Анна Неделина №2

Картину «Возвращение» художник Костецкий задумал написать ещё в годы войны

Картину «Возвращение» художник Костецкий задумал написать ещё в годы войны

В 1947 году, когда были свежи воспоминания о самой кровопролитной в истории человечества войне, Владимир Костецкий закончил свою лучшую картину «Возвращение». На полотне запечатлена трогательная встреча с семьёй вернувшегося с фронта солдата. А задумывалась работа ещё в годы войны…

Художнику удалось с невероятной искренностью передать чувства людей. Зрителю картина понравилась и она довольно скоро стала появляться в репродукция, открытках и марках. Однако власть её «не приняла». И всё потому, что на ней не было изображения Сталина.
Рассказывают, что работа Костецкого всё же выдвигалась на Сталинскую премию. Однако «вождь всех народов», а он в обязательном порядке просматривал все претендующие на премию работы, увидев картину, опять же по легенде, коротко бросил: «Это не победитель!»… Тем самым судьба любимой всеми картины была решена.
Сейчас уже никто не сможет сказать, было так на самом деле или это придуманная история, достоверно известно одно — правительственных наград за неё художник не получил по причине того, что строгие критики не увидели в ней привычного пафоса. Подумаешь, солдат какой-то изображён… Да там даже лица его нет! Что-верно, то верно, лица героев зритель не видит, зато с первой минуты откликается на событие эмоционально. Костецкий считался великим мастером по части передачи чувств и эмоций на своих полотнах…
 ***
На картине «Возвращение» изображён пришедший после победы солдат. Дверь ему открыла жена, на пороге застыла старушка-мать. Её лицо можно рассмотреть, хотя оно изображено не особенно чётко.
Мужчина и женщина порывисто метнулись друг к другу, крепко обнялись да так и застыли, нечего не замечая вокруг, забыв обо всём на свете. Солдат изображён на картине спиной к зрителям, а лицо жены он заслоняет собой. Хорошо видны только её руки, крепко обвившиеся вокруг шеи мужа. К ногам героя прижался маленький мальчик, по лицу которого видно — насколько ребёнок растерян и счастлив.
На память приходит стихотворение Елены Ширман:
«Это будет, я знаю…
Нескоро, быть может,—
Ты войдешь бородатый,
сутулый,
иной.
Твои добрые губы станут суше и строже,
Опалённые временем и войной.
Но улыбка останется.
Так иль иначе,
Я пойму — это ты.
Не в стихах, не во сне.
Я рванусь,
подбегу.
И, наверно, заплачу,
Как когда-то, уткнувшись в сырую шинель…
Ты поднимешь мне голову.
Скажешь: «Здравствуй…»
Непривычной рукой по щеке проведёшь.
Я ослепну от слез,
от ресниц и от счастья.
Это будет нескоро.
Но ты — придешь…»
К слову, художник изобразил реальную лестничную площадку перед своей квартирой в доме 8/14 по улице Большой Житомирской в Киеве, где он жил с семьёй. После там проживал его сын Александр.
***
Отец художника Николай Данилович Костецкий был известным учёным-ботаником, селекционером и общественным деятелем, автором книг по цветоводству. Он создал более 30 новых сортов роз, которые по сей день радуют посетителей в Никитского Ботанического сада.
Мать — Александра Николаевна преподавала. Оба родителя занимались революционной деятельностью. Отцу несколько раз пришлось отбывать срок в царских тюрьмах, десять лет провести в эмиграции. Как не удивительно, но художник всю свою жизнь скрывал прошлое отца и практически никогда о нём не говорил, будто стеснялся.
Интерес к живописи у Владимира Костецкого начал проявляться довольно рано, ещё в ту пору, когда родители преподавали в школе садоводства в небольшом городке Борзне, что на Черниговщине. Именно там он познакомился с будущим художником Александром Саенко, дружбу с которым пронёс через долгие годы.
В 1922 году Костецкий поступает в Киевский художественный институт в класс заслуженного деятеля искусств УССР Фёдора Кричевского. Потом в этом учреждении Владимир Николаевич вместе с художником Ильей Штильманом руководил пейзажной мастерской.
***
Творческий путь начал рисунками, посвящёнными шахтёрам и металлургам Донбасса. Первый успех ему принесла картина «Допрос врага», написанная в 1937 году. На ней чекисты, а о том, что это именно они, красноречиво свидетельствует портрет Феликса Дзержинского на стене, допрашивают арестованного, по всей видимости, белогвардейского офицера. Напротив — поддерживаемый красноармейцем, с белой повязкой на лбу, спиной к зрителю стоит человек… Критики довольно положительно приняли «Допрос врага».
Точно также была оценена и следующая крупная работа «Тарас Шевченко в ссылке. После муштры», созданная двумя годами позже.
