Светлана Ледовская

План романа "Метод снежинки"

План романа "Метод снежинки"

Уважаемые начинающие писатели! Хочу поделиться с вами интересной статьёй. Думаю, что она пригодится тем, кто уже задумался над написанием крупной формы. У меня тоже есть такая мечта-идея :) Поэтому работая над романом, искала информацию и случайно нашла эту статью. Я по ней начала работать и всё отлично пошло. Надеюсь, что кому-то она тоже пригодится. 

"Черновик романа: быстро и эффективно. "Метод снежинки"
(сокращенный вариант)
Автор: Рэнди Ингермансон, писатель, автор спецкурса по писательскому мастерству
Перевод: Эльвира Барякина

Хотите написать роман и все не можете собраться с силами? Такое случается довольно часто. Писать книги легко; трудно писать хорошие книги. Если бы это было не так, мы бы все создавали бестселлеры.

На свете существуют тысячи способов написания романа. Какой из них самый лучший? Тот, что подходит лично для вас. В этой статье я хочу поделиться методом, который подходит для меня.

Хорошая художественная литература не является чем-то случайным — это результат тщательно спланированного действия, дизайна романа. Вы можете заниматься дизайнерской работой как до, так и после написания книги. Я пробовал делать и то, и другое и, в конце концов, убедился, что «до» — и быстрее, и качественнее.

Как делать дизайн художественного произведения? По своей основной работе я занимаюсь архитектурой сложных программных проектов. И я пишу книги по той же схеме, что и программы — используя «метод снежинки». Что это такое?  Схема снежинки — один из важнейших математических объектов, изучением которого занимались многие ученые.

Здесь мы видим пошаговую стратегию создания снежинки. Поначалу она не очень похожа на саму себя, но постепенно все становится на свои места.

На тех же самых принципах можно писать романы — начните с малого, а потом надстраивайте все новые и новые детали, пока у вас не получится полноценная история. Часть дизайнерской работы в литературе — это креатив, а часть — это управление собственным креативом: превращение разрозненного материала в хорошо структурированный роман. Как раз этому я и хочу научить вас.

Большинство писателей затрачивает массу времени на обдумывание романа. Возможно, вы проводите какие-то исследования. Вы просчитываете, как будет развиваться история. Вы устраиваете мозговой штурм. Вы слышите голоса различных персонажей. Это наиважнейшая часть создания книги, которую я называю «накидывать информацию». Я предполагаю, что вы знаете, как это делается: у вас в голове уже сложилась идея книги и сейчас вы готовы сесть и начать писать.

Но прежде, чем приступить к делу, вам следует заняться организационными моментами. Вам нужно записать все идеи на бумаге в той форме, которую вы потом сможете использовать. Зачем? Потому что наша память ненадежна, и потому что в вашей истории (как и в любой другой, находящейся на той же стадии) имеется множество дыр, которые необходимо залатать до того, как вы начнете работать. Вам нужно создать план романа, причем так, чтобы это не отбило у вас желание писать. Ниже приведена пошаговая схема, по которой я создаю «дизайнерские документы» своих книг, и которая, надеюсь, поможет вам.

ШАГ ПЕРВЫЙ

Потратьте час и напишите аннотацию на ваш роман длинною в одно предложение. Что-то вроде этого: «Злобный физик совершает путешествие в прошлое, чтобы убить апостола Павла» (аннотация на мой первый роман «Грех»). Это — ваш роман крупным планом, аналог большого треугольника в схеме снежинки.

Когда вы будете предлагать вашу книгу издателям, предложение-аннотация должно будет появиться в самом начале произведения. Его еще называют «хуком» (зацепкой), позволяющей продать роман издателю, дистрибьютерам, магазинам и читателям. Так что постарайтесь, чтобы он звучал как можно лучше.

Несколько советов, как это сделать:
Чем короче, тем лучше. Предложение не должно превышать 15 слов.
Никаких имен! Лучше сказать «Инвалид-акробат», чем «Джейн Доу».

