"Граммар-наци" на марше! Выпуск цвай

Что такое "Афедрон"?
Русский язык действительно чрезвычайно богатый язык: я благодарю судьбу, что являюсь его носителем. Русский язык – кладезь всяческих слов и выражений. Некоторые из них – исконно русские, иные – заимствованные из других языков, но, тем не менее, прочно занявшие своё место в великом и могучем.
Однако, далеко не все авторы используют эти точные, ёмкие слова для придания тексту большей выразительности.
Например, есть такое слово «парюра» - это набор ювелирных украшений или бижутерии в одном стиле (серьги + колье).
Или существует слово, которым называется неуместная приятельственность при общении: «амикошонство».
Или можно одним словом сказать, что происходит, когда обожжёшься, например, крапивой: «острекаться».
Когда сосуд наполнен жидкостью до краёв, говорят: «всклянь».
Участок земли без тропинок и дороги называется «целик».
И таких слов великое множество!
Как Вы считаете: имеет смысл употреблять в тексте редко используемые слова? Стоит ли разнообразить палитру авторской выразительности, или нужно ограничиться лишь общеупотребительными словами, чтобы автора смог понять современный читатель?
А какие фильдеперсовые слова вы знаете и используете в своём творчестве?
P.S. Бонус для тех, кто дочитал блог до конца: «афедрон» - это слово даёт возможность иронично и культурно сказать слово «жопа».
Разумеется, нужно понимать, что многие из таких слов являются устаревшими, скоро умрут и искусственно поддерживать их существование смысла нет (смерть — часть жизни). Но и точно так же искусственно избавляться от них не надо. Частота употребления сама собой скатится к нулю.
В речи героев, с последующим объяснением значения слова, если всё это к месту и умело оформлено — с удовольствием обогащу свой словарный читательский запас.
Например, я знаю, что такое амбушюры и для меня это слово не является каким-то необычным. Однако, уместно воткнув его в разговор, был не понят окружающими. Пришлось смущённо тыкать в «ах, эти резинки в ухе, что ли?» чтобы мой посыл попал по назначению.
Разве есть варианты? Цифры правят миром.
Восхищаюсь Вами, Тающий ветер!
К сожалению, я не пишу художественные произведения, обложившись справочниками и специальной литературой. Максимум, чем я могу обложиться — это музами,
пока они сами меня не обложат.И с друзьями не общаюсь, зажав томик какого-нибудь Брокгауза и Эфрона. Всё больше по старинке: леплю, не задумавшись, что на душу придёт.
Однако, хочется, чтобы тебя читала и понимала не только муза, но и музык.
И, желательно, не один.
Иначе складывали всё написанное
в мусорную корзинупод сукно, а не выставляли на всеобщее оборзение в интернеты, которые, как известно, не имеют границ.«Есть три причины, по которым становятся писателем.
Первая: вам нужны деньги.
Вторая: вы хотите сказать миру что-то важное.
Третья: вы не знаете, чем занять себя длинными зимними вечерами.»
© Квентин Крисп
«Целик» и «острекаться» использую.
Мне вот обычно пихают за злоупотребление вышедшими из обихода словами (они простые, но «затхлые»). Так что, наверное, сейчас надо попроще и помоднее писать)
Всякие ничтоже сумняшеся, ибо, etc. Это звучит вкусно
Иной грамотей может и обычные, часто встречающиеся слова, понатыкать столь нелепым образом, что у читателя глаза будут сильно на выкате — как у того же
ТерминатораШварценеггера из фильма «Вспомнить всё»я, как умная Маша, начал в срок читать и комментировать свою конкурсную группу, явив сам перед собой невиданный доселе образчик организованности и педантизма.
Однако, после третьего рассказа сломался — настолько, что надолго стал испытывать идиосинкразию к чтению вообще.
Боюсь, что меня снимут с конкурса по причине не выполнения требований прочитать и прокомментировать свою группу: осталось совсем немного времени, но заставить себя сделать это я никак не могу.
Я даже, вместо этого, начал мыть посуду.Так что, искренне понимаю Вас.
Иначе получится — умные уступают и миром правят дураки.
Это так, в целом. Не желая оскорбить никого лично.
Собственно, миром и так правят дураки.Вы полагаете, я смогу изменить баланс мировых сил, если прочитаю и откомментирую свою подсудную группу?
Даже стиль такой получился: слегка жёваный художник, с побитым молью возрастом.
Автор «Волкодава» решила поставить эксперимент над читателями, написав относительно недавно книгу «Братья», написанную с использованием подобных слов. Результат: читатели охреневают. Вместо того, чтобы спокойно читать книгу, им приходится ежеминутно гуглить встречаемые слова, чтобы просто понять, что происходит. «Какая, лять, макошь?! А, мама имелась ввиду». И тп.
Мало того, что приходится отвлекаться, так ещё колет чувство собственной неполноценности.
