Ольга Силаева

Что помню я

  • Кандидат в Самородки
  • Опубликовано на Дзен
Что помню я

Моя бабушка была в окупации под Ленинградом. У нее была большая семья, три брата, отец, дяди тети. Все они погибли, осталась в живых только она и ее мать. Сколько я ее не выспрашивал про войну, она всегда отвечала одно и тоже: голодно, страшно, холодно. И это все, что я знал про войну от человека, который ее пережил.

В школе, на уроке чтения мы читали книги про войну, блокаду. Все это было овеяно духом героизма, лишений и боли. При встрече с ветеранами, я пытался выспросить о подвигах. Ну, знаете, вся грудь в орденах и медалях, я думал, что этот человек наверняка проявлял необычайное мужество и героизм.

Вот что я услышал от ветерана полковника: голодно, страшно, холодно, пули свистят, бомбы рвутся. Все. Ни каких подвигов, ни "на танк с топором" ни словечка более.

Мой сосед, имел несколько значимых орденов и медалей. Одна из медалей была за взятие Берлина. Когда я был в гостях я наседал на него требуя подвигов, как он фашистов бил у рейхстага. Но он смеялся, говорил, что рассказывать особо нечего, говорил что было просто: голодно, страшно, холодно. На - говорит, - поиграйся лучше с медалями.

Я был очень впечатлен литературой, кино про войну и если случалось оказаться с ветераном в одном месте, всегда пытался выспросить про войну, про подвиги. И никогда, ничего не слышал кроме: голодно, страшно, холодно.

Однажды, моему лучшему другу повезло, он кое что узнал про войну. Его дед был членом партизанского отряда в Лен. области во время войны, так вот, когда он напивался до горизонтального положения, на расспросы о войне, он рассказывал одну и туже историю: "Их отряд устроил засаду у дороги. По ней шла небольшая колонна грузовиков, по ней открыли шквальный огонь" После этого дед начинал рыдать и через некоторое время отрубался. Мой друг слышал эту историю много раз и всегда дед начинал рыдать, и узнать, что было дальше не представлялось возможным.

Моя теща в это время была эвакуирована из Ленинграда. Их увезли прямо из детского садика, родители в это время были на работе и ничего не знали. Когда пришли забирать детей, там было пусто, висела лишь бумага с указанием населенного пункта. Детей подселяли к пожилым людям, все кто мог держать оружие были на фронте. Долгое время они питались... травяными лепешками. Состав: вода, соль, трава. Когда появлялась мука, это было сродни крупнейшему празднованию, изобилием и чудом.

Позже, через несколько лет, ее нашла мать. Так вот, ребенок долгое время называла ее тетей.

Отец вернулся с войны, нашел семью, они переехали обратно, восстанавливать Ленинград и жили в смольном. 

Я лично общался с участниками второй мировой войны, и ничего, не слышал дальше: голодно, страшно, холодно. 


+12
14:15
537
23:52
+1
В моей семье никто не любил о войне подробно рассказывать. И у многих знакомых также. Думаю не хотелось им погружаться в эти воспоминания.
15:17
+3
Да, это так. Мало кто рассказывает. И их можно понять.
Моему папе было одиннадцать лет, когда началась война. Он бросил школу и работал на военном заводе по десять часов в сутки. Как-то опаздал на работу на пять минут. Выпал снег и бежать было сложно. Его судили. Крупно повезло, что тринцать лет еще не исполнилось, иначе отправили бы в ссылку. Отобрали хлебные карточки на месяц. Папа в семье был старшим ребенком. Сестрам на тот момент было три и два года. И папина мама в сердцах крикнула: «Лучше бы тебя расстреляли, но оставили карточки. Чем я вас, троих, кормить буду?».
Это единственная история, которую я слышала от папы. Первая запись в его трудовой книжке — запись о судимости и решении военного трибунала… На все вопросы о войне отвечал: Все время есть хотелось.
00:38 (отредактировано)
+2
У моего папы такие же воспоминания: есть хотелось. Ему на два года меньше было, чем вашему, и они были в оккупации. Сколько я его помню, он никогда крошки хлеба на столе не оставлял. Смахивал в ладонь и съедал. И это будучи уже уважаемым главным инженером в районных электросетях.
А я представила себя на месте женщины, вашей бабушки, у которой на руках две малышки и совсем же еще невзрослый сын. Ужас! Тоже красочных описаний не надо. Достаточно просто фактов. Спасибо им, нашим предкам.
01:56
+2
Мой папа тоже никогда хлеб не выбрасывал, сухари делал
03:31 (отредактировано)
+1
Как только началась заварушка в начале '90 бабушка выкупила всю булку из магазинов, столько батонов я даже на прилавках не видел, и наделала сухарей, набивала их в пододеяльники.
Они были очень апетитными но мне дали только один хрустящий кусочек)))
Тогда я понял, что она действительно знает что такое настоящий голод
03:34
+1
Аналогично. Папа тоже делал сухари, только сладывал их в наволочки…
Потом мы их все вместе съели, и дети его, и внуки…
23:29
+2
У моей бабушки братья воевали, но про войну никогда ничего не рассказывали. А жаль!
Хороший блог. Спасибо!
Загрузка...
Alisabet Argent