Анна Неделина №2

"Вратарь" Сергея Григорьева на выставку попал случайно

"Вратарь" Сергея Григорьева на выставку попал случайно

На Всесоюзную художественную выставку, которая состоялась в 1949 году, картина Сергея Григорьева «Вратарь», в отличии от другой его работы «Приём в комсомол», попала случайно. Однако именно благодаря ей, художник завоевал огромное признание у зрителя. А в 1950 году полотно и вовсе было удостоено Сталинской премии II степени. Сейчас картина находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи и много раз экспонировалось на выставках, в том числе, в Китае и США.

И хотя картина всё же находится в тени двух его других известных работ «Приём в комсомол» и «Обсуждение двойки», тем не менее именно «Вратарь» считается наиболее «срежиссированной» работой. Зритель прежде всего воспринимает её как зарисовку непосредственно увиденного в жизни. По крупному счёту ничего особенного художник не изобразил.

Подумаешь — рядовой факт из повседневной жизни советских детей в послевоенном Киеве. Однако Григорьев умудрился изобразить это так, что футбольный матч стал событием в жизни не только персонажей картины, но и зрителей. Не удивительно, что картину «Вратарь» часто рекомендовали учителям в методических пособиях для использования в работе.

Забинтованное колено

Надо сказать, что к моменту её написания, Григорьев уже был профессорам и заведовал кафедрой рисунка Киевского художественного института. И к детской тематике художник обращался довольно часто. Впервые это случилось в 1937 году, когда на суд публике была представлена картина «Дети на пляже».

Итак, школьники, по всей видимости, возвращаясь домой после уроков, решили устроить футбольный матч. Ворота обозначили портфелями, сумками и беретами.

Усевшиеся на штабеле из сухих досок, болельщики с интересом наблюдают за игрой. Всё их внимание обращено на долговязого белобрысого мальчика в тёмном свитере, что стоит на воротах. Коленка у него забинтована, чулки спустились. Старенькие калоши привязаны тесёмками, но на руках дорогие кожаные перчатки. Вратарь явно ожидает удара со штрафного или пенальти.

В нашем семейном архиве есть похожая по сюжету детская фотография моего дяди, к слову, в будущем — игрока ворошиловградской «Зари». На том снимке ему лет двенадцать, он в смешной кепке и с такой же забинтованной коленкой ловит мяч. Только он, как и его товарищи, одет куда скромнее, чем игроки и болельщики, изображённые на картине Григорьева «Вратарь». Хотя фото сделано спустя более десяти лет после войны. Так что, на мой взгляд, художник даже несколько приукрасил ситуацию.

Тоже самое могу сказать о болельщиках. Особенно о девочках, одна из которых стоит с куклой в руках, а другая одета в школьную форму. Мне думается, пусть даже и в столице Украины — Киеве, но народ так ещё не одевался. Война недавно закончилась и жители города, пережившего оккупацию, явно были не в состоянии иметь хорошую одежду… Видимо, художник изобразил на полотне ту картину, о которой мечтал…

Взрослый персонаж

Несколько слов о единственном взрослом персонаже — молодом парне, с азартом следящим за ходом игры. Его шляпа сдвинута на затылок, ворот вышиванки распахнут, пиджак расстёгнут. На лацкане пиджака видны орденские планки, что указывает на его участие в войне. В руках парня папка с бумагами, однако он совершенно забыл о делах и весь отдался игре. Как знать, быть может Григорьев в этом герое изобразил себя, молодого художника, «навёрстывающего… фронтовые годы».

Искусствоведы довольно много спорили о конкретном месте, где происходит матч. Сошлись лишь в одном — пейзаж красноречиво свидетельствует о восстановлении страны. Подтверждением тому служат строительные леса и экскаваторные работы, прописанные на заднем плане…

Григорьев родился на Донбассе

Советский живописец и график, Народный художник СССР Сергей Григорьев родился на Донбассе, в городе Луганске. Через год после его рождения родители переехали в Запорожье, где впоследствии мальчик получил неплохое художественное образование. В 1929 году он вступил в студенческую организацию «Объединение молодых художников Украины». Вскоре отправляется в Харьков, где работает в республиканском издательстве «Мистецтво» и создаёт серию плакатов «Передовики Донбасса», «Даёшь контакт», «Даёшь стране хлеб», «Комсомолия» и др.

Именно с этим периодом связывают начало его выставочной и педагогической деятельности. Сергей Григорьев становится ассистентом по рисунку и графике в Харьковском художественном институте. А в 1934 году его и вовсе принимают доцентом в Киевский художественный институт. Он продолжает участвовать в различных выставках и знакомит зрителей со своими картинами: «Лыжник», «Дети на пляже», «Баянист», «Маёвка» и др…

В 1939 году Григорьева призывают на службу в ряды рабоче-крестьянской Красной армии. Там он занимается оформительской деятельностью и создаёт ещё одну известную картину «Детская музыкальная школа».