Свяжите общую концепцию произведения с персонажами. Кто из героев больше всех пострадал по ходу развития сюжета? А теперь укажите, что он желает получить в виде награды.

Читайте краткие аннотации книг в списке бестселлеров New York Times, чтобы понять, как это делается. Умение описать книгу в одном предложении — это искусство, и им стоит овладеть.

ШАГ ВТОРОЙ
Потратьте еще один час и расширьте предложение до абзаца, описывающего завязку, конфликт и развязку романа. В результате у вас получится аналог второй ступени в схеме снежинки. Лично мне нравятся истории, написанные по схеме «три конфликта плюс конец». Развитие каждого из конфликтов занимает четверть книги, а на конец уходит еще одна четверть.
Вы тоже можете использовать этот абзац в своей заявке на публикацию. В идеале он должен состоять из пяти предложений. Одно предложение на завязку, по одному — на каждый из конфликтов, и еще одно — на конец.

ШАГ ТРЕТИЙ
Все вышесказанное даст вам общий вид истории. Теперь нужно прописать нечто аналогичное для каждого из героев. Герои — самая важная часть любого романа, поэтому время, которое вы вложите в их создание, вдесятеро окупится, когда вы начнете работу над книгой.

На каждого из основных героев потратьте час и напишите небольшое, на одну страничку, сочинение:
- Имя героя.
- Предложение, которое описывает историю его жизни.
- Мотивации героя (чего он хочет добиться в идеале?)
- Цель героя (чего он хочет добиться конкретно?)
- Конфликт (что мешает ему добиться цели?)
- Прозрение (что он узнает, как он меняется в результате случившихся событий?)
- Абзац, который описывает события, в которых герой принимает участие.
Важное замечание: возможно, после этого вам потребуется вернуться и переписать аннотации. Это хороший знак — ваши герои учат вас чему-то полезному для вашей истории. На каждой стадии написания романа вы можете возвращаться назад и перекраивать сделанное ранее. Это очень полезная штука: исправление всех недочетов лучше сделать сейчас, нежели тогда, когда вы уже написали 400-страничную рукопись.

ШАГ ЧЕТВЕРТЫЙ

На этой стадии у вас в голове должна сложиться полная картина вашего романа — и на это у вас уйдет только день-два. Теперь нужно «расписать» историю. Потратьте несколько часов и сделайте из каждого предложения аннотации самостоятельный абзац. Все из них, кроме последнего, должны заканчиваться конфликтом (последний — финалом произведения).

В результате вы получите синопсис романа, который потом тоже можно использовать для отсылки в издательство.

ШАГ ПЯТЫЙ
Потратьте день-два на одностраничное описание каждого главного героя. По полстранички уйдет на второстепенных персонажей.
Эти «синопсисы персонажей» должны рассказать вашу историю с точки зрения каждого из них. Если потребуется, возвращайтесь к прежним наработкам и делайте нужные исправления.

Этот этап доставляет мне наибольшее удовольствие, и позже я вставляю «синопсисы персонажей» в основной синопсис. Редакторам это нравится, так как им всегда импонирует художественная литература, основанная на людских характерах.

ШАГ ШЕСТОЙ
Теперь у вас есть цельная история и несколько основанных на ней рассказов, по одному на каждого героя. Потратьте неделю и расширьте одностраничный синопсис до четырехстраничного. По сути, вам нужно растянуть каждый абзац из Шага Четвертого на целую страницу.
По ходу дела вы выявляете внутреннюю логику произведения и делаете стратегические решения.

ШАГ СЕДЬМОЙ
Превратите описание героев в развернутый рассказ о каждом из них с указанием всех существенных деталей: дата рождения, внешность, история жизни, мотивация, цели и т.п. И самое важное — каким образом герой преобразится к концу романа?
В результате ваши персонажи превратятся в реальных людей и подчас будут предъявлять свои претензии к развитию сюжета.

ШАГ ВОСЬМОЙ
Прежде чем приступить к работе над рукописью, вы можете сделать пару вещей, которые помогут вам в процессе. Первое — нужно взять четырехстраничный синопсис и составить перечень всех сцен, которые нужно будет прописать. Удобнее всего сделать это в Exсel.

