Анна Неделина

О соблюдении логики

О соблюдении логики

При обсуждении произведений на «Сковородке» я высоко ставлю логичность повествования (она для меня на втором месте непосредственно после художественной ценности). Ведь можно выправить грамматику, верно расставить запятые (кланяемся корректору), лихо закрутить сюжет – но всё впечатление смазывается, когда натыкаешься на логический ляп.

Сейчас я буду приводить примеры.  

Нет, не со сковородки. Ведь поговорка о старухе и прорухе верна даже для классиков. 

Вот Лев Толстой, «Анна Каренина»: «Он взял её руку и протянул её к своим губам, но, как бы боясь, что это ей неприятно будет, выпустил и только погладил её. Кити взяла эту руку обеими руками и пожала её» – так из-за неудачного оборота речи у Кити появляется третья рука. Неуклюже выразился и однофамилец Льва, Алексей, в «Гиперболоиде инженера Гарина»: «у воды сидел Роллинг и, пригорюнясь, глядел на океан, откуда сто миллионов лет тому назад вышел его предок в виде человекообразной ящерицы».

Паустовский, «Повесть о лесах»: «В воде канавы острым огнем загорелся Юпитер… Он посылал свой огонь к Земле через сотни световых лет». Физика и астрономия рыдают.

Да что говорить, даже у Чехова в «Толстом и тонком» гимназист Нафанаил сначала снимает шапку, а потом роняет фуражку.

Ошибаются не только прозаики, но и поэты. «Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло» – так не бывает, иволги в дуплах не живут. Или Жуковский: «Где же ты, птичка? Где ты, певичка? В дальнем краю гнёздышко вьешь ты, там и поешь ты песню свою». Но перелётные птицы гнездятся не на югах, а у нас, и песня их – всего лишь акустическое предупреждение конкурентам: территория занята, устраивайте свой дом в другом месте!

Короче, классических примеров ляпа достаточно много. Не отстают и современники. Помните песню Градского «Оглянись, незнакомый прохожий, мне твой взгляд неподкупный знаком»? 

Вывод тривиален и уныл: чтобы не сесть в лужу, необходимо анализировать тексты на внутреннюю непротиворечивость. Причём не только в отношении фактов, но и, например, мотивации действующих лиц. Впрочем, последнее уже относится к области психологии, в которой я чувствую себя дилетантом. И тут наверняка есть более грамотные специалисты, которые смогут развить тему.

В заключение пожелаю всем (и себе в первую очередь) удачного построения сюжетов и минимума ляпов.

+5
14:33
219
15:19
+4
Вот по поводу последнего примера позвольте не согласиться. Не знаком — прохожий. А знаком — взгляд. Как бы сказать-то — тип взгляда, выражение. Меня здесь больше повтор сам по себе смущает, а смысл — нет.
19:26
На мой взгляд, лучше всё же воздерживаться от такого построения фраз.
19:34
+3
Я допускаю, что фраза не самая красивая. Но как минимум, это странно называть логической несостыковкой. Это стилистика, а не логика (на мой взгляд).
19:38
+1
Ладно, приведу другой пример. Стругацкие, «Сказка о тройке», восьмая глава:
"Лавр Федотович задумчиво вертел длинными пальцами коробочку диктофона" сравните с
"Лавр Федотович безмолвствовал, но его короткие веснушчатые пальцы возбужденно бегали по столу – то ли он искал какую-то особенную кнопку, то ли телефон".
19:57
+3
Ну здесь-то прямая ошибка, кто ж спорит.
Загрузка...
Илона Левина №1