Непанк о панке
Размышления о поджанрах панка, ну и в целом. Представление автора блога скорее всего не соответствует общепринятым представлениям. Погнали.
Сначала походим вокруг да около - это я люблю.
Я выросла в городе металлургов. Магнитогорск. Почти так же суров, как легендарный Челябинск. Так вот, одно время у нас проводился рок-фестиваль "Арт-платформа". Я там была, много кого и чего видела... Вот, даже фотографию нашла с места проведения - ДКС им. Мамина-Сибиряка, которое мы ласково звали "мамка"...
О чём я? О панках!
Моё представление о них сформировано не на основе музыкальных субкультурах, не на картинках и прочем. Личное знакомство. Весьма поверхностное, но всё же весьма продуктивное. Звали это чудо вроде бы Скин, и он совсем не был похож на тех, кто глядел на меня со сцены, с плакатов и из книг (даааа, у меня в учебнике по английскому языку был небольшой параграф "Субкультуры"). Его одежда выглядела так, словно он открыл шкаф и взял первое, что оттуда вывалилось. Джинсы, нормальные такие обычные джинсы. Только рваные. Не специально, как многие любили делать (а сейчас ещё и, прости господи, сами производители джинсы рвут), а просто так получилось. Футболка с разводами. С утра-то может и нормальная была, а потом пролился чай/кофе/пиво/другая субстанция, а менять - значит тратить время на пустоту. Вот. Вот отсюда начинается панк.
У них чётко определены ценности личные, отделённые от навязанного обществом. Нужно выглядеть опрятно и аккуратно? Я не буду тратить время на ваши игры, потому что главное у меня внутри. Мне плевать на вашу музыку, потому что для меня важны не слова и мелодии, а чувства, которые я переживаю в момент прослушивания. Он мог колбаситься под тяжёлую панкуху, а мог - под "несерьёзный" (по меркам большинства посетителей "мамки") рокопопс или "занудное" кантри.
Панк - не просто рвань подзаборная, грязь и шпана. Это культура избирательного наплевательства, но также это культура превознесения отдельного явления.
Перебираемся к литературе.
Что есть поджанры панка в разрезе вышесказанной мысли? Я возьму те, что мне более-менее понятны, чтобы проще было привести примеры:
- Киберпанк - превознесение технологий, вирта, информации, корпораций, которые эти прелести жизни создают; наплевательство на человека (что есть человек, когда кругом сплошные беспроблемные роботы, искины и т.д.?), комфорт окружения (кому нужно наводить красоту на улицах, когда все торчат в Сети?), духовные и материальные ценности (кому нужна любовь и красивый домик с садом, когда у тебя есть доступ ко счетам всех банков и любым информационным ресурсам, которые обладают огромным влиянием?), отдельные категории населения (кому нужны больные старики, если они не приносят прямых доходов корпорациям?).
- Биопанк - превознесение тела, здоровья, "чистоты" генофонда, организаций здравоохранения; наплевательство на духовность (зачем нужна любовь - чтоб её, второй раз привожу в пример - когда единственная цель союза мужчины и женщины - здоровое потомство), рисковые мероприятия (зачем рисковать своей жизнью ради чего-то непонятного? менее ценного?), "не-таких-как-все" (обожимой, у меня родился ребёнок-альбинос! срочно гуглим, что делать).
- Стимпанк / Дизелльпанк- превознесение научных достижений, завязанных на применении пара / дизельного топлива; наплевательство на остальные направления развития общества. Сюда же наверное про корпорации, фактории, точнее)
- Ститч-панк - превознесение кукольного, ненастоящего, его одухотворение; наплевательство на человека, настоящего, его обездушивание.
В общем, любой панк можно подогнать под превознесение/наплевательство, равно как можно выделить любую другую характерную черту.
Потому вопрос: а что для вас панк? Как вы сможете его отличить от любого другого жанра?
Но с человеко-панками тоже общался иногда. И в целом люди позитивные. Со своими тараканами в голове, с наплевательством на некоторые жизненные устои в обществе, но и со своим мнением на каждый вопрос. И мудростью не доказывать его каждому встречному-поперечному, у кого мнение будет отличаться )
А человеко-панк — это зачот, это надо запомнить
Спасибо.