Война круто всё изменила. Теперь Григорьева знают, как политработника. Как ни странно, но не взирая на то, что в армии он служил до 1946 года, у него нет ни одной картины на военную тематику. Вернувшись в мирную жизнь, художник полностью отдаётся своему любимому делу. В 1947 году ему присваивают звание профессора, и он становится заведующим кафедрой рисунка в Киевском художественном институте.

Популярность

Карьерному росту художника, который не был официозным и не писал вождей, могли позавидовать многие его коллеги. В пятидесятые годы прошлого столетия картины Григорьева были чрезвычайно популярны. Они отличались незамысловатыми сюжетами, будто бы случайно подсмотренными мастером во дворе, школе или квартире. Однако всегда привлекали зрителей. Скорее всего потому, что не были пафосными, а персонажи, чаще всего это были дети, всегда легко узнавались.

О новых картинах Григорьева писали в газетах и журналах. Их печатали на открытках, обсуждали в коллективах и семьях, репродукции вешали над кроватями и рабочими столами…

Пейзажи

В наше время посетители музеев обычно видят его большие темноватые полотна, которые считаются классикой соцреализма, запечатлевшей ушедшую эпоху.

А вот работы Григорьева, которые он писал в дачном поселке Конча-Озёрная под Киевом, известны меньше. К глубокому сожалению, ведь тогда он создал много прекрасных поэтических пейзажей… Но эти его картины находятся в частных коллекциях или музейных запасниках.

В 1988 году Григорьева не стало. Его похоронили на Байковом кладбище в Киеве. По счастью, он не застал развал Советского Союза и не дожил до тех дней, когда на его родной Луганск падали бомбы…

+1
13:05
721
13:51
+1
Всё их внимание обращено на долговязого белобрысого мальчика в тёмном свитере, что стоит на воротах.

Вероятно, у меня глюки, но все изображённые на картине люди смотрят не на белобрысого мальчика, а на находящегося за пределами картины игрока с мячом. Что, собственно, и логично.
21:27
Война недавно закончилась и жители города, пережившего оккупацию, явно были не в состоянии иметь хорошую одежду… Видимо, художник изобразил на полотне ту картину, о которой мечтал… Да и не видно на них хорошей то одежды, обычная, о чем тут мечтать можно?
02:32
Это для вас она обычная. Посмотрите фотографии, как люди были одеты после войны. В лучшем случае во что-то военное со складов армии. Детской одежды попросту не было. Дети ходили во взрослых вещах(зачастую с тех же армейских складов), которые на них болтались как на вешалках.
02:34
Я уже просто молчу про цветные крашенные ткани.
08:02
Я уже просто молчу про цветные крашенные ткани.
а армейская получается тоже была не цветная и не крашенная?
09:00
Вам серьезно нужно объяснять разницу в красителях для ярко-красного и ярко-синего и почему эти цвета в разы труднее получить, чем белый, черный и оттенки серо-зеленого?

Одежда на картине скорее парадно выходная. Дети же в ней играют в уличный футбол. Это действительно стремление показать, что мол — задница закончилась и это больше не роскошь.
08:04

Первомайская демонстрация на Крещатике 1947 год
08:54
А ничего что они на демонстрации одеты… Не совсем в повседневную одежду, а театрализованную стилизацию народного украинского костюма? Вот фото детей. Обратите внимание, что у одного из них (крайний слева) нет обуви.
08:55
Вот очевидно перешитая мб большего размера одежда
09:18
Где парадная одежда на картине? Где эта мечта?
Красный цвет мечта?
09:22 (отредактировано)
Одежда по размеру и не армейская, а детская. Дети опрятные и ухоженные.
Театрализованную демонстрацию делают сейчас. Тогда была практически идентичная. Зайдите в любой краеведческий музей и сравните.
10:02 (отредактировано)
Видимо, мы по разному воспринимаем одно и тоже. Вы — ребенок века изобилия.
10:09
Я даже не знаю, что на это ответить… Кроме как: На всех детях, Карл! Они все хорошо одеты для своего времени!

Мечта — это мирное время, где качественная и красивая одежда это повседневный костюм.

На этом предлагаю закончить. Так как очевидно, что мы по разному воспринимаем один и тот же предмет, а значит конструктивного спора не выйдет.
10:36 (отредактировано)
Я не спорю, так как это считаю это бесполезным и глупым занятием. Я не люблю примитивно-упрощенного взгляда на прошлое.
Военная форма была не только серая и зелёная, а флот? И тогда и сейчас это форма голубого и тёмно-синего цветов.
Я вообще подозреваю, что тогда люди носили более красочную и цветную одежду чем сейчас.
А век изобилия -это сейчас что-ли? Изобилие сэкондов?
12:37
+1
Я как-то брала интерьвю у женщины, которая в первый класс пошла как раз в 1947 году. Она рассказывала, что мать простынь в коричневый цвет покрасила и из этого сшила форму. И это в Москве. Так что вы правы — тем, кто сейчас живет те времена трудно представить
13:41
Черно-белые фотографии представляются нам более достоверными, чем цветные картины. А ведь и то и другое делали современники.
08:07

1951 год книжный базар Киев.
Фото с сайта photohistory.kiev.ua
Загрузка...