Олег Шевченко №1

Бог из машины

  • Кандидат в Самородки
Бог из машины

Бог из машины (лат. Deus ex machina) — прием в литературе и кинематографе, где отчаянное положение главных героев внезапно разрешается вмешательством высших сил, неизвестно откуда взявшимся персонажем или событием. То есть проблема решается внезапным внешним фактором, а не логичным завершением конфликта.

«Бог из машины» пришел к нам из древнегреческой драмы: в конце представления на специальном кране спускали актера, играющего божество, и он своей волей спасал героев из безвыходной ситуации, не забыв при этом покарать злодеев.

Противоположностью данного приема является «Дьявол из машины», то есть внезапную трагичную развязку при, казалось бы, хорошем конце. Часто всего используется в хорроре.

Некоторые примеры «Бога из машины» в литературе:

У. Голдинг, «Повелитель мух»: Ральф убегает от «племени охотников», которые подожгли лес, чтобы выкурить оттуда, собственно, Ральфа. Выбежав на берег, он встречает военных, решивших высадиться на остров, завидев дым. Они Ральфа и спасают.

Эдгар По, «Колодец и маятник»: неожиданно появившийся французский генерал Антуан Лассаль в последний момент спасает героя от гибели в смертельных ловушках испанской инквизиции.

Михаил Булгаков, «Роковые Яйца»: Приближающиеся к Москве полчища пресмыкающихся внезапно уничтожены невесть откуда взявшимся морозом в августе.

Дж. Р. Р. Толкин, «Хоббит, или Туда и обратно»: отряд героев, окруженный варгами и гоблинами, вдруг спасают от смерти неожиданно прилетевшие огромные орлы.

«Дьявол из машины»:

Б. Акунин, «Азазель»: Тайное общество «Азазель» побеждено, Фандорин женится. Внезапно на свадьбу доставляют посылку, в которой заложена бомба. Невесту разрывает на куски. Бомбу, естественно, отправил «Азазель».

Братья Стругацкие, «Трудно быть богом»: Неожиданный государственный переворот, в ходе которого к власти приходит религиозный орден.

Р. Брэдбери , «Мёртвый Сезон». Сэм Паркхилл открывает сосисочную на Марсе. Внезапно Земля взрывается, и начинается «мертвый сезон».

+7
16:21
172
16:26
+1
Признаюсь, выражение «Рояль в кустах» мне нравится больше
16:37
+1
Рояль в кустах и бог из машины схожи, но это не одно и то же. Рояль — это заранее задуманное совпадение, подготовленный экспромт. Это не прием разрешения проблемы, а средство продолжения сюжета. Бог из машины решает тупиковую ситуацию)
16:47
+1
Фактически Бог из машины ровно настолько же заранее подготовлен автором. И ровно настолько же неожиданен для читателя. Я бы даже сказал, что решение проблем героев — это тоже способ продолжения сюжета. А значит, Бог — частный случай Рояля.
16:54
+1
В принципе, можно согласиться что это частный случай. Но Бог из машины как раз таки заканчивает произведение, в то время как рояль дает нам неожиданный поворот в тексте.
17:22
+1
Заканчивает? Да с чего бы? В каком-нибудь не сильно хорошем героическом фэнтези (и подобных жанрах) Бог из машины возникает раз по десять за книгу. Чтобы вытащить тех самых героев из перманентной задницы. Да, это плохая литература, но мы, вроде, и не говорили только про хорошую.
18:36
+1
Хм.В принципе, да, взять того же Толкина с орлами.
06:44
+1
Итак, мы в конце концов поняли, что Властелин Колец это плохая литература… bravo
07:43
Кто сказал?
08:42
Ну лично я ВК дочитать так и не смог. Вполне допускаю, что это характеризует меня, а не книгу, но хорошей я ее никогда не считал. Великой — да, хорошей — нет.
08:58
Хе-хе-хе…
Загрузка...
Ekaterina Romanova №1