Ясмина Сапфир №1

Про то о чем не принято писать (и говорить)

  • Кандидат в Самородки
Про то о чем не принято писать (и говорить)

Давеча, один из судей уважаемого конкурса фэнтези отругал меня за "обосранные доспехи" в рассказе. Нет! Умерьте праведный гнев! Я не выдавал копрофильного средневековья в духе фильмов "Трудно быть Богом" или "Викинг"! Мои герои при первой же возможности конечно же хотели бы помыться, привести себя в порядок и вообще благоухать и пахнуть цветами. Проблема в том, что в описанных условиях возможности у них не было. 

Конечно, в нормальных условиях рыцарь в доспехах может легко соскочить с коня, забежать в кустики и сделать свои дела. У него даже специальные приспособления для это есть, типа отстегивающихся гулификов и прочих удобств, чтобы не снимать доспехов. По средневековой гигиене был уже хороший блог от другого автора, на ней останавливаться не будем.  

Но в приключенческих авантюрных романах да и в фэнтези, довольно часто описываются ситуации, когда герой несколько суток скачет не слезая с седла. И все бы ничего. Он ест и пьет в седле. А как же...? Воооооооот! Остальные дела он тоже делает в седле, со всеми "вытекающими" последствиями. 

Автор может стыдливо этот вопрос опустить. Это его полное право и мы ему за это ничего не скажем, а многие заслужено похвалят. Но если после такой скачки он тут же бежит предстать перед принцессой или возлюбленной... А еще хуже, перед каким нибудь сувереном или лордом, или не дай бог перед архиепископом или князем церкви. Вот такие моменты я готов записать в косяк автору. 

Шутки в духе "принцессы не пукают" более чем актуальны для героев классического фэнтези. Причем речь идет именно о Профессоре. Толкиену вообще не повезло с тем вниманием которым гики и нерды одарили его произведение. Ведь эти ребята обычно очень хорошо разбираются в смежных областях и дружат с калькуляторами. Так они высчитали не только энергопотребление главных героев (из которого следует что питались они исключительно высококалорийной белковой пищей предварительно обработанной пептинами, запивали ее энергетиками с высоким содержанием сахара и кофеина и дышали воздухом на 10% богаче кислородом, чем атмосферный земной, иначе они физически не могли бы делать того что делали) но и время которое каждый из них тратил на собственную гигиену и туалет. И тут то самое интересное. Профессор настолько плотно заполнял их жизнь действиями что буквально "принцессы не пукали"! 

Но... это высокое героическое фэнтези и авантюрно-приключенческие романы. Подобные вещи непременно будут выкинуты от туда. Хотя в "Детях Хурина" с этим как раз все хорошо. У Толкиена в данном произведении соблюден некий баланс между возвышенностью и реальностью. Турин Турамбар месяцами живя в лесу превращался в грязного оборванца от которого несло застарелым потом звериным мускусом, так что за одним столом с ним не могли сидеть даже эльфы привычные по долгу жить в лесу в отрыве от цивилизации. 

Да и по драматургии Дети Хурина гораздо сильнее, сложнее и трагичнее того же Властелина Колец. Книга ближе к античным греческим трагедиям, поэтому некий реализм в ней являлся необходимым фоном для демонстрации ужасов и грязи войны. (Сугубо мнение фаната - если бы автор её дописал и выпустил полноценной книгой, она бы во многом переплюнула детского Хоббита и возвышенного ВК) 

Но вернемся к нашим баранам. То есть к физиологическим потребностям человека. Стоят ли они вообще упоминания на страницах литературного произведения? Пожалуй нет, если действия происходят в привычной для человека среде, где всё предусмотрено для его  нормальной жизнедеятельности. И определённо да, если действия происходят в таких местах и условиях, где герой оказывается вырван из комфортной среды.

Вспомните "Повелителя мух" Голдинга. Проблема туалета на страницах книги всплыла очень быстро, поскольку грозила гигиенической катастрофой. В романе Генса Гельмута Криса "Фабрика офицеров" темой первого же занятия по тактике было: "Санитарные нормы устройства туалета в прифронтовой зоне". А Роман Эриха Ремарка "На западном фронте без перемен" начинался с того что солдаты сидя в туалете и делая свои дела играли в карты. 

