Эрато Нуар №3

​Снегурочка Виктора Васнецова

​Снегурочка Виктора Васнецова

Снегурочка была написана Виктором Васнецовым благодаря его дружбе с предпринимателем и покровителем искусств Саввой Мамонтовым. В 1881 году у Мамонтова появилась идея представить широкой публике постановку пьесы-сказки Алексея Островского «Снегурочка», появившейся из-под пера автора в 1873 году. Он предлагает Васнецову поработать над декорациями будущего спектакля. Виктор Михайлович так увлекается темой, что после премьеры пишет портрет главной героини пьесы — сказочной девушки по имени Снегурочка.

Снежная девушка, приходящая под Новый год – явление уникальное. В новогодней мифологии ни одной страны мира, кроме России, нет женского персонажа, слепленного от снега и сопровождающего Деда Мороза. И знаем мы её такой, какой нам представил Снегурочку писатель Александр Николаевич Островский. Его смело можно называть «приёмным папой» ледяной девушки.
Корнями история Снежевиночки (одно из имен Снегурочки) уходят в дохристианскую мифологию славян. В северных областях языческой Руси существовал обычай изготавливать идолов из снега и льда. Особенно любимым был образ ледяной девочки, которая частенько оживала в преданиях тех времен. Русский фольклорист Александр Афанасьев собрал северные сказки, в том числе о девочке из снега, во втором томе «Поэтических воззрений славян на природу». Эта книжка попала в руки Островскому и вдохновила его к написанию пьесы-сказки «Снегурочка». В этом произведении Александр Островский проливает свет на происхождение холодной красавицы. По версии драматурга, её родителями были Мороз и Весна-Красна. Жила она одна-одинешенька в тёмном холодном лесу, не показывая личика солнцу, но тосковала и тянулась к людям. И однажды вышла к ним из чащи…
Пьеса по мотивам старой сказки была написана в имении Щелыково Костромской области. Картина родилась в подмосковном селе Абрамцево. Здесь же художник создавал декорации к театральной постановке по пьесе Островского, задуманной и поставленной на сцене домашнего театра Саввы Мамонтова в Абрамцеве. Премьеру сыграли в 1885 году — это была опера на музыку Николая Римского-Корсакова.
Искусство рождается в молчании
Илья Ефимович Репин писал: «Васнецов сделал для костюмов рисунки, он сделал такие великолепные типы – восторг!!!» Так для Васнецова «Снегурочка» стала не только самым задушевным произведением, но и открытием нового направления в русском театрально-декорационном искусстве. На вопрос, откуда он брал такие чудесные краски, художник отвечал: «…От народных гуляний в Вятке, в Москве, на Девичьем поле, от переливчатой игры жемчугов, бисера, цветных каменьев на кокошниках, телогрейках, шубках и прочем женском одеянии, которое видел у себя на родине, и которыми ещё была переполнена Москва восьмидесятых годов!».
В светлом состоянии в счастливой тишине своей мастерской Виктор Михайлович написал чудесное полотно «Снегурочка». «Искусство рождается в молчании, оно требует долгой, одиноко и трудной работы», — утверждал Васнецов.
Моделью для Снегурочки послужила Саша Мамонтова
Знаменитая картина была создана Виктором Васнецовым в 1899 году. Хрупкая фигурка юной девушки, моделью которой служила дочь Мамонтова Саша, застыла на краю зимнего леса. Над её головой — тёмное ночное небо, кое-где искрящееся звёздами, вдалеке едва различимы огоньки деревенских окон. Лёгкая позёмка дымчатой кисеёй скрывает очертания деревьев и избушек на заднем плане, на снегу отпечатались глубокие следы, идущие из леса.
Лесная опушка ярко освещена лунным светом. Он позволяет разглядеть причудливые узоры на тёплой одежде красавицы, цепочку заячьих следов и слегка сдвинутые в тревожном раздумье девичьи брови. Выросшую среди лесных обитателей девушку давно уже манят весёлые песни и смех, часто доносящиеся со стороны деревни. Она хочет познакомиться с этими людьми, стать одной из них. Однако отец — суровый Мороз предостерегает дочь от необдуманного шага, убеждая в том, что в лесу ей будет безопаснее.
