Светлана Ледовская

Представители Синода заявили протест, увидев эту картину

Представители Синода заявили протест, увидев эту картину

Представители Синода заявили протест, увидев на выставке картину Василия Перова «Сельский крестный ход на Пасху», и дали предписание Академии художеств снять полотно с экспозиции. Это известное полотно Перов написал в 1861 году.

Едва картина была представлена зрителю, мнения публики о ней резко разделились. С одной стороны, говорили, что Василий Перов — мастер обличения и защитник простых людей. Критик Владимир Стасов, например, назвал «Сельский крестный ход на Пасху» правдивым и искренним. С другой стороны, уверяли: Перов убивает высокое искусство, показывая лишь неприглядную сторону жизни. С такой точкой зрения особенно рьяно выступал художник и скульптор, автор многих памятников в крупных городах России Михаил Микешин.

Все, затаив дыхание, ждали, что скажет Павел Третьяков. Зная о его отношении к вере, завистники Перова утверждали, что раскритикует автора и тогда тот узнает, почём фунт лиха…

Третьякова заставили картину убрать

Однако Павлу Третьякову картина очень понравилась. Он сразу её выкупил и выставил у себя в галерее К сожалению, полотно не долго находилось в экспозиции. Вскоре и его, как он не возражал, заставили снять полотно и убрать в запасники. Более того, художник Василий Худяков, тот самый, чью работу в числе первых Третьяков приобрёл для собственной коллекции, написал своему благодетелю: «А другие слухи носятся, что будто бы Вам от Св. Синода скоро сделают запрос: на каком основании Вы покупаете такие безнравственные картины и выставляете публично? Картина («Попы») была выставлена на Невском на постоянной выставке, откуда хотя её и скоро убрали, но всё-таки она подняла большой протест! И Перову вместо Италии как бы не попасть в Соловки»…

Естественно, Перов был огорчён и в тоже время гордился. Раз так много разного говорят, значит, работу заметили.

Впрочем, надо отдать должное молодому мастеру. Практически все его работы оказывались в поле зрения критиков. Одни, как к примеру, картина «Проповедь в селе» была удостоена награды — поездки заграницу, кстати, именно о ней упоминает коллега по цеху. Другие, и «Сельский крестный ход на Пасху» в том числе, попали в «чёрный список» и их просто запретили показывать.

Житейский сюжет

Чего же такого крамольного написал художник, о котором Владимир Стасов сказал, что он поднял выпавшую из рук Павла Федотова кисть и продолжил начатое им дело…

Если говорить откровенно, Перов и верно изобразил полное безобразие. Подгулявшая толпа выходит из обычной избы и начинает крестный ход. В стельку пьяный батюшка еле стоит на ногах. Сильно затуманенным взором он смотрит на народ. Мужики едва ли в лучшем состоянии, а дьякон и вовсе свалился лицом вниз.

Впереди батюшки идёт женщина с поцарапанной иконой в руках и спущенными чулками. Рядом с ней старичок и вовсе держит образ перевёрнутым.

Действие происходит не на Пасху, а на светлую седмицу, то есть на неделе после религиозного праздника. Именно в это время священник обходит все дома прихода и везде его должны угостить.…

Сразу становится ясно, что хотел сказать художник: духовный лидер нагрешил, впал в искушение и ведёт свою паству по ложному пути.

Словом, Синод не напрасно был настолько возмущён этой картиной, что заявил протест и потребовал снять её с выставки. Однако Василий Перов затронул очень больную проблему, на которую все, в том числе и церковь, закрывали глаза.

Дело в том, что в Российской империи священники не получали зарплату. Приходы имели земельные наделы и маленькую дотацию от государства. Церковный причт (священники, диаконы и псаломщики) имел два скудных источника дохода — требы и доход от церковной земли.

Какие требы составляли основу дохода духовенства

Три требы — крещение, венчание, отпевание — составляли основу дохода духовенства. Людям разрешалось проводить их только в том приходе, к которому они были приписаны. Так что крестьянам волей-неволей приходилось раскошеливаться. Ведь только в церкви велись метрические книги, куда вносились все данные о рождении и смерти, а также о вступлении в брак. Кстати, венчание было самым дорогим удовольствием.

С учётом того, что в среднем в приходе было 400-500 хозяйств, что составляло 2-3 тыс. человек, вряд ли требы проводились часто. От силы 100-150 раз в году. Какой уж тут доход…

Конечно, имелись ещё и второстепенные требы, которые можно было заказать в любом другом приходе. Не сложно представить, что из-за конкуренции цены порой сильно сбивались.

Кроме того, крестьяне считали, что причту следует удовлетворяться доходами от треб, а общее богослужение и исповедь батюшка должен совершать без всякого жалованья. В общем, священники и не мечтали получать денежное довольствие от прихода, впрочем, надежд, что его станет платить государство также не было.

Придуманный обычай

Правда, у сельской церкви имелся земельный участок, который обычно составлял около 50 десятин или 55 га. Его делили на семьи причетников. Таким образом, духовенство было обеспечено землей либо в том же размере, что и крестьяне, либо немного больше.

Бедные псаломщики чаще всего крестьянствовали сами. А вот священники обычно считали невозможным заниматься физическим трудом и сдавали землю в аренду.

Не сложно понять, что все были недовольны своими доходами. Желая их увеличить, священники придумали обычай славления на Пасху.

В неделю после Светлого праздника они отправлялись по крестьянским подворьям, заходили в каждую избу и исполняли церковные песнопения. Крестьяне должны были отблагодарить попов за пожелание процветания подарком или деньгами. Как же это происходило на деле?

Батюшки, желая обойти побольше дворов, проводили обряды наспех. Крестьяне понимали это и считали, что их просто обирают. К тому же, Пасха обычно отмечается весной. В это время продовольственные запасы подходят к концу, от прошлогоднего урожая практически ничего не остаётся, а до нового ещё жить и жить. Денег тоже нет… Поэтому, чтобы отделаться от попов, хозяева предпочитали наливать им самогонку и поскорее выпроваживать. Бывали случаи, когда некоторые прихожане вместо кур в мешок батюшке подсовывали ворон. А некоторые и вовсе прятались у соседей или не открывали ворота.

Так стоило ли возмущаться церкви и коллегам по цеху? Ведь Василий Перов правдиво изобразил настоящую жизнь…

+1
18:20
442
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
@ndron-©