@ndron-©

6 МАЯ, день рождения с историей

6 МАЯ, день рождения с историей

Год прошел, снова я родился. И еще раз проведу его с историей. В прошлом году Мара мне подарила кавер NightWish на обожаемого мной Призрака оперы. Вот и расскажу немного о нем и его создателе.                       

                                       Гастон Леру – тень Призрака.

В истории масса примеров, когда писатель оказывался тенью созданных им фантомов. Когда миры и персонажи затмевали его собой. И все знают Дракулу, Шерлока Холмса и на худой конец Бэтмена. Но кто их создал, кто воплотил, знают немногие. Но не это ли вершина мастерства автора, стать тенью своего творения, которое живет своей жизнью и принадлежит не ему одному. Или же это не всегда заслуга одного только таланта. И писатель, родившийся в тот же день, что и я, заставляет об этом задуматься.

6 мая 1868 года из Ле Мана домой в Нормандию ехала семейная пара. Женщина была на сносях и думала, что ребенок родится уже в Нормандии. Однако, когда они ехали через Париж, то застряли в пробке и в этот момент у нее начались роды. Все прошло благополучно, и в семье Альфреда и Мари-Альфонсины Леру появился мальчик, которого назвали Гастоном. Он был старшим из четырех детей, позднее в семье Леру родились Элен, Жозеф и Анри.

Семья поселилась в Нормандии, где Гастон много времени любил проводить в деревне St. Valery-en-Caux на побережье. Он любил плавать в рыбацкой лодке и помогал ловить сельдь. Увлечение рыбалкой сохранится у него на всю жизнь. К тому же он превосходно плавал. С 1880 года он учился в колледже в городке Э (Eu), где его отец возглавил работы по реставрации замка, принадлежащего французской королевской фамилии. Соучеником Леру был Филипп Орлеанский, потомок королевской династии. Соученики потом так его вспоминали: "Гастон Леру был коренастым, невысоким мальчиком. Его порывистые движения странно не соответствовали мечтательной серьезности лица. У него были густые, сросшиеся на переносице брови, карие с золотистыми искорками восторженные глаза. Взъерошенные волосы покрывал синий берет, а зимой он надевал широкую накидку, которую носил с такой же элегантностью, как какой-нибудь итальянский кавалер, кутающийся в свой плащ". В это же время учебы он начинает сочинять.

В 1889 году он получил звание адвоката. Но в тогда же семью постигла трагедия - умерла его мать, а немного времени спустя, так и не оправившись от горя, умирает и отец. Гастон, оставшись с двумя братьями и сестренкой на руках, становится опорой всей семьи. Сначала он занимался адвокатской практикой, но в 1894 году он целиком отдается журналистике. Сперва ведет судебную хронику, так пишет для ежедневной газеты «Париж» отчет о процессе над анархистами, как например, над Огюстом Вайаном, бросившим бомбу в Палату Депутатов и присутствует на процессе Эмиля Золя в связи сего знаменитым открытым письмом "Я обвиняю" о деле Дрейфуса и публикует подробнейшие отчеты в газете "Утро". Затем, летом, следует пересмотр дела Дрейфуса в Ренне. Однако из-за разногласий с редакцией газеты Леру довольно быстро отстраняют от этой работы. Параллельно начинается литературная деятельность, первые рассказы и первые пьесы, в том же «Утре» начинает выходить его первый роман «Человек ночи».

10 мая 1899 года Леру вступает в свой первый брак, узаконив связь с Марией Лефран, которая была на пять лет старше его. Этот брак оказался весьма неудачным, и через несколько месяцев супруги расстались.

В 1901 году Леру пишет о масштабной кампании, предпринятой газетой "Утро" по поводу плохого качества парижской воды, в которой он сам принимал активное участие. А в 1902 года за заслуги перед отечественной прессой он становится кавалером Ордена Почетного легиона.

