Анна Неделина №1

Триумф победившей Родины

Триумф победившей Родины

Рассказывают, что когда Иосиф Сталин по сложившейся традиции в одном из залов Кремля просматривал картины, представленные к самой престижной в то время Сталинской премии, то возле полотна «Триумф победившей Родины» задержался дольше, чем у других. А затем, уже после окончания просмотра, вернулся к этой работе и утвердительно произнес: «Представить к первой степени». Так картина принесла её автору Михаилу Хмелько вторую Сталинскую премию.




На картине «Триумф победившей Родины», написанной в 1947 году, художник Хмелько изобразил Парад Победы, который состоялся 24 июня 1945 года. Как известно, он завершился символическим актом — складированием флагов поверженных гитлеровский войск к подножию Мавзолея.

22 июня 1945 года в центральных газетах СССР был опубликован приказ Верховного главнокомандующего ВС СССР И. В. Сталина № 370. В документе значилось: «В ознаменование победы над Германией в Великой Отечественной войне назначаю 24 июня 1945 года в Москве на Красной площади парад войск Действующей армии, Военно-Морского Флота и Московского гарнизона — Парад Победы.

На парад вывести: сводные полки фронтов, сводный полк наркомата обороны, сводный полк Военно-морского Флота, военные академии, военные училища и войска Московского гарнизона. Парад Победы принять моему заместителю Маршалу Советского Союза Жукову. Командовать Парадом Победы Маршалу Советского Союза Рокоссовскому. Общее руководство по организации парада возлагаю на командующего войсками Московского военного округа и начальника гарнизона города Москвы генерал-полковника П.А. Артемьева. Верховный Главнокомандующий, Маршал Советского Союза И. Сталин».

Дождь хорошо заметен на картине

Хмелько в своей картине сфокусировал внимание на одном из самых знаменательных моментов Парада Победы — бойцы бросают вражеские знамена к подножию Мавзолея. Оркестр уже замолк, не слышно резкой дроби барабанов. К трибунам подходит колонна бойцов со знамёнами воинских подразделений повергнутой фашистской армии. Поравнявшись с трибуной, они презрительным жестом, с силой бросают штандарты на землю…

Иосиф Сталин наблюдает за парадом с трибуны Мавзолея Ленина. Рядом с ним Вячеслав Молотов, Михаил Калинин, Клим Ворошилов и другие члены Политбюро. На переднем плане у Кремлевской стены тщательно выписаны советские военачальники маршалы Победы Иван Конев, Василий Чуйков, Николай Кузнецов, Леонид Говоров, Иван Баграмян…

Ближе к Историческому музею (в те годы он назывался — Музей Революции) стоят депутаты Верховного Совета СССР и РСФСР, работники наркоматов, деятели культуры, труженики московских заводов и фабрик, иерархи Русской православной церкви, иностранные дипломаты и многочисленные зарубежные гости. На полотне заметно выделяется оперативно-войсковой наряд от 3-го МСП дивизии им. Ф. Э. Дзержинского. Бойцы обеспечивали охрану членов правительства непосредственно у Мавзолея.

Во время Парада Победы шёл проливной дождь, он хорошо заметен на картине: площадь отмыта дождём до блеска, водяной туман слегка приглушает краски. В лёгкой дымке предстаёт здание Исторического музея, на котором виден символ флага с портретами вождей — Ленина и Сталина. Из-за дождя в 1945-м, кстати, были отменены воздушная часть парада и прохождение колонн трудящихся столицы.

Вспоминают ветераны

Знаменитый особый сводный батальон из 200 человек, бросавший к подножию Мавзолея регалии побежденного врага, наполовину состоял из военнослужащих дивизии Дзержинского. Фронтовикам никак не удавалось пройти красивым строевым маршем. Оно и понятно, солдаты привыкли воевать, а не маршировать по площадям. Тогда к ним для обучения направили отличного строевика, командира дивизионной роты почётного караула старшего лейтенанта Дмитрия Вовка.

Ветеран дивизии имени Дзержинского генерал-майор в отставке Иван Беликов вспоминал: «12 мая ни о чём не подозревавшего старшего лейтенанта Дмитрия Вовка вызвал командир полка полковник Н.И. Яковлев. Вошедшего в кабинет офицера смутило то, что там собрались несколько генералов… Полковник Яковлев объявил Вовку, что он назначается командиром особого батальона трофейных знамен на предстоящем Параде Победы».

Другой участник Парада фронтовик Иван Назаров рассказывал: «Для тренировок на поле Центрального аэродрома был сооружён макет Мавзолея. Один надзирающий генерал выразил неудовольствие: «Что это вы знамёна фашистские складываете перед Мавзолеем? Их швырять надо!» Стали швырять…»

Следует сказать, что гитлеровские знамена были тяжелее, чем советские. Нацисты скрепляли древки металлом и увенчивали их навершием из литой стали. Швырять такую штуковину было непросто…

В канун парада, 21 июня, маршал Георгий Жуков уже на Красной площади лично экзаменовал подготовку и остался доволен.