Лицо героини отражает внутреннюю борьбу: ей очень хочется пойти к людям и в то же время она боится неизвестности. Вот и застыла в полуобороте, вопросительно разведя руки в стороны: продолжить ли опасный путь иль повернуть обратно?
Натуры мало, условности — много
Для Виктора Михайловича Васнецова картина «Снегурочка» стала одной из важных работ. Он трудился над этим полотном на протяжении нескольких лет, желая перенести на холст знание глубины русской души, которое почерпнул из фольклора и своих поездок по стране.
Реакция публики была в целом положительной. Современники художника восторгались мастерством художника, умением передать единство небесного и земного. По словам критиков, никто из художников не смог бы так точно передать всю красоту русской женщины, как это удалось Васнецову. Однако некоторые всё же встретили произведение недоброжелательно. Моменты поэтической условности в картине «Снегурочка» вызвали споры.
Были опубликованы критические высказывания о недопустимости подобных свободных трактовок народных сюжетов. В вину живописцу ставили и нарочитость художественных приёмов. Апофеозом такой точки зрения стали слова критика Владимира Стасова, который писал: «Натуры очень мало, а условности — слишком много».
Сегодня полюбоваться Васнецовской «Снегурочкой» можно в одном из залов Третьяковской галереи. Её считают образцом русской красоты и потрясающим соединением реальности и волшебства. 
+3
13:45
517
22:40
+3
Так и хочется крикнуть: «Автора!»
А когда придет автор спросить, а собственно для чего это создавалось. Это что? Сухая статья или нарезка из статей? Где позиция автора? Где иллюстрации к тексту (он ведь про художника/картину)?
К чему приурочена публикация данной тематики. Что сподвигло автора к написанию и публикации данного блога. Да еще рубрика: «мысли вслух».
Что, вот так мысли и возникают в голове: Снегурочка была написана Виктором Васнецовым
По своей содержательности, наполненности, остроте и красоте, череда подобных блогов, похожа на забор из плотно подогнанных, одинаково-стандартных досок.
unknowntired
20:56
+1
Ой. Вот я с Вами не соглашусь!
По мне — годнота. Вот от и до)))
Авторская позиция может быть, кстати, показана не напрямую, а через пафос, т.е. эмоциональную окраску. Отличный культурно-исторический экскурс: просветительская миссия выполнена автором)))
21:00
+1
Но ведь здесь нет эмоциональной окраски unknown
21:06
в энциклопедии тоже нет эмоциональной окраски…
21:13
Потому энциклопедию никому в голову не придёт назвать блог. Мысли вслух
21:24 (отредактировано)
+1
Правда?
Её считают образцом русской красоты и потрясающим соединением реальности и волшебства
То есть рассказчик картиной не восхищается? Научно-публицистический стиль не говорит об отсутствии своего мнения. Как раз наоборот.
21:39
Её считают
Здесь нет ни слова о рассказчике. Это констатация факта или даже просто мнения о позиции неких людей. Эмоций тут ноль.
21:43
Вы согласны с тем, что это научно-публицистический стиль речи, признанный Король зануд всея Слона и примыкающих блогов?
21:44
Разумеется.
21:52 (отредактировано)
Интересно, к какой части высказывания относится это совсем не субъективное (эмоционально не окрашенное же) «разумеется»?))

otvet.mail.ru/question/29627490
Мудрецы всея интеренета в помощь. На них стрелки перевожу))) А дальше претензии к В. Матезиусу, основателю школы функциональной стилистики. Из соотечественников — к В. В. Виноградову. Мне на фоне этих признанных корифеев добавить-то, по большому счёту, и ничего.
21:56
Интересно, к какой части высказывания относится это совсем не субъективное (эмоционально не окрашенное же) «Разумеется»?
Мне казалось, что в вашем высказывании есть всего один вопрос. «Разумеется» — ответ на него)

