Нидейла Нэльте №1

Непанк о панке

Непанк о панке

Размышления о поджанрах панка, ну и в целом. Представление автора блога скорее всего не соответствует общепринятым представлениям. Погнали.

 

Сначала походим вокруг да около - это я люблю.

Я выросла в городе металлургов. Магнитогорск. Почти так же суров, как легендарный Челябинск. Так вот, одно время у нас проводился рок-фестиваль "Арт-платформа". Я там была, много кого и чего видела... Вот, даже фотографию нашла с места проведения - ДКС им. Мамина-Сибиряка, которое мы ласково звали "мамка"...

О чём я? О панках!

Моё представление о них сформировано не на основе музыкальных субкультурах, не на картинках и прочем. Личное знакомство. Весьма поверхностное, но всё же весьма продуктивное. Звали это чудо вроде бы Скин, и он совсем не был похож на тех, кто глядел на меня со сцены, с плакатов и из книг (даааа, у меня в учебнике по английскому языку был небольшой параграф "Субкультуры"). Его одежда выглядела так, словно он открыл шкаф и взял первое, что оттуда вывалилось. Джинсы, нормальные такие обычные джинсы. Только рваные. Не специально, как многие любили делать (а сейчас ещё и, прости господи, сами производители джинсы рвут), а просто так получилось. Футболка с разводами. С утра-то может и нормальная была, а потом пролился чай/кофе/пиво/другая субстанция, а менять - значит тратить время на пустоту. Вот. Вот отсюда начинается панк.

У них чётко определены ценности личные, отделённые от навязанного обществом. Нужно выглядеть опрятно и аккуратно? Я не буду тратить время на ваши игры, потому что главное у меня внутри. Мне плевать на вашу музыку, потому что для меня важны не слова и мелодии, а чувства, которые я переживаю в момент прослушивания. Он мог колбаситься под тяжёлую панкуху, а мог - под "несерьёзный" (по меркам большинства посетителей "мамки") рокопопс или "занудное" кантри. 

 

Панк - не просто рвань подзаборная, грязь и шпана. Это культура избирательного наплевательства, но также это культура превознесения отдельного явления.

   

Перебираемся к литературе. 

Что есть поджанры панка в разрезе вышесказанной мысли? Я возьму те, что мне более-менее понятны, чтобы проще было привести примеры:

  • Киберпанк - превознесение технологий, вирта, информации, корпораций, которые эти прелести жизни создают; наплевательство на человека (что есть человек, когда кругом сплошные беспроблемные роботы, искины и т.д.?), комфорт окружения (кому нужно наводить красоту на улицах, когда все торчат в Сети?), духовные и материальные ценности (кому нужна любовь и красивый домик с садом, когда у тебя есть доступ ко счетам всех банков и любым информационным ресурсам, которые обладают огромным влиянием?), отдельные категории населения (кому нужны больные старики, если они не приносят прямых доходов корпорациям?).
  • Биопанк - превознесение тела, здоровья, "чистоты" генофонда, организаций здравоохранения; наплевательство на духовность (зачем нужна любовь - чтоб её, второй раз привожу в пример - когда единственная цель союза мужчины и женщины - здоровое потомство), рисковые мероприятия (зачем рисковать своей жизнью ради чего-то непонятного? менее ценного?), "не-таких-как-все" (обожимой, у меня родился ребёнок-альбинос! срочно гуглим, что делать).
  • Стимпанк / Дизелльпанк- превознесение научных достижений, завязанных на применении пара / дизельного топлива; наплевательство на остальные направления развития общества. Сюда же наверное про корпорации, фактории, точнее)
  • Ститч-панк - превознесение кукольного, ненастоящего, его одухотворение; наплевательство на человека, настоящего, его обездушивание.

 

В общем, любой панк можно подогнать под превознесение/наплевательство, равно как можно выделить любую другую характерную черту. 

Потому вопрос: а что для вас панк? Как вы сможете его отличить от любого другого жанра?