Пример тому Питомцы. Да простит меня Автор. Вот эту же историю можно рассказать без вживления в мозг мальчика виртуальных игр. Это не Панк. Это замечательный образец детской литературы о зависти.
К моему удивлению, элементы Панка я стала замечать в самых неожиданных местах. Например, Одоевский «Городок в табакерке» Клок-панк. Несчастные колокольчики изнывают под ударами молоточков, валика, Царевны-пружинки. ГГ — живой персонаж, пытается помочь и крушит весь мир.
«Приключения Буратино» кукольный протест))) Элементами — Щелкунчик Гофмана.
А вообще, я Панк никогда не читала. Только смотрела.
а к вопросу о «применить по списку» — так это ж в любом жанре, наверное, можно. Где-то на БС была фантастика про журналиста на Луне. Убираем Луну, добавляем Питер. Всё, это уже не фантастика, это реализм. Кроме антуражу должна быть ещё глубинная идея.
В связи с этим я считаю обоснованным добавление приставки «панк» к любимому мною сплаттерпанку, где гротескные фантазии объединяются с натуралистичным членовредительством, сопровождаемом водопадами крови. Также понимаю, чем обоснована приставка «панк» в киберпанке. А вот в том же дизельпанке — не понимаю. К чему тут «панк»? Наверное, прибавили потому, что понравилось звучание слова киберпанк, потому и используют его для создания названий других жанров.
Завтра напомни мне. А лучше послезавтра.
Могу примером привести горячо мною любимый аниме-сериал Trigun. Там как противопоставление дизель-панку было возвращение к обычным человеческим радостям, вроде выращивания сада (там мир — засушливая пустыня).
Вообще, куда ни глянь, в основном мотивы человечности и места человека. В любом панке, в любой фантастике. Или это я их люблю замечать в первую очередь)
, а Берсерка мне смотреть нельзя, там всё плохоА панки в жизни… Жена вот любит группу «Ландыши», и я ознакомился. Мужикам за 40, они устали и любят пиво и футбол. И вот, панк. Они весёлые и добрые, но… Пацаны не повзрослевшие, хотя дети, ипотека (ну, список, пимерный). Раз… гильдяи по жизни такие)
А в литературе — да тоже чёрт их разберёт))) кто-то в атмосферу упирается, кто-то — в идею противостояния, кто-то — в рвань и грязь. Думаю, ещё много во что можно упереться, и получится панк. Такой вот он, многогранный.
Я про них и забыла году в 2010-11)))
Тату??? Себе? Семейную? Букетик ландышей?
ну и «Зенит» в ином его значении тоже логичен в качестве выбора)
ИМХО.
Спасибо!
Вот именно.
Я где-то утверждал обратное?
и в противовес этому всему возникает такое вот движение, по-моему, просто потрясно видеть, как у всяких лордом и пэров пуканы рвало от ирокезов на заре из появления
или как секс пистолз поют про королеву :)
я далека от истории субкультур, но помойму GB породила многих. моды, например. те тоже не паиньками были, но панками, конечно, не сравнятся
Панк-как-философия везде един, различаются лишь грани этого явления, которые выпячиваются той или иной эстетикой: противостояние Системы и Личности, выпавшей из этой Системы (пресловутого панка). Отсюда и «низкий уровень жизни» из пресловутой максимы hi-tech lo-life (хотя только выпадением из Системы его причины не ограничиваются).
Панк-как-эстетика… тоже в каком-то смысле един: берётся какое-то определённое направление технологии и распространяется на все области жизни, невзирая на рациональность такого подхода, от действительно критичных областей до моды.
Сходу могу припомнить такие «панковские» эстетики:
Киберпанк — ну это мы все, вероятно, знаем? Эстетика интересна тем, что сама по себе породила море подражателей, уже не связанных с «кибер», из которых самые заметные — «Матрица» и «Эквилибриум».
Стимпанк — тоже у всех на слуху, настолько, что эстетика викторианской эпохи от него практически не отделима (что прискорбно для обоих).
Биопанк — интересен тем, что фактически в нём объединяются два течения: первое, условно реалистичное, занимается вопросами биологического вмешательства в человека («Гаттака», «Рипо: Генетическая опера»), второе же — фантастическими биотехнологиями, заменяющими технологии традиционные («Экзистенция», цикл «Левиафан»).
