Эрато Нуар №2

Он не играл Есенина. Он им жил

Он не играл Есенина. Он им жил

Мое знакомство с творчеством Андрея Денникова случилось благодаря подруге Ларисе. Близился день рождения и она ничего лучше не придумала, как подарить билет на премьерный спектакль "Исповедь хулигана", что должен был состояться в театре кукол имени С.Образцова. 

Зная, что люблю творчество Есенина, предварительно поинтересовалась, а как отнесусь к Есенину в куклах? Большей глупости представить было сложно. Что и было сказано незамедлительно. Но на спектакль пошла. В конце концов уйти всегда можно.
Перед началом действа была настроена очень скептично. Однако, едва занавес поднялся и актер вышел на сцену, забыла обо всем. Сразу стало ясно - на сцене играет Гений. Хотя о чем это я! Андрей Денников не играл, он жил жизнью Поэта. 

Думаю, если бы Сергей Есенин услышал, как Актер исполняет песни на его стихи, то он бы остался доволен. А слушая поэму "Черный человек", рыдал вместе со всем залом от безысходности и одиночества… 

К слову, во время показа спектакля произошел довольно удивительный случай.
В ходе действия Есенину-Денникову предстоит издавать книгу. Ради этого он едет в Ленинград. Актер делится своими планами, и вдруг у кого-то из зрителей зазвонил телефон. 
Денников, на секунду прервав монолог, укоризненно произносит: 
- Ну что же вы так? Я тут книгу издаю, а вы меня отвлекаете! 

И тут происходит невероятное. Из зала несется извиняющее:
- Простите нас, Сергей Александрович! 

Стоит ли говорить, что все остальное время в зале стояла мертвая тишина. Тишина осталась в зале, когда спектакль закончился. Мне даже показалось, что артист немного испугался, когда вышел на поклон… 
Он растерянно поглядывал по сторонам, а зал молчал. А вдруг взорвался аплодисментами и громкими криками «Браво!» и «Бис!», что, казалось, снесет все вокруг. Денников выходил на поклон пять раз. Зритель никак не хотел отпускать актера. 


*** 


Вот скажите, как вы представляете в куклах Айседору Дункан? Лично я до этого спектакля в мыслях не держала, что подобное возможно изобразить в куклах. Оказывается, очень просто. Маска Терпсихоры на руке артиста и развивающиеся белые шарфы. 

А как в куклах можно показать "Незнакомку" Александра Блока? Тоже все очень просто. Сиреневый паяц и женщина-кукла сидят за столом в трактире. За ними фон - тени официантов с подносами. И звучит бессмертное "девичий стан шелками схваченный в туманном движется окне"... 

Каждая сцена - открытие! Каждая песня в исполнение Денникова пробирает до дрожи. Я уже не понимала - где кукла, а где человек. Настолько актер и его герои срослись воедино. Вот в его руках буквально оживает кукла - мама Есенина и звучит трогательное "Ты жива еще, моя старушка". Через какое-то мгновение - на коленях у Поэта, бесстыдно раздвинув ноги восседает кукла-распутная девка. И несется: "Многим ты садилась на колени, а теперь сидишь вот у меня..." 

Разные голоса, образы, бесподобные, абсолютно угаданные Блок, Гиппиус и Ахматова, Ленин и Троцкий, Сталин и, конечно же, Есенин. Все были преображения подвластны Денникову. 

Зрители плакали на судьбой Поэта, не скрывая слез. В какой-то момент мне показалось, из моих глаз, как у андерсеновского Кая выпал осколок зеркала, и мир вокруг стал чище и светлее. Через много лет, зайдя на сайт артиста, прочитала его высказывание: "Если у человека после спектакля польются слезы раскаяния, очищения — значит, цель достигнута. Для этого театр и нужен". 

Надо сказать, что этой цели Денников достигал всегда... 


*** 

Потом были "Маленькие трагедии", «Молодость короля Людовика XIV». "Кармен! Моя Кармен!", "Риголлето", "Бери шинель, пошли домой!", «Концерт для Чичикова с оркестром», "Странная миссис Сэвидж", "Волшебная флейта" и бесконечное количество раз "Исповедь хулигана". Этот спектакль я готова была смотреть постоянно и не уставала восхищаться гениальным режиссером-постановщиком и актером Андреем Денниковым. 

Он сумел в своих спектаклях объединить традиционное драматическое искусство, работу с куклами, хореографию, вокал. Выступал автором инсценировок и сценических адаптаций. Был ведущим сценографом своих постановок. Обладал уникальными голосовыми данными: контртенор, благодаря чему пел арии самого разного диапозона — от Папагено и Риголлето до Царицы ночи и Джильды. 

И еще. Ему удалось невероятное. Он сумел показать, что в этой жизни мы - все попеременно бываем как куклами, так и кукловодами. Особенно это почувствовалось во время спектакля "Риголлето". 


*** 


В день его рождения 17 марта 2014 года его не стало. Андрею Денникову было всего 36 лет. Круг замкнулся. О его смерти узнала случайно, от друга, известного поэта. Зная о моей любви к таланту этого актера, поспешил сообщить. К сожалению, сообщение пришло поздно и проводить мастера в последний путь я не успела. 

Судя по тем записям, что потом появились в интернете, никто из высоких чиновников не почтил память Гения своим присутствием. Его провожали в последний путь только самые преданные поклонники под аплодисменты, под такие же бурные, какие дарили ему после всех спектаклей. 

Сейчас практически все спектакли, поставленные им, сняты с репертуара. Когда готовила этот материал, хотела восстановить в памяти постановки. Перерыла весь интернет - ничего. Только на youtube отыскала несколько довольно непрофессиональных записей, что, как говориться, смотреть только расстраиваться. 

После Андрея Денникова довольно долго не могла ходить в театр. Ибо каждый раз, глядя на сцену невольно думала - а как бы это поставил он в своих любимых куклах? И разочарованно вздыхала... 
+3
13:45
158
20:24
+2
Спасибо за интересный блог!
11:58
+1
Я видела его спектакль «Маленькие трагедии». Это было настоящее потрясение! Спасибо за блог.
12:09 (отредактировано)
+1
я тоже была потрясена, когда увидела первый раз. Никогда не представляла, что подобное можно сделать в куклах!
Загрузка...
Arbiter Gaius №1