+12
11:20
722
13:39
+2
После Квазар-панка узнал, что подвидов очень много. А так даже и не задумывался.
Но с человеко-панками тоже общался иногда. И в целом люди позитивные. Со своими тараканами в голове, с наплевательством на некоторые жизненные устои в обществе, но и со своим мнением на каждый вопрос. И мудростью не доказывать его каждому встречному-поперечному, у кого мнение будет отличаться )
13:42
+1
После Квазар-панка узнала, что все любимые аниме — это панк)))

А человеко-панк — это зачот, это надо запомнить laugh
13:48
Вот молодец! Во-первых, спасибо, я просила, ты сделала. Во вторых, живые панки — это интересно вдвойне. В-третьих, твоя позиция, твое восприятие. 3 плюса.
13:51
+1
я теперь ещё за этот блог Ветру торчу про магреализм eyes
Спасибо.
13:56 (отредактировано)
+1
Я с этим квазаром, тоже о панках задумалась. О многообразии. Пришла к выводу, что это как рок. Сколько групп, столько и разновидностей))) Только для этого нужно быть именно роком. В нашем случае именно панком. А для этого нужна атмосфера. Протест, замешанный на причине, на которой держится мир. Бесполезно прочесть в Вики, что это антиутопия, что это нуар, что это протест и технологии и прото применить по списку. Я натыкалась на рассказы, в которых, убери элементы, и история прекрасно заживет.
Пример тому Питомцы. Да простит меня Автор. Вот эту же историю можно рассказать без вживления в мозг мальчика виртуальных игр. Это не Панк. Это замечательный образец детской литературы о зависти.
К моему удивлению, элементы Панка я стала замечать в самых неожиданных местах. Например, Одоевский «Городок в табакерке» Клок-панк. Несчастные колокольчики изнывают под ударами молоточков, валика, Царевны-пружинки. ГГ — живой персонаж, пытается помочь и крушит весь мир.
«Приключения Буратино» кукольный протест))) Элементами — Щелкунчик Гофмана.
А вообще, я Панк никогда не читала. Только смотрела.
14:19
+2
я тож только смотрела, как выяснилось)

а к вопросу о «применить по списку» — так это ж в любом жанре, наверное, можно. Где-то на БС была фантастика про журналиста на Луне. Убираем Луну, добавляем Питер. Всё, это уже не фантастика, это реализм. Кроме антуражу должна быть ещё глубинная идея.
14:22
Ну, как бы да, в данном случае, это не только жанр, а скорее стилистика, направление, предполагающее и жанровость второго плана, типа антиутопии, детектива, ужаса, романтики внутри панковского стиля. Ох, не литературовед я, меня за жонглирование терминологией подвесить можно.
14:23
+2
терминология… чур меня
14:06 (отредактировано)
+1
Откровенно говоря, не понимаю, почему приставку «панк» используют для создания названий жанров, в которых нет ничего близкого к панк-идеологии. Расскажу немного о том, как я её понимаю. Панк садится на грязный асфальт, одевается в грязную уродливую одежду, делает себе дикую стрижку, показывая этим свою позицию: кто должен решать, что я делаю, как выгляжу и как себя веду, если я не нарушаю при этом уголовные законы? Некие неписанные нравственные законы? Засуньте их себе в задницу. Вот что такое панк для меня.

В связи с этим я считаю обоснованным добавление приставки «панк» к любимому мною сплаттерпанку, где гротескные фантазии объединяются с натуралистичным членовредительством, сопровождаемом водопадами крови. Также понимаю, чем обоснована приставка «панк» в киберпанке. А вот в том же дизельпанке — не понимаю. К чему тут «панк»? Наверное, прибавили потому, что понравилось звучание слова киберпанк, потому и используют его для создания названий других жанров.
14:19
+1
Если не ошибаюсь (лень гуглить), так же образовалось слово «автобус».
14:19
поподробнее с этого места О_О
14:41
Лень гуглить