По какой-то причине многие писатели не хотят связываться с незнакомыми программами. Разберитесь с этим. Вы ведь уже освоили, как печатать в Word. Excel еще проще. Вам нужно создать перечень сцена, а эта программа как раз предназначена для того, чтобы делать перечни. Если вам не хватает знаний, купите книжку и научитесь. На это уйдет меньше дня и того стоит.

На каждую сцену должна уйти одна строчка в таблице. В первой колонке перечислите героев, от имени которых ведется повествование, или глазами которых вы «смотрите» на происходящее в романе. В другой, более широкой колонке пропишите, что происходит в данной сцене. При желании в третьей колонке можно указать, на сколько страниц вы планируете растянуть данную сцену, а в четвертой нумерацию глав. Табличка в Excel— идеальный инструмент для этого, так как вам видна вся история целиком и вы можете легко передвигать сцены с места на место.

У меня обычно получается около 100 с лишним строчек и на их составление уходит около недели.

ШАГ ДЕВЯТЫЙ
Шаг девятый применяется по желанию. Перейдите снова в Word и распишите каждую сцену, указанную в таблице на несколько абзацев. Набрасайте примерные диалогии и скетчи решаемых проблем. Если в сцене нет проблемы, то ее нужно создать или же вырезать всю сцену.
У меня обычно выходило по одной-две страницы на главу и каждую из глав я начинал на новой странице. Затем я распечатывал текст и складывал его в папку со скоросшивателем так, чтобы можно было менять главы местами или же полностью переписывать их без того, чтобы спутать остальные. Этот процесс обычно занимал у меня неделю. В конечном итоге получался 50-страничный документ, который я потом исправлял красной ручкой по мере написания черновика. Все идеи, которые приходили мне с утра в голову, я записывал на полях этого документа. Это, кстати говоря, относительно безболезненный способ написания развернутого синопсиса, который так ненавидят все писатели.

ШАГ ДЕСЯТЫЙ
На этом этапе садитесь и начинайте набивать черновик
. Вы удивитесь, насколько быстро вы будете писать. Мне доводилось встречать авторов, которые таким образом втрое увеличивали скорость написания романа, и в то же время их черновики выглядели так, будто они уже прошли предварительную редактуру.

Я неоднократно слышал жалобы писателей по поводу трудностей написания первого черновика. Все они, без исключения, сидят и думают: «Я не знаю, о чем писать дальше!» Жизнь слишком коротка, чтобы писать таким образом! Нет никакой причины тратить на первый черновик 500 часов рабочего времени, если вы можете сделать его за 150 часов.

Вот собственно и все. Метод снежинки помогает в работе мне и некоторым моим друзьям, которые тоже решили испробовать его. Надеюсь, он вам пригодится.
Если этот метод поможет вам, я буду рад получить от вас весточку. Напишите мне письмо вот с этой страницы.

Благодарности: Я благодарю моих друзей по Chi Libris и в особенности Джанелл Шнайдер за обсуждение метода снежинки и за все остальное.

Источник: http://www.rsingermanson.com/html/the_snowflake.html
http://forum.eksmo.ru/viewtopic.php?p=990881     "

+10
11:05
2261
12:58
+2
Хм, это интересно
Я всегда думала, как можно идею в 12000 знаков растянуть на 700 страниц? Вот он, яркий тому пример. thumbsup
13:11
+2
Познавательно. Спасибо )
Как-нибудь попробую написать очередную книгу таким способом )))
13:12
+2
Интересный подход smile Спасибо, что поделились!