Леру начинает активно путешествовать. Побывает в Италии, где понаблюдал за извержением Везувия, на Мадере, где взял интервью у участников экспедиции Норденшельда, которые только возвратились с Южного Полюса, в Кенигсберге, где участвовал в торжествах по поводу столетия со дня смерти Канта. Во время поездки в Швейцарию, он знакомится в отеле с Жанной Кэйят, которая становится его подругой. Однако, поскольку первая жена Леру отказывается дать ему развод, им приходится жить в гражданском браке. А в 1904 года он едет в Россию, в Санкт-Петербург, откуда в качестве специального корреспондента «Утра» будет отправлять ежедневные новости о русско-японской войне.

«Я люблю белый Петербург, снежную зиму, легкий бег саней по широким проспектам, огромную, скованную льдом, реку и мрачные дворцы. Удивительный, ни с кем несравнимый народ! У русских столько терпения, что они кажутся беззаботными, они так бесстрастны, что кажутся фаталистами. Они наслаждаются радостью сегодняшнего дня, не вспоминая о вчерашней резне и не думая о грозящих завтра расправах.»- напишет он в одном из своих эссе.

В 1905 года в Петербурге родился первенец Леру и Жанны. Мальчика назвали Андрэ-Гастон, но домашние звали его Мики. Прозвищем его наградили родители, услышав, как нянька малыша зовет его по-русски "миленький".

Во многих романах Леру упоминается Россия. Так, в «Тайне желтой комнаты» его неизменный герой Рультабий говорит другому герою: «Я, сударь, долго жил в России и там не принято пожимать руки в перчатках!». А Эрик, призрак оперы, некоторое время выступал на ярмарке с бродячим цирком в Нижнем Новгороде.

Он продолжает писать, но его пьесы не имеют успеха. Но вот выходит «Тайне желтой комнаты». Сюжет романа основан на приеме "преступление в закрытой изнутри комнате". "Нечто подобное, - пишет Леру, - было у По и Конан-Дойля. Но в "Убийстве на улице Морг" в комнату смогла проникнуть обезьяна, а в "Пестрой ленте" это была змея. Я же сделаю так, что комната будет герметично закрыта". Роман вскоре станет бестселлером, открыв новый этап в творческой карьере Леру-романиста. Он оставил журналистику и посвятил себя литературной деятельности.

Он переезжает в край своего детства, в Нормандию в курортный городок Нёвилль-ле-Дьепп, где у Леру и Жанны в июне 1908 года родилась дочь Мадлен. В этом же году вышли новелла "Человек, который видел дьявола", второй роман из серии про Рультабия — "Духи дамы в черном". В следующем, 1909 году семья Гастона Леру переезжает в Ниццу. А 23 сентября в ежедневной газете "Le Gaulois" вышел первый номер с прологом романа, прогремевшего на весь мир. Интересно, что "Призрак Оперы" тогда не был так же хорошо принят читателями, как "Тайна Желтой комнаты", да и сам писатель не считал эту книгу, обыгрывавшую классическую историю о Красавице и Чудовище, выдающейся. Следом была написана "Балао" — историю о получеловеке-полуобезьяне, который влюбился в дочь своего хозяина. Потом появилось первое из череды многих приключений беглого каторжника по прозвищу Шери-Биби.

В августе 1913 года вышел третий роман о Рультабии, где маленький журналист расследует дело о покушении на генерала Требасова в Москве. А потом с убийства в Сараево австрийского Эрцгерцога началась иная глава французской истории. Леру, предсказавший падение Австро-Венгерской империи еще в 1910 году, живо отреагировал на мировые события и написал роман "Рультабий на войне" — отважный Рультабий освещает войну на Балканах, преследует таинственного врага Гулова и женится. Далее последовали подряд еще два романа о войне — "Конфиту" (1915) о сыне немки и француза, который борется за освобождение родной французской деревни, и "Адская колонна" (1916), роман о французской шпионке, внедренной в Германии, и о ее сыне, который разоблачает немецких шпионов на территории Франции.

А в 1916 году Леру снялся в фильме по мотивам свежеопубликованного романа "Человек, который вернулся издалека" о человеке, которого воскресили доктора, занимавшиеся проблемой смерти. К этому времени увидели свет экранизации "Тайны Желтой комнаты" и "Балао".

