Ольга Силаева №1

Самая лиричная картина Крамского

Самая лиричная картина Крамского

Картину «Лунная ночь» Ивана Крамского, написанную в 1880 году, искусствоведы называют самой лиричной картиной художника. Говорят, что автор долго не мог определиться с её названием. Вначале она называлась «Старые тополя», потом — «Волшебная ночь», а на первых выставках экспонировалась с подписью «Ночь»… Лишь потом автор остановился на названии «Лунная ночь». Под этим именем работа мастера известна по сей день.

Работу над картиной «Лунная ночь» Иван Крамской начал в 1879 году. Через год она была представлена на VIII выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников») в Санкт-Петербурге.

От новой работы Крамского остались в восторге как ценители и поклонники его творчества, так и многочисленные критики. Все спрашивали друг у друга: а вы видели? Нет? Обязательно посмотрите! Это просто восхитительно!

Практически сразу «Лунную ночь» купил меценат и коллекционер Сергей Третьяков. Картина стала частью коллекции, а после смерти хозяина по его завещанию была передана в Третьяковскую галерею, основанную его старшим братом Павлом.

Сияние луны

Картина «Лунная ночь» по праву считается одним из самых лирических полотен Ивана Крамского. В ярком лунном свете, освещающем широкую деревянную скамью в парке, перед зрителем предстаёт юная женщина в ослепительно белом платье, словно сотканном из сияния луны.

Иван Крамской был одним из тех немногих художников, кому удавалось передать фантастическое лунное сияние. Этот дар в полной мере можно оценить по его знаменитому полотну «Русалки». Таинственное свечение завораживает и на картине «Лунная ночь»…

Спит земля в сиянье голубом…

У ног задумчивой красавицы можно увидеть небольшой пруд, в котором отражаются лунные отблески. В печальном безмолвии девушка смотрит на воду и наслаждается долгожданным одиночеством. Вокруг тишина и покой, и кажется ничто не в силах потревожить сложившуюся безветренную идиллию.

Всё погружено во тьму, луна высвечивает лишь фрагменты парка. Присмотревшись, можно разглядеть спокойную гладь воды с кувшинками, извилистую аллею с высокими деревьями.

Невольно на память приходят знаменитые лермонтовские строки:

В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом…
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? Жалею ли о чём?

Первый раз эту картину я увидела в репродукции журнала «Огонек». В моём детстве он являлся одним из главных рупоров искусства. Как же я была восхищена! Какие только истории не придумывала, разглядывая эту прекрасную, сотканную из лунного света даму. Даже проводила параллель с некоторыми английскими романтическими романами, которыми зачитывалась в ту пору.

На мой взгляд, эта картина могла стать прекрасной иллюстрацией к произведениям Уилки Коллинза «Лунный камень» и «Женщина в белом». В итоге, я так и не определилась на кого из героинь похожа девушка, вырвала репродукцию, что категорически запрещалось и приклеила в свой альбом. Кстати, он у меня хранится до сих пор…

Интересный факт

В одной из ранних версий «Лунной ночи» моделью для образа женщины была Анна Ивановна Попова, будущая жена великого химика, автора периодической системы химических элементов Дмитрия Менделеева.

Для окончательной версии картины художнику позировала вторая жена Сергея Третьякова — Елена Андреевна Третьякова (урождённая Матвеева). Ещё один факт в пользу того, почему предприниматель пожелал иметь эту работу в своей коллекции и так беспокоился о её сохранности, что распорядился передать в музейную коллекцию. Видимо, не хотел, чтобы картина была утеряна или же продана потомками в частную коллекцию.

Зачарованный зритель

Искусствовед Татьяна Курочкина в своей книге о Крамском писала: «В этой картине художник стремился к созданию поэтического образа волшебной лунной ночи, гармонического единения человека и природы, к раскрытию таинственного очарования лунного света, пробуждающего грёзы в душе юной мечтательницы, задумчиво сидящей на скамье старинного парка».

Тем не менее, она отмечала, что Крамскому «не удалось избежать налёта некоторой искусственной театральности». Ей, как специалисту, конечно, виднее.

Только мы, обычные зрители, любители искусства, жаждущие лицезреть красоту, словно зачарованные каждый раз замираем, глядя на это полотно. Смотрим до бесконечности и удивлённо говорим себе: сколько таинственности и мягкости в обыкновенной ночи!

А уж закоренелые романтики с уверенностью твердят, что именно так должна выглядеть богиня луны Селена.

Мы можем только предполагать, о чём на самом деле думал художник, когда писал свою знаменитую «Лунную ночь»… Вряд ли мастер предполагал, что эта картина, на которой в общем-то изображён банальный сюжет, заставит задуматься о земном и вечном…

+2
12:40
202
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
Светлана Ледовская №1