Эрато Нуар №3

"Тачанка" Митрофана Грекова упорно несется вперед

"Тачанка" Митрофана Грекова упорно несется вперед

Советская батальная живопись, как и армия молодой советской республики, родилась в огне гражданской войны. У её колыбели стоял замечательный советский художник Митрофан Борисович Греков. Красноречивым примером тому служит его широко известная картина «Тачанка», написана в 1925 году. Она как бы олицетворяет победоносную силу Красной Армии.

В летний знойный полдень по степи мчится боевая тачанка, запряжённая четвёркой лихих коней. Невольно на память приходят знаменитые некогда строки: «Эх, тачанка-ростовчанка, Наша гордость и краса. Конармейская тачанка, все четыре колеса!…».

Считается, что именно картина Грекова в 1936 году вдохновила поэта Михаила Рудермана на эти знаменитые строки. Так ли это было или народная молва придумала, никто уже не скажет. Очевидно одно — стихи, переложенные после на музыку Константина Листова, и картина органически слились и теперь уже трудно определить, какое из этих произведений предопределило появление другого.

Немногие из нынешнего поколения могут утверждать, что в годы Гражданской войны тачанка считалась грозной «боевой колесницей». Её часто можно видеть в советских фильмах, рассказывающих о той легендарной поре… А в степях под Каховкой и при въезде в город Ростов-на-Дону тачанке установлены памятники… А в Третьяковской галерее можно увидеть картину, принадлежащую кисти Митрофана Грекова.

Художник служил добровольцем

Известно, что в 1920 году Митрофан Греков служил добровольцем в рядах Красной Армии. Вступил в неё он осознанно и никогда потом не пожалел о своём поступке. А вот брат его воевал на стороне белогвардейцев. То есть, Гражданская война разделила семью пополам. Когда полки белой гвардии были уничтожены, брат Митрофана эмигрировал в Канаду, и художнику постоянно ставили это в упрёк.

Но вернёмся к самому Митрофану Борисовичу, который отразил свою красноармейскую службу в творчестве.

Как он потом напишет в автобиографии: «… События так волновали, так захватывали, что нельзя было не писать. Несколько месяцев я находился в полосе фронта, в непосредственной близости к боям. Это дало мне возможность наблюдать боевые движения войск, познакомиться с характерными особенностями гражданской войны и красных частей. Их внутреннее идейное содержание рисовало в особом романтическом свете наблюдаемые мотивы и эпизоды, которые стали потом темами моих картин…»

Эх, тачанка-ростовчанка…

Итак, на полотне, которое поначалу называлось «Пулемётам продвинуться вперед!», перед зрителем предстаёт несущаяся вперёд по степи, боевая тачанка. Движение зарождается в правом верхнем углу картины и затем стремительно развивается.

Бойцы на четвёрке лихих коней, запряжённых в тачанку, будто бы вырываются из горизонта, застланного клубами бурой пыли, стремительно идут на врага. Вся композиция выполнена очень динамично, а кони написаны просто великолепно. Каждый из них индивидуален и в то же время они едины в стремлении вперёд!

Параллельно им по земле несутся их тени, и кажется уже будто кони летят, не касаясь земли. Ими правит наклонившийся вперёд ездовой. Сзади ухватился за крыло повозки один из пулемётчиков. А вслед за тачанкой мчится в бой конница. И кажется, что все они дружно кричат: «Ура!».

Участник событий

Сразу понятно — автор работы был непосредственным участником событий и довольно точно сумел передать кистью всю атмосферу революционной романтики и героизма бойцов-красноармейцев. Ибо у стороннего наблюдателя изобразить всё так достоверно вряд ли получится.

Сейчас покажется странным, но в своё время, несмотря на преданность революции и воспевание мощи большевиков в своих картинах, Греков неоднократно подвергался критике. Возможно, причиной был брат-эмигрант, который в годы гражданской оказался по ту сторону фронта, а быть может обычная человеческая зависть брала верх. Но чтобы там не говорили злопыхатели, именно его картины составили золотой фонд советского искусства. А самого Грекова по праву считают преемником Василия Верещагина и достойным учеником известного художника-баталиста Франца Рубо.