Во многом тогда это был элемент эпатажа. Попытка разорвать пропагандистскую открытку представления о войне как о красочном параде в яркой блестящей форме. Попытка разорвать именно те возвышенные шаблоны героического и авантюрного романа о том, что "принцессы не пукают". На войне в романе Ремарка у солдата есть ровно три радости: Хорошо поспать, хорошо поесть и хорошо... ну вы поняли. 

Так значит ли это что подобные темы нужно вставлять на страницы книги? Скажем так: Не нужно их выпячивать, но о них не стоит забывать. А проблема в том, что многие авторы о них не то что не помнят или не думают. Они о них даже не знают. 

Та же военная логистика включающая в себя: производство и подвоз горячего питания, подвоз питьевой и технической воды, организацию санитарно гигиенических мероприятий (помывка посуды ежедневная, умывание личного состава ежедневное, стирка личных вещей еженедельная, помывка личного состава в (горячей, если есть возможность) воде еженедельная), санитарная обработка от вшей (на полигоне я цеплял их один раз. Даже при использовании современных гигиенических средств и стиральных порошков) организация санитарного обеспечения отхожих мест, организация сбора и утилизации бытового мусора, санитарный карантин больных военнослужащих, санитарная обработка мест дислокации (мммм... любимый запах хлорки по утрам! это запах ПХД!). Все это буквально игнорируется на страницах большинства книг и рассказов. Особенно когда речь заходит о фэнтези и приключенческих романах.

Недавно я пытался в одном из блогов коснуться такого вопроса как обеспечение продовольствия большого скопления людей в походе. И сразу же мы видим тут массу проблем резко сужающие возможности. А теперь вспомните миллионные армии Мордора во Властелине колец. Профессор удосужился описать богатый мясом рацион орков, но не пояснил откуда они его берут посреди выжженной войной разоренной территории. Ведь в Мордоре пахотных земель и скотоводческих лугов практически нет. А даже и если этих ресурсов хватает, как их доставить к войску, передвигающемуся со скоростью современной механизированной армии? Группа фанатов даже разработала схему авиа-снабжения  группировки войск под Минастиритом с использованием грузовых корзин под брюхом драконов и рефрижераторов на основе емкостей с растворенной в холодной воде селитрой (кто не в курсе, селитра увеличивает скорость испарения и позволяет поддерживать низкую температуру жидкости. Спасибо выпускам "Галилео"!) 

Это конечно шуточный пример, и трудно винить Толкиена за такие ляпы, если на них во время прочтения даже не догадаешься обратить внимание. Но многие работы берущиеся описать подобный "эпик" без учёта таких мелочей превращаются местами в фарс. 

В тоже время если мы возьмем мой любимый роман Флобера "Саламбо", там все это есть. И в огромных количествах и внезапно... это только добавляет происходящему невероятной эпичности, местами гораздо более фактурной, чем во всяких фэнтези. А роман Серафимовича "Железный Поток"? Ведь это по сути тот же эпос под маской соцреализма. Великий исход, переселение народа, событие сравнимое с сагами времен Аттилы, Зигфрида и Брунгильды. Ведь и там этим моментам уделено ровно столько внимания, сколько нужно. От этого он не превратился в "офигительную историю про говно". 

Так может, при описании комнаты принцессы, мы все же будем помешать там хотя бы дверь в комнатку с душевой и туалетом? Не обязательно описывать весь процесс подробно со всеми звуками и запахами... Но просто помнить, если мы об этом не говорим, это не значит, что про это нужно забыть.   