А какая разница между третьим и пятым шагом? Или пятый — это просто расширение третьего?
13:17 (отредактировано)
+2
как я поняла, в третьем шаге на страничку расписываем героя по указанным пунктам, а в пятом пункте добавляем к этому описанию еще и описание самого героя (как он выглядит, его социальный портрет, психологический — добавляем его характер, возможно и то, как будет изменяться этот характер в ходе романа), получается, да типа расширения третьего шага + добавляем второстепенных героев.
а в 7 шаге уже получим отдельный рассказ о каждом герое, на основе предыдущих шагов.
15:02
+1
Часто эту статью вижу.далеко не всем подходит.
тут еще плюс в том, что одновременно пишется синопсис, который необходим при отправки романа в редакции.
17:19
+1
Так в том то и дело. Я меняю синопсис(структуру сюжета) три-четыре раза, пока пишу рассказ. Начал с такой идеей, вижу, что ерунда(или не уложу в объем) изменяю, фигачу дальше, вижу что можно привязаться к другому куску и так даже связнее. Можно выкинуть лишнее. Снова меняю сюжет. И так до самого дедлайна. Снежинка резко ограничивает маневр, принуждая держаться изначального замысла.
почему??? вот фраза из статьи: «Важное замечание: возможно, после этого вам потребуется вернуться и переписать аннотации. Это хороший знак — ваши герои учат вас чему-то полезному для вашей истории. На каждой стадии написания романа вы можете возвращаться назад и перекраивать сделанное ранее. Это очень полезная штука: исправление всех недочетов лучше сделать сейчас, нежели тогда, когда вы уже написали 400-страничную рукопись. » Метод снежинки как раз и предполагает последовательное обдумывание романа с обязательным его изменением по ходу.
12:50
Вот только методом снежинки вы накатаете в пять-десять раз больше знаков, при том что сам текст составит менее одной десятой этого объема. Как раз гибкости нет из-за массивного объема взаимосвязанных структур. Если вы меняете один из элементов снежинки, он тянет за собой все остальные.
Простите, вы что-то не о том. Блог о планировании романа. Роман не может быть менее одной десятой объема его планирования. Планирование — обдумывание логического построения и развития крупного произведения. И, конечно, лучше исправить этот план (например, снежинку), чем переписывать заново сам роман!
15:03
+1
Удобнее писать модульными кусками, а потом приводить их к конечной концепции. Так можно менять ординально сюжет, не перелопачивая простыни текста.
15:12
На мой несведущий взгляд, для восьмого шага идеально должен подойти Trello.
15:29
+1
Канбан-доска для организации всего подряд. Представьте, что у вас есть большая-пребольшая доска и гора листочков на липучках разных цветов, на которых можно написать что угодно. И с их помощью вы можете изобразить любую структуру. При этом, к ним можно прикреплять картинки, ссылки, документы, другие карточки или даже целые доски, их можно переносить с места на место и т.д. Вот это Трелло.
понятно, спасибо! я вообще пользуюсь программой для писателей Scrivener. Она очень удобная. Надо будет посмотреть, что для планирования романа будет удобнее.
15:40
+1
Посмотрел на скриншоты — практически та же канбан-доска, вроде бы, только с более «привычным» интерфейсом вроде древовидного оглавления и рассчитанная именно на писательство.
18:12
+2
Хотел написать «но это же баянище с бородой», глядь, а многие не знают.
Я честно пытался писать по этому методу в то далёкое время, когда ещё экспериментировал с методами. В конечном итоге оказалось, что
1) мои романы не выписать одним предложением — первоначальная задумка включает в себя не сюжет, а идеи. Например, «что, если взять человека и выкинуть из его головы когнитивные искажения?». И уже из этого рождается сюжет. Конечно, можно предположить, что упомянутая идея это и есть высказывание в одно предложение, но проблема в том, что идея обычно не одна.
2) мне совершенно влом писать по страничке на героев, цели и мотивы которых меняются по ходу книги (что как бы логично, бугага), а образы запечатлены в памяти
3) писать синопсис — бесполезная штука, потому что первоначальный вариант и конечный будут сильно отличаться, в результате вы занимаетесь мартышкиным трудом.
В результате я пришёл к тому, как пишу сейчас: общая идея -> методы её выражения — > приблизительный набросок сюжета и персонажей -> пишу в хронологическом порядке, иногда
выписывая отдельные сцены, если вдруг случится прозрение.