Летописец Гражданской

Не будь Рубо, вряд ли бы Греков рискнул взяться за создание первой советской диорамы «Взятие Ростова», которую с восторгом восприняли зрители. Потом был «Штурм Перекопа», которую он так и не успел закончить.

Параллельно с этим он создаёт такие гениальные произведения, как «Чёртов мост», «Конармейская тачанка. Выезд на позиции», «Знаменщик и трубач», «Трубачи Перовй Конной Армии», «На Кубань». Все они знаменуют собой высший расцвет батальной живописи Грекова.

В основном, из под его кисти выходят многофигурные композиции. Действие на полотнах показано в самых напряженных моментах. Порой это атака, где в рукопашной схватке не на жизнь, а на смерть схлестнулись силы противников. Иногда это уверенно движущаяся лавина солдат пехотного полка, вступающего в город, или растянувшаяся бесконечной лентой красная конница.

Все работы художника написаны буднично и лишены ложного пафоса. В них ощущается достоверность и правда. Они словно выхвачены из жизни, не случайно же Грекова называли летописцем гражданской войны.

Школа мастерства

Жизнь Митрофана Борисовича безвременно оборвалась в 1934 году. В посмертном приказе Наркомата Обороны, отмечавшем особые заслуги «талантливого живописца Гражданской войны», был пункт о создании в Особой Отдельной кавалерийской бригаде изомастерской имени М.Б. Грекова. Потом из неё выросла известная Студия военных художников имени М.Б. Грекова, откуда вышло много замечательных художников-баталистов.

А благодаря стараниям жены художника Антонины Грековой в городе Новочеркасске Ростовской области создан Мемориальный Дом-музей Грекова, являющийся филиалом Музея истории донского казачества. Именно она передала в Новочеркасский музей и в Ростовский областной музей краеведения картины и свыше 800 этюдов художника, его личные вещи. В организации музея также приняли участие племянницы художника — Татьяна и Елена Грековы, последняя стала его первой заведующей. Частыми гостями Дома-музея бывают московские художники из Военной студии, которая носит имя Митрофана Борисовича Грекова.

И как бы сегодня ни относились к периоду Гражданской войны в истории России, сколько бы не говорили о её причинах и роли в дальнейшей судьбе страны, произведения Митрофана Грекова для последующих поколений останутся школой мастерства и художественными документами суровой эпохи, когда брат шёл на брата.

