Валентина Савенко №1

На Госпремию картина Дмитрия Мочальского не потянула

На Госпремию картина Дмитрия Мочальского  не потянула

В конце апреля 2009 года в залах Третьяковской галереи на Крымском валу открылась экспозиция «Дмитрий Мочальский — романтик соцреализма», посвященная столетию со дня рождения художника. Среди картин, представленных зрителю, была и некогда известная по старым советским школьным учебникам картина «Возвращение с демонстрации (Они видели Сталина)», написанная в 1949 году. Однако вскоре её посчитали косвенной здравицей «отцу народов», и видимо поэтому на Госпремию она не потянула.

На мой взгляд, совершенно зря. Ведь картина, на которой изображены радостные группы возвращающихся с демонстрации взрослых со знамёнами в руках и детей, среди которых пионеры и суворовец, может стать иллюстрацией к празднованию любого Первомая. Они идут по Большому Каменному мосту, переходя от Кремля к Зарядью.
Мало кто знает, что маленький ребёнок на руках у женщины — это сын художника Никита, ему на тот момент было чуть больше года. В дальнейшем он всегда будет встречаться в работах мастера.
Лица у героев счастливые. Они спешат отнести обратно в школу и на предприятия флаги и музыкальные инструменты, с которыми только что прошли по Красной площади. Самого «вождя всех народов» на картине нет. Зрителю предлагается домыслить ситуацию, задавая вектор в названии произведения. Однако очевидно, что дети обсуждают событие, участниками которого только что стали. Может они говорят о выступлении Сталина, полагая, что именно к ним он обращался с трибуны. Не удивительно, что работу Мочальского «Возвращение с демонстрации (Они видели Сталина)» посчитали патетичной.
Кстати, подзаголовок «Они видели Сталина» был написан собственноручно Мочальским. Потом, правда, он его убрал и никогда в своих мемуарах не упоминал. Но ни Сталинскую, ни Госпремию автор не получил…
Надолго забыли
Интересный факт — в октябре 1953 года, то есть через несколько месяцев после смерти Сталина, была выпущена открытка с репродукцией этой картины. Нынче тот выпуск может показаться несколько двусмысленным шагом. Но, скорее всего, картина тиражировалась не первый год, и очередную её печать попросту забыли отменить.
Потом об этой работе надолго забыли и, наконец, в Третьяковке вновь выставили творение, начав реабилитацию искусства социалистического реализма. Данный период отечественной живописи, ярким представителем которого был единственный беспартийный секретарь Московского союза художников Дмитрий Константинович Мочальский, много лет был в забвении. Однако благодаря таким мастерам, как он, всё же сохранились подлинные свидетельства эпохи…
Мастер лирического направления
Дмитрий Константинович Мочальский считается одним из самых узнаваемых мастеров лирического направления советских художников-жанристов, рассказчикоом в классических традициях передвижников, автором полотен, тематически выдержанных в канонах соцреализма: «Возвращение с демонстрации» («Они видели Сталина») (1949), «Победа. Берлин. 9 мая 1945 года» (1947), цикл графических работ «Советские войска в Берлине» (1945), картины «Сборы на демонстрацию» (1955), «Красный уголок» (1964), «Выходной день», «Утро в совхозе. У конторы» (обе – 1967), «Четыре поколения» (1968), «В поле» (1969), «Скатерть-самобранка» (1970), «Репетиция в клубе» (1972), «Троица. Заочники» (1975).
Свою тему Дмитрий Мочальский обрёл уже в зрелом возрасте, отправившись в середине 1950-х в степи Казахстана вместе с покорителями целины. Именно к этому циклу работ относятся «Энтузиасты», «Новосёлы», «Палатка трактористов», «Подружки», (все – 1957), «Затянувшееся объяснение» (1957), «Гостеприимство» (1959), «Молодожёны-целинники» (1959), «Ухажёры» (1959), «Полдень» (1962).
Мочальский с явным удовольствием писал лица загорелых целинников, рассветные и закатные пашни, любовь и быт… Причём делал это куда правдивее, чем эта жизнь была изображена в фильме «Иван Бровкин на целине». Своеобразная «целиниана» сделала живописцу имя и в 1961 году он возглавил Московское отделение Союза художников СССР (МОСХ).
Дурная шутка
Судьба сыграла с мастером дурную шутку. 1 декабря 1962 года первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущёв посетил выставку художников-авангардистов студии «Новая реальность» в Манеже, приуроченную к 30-летию московского отделения Союза художников СССР. Надо полагать, что в тот день Мочальский волновался, ведь ему предстояло встречать высоких гостей…
Никита Хрущёв обошёл зал три раза, затем задал вопросы художникам. В частности, спросил кем были их отцы, выясняя классовое происхождение.
Очевидцы утверждают, что именно член ЦК КПСС Михаил Суслов, который сопровождал генсека, обратил его внимание на некоторые детали картин. После чего тот, забыв приличия, стал возмущаться, употребляя не совсем приличные слова. Особенно досталось творчеству старых мастеров-формалистов — Роберту Фальку, Давиду Штеренбергу и другим, и молодой нонконформистской поросли во главе с Элием Белютиным, Эрнестом Неизвестным, Владимиром Янкилевским…
Выставку Мочальский «сдал»
Как бы теперь ни оправдывались наследники и ученики Народного художника СССР Дмитрия Мочальского, ссылаясь на то, что его подставили и многие экспонаты были в ночь перед выставкой заменены, факт остаётся фактом — председатель МОСХа тогда спасовал перед высоким руководством. Впрочем, это вполне понятно, на его месте так поступил бы почти любой. Выставку он, что называется, «сдал». А о молодых художниках и вовсе отозвался пренебрежительно: «Пижоны с бородками, в модных брючках, с натуры писали абстрактные вещи…».
Впрочем, эту страницу в биографии Мочальского быстро перевернули и покладистого художника отправили в загранкомандирову в Париж.
Вклад в искусство
То, что беспартийный Мочальский с партийной истовостью отражал свою эпоху и был обласкан властью, никоим образом не умоляет его вклада в историю искусства.
Ему пришлось увидеть зарождение советской власти, Великую Отечественную войну, покорять целину. Он был признан коллегами и зрителями, более полувека преподавал в Суриковском институте, был заведующим кафедрой живописи.
Картины Дмитрия Константиновича хранятся в Государственной Третьяковской галерее, государственном Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, а также в более чем тридцати отечественных и зарубежных музеях. За полотна «Новосёлы», «Молодожёны-целинники», «Красный уголок», «Заочники» из серии «Люди целины» в 1967 году он был удостоен Государственной премии РСФСР им. И.Н. Репина.
Умер Дмитрий Мочальский в 1988 году на рабочем месте, в деканате Суриковского института. Похоронен на Ваганьском кладбище.
+3
11:35
94
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
fulllib №1