«Обсуждение двойки» Сергея Григорьева отличается правдоподобностью

«Обсуждение двойки» Сергея Григорьева отличается правдоподобностью

Правдоподобностью типажей и обстановки отличается картина украинского советского художника Сергея Григорьева «Обсуждение двойки», написанная им в 1950 году. Эта работа сразу понравилась критикам, которые в один голос объявили, что ситуация изображена очень жизненно. И, вообще, твердили они взахлёб: эта картина — вершина жанрового творчества художника!


Подобная реакция не могла остаться незамеченной. Так что ничего удивительного, что практически сразу работу удостоили Сталинской премии II степени. Помимо этой высокой награды, Сергей Григорьев тут же получил звание Народного художника УССР и был награждён орденом Трудового Красного Знамени. А сама картина «Обсуждение двойки» выставлялась в Ленинграде, Киеве, Москве и Симферополе. В 1955 её увидели на выставках в Варшаве и Кракове. В 1956-м на XXVIII Биеннале в Венеции.

Потом были выставка «200 лет Академии художеств СССР в Ленинграде», две московские выставки 1958—1959 годов, Передвижная выставка, экспонировавшаяся от Ульяновска до Баку в 1963—1964 годах, а также на выставке 1993—1994 года в Нью-Йорке. Сейчас картина находится в Государственной Третьяковской галерее.

Обсуждение затянулось допоздна

Сюжет и верно привычен для того времени. На полотне «Обсуждение двойки» изображено заседание комсомольского комитета советской средней школы, где разбирается персональное дело старшеклассника, получившего двойку на уроке. Судя по электрическому освещению и фиолетовых сумерках за окном заседание затянулось…

Действующие лица: шесть членов комитета комсомола, седая учительница, провинившийся двоечник и скромно стоящий в стороне пионер. Для тех, кто не знает, сообщу — обычно это был председатель совета пионерской дружины, который в обязательном порядке должен был присутствовать на заседаниях комитета комсомола для перенимания опыта.

К слову, сам художник потом напишет: «Жизнь показала мне, что присутствие пионера на заседании комсомольского комитета довольно типичное явление, хотя и не совсем верное с точки зрения правил. Пионер, конечно, не член комитета и фактически ещё не имеет права голоса, но будет иметь в будущем. Малыши втягиваются в общественную жизнь, дорастая постепенно до права быть комсомольцами. У нас крепка и неразрывна связь между комсомольской и пионерской организациями».

Вспомним, как это было

Те, кто был в комсомоле, прекрасно знают, что именно так все и выглядело. Нерадивого ученика вызывали в школьный комитет ВЛКСМ и начинали учить уму-разуму. Обычно роль «обвинителя» на себя брал секретарь первички.

Сейчас это кажется странным, но тогда подобные методы воздействия во многих случаях приносили положительный результат. То ли авторитет у этой молодёжной организации был велик, то ли просто лишний раз не хотелось попадать «на ковер», но многие исправляли успеваемость и начинали заниматься общественной работой.

Кстати, зрители, которым очень понравилась картина, посчитали, что автор одним из первых художников сумел наглядно показать возникшую в школе конфликтную ситуацию. И что немаловажно, при помощи изобразительного искусства продемонстрировал насколько серьёзно относятся к учёбе советские школьники.

Интересный факт, в первом варианте картины, которая была написана сразу после ещё одной известной картины Григорьева «Приём в комсомол», присутствовал бюст И.В. Сталина. Затем художник его убрал. Что поделать, как говориться, хочешь жить, умей вертеться…

Помог педагогический опыт

Первоначальный вариант картины назывался «Обсуждение персонального дела на партийном бюро». Затем художник попытался перенести действие в техникум, где после войны наряду с подростками училось немало и вполне взрослых людей. Ещё был эскиз, намечающий сцену обсуждения даже в младших классах школы. И только потом художник придумал новое название и соответственно перенёс действие картины в выпускной класс средней школы.

Одни искусствоведы считали, что большую роль в принятии данного решения сыграл педагогический опыт художника. К тому же, ему были знакомы яростные столкновения характеров и он сам выступал арбитром в конфликтах между своими студентами на кафедре рисунка Киевского художественного института и между учащимися Киевской художественной школы-десятилетки.

Другие придерживаются мнения, что свою роль сыграла картина Григорьева «Приём в комсомол», где героями также стали старшеклассники.

Различные мнения

Искусствовед Галина Карклинь сравнивает сюжет Григорьева с картиной его современника Фёдора Решетникова «Опять двойка». По её мнению, художники в своих картинах затронули актуальную для эпохи позднего сталинизма «конфликтную» ситуацию, но трактовали её по-разному.

У Решетникова двоечника судит семья. Двойкой Григорьева «занимаются школьный актив и комсомольская организация». При этом она считает, что Сергей Григорьев относится к своему герою доброжелательно и наделил его мужеством и скромностью. А вот его обвинитель наоборот изображён в нарочитой позе оратора.

Несколько иначе трактует композицию картины Василий Афанасьев, который вообще считал, что Григорьев злоупотребил методом театрализации изображаемой сцены. С его точки зрения основной конфликт происходит между суровым обвинителем и смущённым виновником заседания. Остальных персонажей картины искусствовед разделил на две группы. Одни симпатизируют двоечнику и переживают за него, в том числе и пожилая учительница, по всей видимости, поставившая плохую отметку. Другие, в это число входит секретарь комсомольской организации и девушка, которая ведёт протокол, относятся к происходящему безразлично.

Но чтобы там не говорилось и не писалось, все были едины во мнении: Григорьев создал настоящий шедевр.

Вместо эпилога

В заключении хочется привести письмо воспитательницы хабаровской средней школы, которое она отправила художнику:

«Вы даже и не представляете себе, дорогой Сергей Алексеевич, как Вы помогли нам, учителям и школьному активу, своей картиной! Действительно, не так важно строго осудить ученика за плохую отметку, много важней воспитать в нём чувство сознания своей ответственности перед коллективом. Это же требует от нас, воспитателей, большого такта, проникновения в психологию ребенка…»

Согласитесь, только ради таких слов стоило написать «Обсуждение двойки»…

+1
19:30
303
Комментарий удален
Загрузка...