Завтра напомни мне. А лучше послезавтра.
14:43
От англ. или франц. autobus, из auto- (авто-) + bus (автобус). Первая часть — от др.-греч. αὐτός «сам, он», второе — от англ. bus «автобус», сокр. от omnibus, заимствованного из латинского (omnibus — «всем», «для всех»; ср. омнипотенция и т. п.; в самом латинском «-bus» — всего лишь окончание мн. ч. дательного падежа). Слово autobus появилось около 1906 г. Русск. автобус заимств. из нем. Autobus, ввиду ударения на «о», вероятно, через польское посредство.
14:47
мерси
14:22
Также понимаю, чем обоснована приставка «панк» в киберпанке. А вот в том же дизельпанке — не понимаю — ну, можно предположить примерно так: «мне похрену на ваш прогресс, электрокары и полёты в космос, я живу в обществе, где рулит дизель»)
14:28 (отредактировано)
Принято. Хотя, персонажам, населяющим дизельпанковский мир, выбирать не приходится. Лифт дизельный, роботы дизельные, автомобили дизельные, даже авторучки — и те, наверное, дизельные. Никуда не денешься. :D
14:37
+1
Я про дизельпанк знаю примерно только то, что он есть laugh

Могу примером привести горячо мною любимый аниме-сериал Trigun. Там как противопоставление дизель-панку было возвращение к обычным человеческим радостям, вроде выращивания сада (там мир — засушливая пустыня).

Вообще, куда ни глянь, в основном мотивы человечности и места человека. В любом панке, в любой фантастике. Или это я их люблю замечать в первую очередь)
14:50
+1
У меня такая же петрушка. Ищу определённые жанры и темы, а в итоге мне самое важное это именно люди и их эмоции. Ну вот надо мне, чтобы это было в определённом антураже. Например, в антураже тёмного фэнтези, как в Берсерке, от которого я писаю кипятком. В конечном итоге мне там нужны не причудливые чудовища и не жесть жестянская, которые так любит Миура, а невероятная сила воли Гатса, его ярость, его боль, его милосердие, любовь и печаль, которые слабыми ростками и каким-то чудом пробиваются сквозь асфальт его жестокости и злобы.
14:58
+1
люто плюсую за идею, а Берсерка мне смотреть нельзя, там всё плохо
15:05 (отредактировано)
Ну… ед. Жестокий и злой в Берсе — это гомо-гей Гриффин. Гатс — просто дитя эпохи
15:08
Тогда читать тем более не рекомендую, потому что я-то как раз имел ввиду оригинальную мангу, которая по жести и рядом не стояла с классическим аниме-сериалом 1997 года, полнометражной трилогией и чудовищной халтурой недавнего сериала.
15:10
я на моменте просмотра заставки аниме-сериала осознала, что мне нельзя) всё остальное, собсна, тоже нельзя, за компанию
15:11
Но от этого менее жестоким и злым Гатс для меня не становится. Я-то дитя нынешней эпохи)
15:14
15:19
ни, знач мне посчатливилось уже посмотреть какой-то фрагмент рандомной серии) было больше 15 лет назад дело, я уже и не помню unknown
15:21
Аъ. Понятно. А то я удивился, где там жесть-то в опенинге.
14:42
+2
Мода же. Хренопанк, жопопанк, фиглипанк. Вот и ковыряются.
14:46
Звучит логично.
15:24
Я даже говнопанк читала)
09:14
Есть и такой, да. Сплаттерпанк недалеко от него ушёл)
15:27
+1
о, а я вот хрено-панк написала! поддерживаю тенденцию
15:28
не… у тебя не на хрене это все построено, а там именно, еще и при отсутствии истории.
16:12
+2
Я вот после конкурса, после изучения матчасти, после вот этого блога и чтения комментариев так для себя и не уяснил, что для меня панк в литературе)
А панки в жизни… Жена вот любит группу «Ландыши», и я ознакомился. Мужикам за 40, они устали и любят пиво и футбол. И вот, панк. Они весёлые и добрые, но… Пацаны не повзрослевшие, хотя дети, ипотека (ну, список, пимерный). Раз… гильдяи по жизни такие)
16:19
+1
Панк панку рознь — это про тех, кто по жизни)))
А в литературе — да тоже чёрт их разберёт))) кто-то в атмосферу упирается, кто-то — в идею противостояния, кто-то — в рвань и грязь. Думаю, ещё много во что можно упереться, и получится панк. Такой вот он, многогранный.
22:41
+2
ПАНКС НОТ ДЕД

