Алексей Ханыкин

Самый известный натюрморт Игоря Грабаря

Самый известный натюрморт Игоря Грабаря

Свой самый известный натюрморт «Хризантемы» Игорь Грабарь написал вскоре после продолжительного путешествия по Европе – в 1905 г. Видимо, поэтому картина выполнена в стиле импрессионизма, к тому времени мало известному в России. Как говорил сам Грабарь, картину он писал очень долго – целый месяц. Обычно на такую работу уходила неделя.

Одновременно в картине отразилось и увлечение художником японской гравюрой, для которой характерна лаконичность. Да и сами цветы, которые он специально приобрёл у цветочника Носова, являются символом страны восходящего солнца. За эту картину Игорь Грабарь получил от коллекционера Владимира Гиршмана такую сумму, какой прежде никогда не получал за свои произведения.
Художник тщательно работал с цветами
Картины импрессионистов интересны тем, что на них нет чётко выписанных очертаний предметов. Они проступают в воображении зрителя, находящегося на определённом расстоянии. В «Хризантемах» наблюдается именно такой эффект.
Каждый уголок интерьера в картине обласкан лучами света. Под их воздействием холст будто бы превращается в драгоценную мерцающую поверхность.
Колористическая гамма тщательно разработана художником. Взять к примеру, цветы. Жёлтые хризантемы изображены в естественном дневном освещении. Однако мастер сумел сделать так, что их лепестки приобретают синие, жёлтые, зелёные оттенки. Это позволяет передать свежесть цветов и создаёт впечатление, что от картины веет осенним горьковатым ароматом.
А краски, наложенные нарочитыми мазками, создают ощущение объёмности. Благодаря этому художественному приёму, на холсте рельефно проступают жёлтые шапки срезанных хризантем, мягкость белоснежной скатерти, небрежно брошенное полотенце.
Главный герой картины — свет
Но всё же искусствоведы считают, что главным героем картины являются не цветы, а свет. Он падает из окна на хрусталь и рассыпается на искры, а потом и вовсе превращается в едва заметные тени на скатерти.
Кажется, что свет проникает в каждую точку картины и оставляет на ней свой особенный отпечаток. Более того, при длительном рассмотрении рамки картины пропадают, а изображение становится частью реальности.
Имеет картина ещё один интересный эффект: в зависимости от выбранной точки просмотра в поле зрения попадает либо яркий букет хризантем, либо интерьер комнаты вместе со столом и просматривающимися за окнами солнечными бликами.
Природа наделила Грабаря многими талантами
Художник Игорь Грабарь, прекрасно известный публике своими великолепными натюрмортами, открыл совершенно новое понимание этого традиционного жанра. Он изображал не просто предметы, а нечто большее. «Хризантемы» — яркое тому подтверждение.
Вообще, природа наделила Грабаря многими талантами, которые он сумел реализовать. Мы знаем его как значительного художника, искусствоведа, художественного критика, реставратора, педагога, музейного деятеля, замечательного организатора, даже архитектора.
При этом в течение почти шестидесяти лет он, благодаря своему неистовому темпераменту, был одним из самых активных участников и руководителей художественной жизни страны. Долгие годы работал директором Третьяковской галереи и никогда не переставал рисовать.
Факты из жизни Грабаря
Родился в 1871 году в Будапеште в семье общественного деятеля Эммануила Грабаря, который одно время даже избирался депутатом венгерского парламента. Но поддержав движение галицких русофилов, семья вынуждена была бежать из Австро-Венгрии и несколько лет жить в разных европейских странах. Пока в 1876 году им не удалось наконец приехать в Россию и поселиться в Егорьевске Рязанской губернии.
После окончания гимназии Игорь Грабарь учился в московском лицее и мечтал о живописи. Он старался быть ближе к художественным кругам, посещал все выставки, изучал коллекцию Третьякова и другие собрания Москвы.
Затем вслед за старшим братом Владимиром Игорь Грабарь закончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета. А на следующий год поступил в Петербургскую академию художеств, где в 1895 году начал заниматься в мастерской Ильи Репина. В это время он зарабатывает себе на жизнь сочинением юмористических рассказов и иллюстрациями для журналов.
Заново влюбляется в русскую природу
В 1896-м Грабарь совершил поездку в Берлин, Париж, Венецию, Флоренцию, Рим, Неаполь. В итоге он несколько лет колесит по Европе, учится там у разных мастеров живописи… И находится в потрясении от творений великих мастеров Возрождения и в восторге от работ импрессионистов и постимпрессионистов.
