Данила Катков №2

Апофеоз война

  • Кандидат в Самородки
Апофеоз война

Картина «Апофеоз войны» была написана Василием Верещагиным в 1871 году. На современников художника она произвела сильное впечатление, но и более ста лет спустя перед ней останавливаются, размышляя о жизни и смерти. «Апофеоз войны» можно назвать программным произведением Верещагина.

В настоящее время произведение находится в Государственной Третьяковской галерее. И искусствоведы продолжают спорить об истории возникновения сюжета, находя всё новые подтверждения или опровержения то одной, то другой версии.

Василий Васильевич Верещагин наиболее известен как художник-баталист. Он родился в 1842 году в Череповце, закончил морской кадетский корпус, недолго служил, затем поступил в петербургскую Академию художеств, обучался живописи в Париже.

В 1867 году Верещагин уехал в Туркестан, где в звании прапорщика состоял художником при генерал-губернаторе К. П. Кауфмане. «Поехал потому, что хотел узнать, что такое истинная война, о которой много читал и слышал…»», — писал художник. Здесь он замыслил известную «Туркестанскую серию», в которой позже изобразил не собственно батальные сцены, а моменты, предшествующие сражению либо следующие за ним. Также он писал природу и сцены быта жителей Средней Азии. Впрочем, на войне Верещагин не просто созерцал происходящее, чтобы запечатлеть его после на бумаге. Сменив карандаш на ружье, он участвовал в боях, выдержал вместе с солдатами и офицерами осаду Самарканда, за боевые заслуги получил орден Св. Георгия 4–го класса. Но в любых условиях делал зарисовки.

Вернувшись из Туркестана, Верещагин в 1871 году уезжает в Мюнхен, где на основе этюдов и привезённых коллекций усиленно работает над туркестанскими сюжетами. В окончательном виде «Туркестанская серия» включала в себя тринадцать картин, восемьдесят один этюд и сто тридцать три рисунка. В таком составе она была показана на первой персональной выставке Верещагина в Лондоне в 1873 году, а затем в 1874 в Петербурге и Москве.

Ряд батальных картин был объединён художником в серию, которую он назвал «Варвары». Картина «Апофеоз войны» входит именно в неё, а она в свою очередь является частью «Туркестанской серии».

Сюжет

На картине изображена пирамида из человеческих черепов на фоне разрушенного города и обугленных деревьев среди раскалённой степи. Стаи голодных хищных птиц кружат над пирамидой, садятся на черепа. Всe детали полотна, в том числе серовато-желтый колорит, символизируют смерть и опустошение, передают ощущение высушенной солнцем, умершей природы. Ясное синее небо лишь подчёркивает мёртвенность картины. Здесь живут только вороны — символы смерти в искусстве.

«Апофеоз войны» в символичной форме рассказывает об ужасах войны, что приносит только горе, уничтожение, разрушение. В ней художник сурово осуждает все захватнические войны, несущие смерть.

Известный русский художественный критик Владимир Стасов так писал об «Апофеозе войны»:

«Здесь дело не только в том, с каким именно мастерством Верещагин написал своими кистями сухую пожжённую степь и среди неё пирамиду черепов, с порхающими кругом воронами, отыскивающими ещё уцелевший, может быть, кусочек мясца. Нет! Тут явилось в картине нечто более драгоценное и более высокое, нежели необычайная верещагинская виртуальность красок: это глубокое чувство историка и судьи человечества…»

Несколько версий создания картины

Изначально полотно называлось «Торжество Тамерлана». Есть несколько версий насчёт того, чем вдохновился художник для создания этой картины. По одной из них своей работой он хотел показать историю войн Тамерлана, после походов которого оставались лишь груды черепов и пустые города.

По другой версии, всё так же связанной с Тамерланом, художник изобразил историю, в которой женщины Багдада и Дамаска пожаловались предводителю на то, что их мужья погрязли в разврате и пьянстве. Тамерлан приказал каждому из своих 200 000 воинов принести голову нечестивца. После того, как приказ был исполнен, из голов оказалось выложено семь пирамид. Эта версия менее правдоподобна, так как слабо перекликается и с первым и со вторым названием картины.

