Андрей Лакро

Хрестоматийная работа Владимира Серова

Хрестоматийная работа Владимира Серова

Некоторые работы художника Владимира Серова, настоящая фамилия которого Раппопорт, в своё время считались хрестоматийными. Прежде всего речь идёт о некогда известной всем советским школьникам картине «Ходоки у Ленина».

Картина «Ходоки у Ленина» была написана в 1950 году. Именно за неё Владимир Серов, которого искусствоведы считают одним из лучших и неоднозначных представителей соцреализма, получил Государственную премию.

На небольшом холсте художник смог разместить сразу четыре фигуры — самого вождя мирового пролетариата и трёх крестьян.

Мужики в меховых полушубках, по всей видимости, второпях не нашедшие время снять их, за маленьким столом в одном из кабинетов Смольного разговаривают с Лениным.

Сам Владимир Ильич в строгом черном костюме, держит ручку и блокнот, куда делает пометки. Говорит самый старший из крестьян — седобородый старик. Его речь сопровождается жестами, остальные молчат и смотрят на вождя. В их глазах легко читается надежда. Они не сомневаются, нужды деревни будут услышаны и мудрый Ильич решит все проблемы.

Ходоки у Ленина

Мастеру удалось показать разговор настолько реально, что зрителю порой кажется, что слышно о чём герои столь задушевно беседуют. Словно потайное окошечко в кабинет вождя приоткрылось! Без сомнения, говорят о необходимой деревне помощи, о том как следует развивать хозяйство…

Эх, так и хочется воскликнуть, этих бы ходоков да в сегодняшний день к нашим высоким чиновникам. Путь расскажут как нелегко засевать поля да собирать урожай!

Что же до главы государства, то он прежде всего видится заботливым покровителем для таких простых, далёких от государственных дел людей. Ему действительно интересно чем живёт деревня и какие у мужиков чаяния.

Успешный советский художник

Владимир Серов в советские времена время считался успешным советским художником. Он имел множество регалий — две Сталинские премии, ордена, звание Народного, членство в Академии художеств СССР, пост президента всесоюзной Академии художеств….

Будущий мастер в 1910 году родился в старинном городке Эммаусе под Тверью, в семье учителей. Он уже в детстве знал, что станет художником. Позже он напишет: «Мучительный для многих выбор профессии был определён мною очень рано и иной мечты, кроме мечты стать художником, у меня не было».

Его первым учителем станет участник знаменитых выставок «Бубнового валета» и «Голубой розы» Савелий Шлейфер. Первая группа в своё время объединила авангардистов, вторая — символистов.

Потом будет учёба в ленинградском Институте пролетарских изобразительных искусств, где учился у Исаака Бродского, и аспирантура Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина…

Ленин в жизни Серова

Надо сказать, что Ленина и революции в его жизни было слишком много. Поразительно, но свой первый портрет вождя будущий художник нарисовал в 5 лет.

А потом портреты Владимира Ильича пошли нескончаемым потоком: дипломная работа, написанная к 20-летию советской власти «Приезд Ленина в Петроград в 1917 году», «В. И. Ленин провозглашает Советскую власть», «Зимний взят», «Выступление В. И. Ленина на II Всероссийском съезде Советов», «В Смольном», «Декрет о земле», «Вести из деревни», «Похороны В. И. Ленина», эскиз «Ленин в разливе» и, естественно, «Ходоки у Ленина».

О своём творчестве сам художник скажет так: «Если внимательно посмотреть всё, что я создал за свою жизнь, было во всем этом то, что меня постоянно волновало, – это наш народ в больших событиях, в борьбе».

Художник любил рисовать плакаты

Помимо Ленина Серов любил рисовать плакаты. Среди самых известных работ «Овладевай техникой, будь в первых рядах строителей социализма» (1934), «Все силы на борьбу за высокий урожай!» (1930-е), «Заменим!» (1941).

В годы Великой Отечественной войны Владимир Серов возглавил Ленинградский союз художников и стал одним из активистов «Боевого карандаша». В него входили художники, выпускавшие агитационные, политические плакаты и сатирические рисунки. Особенно популярными были плакаты, высмеивающие фашистов.

Один из плакатов художника «Били, бьем и будем бить!» уже 26 июня 1941 года был расклеен на улицах Ленинграда. Не менее известными стали плакаты «Защитим город Ленина» и «Мы отстояли Ленинград. Мы восстановим его!».