Композиция произведения простая и выразительная. Мы видим солдатскую казарму. Слева на нарах замученный, еле живой после муштры солдат. Рядом на таких же нарах сидит уставший поэт. В принципе, на полотне нет ни единого внешнего движения: один персонаж лежит, другой — сидит. Однако при этом художник сумел нарисовать момент раздумья, передать внутреннее движение мыслей и создать ощущение драмы.
И ещё, оглядываясь на прошлое и, сопоставляя все теперь уже известные факты, в том числе и из биографии художника, невольно задаёшься вопросом: а не стал ли Тарас Шевченко собирательным образом той советской интеллигенции, что была подвергнута репрессии в тридцатые? В открытую об этом Костецкий, отца которого арестовали теперь уже большевики в 1920-е годы, сказать не мог. Вот и прибегнул, так сказать, к иносказанию.
***
В годы Великой Отечественной войны Владимир Костецкий в основном рисовал плакаты, листовки, портретные рисунки бойцов и офицеров, зарисовки сцен из быта фронтовиков. Именно тогда ему и пришла в голову идея нарисовать своё ставшее знаменитым «Возвращение».
Произведения, среди который портрет дважды Героя Советского Союза И. Бойко (1944), портрет поэта-партизана П. Воронько (1945), «Возвращение» (1947), «Осенние цветы» (1952), «Вручение партбилета» (1959), «Пейзаж» (1960), портрет художника Ю.Х. Садиленко (1963), портрет дочери (1964), «Седневские дали» (1965), «Вечер» (1965), «Портрет девушки в платке» (1967) и многие др. натюрморты и пейзажи, хранятся в национальном художественном музее Украины, национальном музее Т. Шевченко, Симферопольском художественном музее, музее национальной академии изобразительного искусства и архитектуры, авторская копия работы «Возвращение» — в Государственной Третьяковской галерее.
Ярый послед
ователь идей социалистического реализма, народный художник УССР и член-корреспондент Академии художеств СССР Владимир Николаевич Костецкий скончался от инсульта 26 мая 1968 года. Был похоронен на Байковом кладбище в г. Киеве.
+5
18:40
11364
11:00
+1
Ну почему, ну почему народ не интересуется живописью?
11:15
+1
С чего вы взяли?
11:21
Скорее, блогами о живописи.
11:23
+1
Скорее, скучными блогами о живописи.
11:41
А как Вам видится подача такой информации?
В стихах?
12:00
+1
Скорее, скучными блогами о живописи Натальи Швец.
12:32
+2
Ну уж точно не в виде пересказа энциклопедии. Нейтрального читателя нужно заинтересовывать, а не перечислять скучные факты.
14:31
+1
Мне скучным не кажется, мы же взрослые люди и развлекалочки — завлекалочки не уместны. Конечно, это сугубо моё мнение.
14:42
+2
Взрослым людям не нужны завлекалочки, если им нужна информация сама по себе. Даташиты к микросхемам я читаю безо всяких претензий. Но научно-популярный стиль придуман не зря. Он призван заинтересовать читателя той информацией, которая ему изначально неинтересна.
Вот вам замечательнейший пример. Проект, посвященный Верещагину, от Батеньки-трансформера:
war.batenka.ru
Красочно, увлекательно, интересно, без перегруза бессмысленной инфой. Разумеется, никто не требует создавать подобные мультимедийные проекты. Но увлекательный текст — это необходимый минимум для подобного рода блогов.
14:56
+2
не нравится, не читайте. Вас же никто не заставляет…
22:05
+1
thumbsup
Че встали, рты разинули? Проходим мимо. Здесь вам не там. Тут взрослые ходют.
Комментарий удален
23:59 (отредактировано)
А мне блог понравился. Я ваще не знала такого художника. Щас погуглю, чтобы узнать ещё больше. В блоге не хватает картин. Наталья, надо это исправить.
Спасибо за хорошую работу!
11:03
+1
Спасибо, Светлана. Мне постоянно пишут, что надо дополнять картинами. Но это же не журнал по искусствоведению. Я пишу об одной картине, потому и ставлю только одну. Кому интересно, тот обязательно посмотрит. ВОзможно, со временем буду дополнять картинами, но пока к этому не готова.
11:09
+2
Можно фотки одной картины, но с разных сторон laugh
Есть же купидон, там, ещё что то. Типа с какой стороны не смотреть, он всегда в тебя целится dance
11:30
Простите, но как можно давать, как вы говорите фотки, с разных сторон? Если картина есть, то она есть, с какой стороны на нее не смотри — солдат вернулся с фронта и его встречают дома. Сюжет ведь все равно останется неизменный.
22:08
eyes
Пойду лучше стихи почитаю. Там хоть интонацией поиграть можно.
11:05
Вот я тоже не понимаю, как.
22:07
Вот про разные стороны — это очень правильно. А то я никак купидона разглядеть не могу. С этого ракурса.
Загрузка...
Алексей Ханыкин