По третьей версии Верещагин создал эту картину после того, как услышал что правитель Кашгара Валихан-торе казнил европейского путешественника и приказал положить его голову на вершину пирамиды, сложенной из черепов других казнённых людей.

Также считается, что картина была инспирирована безжалостным подавлением Тамерланом восстания уйгуров на западе Китая. Однако круглые следы от пуль в черепах красноречиво свидетельствуют — Тамерлан к этой картине не имеет отношения. Кроме того, иллюзию Средневековья развеивает надпись, которую сделал художник на раме: «Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим».

Картины Верещагина предлагали сжечь

«Апофеоз войны» произвёл гнетущее впечатление на великосветскую публику в России и за рубежом. Императорский двор счёл это и другие батальные полотна художника порочащими русское воинство. Один генерал из Пруссии даже уговаривал Александра II сжечь все картины Верещагина о войне, потому что они оказывают «самое пагубное влияние». Из-за этого произведения мастера не продавались, лишь частный меценат Третьяков купил несколько полотен из Туркестанской серии.

Василий Верещагин умер не в своей постели. В начале русско-японской войны художник вновь поехал туда, где гремели бои. В Тихом океане на внешнем рейде Порт-Артура он погиб при взрыве мины на броненосце «Петропавловск» вместе с адмиралом Макаровым.

К сожалению, современный человек так привык к насилию и смерти, происходящих ежедневно по всему миру, что массовыми убийствами сейчас никого не удивишь. Чтобы создать «Апофеоз войны», Верещагин имел всего несколько черепов, которые он и изобразил в различных ракурсах. Верещагин не знал, что для того, чтобы пирамида из человеческих голов была устойчивой, черепа должны быть без нижней челюсти. Однако ужасающие реалии ХХ века делают нас всех печальными «экспертами» в этом деле.
+7
14:40
567
..
17:59
+1
С сюжетом картины все немного прозаичнее. Во время туркестанской войны бухарский Эмир платил деньги за головы русских, чтобы привлечь на свою сторону полунезависимые племена. Практика отсечения головы в качестве трофея была все еще широко распространена, по аналогии охоты за скальпами. Это же было запечатлено на диптихе «повезло» — «не повезло», где сначала бухарский воин смотрит на отрубленные головы русских, предвкушая награду, а потом уже русские солдаты смотрят на трупы этих же бухарцев. После уплаты денег ставшие не нужными головы сваливали в кучи, за пределами города. Верещагин видел это в Самарканде и Бухаре. На некоторых «туркестанских» картинах такие кучки полусгнивших голов фигурируют на фоне.
На этой же картине он просто сделал кучу огромной, как курган.
10:10
+1
Немного жутковатое вы дали дополнение. Признаться, я об этом не знала.
..
18:03
+2
Ну и с «привычкой к насилию в современном мире» я бы как раз поспорил. С конца 19 века человечество как раз стало в разы гуманнее. Мы уже не считаем массовые убийства, отрезания голов, геноцид, рабство и принудительную стерилизацию нормальной практикой, как это было раньше.
10:11
+1
Мир идет и развивается. Но никак не может понять, что убивать себе подобных нельзя.
13:01 (отредактировано)
+3
А почему в заголовке — апафеоз война?
18:09
+1
спасибо, что заметили. Это так сказать, глазная ошибка!
И войну исправьте.
Хорошие блоги пишете. Всегда читаю с удовольствием. Интересно, познавательно. Спасибо!
10:52
+1
ВАм спасибо за добрые слова. Несколько раз хотела закрыть страничку. Некоторые комментарии были очень неприятны. Только благодаря вам осталась.
11:09 (отредактировано)
Ну эт вы зря. Ваши блоги многим нравятся. rose
Наши познания в живописи так скудны, так что художественный ликбез — дело нужное!
..
11:55
+1
А я вам в самый первый раз написал и сейчас повторю: Не пишите словами из научных статей или справочников. Лучше добавьте собственных впечатлений.
Загрузка...
Илона Левина