К сожалению, лениниана, которой Серов так гордился, оставила в тени другого художника – талантливого пейзажиста, портретиста, графика, иллюстратора и рисовальщика.

Рассматривая изображения вождя, разом забывались его иллюстрации к поэме Николая Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», роману «Война и мир» Льва Толстого, сказкам Петра Ершова, книгам Александра Пушкина… А в конце 50-х он создал прекрасную серию цветных иллюстраций к «Слову о полку Игореве». Именно эти работы Серова сегодня безумно востребованы среди коллекционеров. Многие произведения художника хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее, Историческом музее и региональных коллекциях.

Памяти мастера

Владимир Серов умер 19 января 1968 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. В 1980 году на его родине был открыт Мемориальный художественный дом-музей Владимира Александровича Серова, являющийся филиалом Тверской областной картинной галереи.

В годы свой учёбы и потом, уже будучи известным художником, Владимир Александрович часто приезжал в Эммаус, подолгу там жил и работал. В музее экспонируется автопортрет художника, написанный им в блокадном Ленинграде, личный ящик с красками, портреты матери, жены и дочери, этюды к некоторым картинам.

В Москве на доме, где он жил (наб. Тараса Шевченко, дом 1/2), установлена мемориальная доска.

Реальный прототип

Думается, всем интересно будет узнать имена ходоков, изображённых на картине Владимиром Серовым. Имя одного – старика с окладистой седой бородой, известно. Это реальный человек – Иван Афанасьевич Чекунов. Именно он принёс славу своему селу Фоминки Гороховецкого районе Владимирской области, побывав у Ленина. Но прославился он не только благодаря картине и своим встречам с вождём.

Начнём с того, что село Фоминки часто сильно страдали от пожаров. Порой половина деревни сгорала в огне. Вот и надумал Иван Афанасьевич с братом Алексеем основать добровольную пожарную дружину. В ней насчитывалось до 400 дружинников. Она стала не только первой, но и лучшей в губернии. Довольно скоро жители села забыли о пожарах, а о самой дружине в 1899 году написали в журнале «Пожарное дело».

В том же году в Фоминках появилось каменное пожарное депо с вышкой, которое стоит там по сей день.

Общественное поле

Дальше – больше. Вскоре он затевает новое дело: на заброшенном за негодностью участке создает общественное опытное поле.

Из одного земледельческого журнала он узнаёт, как крестьяне помещицы Паниной Петербургской губернии перешли к севооборотам. Не долго думая, Иван Афанасьевич пишет туда письмо и просит поделиться опытом.

Панинский староста довольно быстро присылает бумагу с рекомендациями. Внимательно ознакомившись с документом, Чекунов внедряет севооборот и собирает неслыханный урожай.

Он трижды ходил к Ильичу

Говорят, что до Ленина Иван Афанасьевич лично ходил поговорить о реформах с председателем Совета министров Петром Столыпиным и председателем Временного правительства Александром Керенским. Они покивали головами, согласились с необходимостью что-то менять и на этом дело закончилось. После революции Чекунов решил продолжить крестьянское дело. С Владимиром Ильичом он встречался трижды. Последний раз 28 февраля 1921 года, когда вручил вождю протокол общего собрания граждан села Фоминки. В документе излагались соображения по взиманию мясного налога.

Дело в том, что в Фоминках разрешалось держать одну корову на пятерых едоков. Всё, что сверх, забирали продотряды. Естественно, крестьянам выращивать скот было невыгодно, кроме того, без естественных удобрений оказывались угодья. Чекунов интересовался: нельзя ли изменить положение?

Записка к Семашко

По легенде, Ильич хитро прищурился и сказал: «А вы изложите, батенька, свои мысли в газете «Беднота». Иван Афанасьевич в ответ промолвил: «Я и рад бы, да потерял в дорожной сутолоке очки. А на рынке купил очень плохие».

Тогда Ленин написал записку наркому здравоохранения Семашко: «Николай Александрович! У меня сидит тов. Иван Афанасьевич Чекунов, очень интересный трудовой крестьянин, по-своему пропагандирующий основы коммунизма. Он потерял очки, заплатил за дрянь 15000 р. Нельзя ли помочь ему достать хорошие очки? Очень прошу помочь и попросить секретаря Вашего сообщить мне, удалось ли. Ваш Ленин»… Копия этого письма выставлена в Музее Ленина.