05:22
Ты давай не этосамывай… ото я боюсь
08:07
+2
Прочитала, обдумала, все равно ничего не поняла. Понравилась мысль Виктории, о том что панк — это протест, замешанный на причине, на которой держится мир. Сижу обдумываю. Интересно, но пока не уложилось unknown
09:16
+1
Панк — он такой))) пока лично не ознакомишься, сложноусвояемый
11:03
+1
Лично для меня все просто. Так как во всех панкожанрах меняется первая часть слова, то именно она и является определяющей. Ну то есть часть «панк» уже сто раз обесценилась и потеряла смысл. А «кибер», «стим», «био» и все остальное решает, о чем идет речь. В результате определяющей составляющей панкорассказа для меня является именно соответствующая атмосфера, антураж. Да, для меня любой панк — это в первую очередь антуражный жанр. А то, о чем ты говоришь в блоге — необязательное дополнение. Поэтому, я, например, не считаю панком твой квазаровский рассказ. Но это не к качеству претензия, а именно понимание жанра.
ИМХО.
11:05
Антураж — ага, важно. У меня вот весь антураж остался за кадром)
Спасибо!
11:23
Ключевая составляющая любого панка, классическая — это hi-tech, low-life. Лоу-лайф — это и есть панк, а хай-тек может быть и кибером, и био, и паровым, и каким угодно. Поэтому, к примеру, рассказ Виктории — не панк, хотя бы потому, что там вообще не продемонстрировано общество.
11:27
Формально — да. Я говорю именно о собственном понимании. Просто лоу-лайфа и без панков в литературе хватает. Любой постапок — это лоу-лайф, но далеко не любой постапок — панк. В то же время заточенный под определенный антураж хайтек в почти ста процентах случаев вызовет у читателя ассоциацию с панкожанром, хотя формально это может быть и не так.
11:33
Панк — это сочетание лоу и хай, а не просто лоу.
В то же время заточенный под определенный антураж хайтек в почти ста процентах случаев вызовет у читателя ассоциацию с панкожанром, хотя формально это может быть и не так.

Вот именно.
12:50
Панк — это сочетание лоу и хай, а не просто лоу.
Я где-то утверждал обратное?
12:51
Я уточняю, почему не любой лоу-лайф — панк.
12:53
А, ну ок.
12:41 (отредактировано)
+2
для меня в панке самое интересное то, где и как он зародился, ведь Великобритания у многих ассоциируется с чопорностью и четким соблюдением традиций, с неизменной монархией со своими церемониями, где вилка сюда, салфетка туда
и в противовес этому всему возникает такое вот движение, по-моему, просто потрясно видеть, как у всяких лордом и пэров пуканы рвало от ирокезов на заре из появления
или как секс пистолз поют про королеву :)
19:48
забавно, да)
я далека от истории субкультур, но помойму GB породила многих. моды, например. те тоже не паиньками были, но панками, конечно, не сравнятся jokingly
16:47 (отредактировано)
+1
Для меня это смесок кибер- и ститчпанка. Самые первые панки были бунтарями похлеще металлистов. Выделялись натурализмом, смелостью высказываний и суждений, радикальностью, отрицанием мещанства и призывам делать глупости. Бить морды полисменам, драть больных шлюх и открывать тюрьмы, например. В общем, тексты всегда проигрывали. С музыкой дело обстояло аналогично. Закон отрицания в мелодийной сфере заведомо проигрышен. Отсюда и бедный музыкальный ряд, резкие диссонирующие аккорды, заливка пауз дикими воплями и вследствие мизерная запоминаемость. Зато они отыгрались на внешнем виде, бедламах на сцене и дебильными интервью. В общем субкультура так себе. Хотя, многие полагают, что от них отпочковался глэм-и глиттер рок.
19:49
принято)
Загрузка...
Илона Левина №1