Это всё не значит, что метод снежинки плох. Это я к тому, что если у вас с ним сразу не срастётся, забейте и поищите что-нибудь другое. Потому что, скорее всего, потом тоже ничего не выйдет.
мне тупо лень расписывать по страничке на персонажей, образ который и без того отлично умещается у меня в голове, не говоря уже о второстепенных. В сущности, я вижу живого человека — и как раз его поведение и описываю.
19:19 (отредактировано)
согласна, каждый в конце концов выработает свой метод. мне как раз зашло) у меня есть в голове общая картина, отдельные куски, но как это воедино собрать, чтобы ничего не потерялось? вот этот метод помог мне все устаканить) я его, конечно, немножко под себя подработала (как раз о чем вы говорили, что в романе больше одной идеи. вот как раз во втором шаге: три конфликта у меня как три идеи идут))
09:39
Поэтому я и говорю — нужно искать свой метод. Возможно, опираясь на существующие вроде снежинки, но нельзя слепо и бездумно следовать правилам. Это примерно как с «былками»: человек услышал, что былки — это плохо, и выпалывает их даже там, где они нужны.
19:46
Если не секрет, то какие методы вы пробовали?.. Чтобы не изобретать велосипед, а опробовать то, что кто-то уже нашел))) Потратив, возможно, кучу времени.
Лентяйка, что тут скажешь)))
20:00 (отредактировано)
я?
сначала такой: продумать основную идею произведения, потом продумать сколько будет глав и тему для каждой главы, потом садись и пиши. Тут я потерялась в середине где-то.
потом пошла на курсы писательского мастерства «План романа», честно выполняла все задания в результате получила множество мыслей — сцен, которые никак не могла на последнем занятии соединить в логическую кучу))
Хотя может быть из-за того, что беременность моим роман происходит сложно и долго… Да и тема у меня сложная.
23:28
Ну, вообще я Хнлеквина изначально пыталась спросить, потому что, зная его подход аналитический, предполагала что там все методы уже посчитаны, сгоуппированы и всякое такое)))
Но спасибо большое за ответ. Я ьуду пробовать разные варанты. Тоже постараюсь найти свое!)
подождем его ответ) мне тоже интересно было бы узнать)
09:38
+3
В основном я пытался писать с планом и без, экспромтом. Пытался понять, как для меня лучше.
План я писал так: табличка в Экселе, вся книга разбита на сцены. Первый столбец — номер, второй — краткое описание сцены (включить перенос слов желательно), дальше каждый столбец отведён под одну из идей, и в ячейках описывается, какая идея раскрывается в какой сцене.
В сущности, всё это преследует одну цель — схематизировать книгу, чтобы впихнуть её вам в голову и позволить проанализировать наработки. Однако такой слишком подробный план в конечном итоге оказался неэффективен: в процессе продумывания я постоянно что-то меняю, а когда сажусь писать, приходят новые мысли, иногда такие, что весь последующий план кардинально меняется (например, второстепенный персонаж вдруг становится более главным, потому что это лучше раскрывает идеи). В результате выходит, что я зазря расписываю книгу до конце — значительная часть работы уходит впустую.
Полный экспромпт привёл к тому, что я выкинул и переписал заново примерно 40% книги, потому что финальный результат мне не понравился от слова совсем. Зато сейчас я своей историей доволен.
Сейчас процесс строится приблизительно так: книга начинается с образа. Скажем, тематика третьей части моей НФ-вселенной мне и так известна — как и в первых двух книгах, это гуманизм с точки зрения когнитивистики, поэтому о неё я даже не задумываюсь. Зато в голову пришёл образ девушки-ординатора, живого компьютера, и мужчины-киборга — этакий союз калек, превосходящих обычных людей. Что из этого получится, я пока не знаю, зато знаю наверняка, что дело будет происходить в мегаполисе будущего и что фоном я покажу кучу футуристичных (но реальных) технологий, от доставки кока-колы дронами до Li-Fi и дополненной реальности в смарт-очках.