Не понимаю, к чему ссылка. У меня такое ощущение, что мы спорим о разных вещах. Я знаю, что такое научно-популярный стиль. И?
22:02
В нём есть авторская оценка?
22:06
В научно-популярном стиле? В моем представлении — не должно быть. Но уж простите мою недалекость, Матезиуса не читал, а из всего количества Виноградовых читал только себя. Я вообще себя очень люблю.
21:30 (отредактировано)
А выборка фактов как косвенное указание на позицию, которой придерживается автор, эмоционально-оценочная лексика: «восхищались», эпитеты: «в светлом состоянии в счастливой тишине», «тревожное раздумье»?
Разленились уже с соцсетями и кричащими статусами там. Вот теперь всё на блюдечке и разжёвывай ещё))))
21:40
«Дай мне текст и найду в нем эпитеты» © — Архимед.
Ну я мож цитатку немножко попутал, но суть остается прежней. Наличие парочки эпитетов не делает текст эмоциональным. Они там просто есть. Их не может не быть.
21:45 (отредактировано)
Да ладно. Не, это Вы с научным стилем путается. А это научно-популярный. Это разница как между «Квазаром» и учебником физики за восьмой класс, мороженым и льдом, Моцартом и Сальери! Как так жить-то можно, их путая? О_о
21:47
Не понимаю, при чем тут научный стиль? И откуда вы взяли, что я их путаю? О_о
Я говорю только и исключительно о том, что наличие нескольких эпитетов не делает текст эмоциональным. Ни про какие стили в моем утверждении не сказано.
22:07 (отредактировано)
Авторская позиция может быть, кстати, показана не напрямую, а через пафос, т.е. эмоциональную окраску.


Ответный выпад: тезис от аргумента в этом предложении отличить сумеете? Раз уж отделяем мух от котлет?
22:11
Тезис: Авторская позиция может быть показана через пафос.
Аргументы: нет.
22:17 (отредактировано)
Нет. Это был аргумент. «Кстати», «например» обычно используются для этого. Тезис был в несогласии с мнением Хомского. Я считаю, что авторская позиция может быть заявлена и при отсутствии харизматичного рассказчика, то есть другими средствами.
Но эмоциональная оценка, раз уж на то пошло, в научно-популярном стиле есть, и тут она тоже есть, выражена эпитетами в том числе. Найдите мне эпитеты в учебнике по химии, раз они, по-вашему, везде есть, тогда и поговорим. В учебнике Габриэляна за девятый класс, пожалуйста. Вперёд.
«в светлом состоянии в счастливой тишине»

Фраза и окружающий абзац чуть менее чем полностью взяты из статьи десятилетней давности. Ее автор, возможно, имел свое мнение, а здесь рерайтинг, причем весьма поверхностный.
21:46 (отредактировано)
Печалька. Мне понравилось))) Сейчас меня Ветер дружелюбно похейтит и расходимся тогда, чего уж))
21:46
А ещё есть?!!!
Есть что? ))
21:53 (отредактировано)
Статьи такие же. Гуглю уже, гуглю.
Начало точно взято отсюда, например. Вообще гуглить трудно, очень много подобной муры на сайтах для школьников (с сочинениями, рефератами и прочим).
22:01
По ссылке не мура. Мура я знаю как выглядит. Это ещё адекват и приличный.
Под «мурой» я как раз рерайты рерайтов имела в виду. Их на текстовых биржах килотоннами заказывают, обычно у новичков за три копейки.
22:11
+1
Новички их обычно не подписывают. Впрочем, любой текст, я думаю, как Вы хотите, так и можете называть)
Загрузка...
Валентина Савенко №1