Другие блоги автора:
+8
11:30
293
15:59
+5
Все должно работать на текст. Если это туалет ради туалета, эпатаж ради эпатажа, как у Германа, или в том же Льде Сорокина, нафиг нужно. Ну бывает автору просто нравится мазать все дерьмом. Но если это ключевой момент, если это неотъемлемая часть атмосферы, то… ну опять же художественный вкус должен быть, чтобы это подать.
18:41
+2
Присоединяюсь. 99% читателей Толкина плевать хотели на калорийность питания и логистику снабжения армий Мордора. Гикам только и есть до этого дело.
19:39
+1
Но благодаря гикам мы знаем, почему орлы не могли доставить героев сразу к Ородруину, помимо следования структуре эпоса и символизма.
20:08
+2
Но я до сих пор не могу понять, почему Леголас не мог привязать кольцо к стреле и просто попасть ей из Ривендела в Ородруин???
20:16
+1
Че, че, где почитать?
20:21
+1
На сайте МирФа поищите, там статья с подсчётами выходила.
20:23
+1
Хмм, надо заглянуть. Спасибо.
20:23
+1
jokingly Потому что он стал суперменом только в версии Питера Джексона wink
За стрелами, которые летят триста лет и три года и попадают в цель — это в «Запретное королевство» про Короля Обезьян.
17:42
Вспомнились современные «наездники» — велосипедисты-шоссейники. И их многочасовые этапы, где они не слезают со своих «коней».
17:47
+2
вы думаете, им куда-то хочется? Они, наверное, все перерабатывают, сжигают
18:28
+2
Вроде в памперсах они ездят…
20:05
+1
О! таких подробностей не знал. Слышал только про пилотов в памперсах.
17:54
+1
Многочасовые, не многодневные. И все удобства у них есть.
18:12
+1
Как я припоминаю, вопросом «Что же жрут орки?» во «Властелине колец» задаются и сами герои. И, вроде как, приходят к выводу, что пленных и коллег помельче. Насчёт ответа, возможно, я что-то и надумываю. Но вопрос точно был.
19:10 (отредактировано)
+6
Представьте себе такой фрагмент фэнтезийного романа:
До Хренгородища они добирались неделю. Пили из фляг и перекусывали солониной прямо на скаку. Три раза им пришлось заночевать в лесу, разводить костёр и готовить еду. За хворостом посылали Тхырга, он же разжигал костёр, поскольку в детстве был знатным скаутом-дермолазом. Гарк готовил похлёбку из солонины и собранных тут же кореньев и трав. А Мурга стоял в дозоре, поскольку жратву готовить не умел и собрать ничего не мог. Зато его дальнозоркость позволяла пялиться на три сотни футов, а хроническая бессонница — не спать всю ночь. Так же за это время Тхырга отлил 35 раз, Мурга 38, а Гарк, страдающий от энуреза, пометил дорогу аж 75 раз. По большому норма у всех была одинаковой — два раза в сутки, утром и вечером. Норму перевыполнил только Гарк — когда за ними погналась стая волков — он дополнительно обосрался прямо в седле.
Трижды наши герои останавливались на постоялых дворах. В ходе вечерних трапез было съедено 12 кило мяса и выпито 23 кувшина крепкого эля (тут норму на два кувшина перевыполнил Мурга, по причине чего знатно блевал на задворках и, по причине невменяемости, лишился кошелька). Подраться не удалось ни разу, хотя наши герои и пытались нарываться, в пьяном угаре провоцирую гостей.
И вот, на седьмой день они подъехали к воротам Хренгородища…

