Ирис Ленская №2

​Шахтёры недоверчиво отнеслись к художнику Касаткину и подозревали в нём царского сыщика

  • Кандидат в Самородки
​Шахтёры недоверчиво отнеслись к художнику Касаткину и подозревали в нём царского сыщика

Шахтёры сначала недоверчиво отнеслись к художнику Николаю Касаткину. Они откровенно недоумевали — что делает в шахте этот человек и почему постоянно рисует? К тому же, кто-то постоянно распускал слухи, что Касаткин является тайным царским сыщиком. Они планировали подстроить несчастный случай и сбросить художника в шахту.

Однако вскоре разобрались во всём, нашли общий язык, сдружились и даже фотографировались вместе.

Ещё в раннем детстве Николай Касаткин близко познакомился с бытом трудового народа и проникся к нему глубоким уважением. Но особый интерес у него вызывала жизнь шахтёров.

В 1892 году художник впервые посетил Донецкий угольный бассейн и в течении семи лет приезжал сюда снова и снова. Тяжелый труд шахтёров, нищенские условия жизни их семей, примитивные шахты, убогие хибары нашли отображение на таких его полотнах, как «Шахтер-тягольщик», «Углекопы. Смена», «Сбор угля бедными на выработанной шахте» и многих других.

Женщины-труженицы

Особенно хорошо художнику удавались образы русских женщин. И если поначалу это были согнутые от труда женщины-труженицы, какими он их запечатлел на полотнах «Печальная», «Сострадательная», то потом они сменяются яркими образами. Это «Пряха», «Ткачиха», «Бедовая». И, конечно, лучшая из этих работ, «Шахтёрка», написанная в 1904 году. Сейчас картина находится в Третьяковской галерее.

Вернее, правильнее будет сказать, это этюд небольшого формата, написанный с натуры. В центре полотна находится фигура уверенной в себе молодой девушки, которой приходится работать наравне с мужчинам. При этом, художник сумел передать её обаяние, задор, чистоту, благородство и теплоту.

В серых тонах

Во всём её облике видна уверенность в себе. Она непринужденно держит конец перекинутой через шею косынки и смотрит несколько насмешливо. Подобного качества характера пока ещё нет на картинах его коллег по художественному цеху, которые так же изображали рабочих.

Одета шахтёрка в серенькую плохонькую потрепанную кофточку и светлую вылинявшую юбку, чуть виднеющуюся из-под тёемного рабочего фартука. Однако бедность рабочего наряда почти не замечаешь. Картина выполнена в серых тонах, что типично для шахтных мест. Однако Касаткин собрал на полотне самые различные оттенки — от легких жемчужных до тяжёлых дымчатых. Вероятно поэтому она не выглядит унылой, скорее наоборот — яркой и праздничной.

Многие темы пришли из детства

Николая Касаткина, последнего художника-передвижника и первого художника советской России современники называли «Некрасовым русской живописи». Свой художественный дар Николай унаследовал от отца, известного гравёра Алексея Касаткина. Первые впечатления от жизни он получил на Грачёвке в Москве. Там жили простые рабочие люди. Бабушка много рассказывала мальчику о тяжёлой жизни крепостных. Она знала о ней не понаслышке, сама была бывшей крепостной.

Именно из детства впоследствии он будет брать темы для своих работ, при этом следует отметить, что все они выражали протест против несправедливости, обличали и призывали к борьбе.

Учился у мэтров

В четыр­надцать лет Николай поступил в Мо­сковское училище живописи, ваяния и зодчества, и учился у таких известных мэтров как Василий Перов, Алексей Саврасов, Илларион Прянишников. За дипломную работу «Нищие на церковной паперти» на выпускном экзамене в 1883 году был удостоен высшей награды учебного заведения — большой серебряной медали и звания высококлассного художника.

Но продолжить образование в Академии художеств из-за болезни отца и финансовых проблем Касаткину не удалось. К великому огорчению Касаткин на несколько лет забросил занятия живопись и зарабатывал тем, что занимался оформлением лубочных изделий.

