Светлана Ледовская

Краткая классификация основных жанров фентези

  • Самородок
  • Опубликовано на Дзен
Краткая классификация основных жанров фентези

Устав строчить, я решил отвлечься и разгрузить мозги. Так что вот краткий перечень типичных сюжетов основных жанров фентези:

Доблестный рыцарь Вася Пупкин поднимается против Чёрного Властелина, идёт по миру, призывая всех подняться на борьбу, после чего собирает армию и в грандиозной битве спасает мир и принцессу — эпическое фентези.

Доблестный рыцарь Вася Пупкин собирает небольшую команду крутых рубак и, превозмогая, уничтожает с её помощью армию Чёрного Властелина вместе с ним самим, после чего спасает принцессу — героическое фентези.

Доблестный рыцарь Вася Пупкин собирает армию, отправляет на плаху погрязших в коррупции интендантов, шантажом и интригами заставляет лордов поддержать себя, с помощью грабежа окрестных селений решает проблему снабжения, после чего в битве у села Верхние Жопки уничтожает армию Пети Бубкина и захватывает его королевство, попутно сделав бывшую принцессу своей наложницей — модернистское фентези.

Отчаянный, забытый всеми и едва не наложивший на себя руки рыцарь Вася Пупкин надевает ржавые доспехи, с трудом собирает армию каких-то бомжей, пытается лишить власти Чёрного Властелина, но терпит поражение и его четвертуют на площади под восторженные крики толпы (и принцессы) — тёмное фентези.

Доблестный рыцарь Вася Пупкин шатается по средневековой Европе, встревая в разные заварушки и бухая с историческими личностями — историческое фентези.

Доблестный рыцарь Вася Пупкин без лишних подробностей спасает принцессу, после чего совокупляется с ней на протяжении всей книги, перемежая это занятие выяснением личных отношений — женскоелюбовное фентези.

Простой менеджер в ООО «Рога и копыта» Вася Пупкин внезапно узнаёт, что он — сын человеческой женщины и вампира, после чего шляется с дробовиком по ночным клубам и мочит оборотней с вампирами — городское фентези.

Простой менеджер Вася Пупкин спокойно бухает в пабе с Одином и Локи, а потом его затаскивает в постель Фрейя — магический реализм.

Доблестный рыцарь Вася Пупкин мочит Чёрного Властелина, Белого Властелина, Рыжего Властелина, Зелёного Властелина, Синего Властелина и Серо-Буро-Малинового Властелина, попутно выпиливая миллиарды их приспешников — боевое фентези.

Менеджер Вася Пупкин попадает в другой мир, становится одновременно огненным магом, некромантом, демоном и полубогом, после чего на протяжении септендецимологии мочит встречных врагов, трахает бесконечных красоток и бухает со всеми, кто не попадает под первые две категории — попаданчество.

