*Меланхолия
Меланхолия. Пролог.
Планета или состояние души? На этот вопрос, выплетая ажурные паутины, отвечает режиссер-провокатор фон Триер, а также его протеже Кирстен Данст и Шарлотта Генсбур.
Как мне кажется, это один из тех фильмов мирового кинематографа, к которому невозможно относиться «никак». Он разводит своих зрителей в диаметрально противоположные стороны. После просмотра фильма вы либо полюбите Ларса фон Триера, либо будете его ненавидеть. Но что делать, если конфликт зародился внутри одного человека? Думаю, не стану исключением, если скажу, что фильм вызвал у меня чувства сильные и противоречивые. Изначально задумывавшийся поход на какое-нибудь легкое необремененное смысловыми и символичными инсинуациями кино, приобрел философо-меланхоличный характер…
Начну, пожалуй, не с описания формы (ибо тут все довольно очевидно), а с того, что понравилось и зацепило меня с самого начала — музыкальное сопровождение (умышленно не называю его саундтреком, потому что язык не поворачивается назвать Вагнера столь простым, обиходным словом). Сделать единственный лейт-мотив, объединяющий столь разные части — для режиссера ход рискованный, ход необычный, но вместе с тем довольно логичный. Да простят меня Ханс Циммер, Джон Уильямс, Дарио Марианелли, но даже их талант не смог бы помочь воплотить идею Меланхолии до конца. Вагнер — с идеями романтизма, коими пронизана вся его музыка, ее мистицизм, наполняет и дополняет всю символику фильма. Плачущие интонации — lamento — неотвратимо приближают зрителя к единственно возможному концу.
Меланхолия. Часть 1. Планета.
Что же касается характеров героинь, не могу сказать, какой ближе лично мне. Ведь не смотря на свою разложенную по начищенным до блеска полочкам жизнь среди раритетных и дорогих изданий, свое стремление к перфекционизму, Клэр абсолютно естественна, жизнелюбива и страстна. А такая отстраненная, «скульптурная» Джастин, в начале предстает нежной и любящей невестой. Сомнение зарождается, когда Джастин видит на сумеречном небе созвездие Скорпиона и конечно же самую яркую звезду созвездия — Антарес. Постепенно в сознании Джастин зарождается сомнение, девушка в очередной раз смотрит на небо и не видит Красного Гиганта, «съеденного» Меланхолией. Для нее это становится отправной точкой в конец. И она достает из стены своей жизни кирпич за кирпичиком, тем самым разрушая привычный уклад.
Меланхолия. Часть 2. Состояние души.
К такому выводу я пришла, так как некоторые процессы, происходящие в фильме с точки зрения физики, сомнительны. А вот меланхолия, как состояние души вполне может привести к апокаллиптическому исходу всю планету. Она неумолимо движется на Землю, пожирая остатки самого ценного и дорогого.
Меланхолия. Финал-апофеоз.
Три лица. Самое захватывающее в этой картине — это несколько крупных планов с закрытыми глазами. Выражение лица Лео — абсолютно спокойное, безмятежное. Он ничего не боится, ведь его защитит Волшебная Пещера, мать и тетушка Стилбрейкер. Лицо Джастин — уверенное в неизбежности конца, но впервые за весь фильм сосредоточенное уже не на своем внутреннем мире и Меланхолии, а на том, чтобы защитить близких людей. И выражение лица Клэр — абсолютно не готовой отдавать свою жизнь и жизни своей семьи. В конце фильма, не смотря на весь трагизм происходящего, они впервые любят друг друга и готовы жертвовать собой ради спасения.
Приятно было смотреть на лица главных героинь, свободных от голливудского лоска. Можно было разглядеть непропорциональность и асимметрию, но вместе с тем они были на 100 % притягательные и гипнотизирующие…
Картина, которую создал Ларс фон Триер, по праву можно считать искусством, ведь он заставил зрителя задуматься о смысле жизни.
Да я могу оценить его заигрывание с Вагнеровским Либестодом и Миллеевской Офелией, но само его собственное произведение мне абсолютно не зашло. Увы (мне)
Желания пересматривать не возникает — боюсь разочароваться в тех своих впечатлениях.
Для меня (молодой, зеленой из 2011) это все же больше гротеск, чем надуманность, утрирование сфер жизни и человеческих отношений.
/Мэтью Стовер/
сегодня цитатка попалась)))
Я не вижу в Меланхолии пустышку, она мне (по ощущениям восьмилетней давности) очень близка.
Нимфоманка понравилась. Антихрист — нет.
А фильм, на мой взгляд, просто бесподобен!
Мурашки вызывает. За такое можно многое простить…
Как и за видеоряд, открывающий фильм. Нет, не пустое кино.
Но рада, что для вас фильм заиграл новыми красками)