Но в начале 1900-х художник возвращается в Россию, где начинается его «самый творческий период». Он будто бы заново влюбляется в русскую природу и без конца пишет «сверхъестественное дерево, дерево-сказку» — берёзу.
Игорь Грабарь пишет на открытом воздухе, учитывая достижения французских импрессионистов, однако он не подражает им. Можно сказать, что он пишет по-русски, или как потом сказали искусствоведы, пишет «вещественность и реальность».
Именно в этот период созданы его наиболее известные произведения: «Сентябрьский снег», «Белая зима. Грачиные гнезда», «Февральская лазурь», «Мартовский снег», «Хризантемы», «Неприбранный стол» и др. В этих полотнах Грабарю удалось написать ещё один, новый (после русских пейзажистов XIX столетия) обобщенный образ русской природы.
Зимняя тема в работах Грабаря
Больше всего он пишет зиму. Как потом признавался, с окончанием зимы пейзаж становился для него менее привлекательным, и картины природы на его мольберте заменялись натюрмортами.
В 1905-1908 годах зимняя тема приобрела некую устойчивую линию — ведущим ее мотивом стало изображение инея. «Под знаком» инея прошли январи 1906 и 1907 года. Одной из главных задач в разработке этого мотива было соединение графического и живописного эффекта. На его полотнах происходит как бы выражение одного через другое.
 Именно это создает самую впечатляющую особенность инея, трудно передаваемую в искусстве.
Грабарь писал иней «на всякие лады» — разнообразные его виды, в утренние и вечерние часы, при солнце и в бессолнечный день. Делалось это в виде маленьких цветных набросков, так как на морозе быстро застывала краска. Таких набросков накопилось у Грабаря около сотни. «Не было эффекта инея в течение дня, которого бы я не зафиксировал в этой коллекции», — напишет он позже. В мастерской наброски стали превращаться в композиции, составившие сюиту «День инея».
Период отхода от живописи
Период с 1910 по 1923 год художник назвал периодом отхода от живописи и увлечения архитектурой, историей искусства, музейной деятельностью, охраной памятников. Он задумывает и осуществляет издание первой «Истории русского искусства» в шести томах. Игорь Грабарь сам пишет для неё важнейшие разделы, публикует монографии о Василии Серове и Исааке Левитане.
В 1913 году ему предлагают возглавить Третьяковскую галерею, на посту директора которой он останется до 1925 года. Надо сказать, что после Октябрьской революции Игорь Грабарь много сделал для того, чтобы защитить памятники культуры от разрушения. Именно по его инициативе создаются Центральные реставрационные мастерские. Они по сей день носят его имя. Здесь были открыты и спасены многие произведения древнерусского искусства.
Возвращение в живопись
Годы с 1924-го по 1940-й ознаменованы тем, что Грабарь вновь много занимается живописью. Но теперь его увлекает портрет. Он изображает своих близких, пишет портреты ученых и музыкантов. Лучшими сам художник назвал «Портрет матери», «Светлана», «Портрет дочери на фоне зимнего пейзажа», «Портрет сына», «Портрет академика С. А. Чаплыгина». Широко известны и два автопортрета художника.
В этот же период обращается он и к тематической картине, из-под кисти выходят два известных холста «В. И. Ленин у прямого провода», «Крестьяне-ходоки на приёме у В. И. Ленина».
Но не изменяет и любимым пейзажам, предпочитая по-прежнему снег, солнце и улыбку жизни. Последней работой Грабаря стала «Берёзовая аллея», написанная в Абрамцеве.
До последних лет он оставался художником
В дружеском шарже Кукрыниксов, выполненном в 1951 году к восьмидесятилетнему юбилею Грабаря, он изображен за письменным столом, одновременно являющимся палитрой, его кисть соединена с пером, а краски с чернилами.
Смерть застала его за работой над новым многотомным изданием «Истории русского искусства». «Надо считать счастьем для русского искусства, что такой человек действительно существовал», — говорил о нём Сергей Герасимов.
+1
13:35
1547
22:17
Прочитал с удовольствием и взахлёб! Спасибо, Наталья!
Какая интересная, насыщенная личность!
И как же мне жаль собственные годы, ушедшие в никуда…
10:57
Ошибка в заголовке: натюрморта unknown
11:17
+1
Вы просто не знаете: самые известные работы известных художников меняют род.
Это — известная натюрморта.
Эх, когда ж я свою роману напишу… laugh
11:22
А вот, как победит Вашо рассказо, так и примитесь за еву.
17:24
можно смеяться? тогда ха-ха-ха
17:45
Спасибо, Наталья Швец, за Вашу реакцию.
Теперь я буду знать, что в Ваши блоги лучше не заходить.
Я всегда теряюсь перед людьми, у которых отсутствует чувство юмора.

Успехов в творчестве! smile
Загрузка...
Маргарита Блинова