Но этот разговор всё же не прошёл для Чекунова бесследно и не закончился только выдачей хороших очков. Ленин выдвинул его членом коллегии Наркомзема, где он участвовал в разборе крестьянских дел и заседаниях Госплана. Несколько позже публиковал статьи о переустройстве села для газет «Беднота», «Красная газета», «Правда», «Известия». В последние годы своей жизни заведовал отделом писем в «Крестьянской газете» и сам принимал сельских ходоков из российских губерний.

Ну а что же сегодня с сельским хозяйством в Фоминках, первое упоминание о которых относится к 1678 году? Нынче оно в упадке… Зато церковь построили. В 2011 стараниями настоятеля Свято-Троице-Никольского монастыря игумена Илии Иванова в Фоминках был возведён новый деревянный храм Казанской иконы Божией Матери

+2
14:55
974
12:16
0 комментариев, потому что скокотень смертная
12:56
не поэтому. это узкоспециальный блог для людей, интересующихся живописью на профессиональном уровне — художников и искусствоведов.
народ, далекий от этого, в меньшинстве своем захочет окультуриться только по причине того, что занят на работе и голова болит о другом.
13:03
Нет, потому что это скукотище смертная. А все что вы сказали — отмаз. И страх признаться что это и правда скука смертная
13:05
вы психоаналитик?
13:13
13:25
ухтышки))) живой и настоящий психоаналитик??)))
13:26
13:36
уиии)) ну наконец-то есть с кем поговорить! а как вы можете охарактеризовать социальные девиации в условиях лит.портала? Есть ли какие-то отличительные особенности в сравнении, к примеру, с реальной жизнью?
13:54
Несомненно общество на лит портале ведёт себя не так как в реальной жизни. Тут спорить невозможно. А чем же характерны соц
дивиации в рамках лит портала это конечно же отсутствие прямого контакта людей. Это по-моему очень очевидная вещь. Она же является ключевой. Так же можно отнести сюда что общение письменное, анонимность пользователей и т.п. но это уже все вторичное
14:05
+1
ну вы говорите скорее о самом «феномене» виртуального общения и его отличии от общения личного. я скорее задаю вопрос, насколько видны девиации общества виртуально, отличаются ли они координальным образом от того, что происходит в реальности?
14:10
Это завист от поколения поколение Y плохо знакомые с интернет сферой они же мало чем отличаются в общении в интернет сфере и реальной жизни. Милениалы же например уже могут совершенно по разному себя вести в реальной жизни и в интернет сфере. Пример — я. Как поведет себя поколение Zеще предстоит выяснить, но знаю точно они не будут зависеть от интернета так как милениалы
14:15
+1
Так вы миллениал? Ещё интереснее — вы же утверждали, что слишком стары, чтобы упражняться в писательстве. Но миллениалы ещё в самом расцвете творческих сил и не растеряли обучаемости.
14:25
Мне 23.
14:25
Не хочу вас расстраивать, но как ведет себя поколение Z мы видим по вашему примеру (к примеру), ибо поколение Z — это люди, родившиеся после 95 года. Миллениалы, они же поколение Y, родившиеся с 80-х по 95 — это пожалуй основной контингент данного портала, подкрепленный также присутствием немалого количества представителей поколения X.
Так что вам стоит несколько пересмотреть свой теоретический базис, кмк.
14:30
Ничоси, вы почти так же стары, как я. И на этом фоне вы постулируете свою непригодность к обучению и творчеству? Мда…
14:33
О, нет. Это я вас боюсь настраивать но это разделение лишь условно прикрепленно к годам. Главный же фактор это то в каком возрасте они встретили информационный бум. Мелениалы по определению родившиеся 81+года, И встретившие новое информационное тысячелетие в юном возрасте, и характеризующие большой вовлеченностью в интернет сферу. Года вообще расплывчаты условны, в разных странах они разные
14:35
Милениалы противопоставляются поколению X или беби бумеров. Это разделение не по годам а по настроениям, одни бредят детьми другие интернетом, Z же пока ещерастет
14:40
Не понял на каком таком фоне
14:42
Та фоне того, что мы с вами примерно равны по возрасту.
14:45
Вы раньше занимались может. Вот у вас например какие оценки были в школе по русскому и литературе? И какой вуз заканчивали?
14:50
Тройки. В вузе не был вообще.
Читал, правда, больше, чем средний школьник. Но читать и писать — разные вещи.
14:52
Хм, ну дела плохи ваши. Я тож на тройки, меня на лето оставляли по литературе даже. И не читал вообще ничего лет до 19
14:57
Прям так ничего? Вот не надо врать, а. Вы прочли мегабайты текста к 19 годам. Как и все.
15:20
Не я ниче не читал до 19 ну я про литературу любого рода. Конечно этикетку освежителя воздуха читал в туалете до 19ти
18:52
Ничего расплывчатого и условного в фактах нет. Они конкретны и точны. Очень странно констатировать такую неосведомленность у психоаналитика, Сепыч.
18:53
вы бы хоть в той же википедии прочли термин, а уж потом говорили
18:54
Вы бы хоть на википедию не ссылались, профессионал.
19:07
в википедии нет ничего плохого. если вы так не считаете — ваше право. тогда и разговор закончим на этом. раз вы не хотите рассуждать разумно
13:41
Но вы же НЕ гуманитарий? Прямо вы этого, НЯП, не утверждали, но учитывая ваше пренебрежительное к ним отношение в стиле «тупенькие, я-то не такой»…
14:00
Технарь так же может и выучить гуманитарную науку. Но гуманитарий техническую -нет. Там нужен другой склад ума, направленный на понимание, а не на заучивание
14:07
+1
Боюсь, что для гуманитарных наук тоже одного заучивания будет мало…
14:12
Например
14:17
+2
По-моему, делить людей на гуманитарев и технарей как-то не очень правильно. Люди могут быть образованными и необразованными…
14:18
+1
Довольно развесистая клюква.
14:24
В этом нет ничего не правильного. По определению можно определить
14:27
Нет это не клюква. Клюква подразумевает ложный штамп. Тут же нет ничего ложного.
14:31
+1
Есть, и очень много.
14:38
И что же тут ложного и клишированного?
14:43
+1
Извините, простите, не обращайте внимания, я просто тут посижу.
14:53
Во-первых, утверждение, будто любой технарь может освоить какую-нибудь гуманитарную науку, и при этом ни один гуманитарий не сможет освоить ни одной технической.
Во-вторых, само деление наук на гуманитарные и технические. Открою тайну: типов гораздо больше. Более того — классификаций куда больше одной, и все берут за основу разные признаки.
В-третьих, вы умудрились спутать понятия «гуманитарий» и «ГСМ», с чем вас и поздравляю.
14:54
Я ничего из вашего списка не утверждал.
14:59
Я ничего из вашего списка не утверждал.

