Беззвучный крик - самый оглушительный

С. Федин
А в эфире новая - для меня - рубрика "Изобразительное искусство".
Сегодня я расскажу вам об одной из самых, пожалуй, странных и популярных одновременно картин - речь пойдет о "Крике" Эдварда Мунка.
"Да кто ж ее не знает?" - скажете вы и, в общем, будете правы: это вопрос риторический. А вот "кто знает, что на самом деле на ней изображено?" - это вопрос без ответа. Попробуем разобраться?)
Одним январским вечером вообще-то еще совсем молодой художник Эдвард Мунк с двумя своими друзьями прогуливался по тропинке в одном из живописнейших местечек Кристиании (быстро все искать в гугле, что такое Кристиания! И нет, это не Палестина! Ладно, не мучайтесь :) Кристианией назывался Осло с 1877 по 1924 годы). Несмотря на свою живописность, местечко дало приют разным, столь непохожим и одновременно в чем-то столь подходящим друг другу, заведениям - крупной скотобойне и психиатрической клинике. Нетрудно догадаться, какие эмоции должна была навевать прогулка по таким вот своеобразным местам. Вот что об этом пишет сам Мунк:
Я шёл по тропинке с двумя друзьями — солнце садилось — неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и опёрся о забор — я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом — мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу.
Так родилась идея "Крика", долго и мучительно воплощавшаяся в жизнь: художник переписывал ее четыре раза (как минимум на двух вариантах полотна был изображен вполне человекоподобный человек), пока наконец не остановился на окончательном варианте. Названий у картины тоже было несколько: "Настроение на закате", "Отчаяние" и, наконец, "Крик природы" («Der Schrei der Natur»). Кстати говоря, на этом названии Мунк и остановился. Бесцеремонным сокращением "Крика природы" до простого "Крика" мы обязаны... ну, наверное, каким-нибудь маркетологам.
Хотя надо сказать, что изменение названии картины в определенном смысле изменило ее суть. Вероятно, что Мунк пытался запечатлеть на картине именно крик мира и природы, настолько невыносимый, что персонаж закрывает уши и, возможно, кричит сам, пытаясь его заглушить. А есть еще идея, что герой не хочет слушать крики, доносящиеся из тех самых психиатрической лечебницы и скотобойни... Вот это крик природы, да?
В любом случае, сейчас большинство людей считает, что названием картина обязана крику того самого гуманоида, на ней изображенного. Странный типчик, не находите? Прям Волан-де-Морт, узнавший о гибели последнего крестража.
Впервые картина была представлена публике на выставке в Берлине в 1893. Она входила в серию... вот ни за что не догадаетесь, как она называлась! Господа хорошие, картина "Крик" входила в серию под названием "Любовь"! Помимо нее в серию вошли картины "Голос", "Поцелуй" и "Ревность", вот они тут, ниже. Вписывается, на ваш взгляд, "Крик" в эту компанию?
И хотя тогда, в далеком 1893-м, картину, как водится, не поняли и не оценили (это, видимо, фишка такая у каждого поколения - оно любит все прошедшее и не одобряет все современное), сейчас картина пользуется, что называется, бешеной популярностью. Одна из версий находится в Национальном музее Норвегии, а вторая была в 2012 году продана на аукционе в частные руки за почти 120 миллионов долларов. (Эх, живут же люди!). Совсем недавно один из вариантов "Крика" привозили в Третьяковскую галерею.
"Крик", конечно, вдохновил на создание собственных произведений многих людей с шилом в одном месте талантом и просто тягой к творчеству. Например, я неожиданно выяснила, что целая гуманоидная раса из моего любимого сериала "Доктор Кто" была создана на основе этой картины. А знаете, какое название носит эта раса? "Тишина". Неплохо, согласитесь.
И похоже, Мунк впрямь «отец» гуманоидов. А ещё великолепный художник. Причём не скучный.
(Долой академиков!)
Кстати, по поводу Мунка — он очень тяжелый. Ходила как раз на эту самую выставку в Третьяковке, остались какие-то очень смутные, неприятные впечатления. Подруга сказала: «Аж руки вымыть захотелось». Все-таки личность художника накладывает сильный отпечаток, никуда не деться от этого — а сам Мунк, если судить по документальным источником, был именно что личностью очень тяжелой.
Конечно, вписывается в компанию, я бы сказала, подытоживает и объединяет)
Коротко, емко, информативно, интересно. Видели и слышали все, знают нюансы немногие. Теперь знаем и мы.
Интересный блог, спасибо)
(Где Мара?)
верим ещё какБлин, Мунк — дело такое. Специфическое. Я «Крик» лично как «про крик» не воспринимаю. У меня знакомая про него много написала в своё время. У самой чуть крыша не поехала. Он очень мощный. И тяжелый. Как по мне то.
нормально объяснила. А вообще там целая такая нехилая серия художников, пишущих в пограничном состоянии. Многие не вернулись с той стороны(((((Спасибо. Мне всегда интересно почитать мнение писателей про живопИсь. Они, писатели эти))), много видят интересного.
Мы все знаем, что у тебя с картинками интересные взаимоотношения, точнее отсутствие.
Наверное, только таблица Менделеева непоколебима))) в смысле, не переоценена))))
*гыгыгы*
Стилистически — вполне (на самом деле, я совсем не шарю, и это лишь мое невероятно важное мнение). Эмоционально и по смыслу — ну тут самого автора надо спрашивать, мало ли какие ассоциации.
На самом деле, про измененное название — жутко интересно. Сразу настроение картины меняется.
Стесняюсь спросить, а что обозначает фамилия в правом верхнем углу над текстом: это автор материала или как? Спасибо!
Прочитала с огромным удовольствием.
Спасибо!