Дизельпанк — эстетика, которая у всех на слуху, и которую никто не использует. А жаль — Интербеллюм, взятый за основу, интересная эпоха. Чуть ли не единственное произведение, отдувающееся в более-менее массовой культуре за всё направление — «Небесный капитан». Элементы эстетики дизельпанка можно найти и в «Чудесах на виражах».
Атомпанк — в этом -панке живут русские из американских анекдотов (по мнению русских). Ядерный реактор в каждом доме, нет, в каждом утюге. Самый значимый представитель, практически затмевающий остальных — «Фоллаут», точнее, довоенный период его сеттинга. Atomic Heart недавнее тоже подбросило ядерных дровишек в топку реактора направления.
Клокпанк — заводные механизмы везде. Часто стыкуется с стимпанком и теслапанком, настолько, что практически от них неотделим. Очень часто сочетается с изобретениями Леонардо да Винчи (собственно, один из ярких представителей эстетики — народ винчи из Rise of Nations: Rise of Legends). Важный представитель — первые две части Syberia.
Теслапанк, раз уж про него вспомнили — эстетика даже не самих изобретений Николы Теслы, а его идей. Беспроводная передача электричества, прирученная молния, ГЕНЕРАТОРЫ ВАН ДЕ ГРААФА для вязкости. Последние так часто появляются в связи с этой эстетикой, что их зачастую принимают за катушки Теслы. Несмотря на то, что эстетика эта относительно популярна и регулярно фигурирует и как элемент стимпанка, и как часть декораций, в которых работают безумные учёные (особенно в лавкрафтианских ужасах), самостоятельных произведений я сходу не назову, хотя некоторые относят к теслапанку Dishonored.
Ститчпанк — заметно выделяется на фоне остальных, поскольку «технология», которая влияет на местную эстетику — это тряпичные куклы. Они же традиционно главные герои произведений в данной эстетике. Причём краеугольное произведение, заложившее фундамент для направления (причисляют к нему и более ранние, но до него никому и в голову не пришло бы искать что-то общее) — -панк и в философском смысле (хотя гораздо больше там постапокалиптики), поскольку это «9».
Сандалпанк — рычаг, полиспаст и архимедов винт, всё как товарищ Архимед завещал. Хотя эстетика сандалпанка регулярно появляется в таких подборках, я не могу сходу вспомнить что-то выполненное именно в ней. Викия, что интересно, тоже не может, и причисляет к сандалпанку фантастический пеплум. Частично эта эстетика забирается в клокпанк на горбу да Винчи.
Стоунпанк — по большей части юмористическое направление (поскольку неироничное его использование порождает палеофантастику) про пещерных людей, строящих высокотехнологичное общество из камней и палок. Основной представитель — «Флинтстоуны».
UPD. Ах да, чуть не забыл один очень важный не для научной и социальной фантастики, а для фэнтези -панк: манапанк, или магопанк, эстетика, в которой магию используют рационально, из-за чего она пронизывает всё общество. Самый важный представитель — сеттинг Эберрон для DnD.
UPD2. Вот это я некропостер.
Манапанк мне помнится ещё в «Огненной» серии у Алекса Коша — доводилось читать?
А дезертпанк? Всякие «Mad Max» и «Trigun» — туда?
А в плане «дезертпанка» — я несколько более щепетильный в вопросе в том числе панка-как-эстетики и всякие там скайпанки да оушенпанки за жанр не считаю. «Безумного Макса» иногда к дизельпанку пытаются приписать, но «Безумный Макс» в первую очередь всё же постапокалиптика, причём довольно кондовая.
Бёрчпанк могу назвать, но тут термин даже более ироничен (а то и саркастичен), чем стоунпанк. Балансирует где-то между «Киберславом» и Всеволодом Ивановым. И нет, «Кибердеревня» — НЕ бёрчпанк, это обыгрывание вполне традицонного киберпанка.
Продолжая отсылку к российским панкам, мир посткиберпанка предоставил бы им бухло, гитару и сцену. И даже публику. В отсутствии противостояния панки бы срочно потеряли интерес к панкованию и стали бы садоводами.