В июне 1917 года в возрасте сорока девяти лет он официально женился на Жанне Кэйят, после того, как его официальная жена Мария Лефран дала развод.

В 1919 году семья переехала снова — в уютный белый особняк "Звезда Севера" на бульваре Гамбетта. Леру снова пишет, но не только. В октябре он ненадолго покинул Ниццу — зарегистрировать в Торговом суде Парижа собственную кинокомпанию. Тут он начал экранизировать собственные произведения и даже снимал в главной роли дочь Мадлен. Но главное это все же писательство.

По воспоминаниям членов его семьи, у него было правило — четыре месяца он отдыхал, четыре месяца думал, четыре месяца писал. Когда он работал, домашние должны были соблюдать тишину. По окончании очередной рукописи Гастон Леру выходил на балкон и стрелял из пистолета. Среди других его развлечений было казино. Еще со времен Латинского квартала и почти богемной жизни он не считал деньги, всегда жил на широкую ногу и не научился копить. Его супруга Жанна опасалась, что в казино он может все спустить, и нередко отправлялась вслед за ним, чтобы увести домой. Не один наш Федор Михайлович отличился в этом вопросе. А еще он был большим гурманом. Так, на последней странице рукописи "Призрака Оперы" после слова "Конец" его рукой выведено слово "Голоден!" Детей пытался строго воспитывать, заставлял заниматься спортом и бранил. Впрочем, по вечерам он обязательно читал своим домашним то, что написал за день, и они с нетерпением ожидали продолжения.

Не смотря на ухудшающееся здоровье Леру продолжал писать. И новые его вещи полны мрачности. В романе "Кровавая кукла" он создает куклу-автомат по имени Габриэль, который пытается жить как человек, строить отношения с женщиной, но из этого выходит мало хорошего. Или ряд рассказов ужасов — про контрабандистов, "черную вдову", мужа, который гильотинировал собственную жену, или "Мрачные" про Григория Распутина.

В 1926 году в Ницце прошла премьера американского фильма "Призрак Оперы" с Лоном Чейни, и прошла с большим успехом — показы пришлось продлить еще на неделю. В январе 1927 года Леру начал публиковать свой очередной роман — "Охотники за танцами" об экспедиции в Африку к туарегам. Но закончить эту работу суждено было другому писателю. У него случилось обострение уремии, и 15 апреля 1927 года Гастон Леру скончался от возникшего вследствие операции воспаления. Его похоронили 19 апреля на кладбище Шато на Замковой горе. Могила — скромная надгробная плита справа от входа, здесь же нашли последний покой его жена Жанна и дочь Мадлен.

Память о нем осталась не только в переиздании книг. В Ницце появилась улица, названная именем Гастона Леру, и небольшая мемориальная табличка на его бывшем доме на бульваре Гамбетта. А в Париже на Монмартре есть найти небольшой ресторанчик "La Cave de Gaston Leroux". Его хозяйку зовут Вероник, она правнучка Гастона Леру по линии его сына Андрэ-Гастона. Двадцать лет она собирает в своем ресторанчике все, что относится к жизни и творчеству писателя. Вероник, кстати, приезжала в Россию в 2014 году на премьеру русской версии мюзикла «Призрак оперы», посетив страну, где волею судеб побывал ее знаменитый прадед и родился дед.