Или вместо этого — До Хренгородища они добирались неделю. — а дальще что-то более увлекательное. И там — шпионская миссия, драки, кровища, секс, и одна измена…
19:26
+4
Какая-то лайт-версия сейчас была. Есть, есть книги, в которых перечисленное вами описывается на десять страниц. Да и вообще. Из представленных вами двух вариантов текста первый мне нравится гораздо больше. Увлекательно.
19:44
+1
Я просто не стал продолжать второй.
19:30
+4
Вот уж сравнили. Конечно первый лучше!
19:49
+1
Ну вы же не знаете что произошло после того, как они въехали в Хренгородище. А там — шпионская миссия, драки, кровища, секс, измена…
19:51
+1
Так все это будет в обоих вариантах. Но первый полнее)
19:53
+1
Зато подробно и последовательно. Я как принцесса занудности и дотошности одобряю.
20:19
+1
Вот обычно таким «полнее» и доливают книги процентов на 30, шоб вместо одной вышло три. Пипл хавает, издательства платят. Берёшь такое чтиво и по десять страниц всякой хрени тупо пролистываешь.
20:20
+2
Тогда рекомендую «Падение дома Тайара» — вы должны быть в восторге.
20:22
+1
А иной раз берешь книгу, в которой воды вообще нет. Только экшн, экшн, экшн. И вроде интересно, читается на одном дыхании. А послевкусия вообще никакого — и герои не зацепили, и мира толком нет.
20:24
«Белый цвет Минамото и красный цвет Тайра, не больше чем краски для наших кистей...»
20:38
Ага, и подробнейшие описания кто как чихну, у кого штаны какого цвету и почему он лезет на эту хреновину, которая предназначена для того-то.
20:39
Бывает и такой перебор в другую сторону, не спорю.
20:49
Вот вы сейчас так точно описали все книги Мартина!
20:54 (отредактировано)
Не читал ни одной — только сериал смотрел. Правда сейчас слушаю сборник из трёх рассказов «Рыцарь семи королевств», пока гуляю. Временами ловлю себя на том, что голос чтеца уходит в фон без осознания содержания.
19:35
+4
За первый вариант — увесистый плюс!
Смачное описание сразу прибавило героям веса и значимости.
20:39
+1
Спасибо! Просто в данном примере вы встречаетесь с ними впервые. А представьте, что до этого уже было страниц сто.
19:37 (отредактировано)
+3
Исключая статистику, кто сколько отлил и съел, первый вариант был, например, в «Хоббите» уже помянутом. Вообще, походные истории это неплохо разбавляет и может приоткрыть персонажа. Из вашего отрывка мы узнали, что Тхырк когда-то был скаутом, а Мурга не дурак выпить, а больше ничего толком и не умеет. Я читал романы с менее прописанными главными героями.
19:51
+1
Как было отмечено в самом первом комментарии к блогу — это всё хорошо, если работает на текст.
20:09
+2
Вот видите! Хотели меня опровергнуть, но подтвердили то в итоге! dance
20:21
+1
Ничего я не подтвердил. Таки попозжа напишу второй вариант для сравнения.
Я недавно читала Звездную пыль Геймана (таки сподобилась), так вот там он частенько упоминает, кто куда сходил, сколько отлил и всё в таком духе. Никакой необходимости в этом нет, это никак не меняет и не дополняет повествование. Просто автору так захотелось: он с одинаковым выражением лица рассказывает, кто что ел, с кем занимался сексом и куда ходил по большой нужде. По мне это вот лишнее было, честно))
21:27
+1
Мне Звездная пыль (в смысле книга) вообще не понравилась. Причем, вещей, о которых ты говоришь, я даже не заметил. Она тупо скучная. За фильм! Ммм… шикарен!
21:35 (отредактировано)
+1
Да, я помню)) Я не скажу, что мне книга прям резко не понравилась. Она просто другая, в другом стиле, и по жанру чистое фентези, а фильм всё-таки больше к сказке. В книге были описаны интересные моменты, которых не было в фильме. Например, принцип работы вавилонской свечи в фильме сильно упрощён. Ну, и были ещё нюансы. Но в целом я согласна, фильм получился лучше.
21:38
+1
Меня в книге жутко выбесила глава про драку двух животин. Единорога и льва что ли. Она была настолько ни к селу, ни к городу, что с этого момента я книгу едва воспринимал. Но дочитал, да.
Кажись, это отсылка к английскому фольклору, а культурные отсылки тяжко понимать, если ты представитель другой культуры. Поэтому я предпочитаю читать русскоязычных авторов)))
21:41 (отредактировано)
А представь, какого нам будет читать книги внеземной культуры eyes
Да, я даже здесь перейду на обсуждение космологии...
Думаешь, у них будут книги?)))) Я бы на это не надеялась crazy
21:48
