто и сможет выжить в очередной заварухе, то это Кирико. Но это компенсируется тем, что любой кто находится рядом с Кирико, может умереть в любой момент. По этому когда Ванила идет на войну вслед за Кирико, впору запастись валидолом перед просмотром.

На родине Вотомов ждал успех. Основной сериал выходил на протяжении более чем 160 серий, и по его мотивам была создана манга, расширяющая вселенную. Вышедшее дополнение в 1988 году спустя пять лет после выхода основного сериала также стало культовым. В 1994 году вышла ОVA Сияющая Ересь, повествующая о событиях вселенной спустя несколько лет после окончания действий основного сериала. Овы в полной мере сохраняют дух оригинального сериала, и имеют более современную рисовку. Графика стала настолько же детализированной, как в лучших тайтлах девяностых, при этом количество сай-фай элементов значительно возросло. Если вы любите хеппи энды, возможно вам стоит воздержаться от просмотра, но я не смог. И это того стоило.

Постер "Сияющая Ересь". Для любителя графония самое оно. Лучшая графика за всю историю сериала.

А вот вышедший в 2009 году полнометражный фильм Файлы Пейлсена меня откровенно разочаровал. Ясно, что фильм снят, чтобы лучше раскрыть прошлое Кирико, но на деле он получился слишком занудным, а эпичные боевые сцены хороши только своей массовостью и эпичностью, какого-то лихо закрученного сюжета ждать не приходится. Но если вы являетесь фанатом оригинального сериала, вы все равно его посмотрите.

Дело выправляет Ова 2011 года Призрачная Арка, которая вновь возвращает дух оригинала. Рассчитана она в первую очередь на фанатов, потому как главное чувство, которое она вызовет при просмотре — острая ностальгия.

В любом случае, если вы не боитесь старомодной рисовки, и вы ценитель жанра Меха, не стоит обходить вниманием оригинальный сериал и спинофф 83 и 88 голов, если же вы поклонник графония, по вкусу вам наверняка придутся ОVA 1994 года, более поздние дополнения же стоит смотреть только если вы уже ознакомились с более ранними произведениями, иначе они покажутся скучными и непонятными.  

+5
10:00
94
11:15 (отредактировано)
Рекомендую изменить название на более каноничное «китайские порномультики».

Большое спасибо за статью, вроде стоит посмотреть. Хотя, я и не особый любитель меха, тот же Евангелион смотрел не из-за огромных роботов, а из-за атмосферы многозначительности и таинственности происходящего и эмоционального накала.
11:23
Я хотел именно так и написать, но фильтр почему-то не пропустил.
11:31
Какое злодейство!
11:26
+1
Если хочешь атмосферу Евангелиона, посмотри порномультик из которого авторы ее и скомуниздили: Генокибер. Трехсерийная OVA
11:30 (отредактировано)
О! Вроде неплохая штука. Спасибо, сэнсэй.

Я сейчас играю в Pillars of Eternity II, про проделки бога Эотаса, спустившегося на грешную землю в виде кристаллического гиганта, так что я сейчас очень увлечён подобными темами.

О! Ещё на эту тему вспоминается Реликт Головачёва. Очень нравилось в своё время.

А из аниме про активное вмешательство богов в судьбы людей вспоминается Берсерк 1997 года. Крутая штука. И порнокомикс тоже хорош.
21:57
Блин. Непривычно, все время мотаю сразу вниз, а коммент-то наверху.
по блогу, вижу что интересно, но аниме не мое. Над глазастыми японцами ржали, еще когда в СССР шел «Корабль-призрак».
23:24
+2
В конкретно этой рисовке больших глаз нет, как и японцев то… А азиаты вполне раскосы. Но на вкус и цвет фломастеры разные. Вдруг кто вдохновится, и на НФ19 наш друг Влад, к фразе: «стянуто из западных фильмов» припишет сбоку «и азиатских порномультиков».
Загрузка...
Ирина Коняева №1