+10
13:35
936
13:52
+1
А это точно все? а то я так и не понимаю, какое у меня, но пока никто не ткнул, что это не оно))
14:24 (отредактировано)
+1
Это основное. У тебя то что я читал ближе к мистике, чем к фентези. Хотя и магреализм сложно назвать фентези…
14:27
Ну потом про Пролет скажешь, чего я туда отправила, потому как понятия не имею.
14:28 (отредактировано)
+1
Как доберусь)
Но сито прошло же?
14:28
Знать бы что это?)))
14:37
Отборочный этап.
14:40 (отредактировано)
Если так называется модерация, то вопросов не возникло, и комментаторы вроде без претензий по жанру, но там ведь сколько-то баллов набрать надо, чтобы дальше пройти.
14:49
+1
Баллы набирать не надо. Достаточно чтобы плюсов было больше, чем минусов. А если набираешь пять плюсов, то на минусы уже пофиг.
Т. е, ты проходишь со счётом 1-0, 2-1, 1-1, и не проходишь со счётом 4-10. А вот 5-10 — уже проходишь.
15:45
О боже мой))Это по звездочкам смотрят под рассказом или по графе «достоин полуфинала» (или как там, где комменты) Прости, я заколебала, но я первый раз и туплю
15:49
+1
Там, где «достоин полуфинала». Голосовать могут не только лишь все, а те, кто набрал 10 осмысленных отзывов или 100 постов на форуме.
15:52
Спасибо большое, с каждым твоим комментом открывается новая дверь в мир чудес. Причем правила-то я читала))
16:01
+1
Так бывает)
16:27
Заменил «низкое» фентези «модернистским» для благозвучия?
16:54
Нет, потому что это разные вещи.
17:04
Похоже, что это «у всех разные вещи». Поскольку то что ты описал как модернистское(а такое к слову я вижу впервые у тебя) многие обозначают низким фентези в противовес высокому(оно же эпическое). Именно по принципу — тут приземленно реалемтично, а тут возвышенно-легендарно.
19:43
Активируешь гугл-магию: и раз!
И вкушаешь мудрость.
Модернистское же фентези — это такое, где вместо классических канонов эпоса используется суровый реализьм. Так вот, Сапковский — модернизм, высокое фентези, Мартин — модернизм, низкое с налётом высокого.
Такие дела.
19:55
Никоим образом не ущемляю высокую квалификацию человека с доступом в интернет, но там написано, что фэнтези как жанр существует с XV века. Это без оговорок и обиняков. Намекну: первое фэнтези написал Толкиен. Сам жанр как раз и возник в период модернизма. Как-то так. Это с точки зрения науки, если что.
20:34
То есть цикл о Конане-варваре, написанный даже раньше «Хоббита», учёными за фентези не считается?
20:46
Намекну. Толкиен ни разу не первый. До него были: Лорд Дансени, Клак Эштон Смит, Роберт Ирвин Говард, Эдвард Рукер Эдиссон, Джордж Макдоналд и многие другие.
20:50
А если вспомнить «Кошку Делькады» то и высокое фентези было создано Говардом до Толкиена. А если вспомнить другие рассказы о Кулле, Конане или Бране Мак Морне то окажется, что и «модернисткое фентези» тоже его изобретение.
21:08
Плюс фэнтези — Дюма, Вальтер Скотт и прочие, если я Вашу позицию правильно помню?
Ясно-понятно. Тогда хоть с пятнадцатого века, хоть с появления наскальных изображений.
22:02
Нет. Вы и тут не правильно запомнили. Но речь не о моей позиции, а о официальной литературоведческой. Первым полноценным произведением в жанре фентези со всеми его канонами как то: Эльфы, скрытая страна, герой спасающий девушку в беде, волшебные предметы, определяющие квест и т.д, был Фантазис Макдоналда. А теперь посмотрите год издания. Про богов Пеганы нужно упоминать? а про первый полностью вымышленный мир Гибории в котором жили царь Кулл и его далекий потомок Конан? А про войны деменландцев и вичландцев в землях Меркурия? Это если что из Червя Уробороса, изданного в 20тые годы.
Хоббит же был издан в 30тые. Толкиен на 20 лет опоздал к «созданию жанра фентези». К моменту публикации Хоббита это был уже давно сформированный жанр. И даже видно кому из первопроходцев Толкиен подражал, а кто оказывал на него непосредственное влияние. Например другие члены клуба Инглингов.
22:12 (отредактировано)
Есть такое понятие как промежуточные явления. Так как для большинства исследователей очевидно отличие поэтики волшебной сказки от фэнтези и других жанров (альтернативной истории, рыцарских романов), то серьёзно этим вопросом авторитеты не занимаются, но именно Толкиена считают родоначальником жанра. В частности, он утвердил теоретические основы.
Но это у всех литературных явлений так. Анненский, например, был предтечей символистов. Можно точно сказать, что учебник плохой, если его там называют в нём символистом.
Есть хорошая барышня, можно её почитать (верхняя работа в списке). То есть она озвучивает мнение, приемлемое для большинства. Отдельных работ по разграничению не видела в русскоязычной среде: слишком мало кто из серьёзных исследователей рискует заниматься этой темой.
22:13 (отредактировано)
Я поняла Вашу позицию.
22:39
Кто кроме фанатов Толкиена считает его родоначальником? Теоретические основы и каконы жанра утвердил Роберт Говард. Его и следует тогда уж считать родоначальником.
22:46
Ага! Зотика Эштона Смита, Червь Уроборос Эдисона и Конан Варвар Роберта Говарда это «переходная форма и волшебная сказка». Ясно понятно. Я понял вашу позицию.
09:01
То, что Толкиен сформировал жанр, я не отрицаю. Именно его наследием пользуется большая часть современная фентези, а всё остальное — уход от этого наследия, принципиальное написание «не как у Толкина». Однако сказать наверняка, что вот эта книга — первое фентези, невозможно, в первую очередь потому, что невозможно точно сказать, где заканчивается реализм и начинается фентези — ведь сознание человека также менялось. Для человека Средневековья, например, реальность сверхъестественного не была под вопросом вообще: фэйри, пикси, брауни, гномы и все остальные образы были абсолютно реальны, а те, кто в них не верил — поехавший крышей, точно так же как сейчас таковыми, наоборот, считаются верящие во всё это. Спрашивается, а в какой же момент человек перестал верить и стал рационалистом? Этот момент ведь определяет и транформацию мифа в фентези. Однако уточнить его невозможно, это сродни вопросу, когда же гоминиды превратились в человека. Поэтому можно сказать, что Толкин сформировал каноны жанра, но говорить, что он написал первое фентези — не-а.
12:03
Какие же каконы сформировал Толкиен, которые до него не сформировал Роберт Говард?
12:04
Признайтесь уже наконец. Заслуга Толкиена исключительно в популяризации жанра, а не его создании или формировании его канонов.
13:04
Лол, да хоть бы и орки с гномами и эльфами.
13:15 (отредактировано)
Ты же понимаешь, что это не канон жанра? Если ты имеешь ввиду соседство вымышленных эльфо и демоноподрбных существ с людьми, то тут Роберт Говард вновь опережает своего коллегу. Змеелюди Валузи и Озерный народ из повестей «Королевство теней» и «Кошка Делькады» тому доказательство. «орков и эльфов» уже было в жанре, когда Толкиен начал писать. Выходит он популяризовал, а не создал или сформировал.
13:23
Можно сказать по-другому, раз ты так любишь цепляться к словам: Толкин сформировал огромный культурный пласт, который в свою очередь сформировал основные образы, которые и поныне используются в любом типичном фентези. Образы эти, конечно, эволюционировали, например, орки стали «благородными дикарями», но в общем и целом и D&D, и ваха, и варкрафтик, и даже корейские мморпгшки так или иначе основаны на наследии Толкина. Это, знаешь ли, не слишком похоже на «исключительно популяризацию жанра».
13:35
Вот это уже вернее. Поскольку от изменения формулировки поменялся и смысл. Но развивая тему, можно в свою очередь тоже самое сказать о Роберте Говарде. Он сформировал огромный культурный пласт в массовой культуре определяющий образы и их восприятие. Те же «благородные варвары». При этом если посмотреть на сколько вселенных и произведений он повлиял, включая игры, фильмы, литературу. Тот же Элрик из Мелнибоне явная отсылка к Куллу из Вплузии.
13:38
Иными словами, Толкиен лишь «один из» столбов на которых стоит фентези. И если отбросить те заслуги, которые точно такие же есть у других авторов, то Толкиена из плеяды фантастов выделяет именно популяризация жанра.
13:49
… а ещё массовое использование его столпов, в отличие от многих других. О чём и говорилось изначально, и что в итоге означает, что он таки сформировал жанр.
14:12 (отредактировано)
Давай сравним у кого массовее используют? jokingly

