Картину «Возвращение» художник Костецкий задумал написать ещё в годы войны
В 1947 году, когда были свежи воспоминания о самой кровопролитной в истории человечества войне, Владимир Костецкий закончил свою лучшую картину «Возвращение». На полотне запечатлена трогательная встреча с семьёй вернувшегося с фронта солдата. А задумывалась работа ещё в годы войны…
Художнику удалось с невероятной искренностью передать чувства людей. Зрителю картина понравилась и она довольно скоро стала появляться в репродукция, открытках и марках. Однако власть её «не приняла». И всё потому, что на ней не было изображения Сталина.
Рассказывают, что работа Костецкого всё же выдвигалась на Сталинскую премию. Однако «вождь всех народов», а он в обязательном порядке просматривал все претендующие на премию работы, увидев картину, опять же по легенде, коротко бросил: «Это не победитель!»… Тем самым судьба любимой всеми картины была решена.
Сейчас уже никто не сможет сказать, было так на самом деле или это придуманная история, достоверно известно одно — правительственных наград за неё художник не получил по причине того, что строгие критики не увидели в ней привычного пафоса. Подумаешь, солдат какой-то изображён… Да там даже лица его нет! Что-верно, то верно, лица героев зритель не видит, зато с первой минуты откликается на событие эмоционально. Костецкий считался великим мастером по части передачи чувств и эмоций на своих полотнах…
***
На картине «Возвращение» изображён пришедший после победы солдат. Дверь ему открыла жена, на пороге застыла старушка-мать. Её лицо можно рассмотреть, хотя оно изображено не особенно чётко.
Мужчина и женщина порывисто метнулись друг к другу, крепко обнялись да так и застыли, нечего не замечая вокруг, забыв обо всём на свете. Солдат изображён на картине спиной к зрителям, а лицо жены он заслоняет собой. Хорошо видны только её руки, крепко обвившиеся вокруг шеи мужа. К ногам героя прижался маленький мальчик, по лицу которого видно — насколько ребёнок растерян и счастлив.
На память приходит стихотворение Елены Ширман:
«Это будет, я знаю…
Нескоро, быть может,—
Ты войдешь бородатый,
сутулый,
иной.
Твои добрые губы станут суше и строже,
Опалённые временем и войной.
Но улыбка останется.
Так иль иначе,
Я пойму — это ты.
Не в стихах, не во сне.
Я рванусь,
подбегу.
И, наверно, заплачу,
Как когда-то, уткнувшись в сырую шинель…
Ты поднимешь мне голову.
Скажешь: «Здравствуй…»
Непривычной рукой по щеке проведёшь.
Я ослепну от слез,
от ресниц и от счастья.
Это будет нескоро.
Но ты — придешь…»
К слову, художник изобразил реальную лестничную площадку перед своей квартирой в доме 8/14 по улице Большой Житомирской в Киеве, где он жил с семьёй. После там проживал его сын Александр.
***
Отец художника Николай Данилович Костецкий был известным учёным-ботаником, селекционером и общественным деятелем, автором книг по цветоводству. Он создал более 30 новых сортов роз, которые по сей день радуют посетителей в Никитского Ботанического сада.
Мать — Александра Николаевна преподавала. Оба родителя занимались революционной деятельностью. Отцу несколько раз пришлось отбывать срок в царских тюрьмах, десять лет провести в эмиграции. Как не удивительно, но художник всю свою жизнь скрывал прошлое отца и практически никогда о нём не говорил, будто стеснялся.
Интерес к живописи у Владимира Костецкого начал проявляться довольно рано, ещё в ту пору, когда родители преподавали в школе садоводства в небольшом городке Борзне, что на Черниговщине. Именно там он познакомился с будущим художником Александром Саенко, дружбу с которым пронёс через долгие годы.
В 1922 году Костецкий поступает в Киевский художественный институт в класс заслуженного деятеля искусств УССР Фёдора Кричевского. Потом в этом учреждении Владимир Николаевич вместе с художником Ильей Штильманом руководил пейзажной мастерской.
***
Творческий путь начал рисунками, посвящёнными шахтёрам и металлургам Донбасса. Первый успех ему принесла картина «Допрос врага», написанная в 1937 году. На ней чекисты, а о том, что это именно они, красноречиво свидетельствует портрет Феликса Дзержинского на стене, допрашивают арестованного, по всей видимости, белогвардейского офицера. Напротив — поддерживаемый красноармейцем, с белой повязкой на лбу, спиной к зрителю стоит человек… Критики довольно положительно приняли «Допрос врага».
Точно также была оценена и следующая крупная работа «Тарас Шевченко в ссылке. После муштры», созданная двумя годами позже.
Композиция произведения простая и выразительная. Мы видим солдатскую казарму. Слева на нарах замученный, еле живой после муштры солдат. Рядом на таких же нарах сидит уставший поэт. В принципе, на полотне нет ни единого внешнего движения: один персонаж лежит, другой — сидит. Однако при этом художник сумел нарисовать момент раздумья, передать внутреннее движение мыслей и создать ощущение драмы.
И ещё, оглядываясь на прошлое и, сопоставляя все теперь уже известные факты, в том числе и из биографии художника, невольно задаёшься вопросом: а не стал ли Тарас Шевченко собирательным образом той советской интеллигенции, что была подвергнута репрессии в тридцатые? В открытую об этом Костецкий, отца которого арестовали теперь уже большевики в 1920-е годы, сказать не мог. Вот и прибегнул, так сказать, к иносказанию.
***
В годы Великой Отечественной войны Владимир Костецкий в основном рисовал плакаты, листовки, портретные рисунки бойцов и офицеров, зарисовки сцен из быта фронтовиков. Именно тогда ему и пришла в голову идея нарисовать своё ставшее знаменитым «Возвращение».
Произведения, среди который портрет дважды Героя Советского Союза И. Бойко (1944), портрет поэта-партизана П. Воронько (1945), «Возвращение» (1947), «Осенние цветы» (1952), «Вручение партбилета» (1959), «Пейзаж» (1960), портрет художника Ю.Х. Садиленко (1963), портрет дочери (1964), «Седневские дали» (1965), «Вечер» (1965), «Портрет девушки в платке» (1967) и многие др. натюрморты и пейзажи, хранятся в национальном художественном музее Украины, национальном музее Т. Шевченко, Симферопольском художественном музее, музее национальной академии изобразительного искусства и архитектуры, авторская копия работы «Возвращение» — в Государственной Третьяковской галерее.
Ярый послед
ователь идей социалистического реализма, народный художник УССР и член-корреспондент Академии художеств СССР Владимир Николаевич Костецкий скончался от инсульта 26 мая 1968 года. Был похоронен на Байковом кладбище в г. Киеве.
В стихах?
Вот вам замечательнейший пример. Проект, посвященный Верещагину, от Батеньки-трансформера:
war.batenka.ru
Красочно, увлекательно, интересно, без перегруза бессмысленной инфой. Разумеется, никто не требует создавать подобные мультимедийные проекты. Но увлекательный текст — это необходимый минимум для подобного рода блогов.
Че встали, рты разинули? Проходим мимо. Здесь вам не там. Тут взрослые ходют.
Спасибо за хорошую работу!
Есть же купидон, там, ещё что то. Типа с какой стороны не смотреть, он всегда в тебя целится
Пойду лучше стихи почитаю. Там хоть интонацией поиграть можно.