Для меня одно время Гастон Леру был призраком. Нет, не подумайте, я не вызвал его дух на спиритических сеансах. Просто о нем и о Призраке оперы я встречал упоминания, но долго не знакомился с ним напрямую. То в статье о «Лиге выдающихся джентльменов» упомянут, что главный злодей Фантом носит маску, как у Призрака оперы Гастона Леру, то в ужастике «Музей восковых фигур» появится статуя Призрака, то на слуху будет мюзикл Уэббера. Но о самом герое и его авторе я ничего не знал. Он окружал меня, словно фантом, пока на экраны в 2004 году не вышел фильм-мюзикл «Призрак оперы» с Джерардом Батлером в главной роли. И я отправился его смотреть, чтобы, наконец, узнать, что это за герой. Темный зал с еще старыми деревянными сидениями и вот с экрана зазвучал орган. О, что это за музыка! Я влюбился. Покорен и очарован навсегда. Так я полюбил музыку Уэббера, и историю зловещего, нечастного влюбленного гения, Призрака оперы и Гастона Леру, который о нем написал. И в тот же субботний вечер, проникнутый и наполненный музыкой, я посмотрел по каналу СТС голливудский ужастик «Призрак оперы», где страшный образ явил сам Роберт Инглунд. И такое бывает. В нашем городе по просьбе зрителей «Призрака оперы» повторили в ряде кинотеатров. Не только я был в восторге от музыки и истории. И это был единственный раз на моей памяти, когда кинотеатры в нашем городе повторяли у нас показ фильма.

Потом я прочел книгу, и она дала ответы на некоторые вещи, которых нет в фильме. Что такое Жаба и зачем держать ладонь на уровне глаз. Следом я посмотрел «Призрак оперы» с Лоном Чейни и его уникальный грим оставляет неизгладимое впечатление. Видел и версию Дарио Ардженто с его многострадальной дочерью Азией и Джулианом Сэндзом в роли Призрака. Но джалло есть джалло. Хуже только его версия Дракулы с Томасом Кречманом. Прочел и «Тайну желтой комнаты» и «Заколдованное кресло». Но больше ничего из Леру не читал, просто не попадалось, да и я не поклонник детективов, чтобы ими зачитываться.

Так все же почему Леру оказался в тени Призрака оперы. Ведь Рультабий не стал так знаменит в мире детективов как Шерлок Холмс или комиссар Мэгре. Роман интересен, и местами ироничен, но все же в нем нет яркого, противоречивого характера злого гения, да ведь и страшного в нем ничего нет, как и настоящего детективного сюжета. Но сама история обезображенного и гениального человека, создавшего себе свои мир в жутких подземельях оперы, и так хотевшего любви, завораживает.

И наставшая эра кинематографа увидела в нем прекрасный сюжет для фильма ужасов. Так, Призрак оперы невольно оказался в компании Дракулы, Франкенштейна, Человека-волка, хотя воплощен на экране был он первым, ну если не считать «Носферату» Мурнау. А потом пошли ремейки и пересъемки сюжета, у каждого на свой лад. И британский композитор, прочитав роман Леру, увидел в этой истории основу нового мюзикла и создал действительно потрясающую музыку, которую можно слушать и слушать бесконечно. Но без Гастона Леру не было бы ни музыки Уэббера, ни множества разных киношных образов злого и несчастного гения, который пугает, завораживает, вызывает сострадание, и все же понимаешь, что счастье насильно не обретешь, любить не заставишь. Но если злой гений любит, то такой уж ли он злодей? Об этом ведь история. И порой такое случается вполне с обычными людьми, и ни с гениями, ни со злодеями. Потому Призрак оперы завораживает и пленяет.

Когда придумываешь кого-нибудь, никогда не знаешь, кого полюбят читатели, кто переживет автора и кто из героев заживет своей удивительной жизнью, поселившихся в воображениях других творцов. Какой твой фантом станет для многих людей ярче и реальнее тебя? И сможет ли стать. Как сойдутся творческие пути, порывы вдохновения и не навек одного только автора одной книги. Но пусть герои и истории продолжают жить. И как знать, быть может, Призрак оперы открыл далеко не все свои секреты.

Ну, а у меня день рождения! Так что спой мне, Ангел музыки, спой!     

+4
00:50
713
09:11 (отредактировано)
+1
С Днём рождения, Влад!
Спасибо за блог, было очень интересно!
the music of the night
19:18
Спасибо! rose
ПОЗДРАВЛЯЮ! Будьте счастливы!
Спасибо за интересный рассказ.

А это подарок. Дарю вам свою песенку «Благословение»
yadi.sk/d/-3UDx06V4gaIVw
19:19
Спасибо! И за песню тоже! rose
Загрузка...
Анна Неделина №1