Его первая картина, которую он написал после окончания училища, называлась «Перекупка». Она появилась только в 1889 году и была принята на выставку передвижников. В 1891 году художник выставляет три работы, одну из которых «Соперницы» приобретает сам Третьяков. Благодаря продаже картины молодой художник может начать серьёзно заняться живописью и уже не заботиться о деньгах.

Дружба с Львом Толстым

В 1891 году Николай Алексеевич вступает в ряды Товарищества художников-передвижников и остаётся в нём вплоть до его распада, который случится в 1923 году… Касаткин пишет преимущественно жанровые картины, на которых показывает тяжёлые стороны жизни: «Осиротели», «Тяжело», «Перед отправкой в воспитательный дом».

Произведения художника охотно берут экспонировать на передвижных выставках. Надо сказать, что выставок ждали с нетерпением, ведь они были событием прежде всего в общественной жизни страны, к тому же «передвигались» из города в город по всей стране. Благодаря им неграмотные и простые люди смогли увидеть на картинах передвижников жизнь таких же как они трудящихся.

Большое влияние на мировоззрение Касаткина оказала его дружба с писателем Толстым. Он много переписывался с Львом Николаевичем и часто бывал в Ясной Поляне. 

Общаясь с великим писателем Касаткин пришёл к убеждению, что творчество должно подчиняться высокой идее и больше никогда не отступал от этого принципа. Теперь его творчество посвящено заводским рабочим. В 1903 году по предложению Репина Касаткина избирают действительным членом Академии художеств и он становится преподавателем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

Последний знаменосец

После революции в стране наступает новая, многим непонятная жизнь. Одни коллеги по цеху эмигрировали за границу. Другие просто не смогли найти своего места и тихо умирали в нищете, пытаясь утопить свою боль в алкоголе. Третьи же напротив, развернулись и поднялись на гребень славы. 

В их числе оказался Николай Касаткин, «последний знаменосец передвижничества, ставший творцом новой истории искусства России». В его картинах, словно на фотографиях, отразилась история жизни простого русского населения, на долю которого выпала Первая мировая война и несколько революций.

В первые годы революции художник пишет панно для праздничного оформления в Москве, делает портреты рабочих, ряд полотен на историко-революционные темы. Затем создаёт много картин, посвященных советской молодёжи (например, «За учёбу», «Пионерка с книгами»).

Командировка не задалась

В 1924 году по направлению ЦК он был командирован за границу в качестве художника- корреспондента, чтобы запечатлеть жизнь пролетариата в Англии, его борьбу за свои права. Однако, эта поездка успеха не имела. «Некрасов русской живописи не стал Горьким советской живописи», писали в газетах. Словом, художник вернулся обратно в Советскую Россию, где вновь начал писать картины, участвовать в общественной работе.

В 1930 году Николай Касаткин неожиданно умер прямо на рабочем месте, представляя в Музее революции свое полотно «Сигида» («Карийская трагедия»). На его похоронах много говорили о том, что он сделал. Все выступающие были единодушны — самая большая заслуга Касаткина заключается в том, что он одним из первых показал жизнь рабочего в царской России и особенно жизнь Донбасса. Похоронен в Москве.
+2
14:45
124
09:20
Наталья, как всегда, интересно, плюс.
Но хочется побольше Ваших личных впечатлений от картины.
19:38
Предпочитаю, чтобы другие делились своими впечатлениями
08:06
Наталья, позвольте не согласиться.
Впечатлениями будем делиться в комментариях.
А авторский текст, мне кажется, найдет быстрее отклик у читателей, если наполнится Вашим отношением и переживанием, не только сухими фактами. Это касается всех Ваших работ.
Прошу не обижаться, просто совет читателя.
16:57
+1
Ну если вы хотите мое впечатление, то я довольно долго думала, что эта картина написана в советское время. Детство провела на Донбассе. У моих подруг родители работали на шахтах, так что об этом труде знала не по наслышке. Каково же было мое удивление, когда оказалосЬ, что Касаткин написал «Шахтерку» еще до революции. Вот что значит мастер!
07:36 (отредактировано)
Девушка настолько живая…
Чувствуется, девка — огонь!
Загрузка...
Юта Грим №1