Точно?
Технарь так же может и выучить гуманитарную науку

Но гуманитарий техническую -нет

Там нужен другой склад ума, направленный на понимание, а не на заучивание
15:12
«технарь тоже может выучить гуманитарию,» не подразумевалось что любой технарь любую гуманитарию.

А по 2пункту, я не утверждал что существуют только 2 типа. Это разделение говорит лишь о склонности к одному из них.
По третьему пункту я вообще не понял что за ГСМ.
А на счёт гуманитариев которые не могут выучить тех науки я не заметил у вас тут согласен, хотя не исключаю вопрос спорный
Комментарий удален
Комментарий удален
19:37
ну, давайте пример. в различии способа доказательства гуманитарной точки зрения и технической
Комментарий удален
19:56
а вот интересно почему в вашем списке нет людей с техническим профилем? как то странно же получается. философа расказывают как думаю философы. это как то однобоко
Комментарий удален
20:44
Сначало вы говорите что у гуманитарии свой принцип доказательства который требует определенного монимания, я попросил пример вы лишь привели список философов, я попросил технаря кто бы утверждал тоже, вы начали оправдываться говорить чтобы я список привел вообще. И зачем то сказали что многие технарь уважительно относятся к гуманитариям
Комментарий удален
14:15
+1
спасибо за поддержку. Меня всегда удивляют высказывание о том, что блог скучный. Не нравится — пусть не читают. Лично я так думаю
14:26
Это да, кому не нравится, пусть не смотрит. Но здесь несколько иной коленкор))
14:28
Но это же отзыв, значит нужно больше действий или ещё чего в работу чтобы убрать эту скуку
21:20
Наконец-то я могу вставить свое слово, а то за умными спорами гуманитареив и технарей все как-то запамятовали об информационном поводе — то есть о самой картине. Мне, конечно, очень приятно, что мои, как тут говорилось выше, скучные посты вызывают такуюбурную реакцию. Но хотелось бы знать мнение о картине и художнике, а не о поколении X или беби бумеров. Это, как говорится, отклонение от заданной темы… Хотя, возможно, я не права…
Загрузка...