Ольга Силаева №1

«Бедная Лиза» — жертва законов крепостного времени

«Бедная Лиза» — жертва законов крепостного времени

В 1792 году вышла в свет сентиментальная повесть Николая Карамзина «Бедная Лиза». Спустя 35 лет художник Орест Кипренский написал одноименную картину на сюжет этого произведения. В её основе лежит трагическая история юной крестьянской девушки, которую соблазнил и бросил дворянин. В результате несчастная покончила жизнь самоубийством.

К тому времени, когда Кипренский написал картину «Бедная Лиза», интерес к повести Карамзина несколько поутих. Поэтому по одной из версий, эта работа задумывалась как дань памяти писателю, который за год перед этим ушёл из жизни.
Девушка с цветком в руках
По сюжету Карамзина, после смерти отца бедная крестьянка Лиза вынуждена трудиться не покладая рук, чтобы прокормить себя и мать. Продавая ландыши в Москве, она знакомится с молодым дворянином Эрастом. Вскоре между ними вспыхнули, как кажется влюблённой Лизе, взаимные чувства. Но юноша очень скоро охладел к соблазнённой им девушке и оставил её. Позже Лиза узнаёт, что Эраст собирается жениться на пожилой, богатой вдове. В отчаянии Лиза утопилась в пруду.
Кипренский изобразил прелестную крестьянку с красным бархатцем в руках, который на языке цветов означает верность. Она юная и очень милая. В её прощальном взгляде зритель видит мольбу и тоску, но не укор. В результате полотно заставляет сострадать невинной девушке.
Естественно, публика с восторгом приняла портрет. Более того, многие посчитали, что художник здесь проявил себя большим мастером, чем сам Карамзин. Писатель изобразил героиню сентиментально, а у художника она окутана флёром романтизма. Очень может быть, что работая над картиной, Кипренский вспоминал свою горячо любимую мать, также ставшую жертвой законов крепостного времени.
Семейная история
Историю бедной Лизы художник воспринимал как историю своей семьи. Его мать, крепостную Анну Гаврилову соблазнил и бросил помещик Дьяконов. Она родила сына, который получил имя Орест Копоровский по названию местечка, неподалеку от которого он появился на свет.
Матери будущего художника повезло больше, чем бедной Лизе. После рождения сына помещик выдал девушку замуж за дворового человека Адама Швальбе, а потом и вовсе дал вольную. От Швальбе художник получил своё отчество и всегда почитал его своим отцом. Относительно фамилии «Кипренский» есть несколько версий. Самая распространенная заключается в том, что художник рассказывал о рождении под «звездой любви» и наречении его в честь богини Киприды (Афродиты) – покровительницы влюблённых, отсюда и выбор фамилии.
Один из биографов художника Николай Врангель писал: «Он всегда был мечтателем не только в искусстве, но и в жизни. Даже происхождение его – незаконного сына, – как в романе, предвещает жизнь, полную приключений».
«Русский Вандик»
Маленький Орест был зачислен в Воспитательное училище при Петербургской Академии художеств. Кстати, уже под фамилией Кипренский. Мальчик оказался очень талантлив и его сразу заметили педагоги. За успешные работы его неоднократно награждали медалями. А по окончании образования Орест Адамович получил аттестат I-й степени и шпагу, и был оставлен служить в академии.
Начав рисовать под руководством художника Григория Угрюмова и подражая ему, Кипренский довольно скоро обратился к творчеству Рубенса и Рембрандта. В итоге он создал собственный стиль. Неаполитанские академики, увидев его работы даже отказывались верить в то, что их автор молодой русский художник, а не именитый европейский мастер…
А публика считала его «один из самых лучших портретистов России, когда-либо существовавших, и достойным соперником лучших художников целой Европы». В Италии Кипренского прозвали «Русским Вандиком». И в 1815 году Ореста Кипренского назначают советником Императорской Академии художеств.
Аллегории остались неосуществлёнными
Всё его творчество связано с жанром портрета, в котором Кипренский сумел обновить традиции русского портретного искусства.
При этом не следует забывать, что он был также виртуозным рисовальщиком, который в технике итальянского карандаша и пастели создал образцы высокого графического мастерства. К слову, довольно часто по эмоциональности они превосходят даже его живописные портреты. В этом списке и бытовые типажи «Слепой музыкант», «Калмычка Баяуста», и знаменитая серия карандашных портретов участников Отечественной войны 1812 года, и многие другие работы.
Большое число набросков и свидетельства современников показывают, что художник в свой зрелый период тяготел к созданию большой, как он сам писал президенту Академии художеств Алексею Оленину: «эффектной, или, по-русски сказать, ударистой и волшебной картины». Он очень хотел написать работу в аллегорической форме и изобразить в ней итоги европейской истории и предназначение России.
К великому сожалению, наиболее честолюбивые из живописных аллегорий Кипренского остались неосуществленными. Некоторые и вовсе пропали, как случилось с «Анакреоновой гробницей». Эта его идея была реализована в творчестве Карла Брюллова и Александра Иванова.