Роберт Говард более «цитируем», чем Толкиен. И в фильмах, и в литературе и в играх.
14:13
Тогда я буду стоять на том, что жанр сформировал Роберт Говард. Используя те же самые аргументы.
14:35
Я выше перечислил несколько наиболее известных фентезийных сеттингов, опирающихся в первую очередь именно на наследие Толкина. Какие фентезийные сеттинги такого же калибра опираются на наследие Говарда? Не заимствуют отдельные образы, как ты написал выше, а используют его идейные находки. Собственно, ты эти находки-то назвать вообще можешь? (я — могу)
14:52 (отредактировано)
Я — могу привести примеры вселенных на раз.
Игровые вселенные: Готика, Дьябло. Литературные вселенные: Элрик из Мелнибоне Муркока, «Черный Отряд» Глена Кука. Это то что просто вспомнилось слету.
14:57 (отредактировано)
И я не писал об отдельных элементах, как ты пытаешься это выставить. О них как раз пишешь ты.
По поводу «идейных находок» зная твою любовь к передергиваниям, сформулируй, и приведи пример, что ты имеешь в виду, и тогда я конкретно используя твою терминологию и понятия смогу ответить. (ты можешь, потому как ты же сам и ввел только что тобой придуманное понятие. bravoЯ теперь тоже такие приемы буду использовать. Боюсь как только ты сформулируешь их. ДнД и Ваха тут же отвалятся, потому как в них больше от Говарда.)
15:21 (отредактировано)
К тому же я могу тебе четко прописать какие идеи Говарда сформировали вселенную Вархаммера. Ибо о боги! К ее созданию приложил руку Муркок, который опирался на наследие Роберта Говарда.