+4
12:45
262
13:31
+1
Один из оригинальных списков картины видел в доме музее Грекова. В детстве даже мечтал в грековку поступить.
13:50
статья в Википедии тоже ваша?
13:52
+1
Вообще, мне кажется, что вся сила воздействия этой картины все-таки больше в том, что она опирается на традиции. Это же Всадники апокалипсиса.
15:29
+1
Чет вас не в ту степь потянуло. Почему не герои Гомера на колесницах?
15:32 (отредактировано)
Потому что я о традиции живописи говорю, а не литературы.
А вы композиционного сходства не видите с гравюрами, или я зря этот вопрос задаю?
15:53
И я о живописи.
15:54 (отредактировано)
+1
16:22
На мой взгляд композиции как раз очень разные. Очертите упряжку перспективными линиями и посмотрите насколько различна динамика за счет применения ракурсов. У Грекова видна скорость. На ваших гравюрах скорее неторопливая торжественная поступь.
16:26 (отредактировано)
))) Это не мои гравюры. Естественно это не копия, и 20 век отличается в экспрессии от 15, но вы правда не видите сходства образности? Вообще? Ну, ладно.
16:55
Вижу. Но точно такое же, как и на куче других «конных» композиций. Даже Тройка Саврасов сюда подойдет. Вот почему я не могу понять посему только они?
17:00
Ладно)))))) Пусть сюда подойдет Тройка
17:00 (отредактировано)
Вот разве вы не видите приемственности
Комментарий удален
17:02
??? Я о ней и пишу. Это вы не видите
17:03 (отредактировано)
Так значит вы согласны что это колесница аполлона? pardon
17:07
У колесницы солнца и всадников апокалипсиса принципиально разные посылы. У одного перерождение, у другого — гибель.
17:10 (отредактировано)
Ну, я-то вижу, я ее даже в религиозных сюжетах вижу, может, только не Гелиосом… Долго писать, не хочу. Я только не понимаю, почему вы мою ассоциацию отрицаете, когда она уж явно и по смыслу, и по сюжету ближе, чем античная вазопись. Понятно, что «колыбель европейской культуры» и все такое. Но Судный день тут как-то по смыслу ближе, чем Падение Икара
17:12
17:15
Да, а чья гибель?
15:54
Посмотрите римские скульптурные изображения колесниц и боев на них.
15:57 (отредактировано)
Я видела, спасибо. Но мне как-то больше с этим вяжется по традициям образа смерти, по смыслу, символике.
15:57
Интересно, какие у вас визуальные ассоциации с героями Гомера. Вазопись?
16:19
Скорее римские копии барельефов, если про античность. И итальянцы, если про ренессанс.
16:22
а почему?
16:56
Вы хотите услышать менее очевидные ответы? jokingly
16:58
Нет, я не хочу уже, мы параллельно писали, мне уже понятно.
17:14
Если иначе. Для меня гражданская война что-то вроде века героев. Эпохи легенд и воителей о которой наслышан через поколения. Мой прадед служил под началом Думенко. Потому я и воспринимаю эмоционально эти образы, как героику. Как Гектора и Ахилеса. Но уж никак не божеств конца времен, смерти и разложения
17:19 (отредактировано)
Но уж никак не божеств конца времен, смерти и разложения

Это вы о которых сейчас временах…
Ну, это очень интересно, я буду знать Ваше восприятие Гражданской войны. Но Вы же понимаете, что оно Ваше?
Что здесь не яблоки раздора, не Елены Прекрасные?
17:43
Да. Я это понимаю. Также как то, что ассоциация с судным днем чисто ваша. И обе они будут мимо кассы третьего взгляда. Это же соцреализм! Забудьте о религиозных мотивах.
17:48 (отредактировано)
Да? Забыть)))
… Так идут державным шагом –
Позади – голодный пёс,
Впереди – с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз –
Впереди – Исус Христос.

Соцреализм не на пустом месте.
Ну, и вы же помните о религиозных мотивах, когда свои ассоциации приводите))
17:55
Убедили! bravo
17:57
Да я вам давно сама аплодирую стоя))
17:46
Это квинтесенция эпоса и героики — основы социалистической эстетики.
18:25
+1
Да ладна, как и в искусстве третьего рейха соц.реализм пропитан языческими (считайте, религиозными) мотивами.
Свой айдолы, апостолы, полубоги, колесницы и колеса фортун. И даже ангелы — пионэрия. Все прям под копирку. Никаких фэнтези.
20:26 (отредактировано)
Еще каких фэнтези…
А гроб на колесиках? А Баллада о красном галстуке. А сказка про Мальчиша-Кибальчиша?
10:30
Мальчиш-Кибальчиш мягкие знаки надо? мой кумир. Я тоже любил печенье и варенье!
20:22 (отредактировано)
+2
Кто бы мог думать, что эта почти забытая картина, как впрочем и сам Митрофан Греков, вызовет такую дискуссию. Я, как автор материала, могу гордиться результатом.
10:11
Присоединяюсь. Тоже отметил)
12:10
+2
Порой не знаешь, где выстрелит. Сдеалешь материал и думаешь — пройдет на «ура». в результате на него никто не обратил внимание. А напишешь без какой0либо надежды и стреляет бронебойным!
12:21
Ну вот, и ноу хау есть)
Загрузка...
Илона Левина №1