Иногда образ вообще приходит от одного-единственного имени. Я придумываю под него персонажа, думаю, что могло бы с ним случиться, и так вырастает сюжет.
Все мысли записываются по ходу дела «как есть», без обработки. Первоначальный образ додумывается и разветвляется, придумывается сюжет с ним — здесь в чём-то похоже на метод снежинки. Однако я не прописываю детально всех персонажей и линию действия — я просто набрасываю общие фразы, описывающие происходящее, и сажусь писать. Общие фразы, разумеется, могут быть вовсе не окончательными — это просто скелет, который потом ещё можно править. Однако они позволяют на что-то опираться и понимать, что выйдет в итоге, если не будет изменений.
Синопсис же пишется по ГОТОВОМУ тексту — это позволяет в случае появления новой мысли вернуться и посмотреть, как эта новая мысль затронет уже написанное. При этом даже если я не воспользуюсь ею, то всё равно запишу на будущее.
Вообще крайне рекомендую завести омут памяти и сливать туда вообще всё, что вдохновляет. Потом эти образы можно использовать в книгах.
Hellequin, спасибо огромное, что поделились своим опытом! Он очень пригодиться, тем, кто только приступает к своему первому роману!
12:52
+1
Самый действенный метод… Нафигачить рассказ быстро и сразу, когда идея в голове. На удивление, такие вещи получаются лучше тех, которые ты вымучивал долгое время.
Мы говорим не о рассказе, а о романе. В романе не одна идея, а очень часто их много, возможно они противоречат друг другу, чтобы лучше раскрыть тему. Много персонажей, которые раскрывают эти идеи. Тут метод написания рассказа не прокатит имхо, тут нужна логика построения и структура, чтобы не запутаться…
15:03
+1
Я ещё могу добавить, что с вероятностью в 99% этот роман будет неудачным, а с вероятностью 90% — два последующих) Это, разумеется, если вы пишете что-то посложнее попаданцев и литрпг.
15:04
Осталось только поймать приход, потому что без него так не получится
15:59
Здорово! Спасибо, что поделились опытом, для меня это актуально))
И удачи вам с вашей парочкой, звучит многообещающе))
пишу социально-философскую фантастику, спасибо на добром слове)
20:07
+2
Татьяна Королева, во-первых огромное вам спасибо за проделанную работу. Я такого метода не знала, очень интересно. Выглядит для меня, как палочка-выручалочка для писателей с идеей, которые не знают, с какого конца приступить к делу. Хорошая, добротная структура. Может быть и пригодится.
Буду рада, если пригодится!
15:35
+1
Этот метод хорош для таких писателей, как сама Барякина — съевших собаку на управлении проектами. Если человек не привык к такой дисциплине — он себя только замучает.
07:08
+1
Попробовала по методу крошечную миниатюрку написать. Портреты гг, описание природы, событий соединила воедино. Экономия времени — вполовину. Теперь попытаюсь осилить текст в пару тысяч знаков. Спасибо за совет! rose
Здорово! Значит годится и для небольших произведений! ok
10:34
А я думала, что писательство – это творчество в первую очередь. Роман, написанный по шаблону в Эксель, это нонсенс. Как только слышу слово Эксель, начинаю зевать от скуки.
10:38
А вы сами пробовали написать роман без четкого структурированного плана?
10:49
Я пробовал. Развитие по ходу. Но пишется долго.
10:55
Зависит от сложности проекта. Что-то простое можно и так написать (я писал). А эпопею типа ПЛиО — нереально. Ну или надо иметь вместо мозга компьютер.
11:31
Оборванные или забытые сюжетные линии, арки которые никуда не ппривели и действия которые не имели последствий…
Помоему, чтобы написать что-то типа ПЛИО план не нужен. Автор давно сам запутался в своем творении и превратил его в жвачку. Потому и не знает как его закончить. Или просто не хочет заканчивать, чтобы продолжать кормиться за счет выхода очередной книги.
11:42
Оборванные или забытые сюжетные линии, арки которые никуда не ппривели и действия которые не имели последствий
Короче, всё ровно как в жизни
15:09
Да, интересно, но как-то слишком организованно. И не подходит для романа-сериала.
Загрузка...
Alisabet Argent