1) Древние до человеческие цивилизации принципиально чуждые и враждебные не только человечеству но и всему живому в нормальной реальности.

2) Демонические сверхъестественные измерения за гранью времени и нормального пространства в котором обитают порождения хаоса, и смертные люди бросающие им вызов на грани ницшеанского человека.

3) жестокие кровожадные темные боги одинаково опасные как для своих последователей, так и для врагов. В богах есть только архаичная, первобытная животная сущность, без капли милосердия или намека на просвет. Это боги которые не слышат молитв, но радуются созерцая битвы и льющуюся кровь.

4) основу вселенной составляет не противоборство бобра света и козла тьмы, а борьба человечества впавшего в космическое варварство против бесконечно древних дочеловеческих рас, и порожденных человеческим же колдовством демонов и богов.

Вархамер это в принципе Валузия или Гибория в космосе. А вот от Толкиена как раз взяты отдельные элементы, которые можно выкинуть и ничего не изменится. Суть Вахи останется той же. Вычеркиваем вселенную вархаммера из твоего списка и заносим его в мой. У тебя остается только Варкрафт и корейские мморпг.

А ты можешь тоже самое с идеями Толкиена в Вархамере? Сказал что сможешь. Ну так давай!
15:55
+1
Зачем? С тобой же спорить — как с лунным конспиролухом: бессмысленно и бесполезно.
Комментарий удален
16:12 (отредактировано)
Просто здесь ты занял позицию плоскоземельника. Ты не сможешь ее защищать, не выставляя себя идиотом или софистом. Роберт Говард и Толкиен оказали равнозначное тождественное влияние на формирование жанра фентези. Отрицать это тоже самое, что и утверждать, буд-то земля плоская, а на луну никто не летал. Именно этим ты сейчас и занимаешься.
16:37
Как бы тебе наглядно объяснить, чтобы ты понял свое положение? Ты пытаешься доказать, что радио изобрел Маркони, а не Попов. Аналогия достаточно ясная?
17:08 (отредактировано)
При этом же другие почему-то относят к низкому — героическое и темное.

Кстати. Почему «модернистское»? Этим же активно пользовались и отцы основатели еще в 20тые годы.
18:00
+2
«Простой менеджер Вася Пупкин внезапно узнаёт, что он — сын человеческой женщины и вампира, после чего шляется с дробовиком и мочит оборотней с вампирами» — то есть по сути он убивает свою родню. Да это фрейдистское фэнтези! laugh
19:56 (отредактировано)
20:14 (отредактировано)
О, очень нужный в преддверие БС блог. Вопросик: куда отнести Кащея, Мансурова?
20:35
Уточните, что вы имеете в виду. Кащея я знаю только сказочного, Мансуровых много разных было.
20:41
Серия: Кащей бессмертный
Автор: Дмитрий Мансуров
Название: Кащей
Издательство: Армада, Альфа-книга
Год: 2003
loveread.ec/view_global.php?id=9665
20:42
Э-э, не в курсе, не читал.
20:45
Ай-ай-ай. Но вообще книжка из тех, что запоминается (по крайней мере мне), так что рекомендую.
Пойду дальше думать, что за жанр такой…
20:57
А что насчет:
Барбара Хембли — Драконья Погибель?
Дженнифер Роберсон — Легенты и Тигре и Дел?
09:02
Не-а. xD
20:39
Так, а вирд, это фэнтези?
А ужасы? мистика?
20:43
+1
Щито такое вирд? Я знаю его только как муслимскую молитву.
Мистика и ужасы могут как быть фентези, так и не быть. Тут как бы всё просто, есть мифология — фентези, нет мифологии — не фентези.
09:36
Погоди. Исходя из этого критерия, Лавкрафт — это таки фэнтези?
09:38
Да… Особый сорт дарк-фентези. Согласно текущей классификации. )
09:57
Внезапно таки да.
12:20
Именно. Причем один из отцов основателей. Он повлиял на жанр не меньше чем Толкиен и Говард.
23:53
Ну наконец-то! Никак не могла разобраться в разных фэнтезях. А теперь всё понятно! thumbsup
14:09
+1
Опять сексизм! Всё захватил Вася Пупкин, даже pitchupлюбовное фэнтези.
Где юмористическое? И славянское? По Европе пусть шастает Джон Невил, а Вася должен отчизну спасать.
Загрузка...
Alisabet Argent