Первый из русских мастеров
Об Италии Кипренский начал мечтать ещё в 1803 году, когда оканчивал Академию художеств. Мечте этой суждено было исполнится лишь в 1816 году. Именно тогда расположенная к нему императрица Елизавета Алексеевна выделила из личных средств сумму для зарубежной поездки.
Талант Кипренского, как написано выше, итальянские мастера живописи оценили очень высоко. Ему сразу предложили написать автопортрет для флорентийской галереи Уффици, известной собранием большой коллекции автопортретов великих художников. К слову, он стал первым из русских мастеров, который был удостоен чести представить там 
собственную работу
Неприятная история
Однако его пребывание в Италии было омрачено неприятной историей. Молодую натурщицу, позировавшую Кипренскому, обнаружили мёртвой в его мастерской. Она была накрыта облитым скипидаром и подожженным холстом. Кипренский утверждал, что девушку убил его слуга, молодой и дерзкий итальянец.
Полиция начала расследование, но установить правду оказалось невозможно — слуга скончался в городской больнице «Санта-Спирито». По Риму поползли слухи, что это Кипренский убил натурщицу. Вечный город отвернулся от художника. На улице мальчишки швыряли в него камни и свистели, соседи грозились убить…
Художнику ничего не оставалось, как бежать отсюда в благословенный Париж. Но и там он, к сожалению, не нашёл покоя…
Париж встретил равнодушно
Слух об убийстве долетел до Парижа. Русские художники, бывшие друзья Кипренского, отвернулись от него. Враждебно захлопывали перед его носом двери. Выставка картин, устроенная самим художником во французской столице, была встречена равнодушно. И газеты о ней просто промолчали. Великий мастер оказался выброшенным из общества. Естественно, он затаил обиду.
В дорогую сердцу Италию возврата не было, Париж не захотел его принимать. Оставалось лишь одно место на земле, где он мог обо всём забыть и вновь взяться за кисть. Это была Россия.
Но и на Родине его ожидал холодный приём. Многие дома Петербурга закрылись для него, а академическое начальство отказало в присвоении звания профессора. Больших трудов Кипренскому стоило вновь упрочить своё положение, хотя сплетни по-прежнему преследовали его. И это доставляло много боли.
Он не мог забыть свою Мариуччи
Ко всем страданиям прибавлялась тоска по маленькой шестилетней девочке Анне-Марии Фалькуччи, которую художник называл Мариучча. К слову, именно она позировала Кипренскому для знаменитой «Девочки в маковом венке с гвоздикой в руке». Мариучча оказалась ненужной матери и жила в доме художника. 
Он настолько привязался к малышке, что даже обратился в Ватикан с просьбой оформить над ребёнком опекунство.
«На мрачной и безнравственной стезе, по которой идёт мать её, и она не замедлит сама со временем совратиться с пути чести и добродетели», – писал он в письме к кардиналу. Но поскольку Кипренский находился в православной вере, ему отказали, а девочку забрали в монастырский приют.
Но Кипренский никак не мог забыть свою маленькую музу. Он просил скульптора Самуила Гальберга, оставшегося в Италии, выяснить, как живётся Мариучче: «Я весьма бы желал узнать о её положении. Хорошо ли ей там, не надобно ли чего для помощи».
В следующем письме он пишет: «Прошу сделать мне дружбу, объявить начальнице её, что я непременно приеду в Рим в течение двух или трёх лет и постараюсь нашей Марьючче вполне оказать мое участие, которое я принял в её судьбе. У меня никого ближе её нет на земле, нет ни родных и никого».
Безвременно угасший светоч
Спустя годы Кипренский вернулся в Италию и разыскал Мариуччу в одном из римских монастырей. Девушке было уже 17 лет. Её красота настолько поразила художника, что несмотря на тридцатилетнюю разницу в возрасте он сделал предложение. Более того, ради неё даже перешёл в католичество. Свадьба состоялась через несколько лет, но брак не был долгим, он продлился всего три месяца.
В 1836 году Орест Кипренский скончался от воспаления лёгких и был погребён в церкви Сант Анреа Делле Фратте в Риме.
 Над надгробием стоит стела с надписью: «В честь и в память Ореста Кипренского, самого знаменитого среди русских художников, профессора Императорской Петербургской академии художеств и члена Неаполитанской академии, поставили на свои средства, русские художники, архитекторы и скульпторы, сколько их было в Риме, оплакивая безвременно угасший светоч своего народа и столь 
добродетельную душу…»
Дочь Ореста Адамовича Клотильда появилась на свет, когда отца уже не было в живых. О дальнейшей судьбе Мариуччи известно лишь то, что в 1844 г. она вышла замуж, после чего её следы затерялись…
+1
14:25
103
23:29
Спасибо за увлекательную и познавательную историю художника. Хорошая работа! Наталья, а вы художник?
11:50
+1
нет. я журналист. Но эта тема меня заинтересовала, вот и стала писать. Моих читателей в газете, где работаю, она тоже волнует. В этомг оду хотела закрыть проект, но народ взбунтовался. Пришлось продолжить. Вижу, что многим нравится
Загрузка...
Arbiter Gaius №1