Идея «публичной казни» вражеских знамён принадлежала Сталину

Бывший начальник Генштаба генерал Сергей Штеменко в своих мемуарах рассказал, что идея бросать штандарты принадлежала Сталину. В конце мая 1945-го он дал указание генералам: «На Парад надо вынести гитлеровские знамёна и с позором повергнуть их к ногам победителей. Подумайте, как это сделать».

Сценаристам парада пришлось срочно заняться историческими изысканиями. В итоге солдатам, несшим фашистские флаги, пришлось выполнять сложные перестроения, которыми пользовались легионеры Древнего Рима. Сама идея «публичной казни» вражеских знамён была заимствована у великого полководца Александра Суворова. В его войсках ритуал «небрежения не к неприятелю, а к его поверженным военным отличиям» был довольно популярен.

После бросания штандартов по Красной площади торжественным маршем прошли части Московского гарнизона: сводный полк Наркомата обороны, военной академии, военные и суворовские училища, сводная конная бригада, артиллерийские, мотомеханизированные, воздушно-десантные и танковые части и подразделения.

Вечером того же дня в Кремле состоялся правительственный приём в честь участников парада. Но ничего этого на картине Хмелько нет. Зритель видит лишь момент триумфа — победители бросают знамена противника и уходят с площади…

Другие произведения

Картина «Триумф победившей Родины» не единственная культовая работа художника. Ещё одна и довольно известная «Навеки с Москвой, навеки с русским народом» была написана им чуть позже, в 1951 году. Хрестоматийными стали также «Форсирование Днепра», «Шахтёрская свадьба», «Т. Шевченко и М. Щепкин в Москве».

А вот его диорама «Медицинская помощь в войсках Богдана Хмельницкого», сделанная для киевского Музея медицины, известна не столь широко. Однако она тоже примечательна. Как рассказывал директор музея Александр Грандо, художник «буквально дневал и ночевал в очертаниях будущей диорамы, наполняя её подробностями, искусно сочетая фон и персонажи с предметами эпохи. Долина казацкого противостояния королевским кирасирам в тяжёлых доспехах будто пульсирует».

Война застала художника в Белоруссии

Известнейший советский живописец, народный художник УССР, дважды лауреат Сталинской премии Михаил Хмелько родился в Киеве в 1919 году, в семье рабочего завода «Арсенал» Ивана Николаевича Хмелько, впоследствии активного участника революционных восстаний, депутата Киевского горсовета в 1927-1929 гг. Мать художника была домохозяйкой, а до замужества семь лет ухаживала за детьми писателя Александра Куприна.

Будущий мастер с самого раннего возраста начал увлекаться рисованием и с десяти лет уже активно посещал художественную студию украинского художника и иллюстратора Михаила Ярового.

Война застала его в городе Семятичи Брестского района. Дивизии, где служил, удалось вырваться из окружения и дойти с боями до украинского города Нежина. Там уцелевшие части прошли переформирование. Михаила назначили минёром-картографом. В одном из сражений его контузило, а в ходе Гребенковских боёв Хмелько тяжело ранили. После чего отправили в полевую санчасть города Лубны.

Через короткое время город был атакован механизированными частями немцев, и чтобы пробиться через линию фронта, красноармейцам пришлось преодолеть большой путь. По воспоминаниям Хмелько, на оккупированной территории особенно рьяно их преследовали украинские полицаи. Лишь благодаря местным жителям ему удалось остаться в живых. Переодевшись в гражданскую одежду, он добрался до занятого фашистами Киева.

Чтобы не умереть от голода, будущий художник помогал жителям по хозяйству и рисовал по заказу портреты. В 1943 году, когда Киев был освобождён, в районе Ржищева ему удалось встретиться с передовой разведывательной группой советских войск. После тщательной проверки художнику выдали военное обмундирование и зачислили в бригаду фронтовых художников Политуправления 1-го Украинского фронта.

Не удивительно, что в своей работе, которая принесла ему славу, Хмелько сумел точно передать на полотне настрой бойцов. Они устали от четырёх лет войны, но счастливы и благодарны командирам, с которыми дошли до Победы.

Его забыли

С 1947 года и вплоть до горбачёвской перестройки Михаил Хмелько — активный участник многочисленных всесоюзных и республиканских художественных выставок. В 1951—1957 годах он возглавлял Союз художников Украины. В последние годы, тяжело переживая перестройку и развал СССР, находился в творческом простое.

Михаил Хмелько умер 15 января 1996 года. Сейчас его работы практически никто не знает. Украине такой художник не нужен. Кому же из нынешней Рады захочется видеть на выставке полотно «Навеки с Москвой, навеки с русским народом», где великороссы и малороссы радуются единению и празднуют добровольное единение с Россией?

Забыли его и в нашей стране. И если бы не картина «Триумф победившей Родины», что находится в Третьяковской галерее, вряд ли вообще кто-либо о нём вспомнил…
+4
12:25
574
Не каждому доно остаться в памяти потомков хотя бы одной картиной. Спасибо за познавательный блог
10:31
+1
Благодарю! Поой немного странно бывает, что некоторые, просто гениальные картины, остаются без внимания.
Комментарий удален
Загрузка...
Алексей Ханыкин