Я исходу из предположения, что у разумной расы должно быть нечто (явления или предметы материальной культуры), чья функциональность сравнима с функциональностью книг. Поскольку необходимость в передаче есть всегда.
А вот есть ли у них художественная литература — вопрос интересный)
Возможно какое-нибудь нематериальное хранилище, или вообще единое сознание)
21:54
Это я описал обтекаемой формулировкой «явления». Да здравствуют обтекаемые формулировки!
21:59 (отредактировано)
Это я поняла) Но, согласись, не каждое явление сравнимо с функциональностью книги pardon Книга это самое простое так-то.
22:07
+1
А мне не повезло с книгой Геймана, я её скачал, но прочитать не смог, вместо нее был другой автор и другая книга… облом получился laugh
А фильм мне понравился, он действительно шикарный thumbsup
Я читала онлайн pardon Я в последнее время почти всё так читаю crazy
22:09
Это уже давно придумали писатели и сценаристы из сериалов «Вавилон 5» «Звездные врата» и другие. Там есть информационные кристаллы с музыкой или литературойй
22:11
Я качаю и с помощью кулридера читаю, когда есть время, особенно в дороге
22:19
+1
Я не о том, что нечто подобное можно придумать. Разумеется, можно. Инфокристаллы — банальность и баян.
Я о том, что нечто подобное должно существовать, независимо от типа цивилизации. И частные примеры выдуманных миров тут ни при чем.
Я этакого зверя и не видывала))) Мне обычно приспичивает, и я не дожидаюсь скачивания)))
«Доктор Кто» ещё)))))
А я о том, что это может настолько не состыковываться с нашим типом мышления, что мы просто не поймем или даже не заметим существования чужого разума)
22:30
я сходу припомнил, а так там десятки фильмов и книг можно перечислить)
Я только пару серий смотрел Доктора Кто
22:35
это да
Когда есть лишнее свободное время или общество разделяется по профессиям (кто-то собирает коренья, а кто-то за мамонтами бегает, а кому-то удается ничего не делать и быть свободным, только сидеть и созерцать стены пещеры, и к них приходят идеи нарисовать мамонта) тогда и будет некое творчество, которое как раз может быть у любой расы и цивилизации на любой планете.
Доктор примечателен особым разнообразием. Хочется сказать- эклектика фантастики, но нет, там далеко не лучшее. Солянка — более точное определение)))
22:37
+1
Ну, я в основном качаю и в телефоне юзаю с помощью Cool Reader www.softportal.com/software-3843-cool-reader.html
довольно удобная прога и простая в использовании.
22:39
вот вспомнился сериал из девяностых Скользящие — Sliders Там тоже сборная солянка
Не видела такой unknown
Но к тому моменту, когда это общество разовьется до такой степени, что сможет полететь к звездам за пределы собственной системы, принцип хранения и передачи информации будет не таким простым.
Может быть, попробую когда-нибудь)
22:47
Неа. Есть математика и фундаментальная физика. Своего рода шлюз между любыми типами мышления. Теперь два тезиса:
1. Стыкуется или не стыкуется, но это существует.
2. Если две цивилизации хотят наладить контакт, они его наладят.
Мне в этом смысле очень нравится сцена из «Планеты обезьян» (книги), где людишки рисовали обезьянкам теорему Пифагора. Пример, конечно, утрированный, но всегда можно рисовать не треугольнички, а спин ароматного кварка)
А если одна из цивилизаций общаться не хочет, тут ничего не поможет, даже полная идентичность мышления.
22:50 (отредактировано)
Ну так это если хотят наладить контакт))) Опять же контакт не значит полное понимание.
22:52
А ты хочешь наладить с теми, кто не хочет?)) Имхо, проще пригнать парочку супердредноутов и устроить пульк-пульк-шмяк-шмяк crazy
22:54 (отредактировано)
Не, ну так-то интересно. Мне кажется, они будут совсем не такие, какими мы их представляем. Мне кажется, у нас даже нет столько воображения, чтоб их представить crazy
22:57
А когда прилетят банальнейшие гуманоиды, ты сильно огорчишься?)
Смотря, с чем прилетят)))) Если с миром, то нет)
23:03
А если нечто совершенно невообразимое, но с войной? crazy
Мне кажется, мы об этом и не узнаем. Нас тихо кокнут, или внедрят в сознание какую-нить хрень (что по сути то же самое)
23:06
А потом сдохнут от вируса гриппа crazy
Не исключено laugh
23:08
Ладно, пойду я мир спасать. А то кокнут вас по-тихому. И с кем мне тогда флудить?
А как спасать будешь? План есть?))
Похоже, и впрямь ушёл спасать… эх, пойду насплюсь тогда…
23:16
+2
Спрашиваешь!