Хотя, вполне возможно, что автор не имел цели унизить читателей: просто он эту «макошь» всосал с детства, вместе с молоком э-э-э… макоши
В следующий раз Мария Семёновна трижды подумает, отправлять ли читателя в «увлекательное путешествие по русскому языку», на горьком опыте убедившись, что её могут послать обратно.
о каком вопросе идёт речь, внезапно попавшим под Ваш запрет?
Если употребляете их, чтобы показать эрудицию и уж тем более, если учите читателя, вы занимаетесь не совсем писательством.
Мне кажется, Вы с лёгкостью разрешили возможные проблемы, связанные с подобными раритетами.
Однако, читателям от этого не легче
Они всё равно полезут в Гугл, несмотря на то, что автор поступил уместно и, с нашей точки зрения, художественно оправдан.
Золотые слова, чувак!
Хотя это не художественная литература, но всё равно ужас, на мой вкус.
Думаю, нечего говорить о речи персонажей и словах, которые они говорят. И так понятно, что есть характерность, в том числе речевая, и у любого персонажа есть свой соответствующий лексикон и манера разговора, на усмотрение автора. А вот что касается самого автора…
Если я вдруг буду использовать слова вроде «всклянь» в своей авторской речи, значит, есть на то причины. Значит, я хочу вызвать у читателя определенную реакцию, придать определенную окраску тексту. Но пихать разные умные или редкие слова без причины — совершенно глупое дело. Любому слову должно быть свое место, так я считаю. Тут где-то поблизости гуляет тезис «Пиши о том, что знаешь», вот только желательно, чтобы и читатель знал.
Наткнулся тут на НФ на рассказ, где автор описывает здание и гордо так оперирует архитектурными терминами, мол «Резные штольпенкоки, изящные крутюрны»… Я хоть убейте, не смог представить здание, и если автор так хотел вызвать у меня скуку и раздражение — ему удалось.
Не нада так!)
Целик:
1. Нечто целое, нетронутое.
2. Массив, столб почвы с полезными ископаемыми, оставляемый без разработки, как опора шахтных сооружений, стволов шахт (горн.)
ЦЕЛИ́К2, целика, муж. (воен.). Подвижная часть прицела у орудий.
Афедрон
Жопа, задница.
Словарь криминального и полукриминального мира: мат, сленг, жаргон.
СТРЕКА́ТЬСЯ, стрекаюсь, стрекаешься, несовер. (прост.).
1.О крапиве: обжигать, жечься. Крапива больно стрекается. (Ушаков)
2. без доп. Убегать, скакать
(Ушаков)
Всклянь — напрочь устаревшее слово, к тому же имело ограничение в употреблении территориально, т.е. в Пскове в конце 18 века вы бы услышали такое словечко.
Пользуйтесь на здоровье. Но может, стоит для начала узнать значение этих слов?
Не. Ну просто супер, напрочь устаревшие слова, да еще и ограниченные территориальным использованием на пополам с тюремным сленгом — хахах
Не вижу ни малейшей причины для столь сильной реакции: как Ваши изыскательские работы (которые, при необходимости, ещё надо проверить, не тенденциозны ли они), Алексей, меняют суть блога и заданных в нем вопросов?
Эти слова были приведены для примера и все (кроме Вас), уловили суть публикации.
Пожалуй, проведу для Вас, Алексей, расширенный ликбез, что есть «авторский блог» на Бумажном Слоне, как я его пониманию:
создаётся некая публикация, которая, помимо озвученной в ней задачи или вопроса, призвана создать некую площадку: тусовку-междусобойчик-песочницу-камелёк-творческую кухню-нужное подчеркнуть, — объединяющую творческих людей на БС в единую общность, которой приятно общаться друг с другом.
Можно приходить в блоги и с деструктивной целью: кому что, как говорится.
P.S. Кстати, слово «афедрон», которое я вынес в заголовок, к Вашему тюремному жаргону не имеет никакого отношения: оно происходит из греческого языка и обозначает отхожее место или, попросту говоря, уборную комнату — туалет, одним словом.
И если, например, Ваши друзья или знакомые употребляют его в разговоре, совсем не обязательно, что они сплошь все ЗеКа. Скорее, наоборот: не исключено, что они образованные и начитанные люди
Я до вашего блога из всего перечисленного только «афедрон» и знала… Вроде как из Пушкина )))
Ну да, натурально) Тоже, поди, стервец, сидел!
— это из тюремного мата! И это ваши слова.)))
— что за работы еще? Я просто в словаре поковырялся 5 минут.
То как вы употребляете слова и даете им ограниченную трактовку — возмутительная неточность. Так нельзя, это как минимум — безграмотно.
Слово «Афедрон» — перестало означать уборные лет 200 назад и перекочевало в узкоспецилизированную терминологию в архитектуре, и как в вашем случае употребления — на тюремных нарах.
Образованные и тем более начитанные люди не кидаются неизвестными, пафосными словами и терминами в более-менее приличном обществе. А почему? А потому, что приличным людям нет необходимости выделываться. Ну как то так.