23:18 (отредактировано)
+1
01:08
подобное должно существовать

Спорный вопрос. Вполне могу представить себе цивилизацию у которой весь накопленный опыт и знания будут передаваться от родителей к детям методом прямой записи в какую-нибудь генную память или типо того.
21:16
Вот даже не знаю, вставить отрывок из Франзена или нет. Я его очень ценю, но в необходимости таких «оттенков» очень сомневаюсь.
Комментарий удален
01:14
«они высчитали не только энергопотребление главных героев (из которого следует что питались они исключительно высококалорийной белковой пищей предварительно обработанной пептинами, запивали ее энергетиками с высоким содержанием сахара и кофеина и дышали воздухом на 10% богаче кислородом, чем атмосферный земной»
Хто ващще сказал, что Средиземье это Земля? Так же, как и Вестерос?
10:01
Хто ващще сказал, что Средиземье это Земля?

Таки не поверите, сам Профессор.
Teo
10:08
+1
Таки да, подтверждаю, Шир — это Европа несколько тысяч лет назад. Мордор ниже России, а в России Рон и Пустоши.
12:53
+1
Ну тогда логично предположить, что Земля в то время была на другой оси, а потом, херак — комета какая-нибудь — ось сместилась, атмосфера изменилась и цивилизация вымерла, как мамонты.
А вообще вся эта мышиная возня с расчётами вокруг Властелина колец не более чем желание погреться в лучах славы великого произведения. Так же, как и Дети Хурина, кстати.
17:24 (отредактировано)
«Так же, как и Дети Хурина, кстати.»

В смысле? Написав эту повесть раньше написания ВК профессор решил погреться в лучах собственной славы? laugh Вы уверены, что ничего не перепутали?
18:57
Он её не написал. Были только черновики, а потом эта история стала всего-лишь маленькой частью Сильмариллиона. Умный был человек Профессор и талантливый писатель, в отличие от потомка.
05:08 (отредактировано)
Ну… Если так «интересно» рассуждать, то и Сильмаринион запишите туда же, в попытку паразитировать на «Великом произведении». Видать, не так уж мудр был. rofl
14:53
Хватило мудрости чтобы понять бесперспективность издания и сосредоточиться на Властелине колец. По сути — Сильмариллион стал базой для великой книги. Если бы Профессор его не писал, то ни Хоббита ни Властелина бы не было. А если бы не было Властелина, то ни при жизни, ни после смерти никто бы его не издал. А уж детей Хурина и подавно.
16:19
Дети Хуртна, как и сказания о Нарготроне(сокрытом королевстве) писались еще даже до основного текста сильмариниона. И как и Сильмаринион пялились на полке исключительно по причине невостребованности редакторами. И если предание о Нарготроне в итоге частично вошло в Сильмаринион и Детей Хурина не став самостоятельным произведением, то над Детьми Толкиен как раз работал до самой смерти. Учитывая как он сам высказывался о Хоббите и ВК, как раз ВК он и не считал хорошей книгой. Но пользовался ее популярностью ради продвижения других книг, которые редакторы у него просто не брали. Тот же хоббит бесконечно упрощенный в детскую сказку прошел через такие метаморфозы ради того чтобы проскользнуть в печать. Таким образом, ваши доводы по меньшей мере не обоснованы.
19:06
+1
Сильмариллион такая же исключительная нудятина, как и все древние мифы и эпос, по образу и подобию которых он был скроен. А Хоббита он вообще бы не написал, если бы не дети.
16:23
Главный факт, который разбивает ваши доводы: Толкиен требовал у редакторов отдельным пунктом договора вместе с ВК издавать и Сильмаринион. т.е. «паразитировал на славе ВК». И следуя вашей же логике, был не умным человеком.
18:49 (отредактировано)
+1
Чёт при жизни его так и не издали. И ващще — мы спорили не об уме Толкина.
23:06
а о вкусах и личных предпочтениях. Я знаю.
19:41
+1
Автор sick конкретно неправ devil Если Толкиен не детализировал впоросы снабжения орков мясом (но, может, они и не только мясом питались, может, их потребности в пище были скромнее), однако же им указано наличие у высокоиндустриального Мордора сырьевой базы в виде вассалов. В конце концов, большинство военных в своих мемуарах тоже обходят сложности логистики стороной. Да и интересно ли подобное читателям? devil
22:44
+1
Не обходят. Знаю, ибо читал.
Загрузка...
Виктория Миш №1