Никогда больше так не пишите публично. Это ужасно бездарное определение, если взялись играть в Даля, будте конкретнее.
Я то подумал, что это какой то пафос (((( жаль. Но смешение тюремного жаргона с устаревшим ограниченным словом меня убило. А искаверканные, урезанные определения слов повергли в культурный шок.
Вы привлекли в блог удивительный тип личности. Заклёпочник-берсерк.
Талант.
Никогда таких не видела в естественной среде обитания
Когда я понял это — поспешил отделаться нейтральной благодарностью:
Однако, этого ему показалось мало: озвучены настойчивые пожелания увековечить его исследования в моём тексте
Подумываю попросить политического убежища на БСС такой незамутненной яростью отстаивать архаичность определений может только
онпрепод по истории словесностинастоящий фанат русского языка!
"… всяко, еже входит во уста, во чрево вмещается и афедроном исходит" — «Евангеление от Матфея»,15:17.
Окружен толпой рабов,
С грозным деспотизма взором,
Афедрон ты жирный свой
Подтираешь коленкором.
— Александр Пушкин, «Ты и я», 1820
«И увиделось: карты на столе, стаканчики глинтвейна… И тут же ― убитый ― капитан Веденяпин, карьеристик, с кариозными зубами и мокрым ртом, как куриная гузка, сложенным, будто для поцелуя в афедрон командующему армией, генералу Эверту...» — Алексей Толстой, «Хождение по мукам» (Книга третья. Хмурое утро), 1941.
Так что, это в местах заключения использовали вполне себе библейское слово, которым не брезговали и классики.
Я посчитал, что спорить с Алексеем бессмысленно, тем более, что в споре — один дурак (не знает, а спорит), а второй — идиот (знает, но спорит всё равно).
А мне не хочется быть ни тем, ни другим
Вы это… как бы это спросить по-галантнее
Не обессудьте, автор блога, Кактуса в наше время просто сложно поймать…
KakTyc?
"Кто же? Выдь и покажися,
С нами честно подружися.
Коль ты старый человек,
Дядей будешь нам навек.
Коли парень ты румяный,
Братец будешь нам названый.
Коль старушка, будь нам мать,
Так и станем величать.
Коли красная девица,
Будь нам милая сестрица».
пропал дом!
Взрослая самодостаточная личность.
А потом нас всех затрут за беспричинный и беспощадный флуд.
Вобщем, на работе пишу. Начал новый проект про космос. Сам не рад, но пока на плаву.
Теперь, обсудим твою книгу. На сколько хорошо идут дела?
Всклянь использованное в любой ситуации ничего кроме смеха, в случае с людьми которые ближе к гопникам, не вызовет. И будите вы у них на слуху всклянь по жизни, и до смерти.
Недоумения в случае с офисным планктоном. Хоть и планктон пытается казаться умным и образованным он тупее гораздо многих колхозников.
А вот колхозники услышав от вас это слово покрутят пальцем у виска и откровенно скажут — парень, ты с дуба рухнул? Этому слову столько лет, что его даже Гоголь не употреблял.
И они будут правы.
Чтобы не заставлять читателя постоянно ходить к ясеню, хотя отдельные личности это дело так любят, что прочитанную книгу, в которой ни разу не случилось пешего путешествия к ясеню, и за книгу не считают, все же надо как-то для начала это слово представить читателю.
— Читатель, это вклянь!
— Всклянь, это читатель!
Взаимный книксен, обоюдное mon cher, тоси-боси-дядиваси, ну короче вы походу поняли, о чем я хотел сказать))))
Для таких слов как всклянь нужно сделать маленький рассказ в вашем рассказе. То есть придумать историю об этом слове. И запустить это так, чтобы ваш фокал, который пацан, или Вася Пупкин, смог этим словом блефовать типа он зону топтал, веники курил…
К чему я всю эту лабуду здесь развел?
К тому, что каждому овощу свое время. И всему свой срок.
Жалко конечно, что некоторые слова почили в бозе. Но ведь в этом подлунномъ мірѣ нет ничего вечного. Даже звезды имеют свой жизненный срок.
Хотя мне ваша мысль понравилась.
Где ошибочка? )
Вот болван, сформулировал предложение, как кретин.А амикошонство — ну устаревшее же. Так же, как шаромыжник, манкировать и т.п.
Амикошонство вполне заменяется фамильярностью.
Для меня это несомненно — стоит, и я употребляю. А для пояснений есть сноски, спойлеры и т. п. приспособления.
По поводу отдельных, приведённых в тексте слов.
«Парюра» — слово, скорее, из века XIX, использовала его в своём романе. Сейчас нам привычнее говорить «гарнитур», «комплект», «набор».
«Целик» — в моей семье это слово употребительное (от крестьянских корней).
А вот «всклянь» впервые узнала такое слово, обязательно использую
«Афедрон» встречается в Евангелии. Кто читал, тот слово знает
Нравится мне твой блог