Илона Левина

Настоящие писатели и где они обитают. Введение

  • Кандидат в Самородки
Настоящие писатели и где они обитают. Введение

Сегодня одной из основных напастей современного человечества является переизбыток информации - она прёт круглые сутки под огромным напором. Подавляющее большинство нужных, интересных статей, рассказов современный потребитель откладывает “до лучших времён, когда будет время прочитать” и так к ним не возвращается никогда. В такой ситуации желание продать человеку некую печатную информацию подобно желанию продать воду утопающему в бурной реке. Пусть даже очень хорошую воду…

Из википедии можно почерпнуть интересный факт: в 18м веке в России было всего 70 писателей. И те в основном занимались переводами того, что себя зарекомендовало за рубежом. И это были в основном зажиточные дворяне с университетским образованием. А университетов тогда было мало, один вообще. Короче, элита общества.

Общественные стереотипы - очень инертная вещь. И сегодня, когда мы рассуждаем о таких вещах, как социальная значимость, уважение, призвание - на нас довлеют модели, которые складывались 150-200 лет назад, когда литературой занимались несколько десятков дворян, и все они были известны, обсуждаемы и наперечёт.

Жизнь сделала резкий крен. Общественные стереотипы не поспевают за нею.

Только на прозе.ру сейчас треть миллиона авторов. Прошивка, которую закачали в них в ходе образования, построенного в основном на литературе 19го века, она говорит каждому из них, что он - Тургенев. Реальность утверждает, что он - просто ещё один литр воды для читателя-утопленника, неспособного уже из этой воды вынырнуть.

Конечно, в 18-19 веках чтение художественной литературы было чуть ли не единственным интеллектуальным развлечением. Да что там - единственным! Сейчас к нему на помощь подоспели новые коллеги: сериалы, соцсети, киноиндустрия, музыкальная, игровая индустрия, блоги, влоги, интернет сёрфинг, телевидение, кабельные каналы, глянцевые журналы, спортивные шоу, тренинги всякие. Многие из этих сегментов разрослись до чудовищных размеров и многократно обогнали несчастный рынок литературы. А в нашем мозгу, в области инертных смысловых понятий и конструкций всё так же невозмутимо сидят Пушкин с Чаадаевым и что-то там неспешно перетирают. Хотя перетирать-то уже и нечего - поезд давно укатил.

Есть такой вариант распределения ништяков: “Победитель получает всё”. Особенно чётко он работает в области литературы. В качестве графика его можно выразить в виде резко взлетающие кривой: в левой и наибольшей её части 99,999% писателей не получают практически ничего. Оставшаяся тысячная доля процента - резкий взлёт вверх кривой продаж - и там несколько десятков счастливчиков, которые и окупают свои усилия и даже нехило навариваются. И вот именно этого факта чудовищно неравномерного распределения ништяков большинство наших граждан просто не в силах понять! Природа приучила нас мыслить линейными зависимостями, а не такими вот экспоненциальными кривыми. Типа: если я пишу в два раза хуже Лукьяненко, я согласен и получить в два раза меньше Лукьяненко. - А вот хренушки! Придётся тебе получить ноль!

В чём причина такой чёрной несправедливости жизни? - Её несложно найти у себя же в голове. Вы ведь сами из тысячи предложенных романов потратите своё драгоценное время только на самый лучший, титулованный, вызвавший многочисленные восторги и получивший награды!

Живи вы в пятом веке - вам пришлось бы довольствоваться мастерством лучшего рассказчика в вашем поселении. И это ограничение сгладило бы кривую распределения и дало шанс местным посредственностям. Сейчас, благодаря технологиям, вы можете дотянуться до лучшего рассказчика в мире. И вы будете его слушать - лучшего в мире! А зачем тратить время на всякий второй сорт? Жестоко - правда?

А кто у нас лучшие рассказчики? По числу проданных книг в прошлом году миллионную отметку преодолел только один автор - Д. Донцова. Следом за ней с тиражом в 880 тысяч идёт С.Кинг. Далее следуют Маринина, Устинова, Акунин и всякая западная классика плотным строем. Вот, собственно, и весь урожайный сегмент для русских писателей. Дальше - резкий спад и уход в зону нерентабельности. Но что забавно, 10 лет назад, в 2008м та же Донцова продавала книг в десять раз больше (представляю, как она кусала ногти, наблюдая за таким драматическим спадом). Похоже, рынок художественной литературы вообще схлопывается, и желающим надо поторопиться!

Сегодня, в среднем, российский автор цветастой фантастической книжки, выпущенной тиражом в пять тысяч тратит на её написание и издание примерно два года, плюс огромную массу нервов. И получает он за этот труд от издательства в среднем 30 000 рублей (ТРИДЦАТЬ ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ!!!!111!!!!). (кажется, я где-то об этом уже писал)

При этом сантехник средней руки со средним образованием получает эти же деньги за установку десяти унитазов - коюю работу можно при определенной сноровке выполнить в один день. Выходит, работа мало- и средне-издающегося писателя у нас сейчас ценится и оплачивается в сотни раз меньше, чем самая примитивная физическая работа? - Да, и это не преувеличение.

А раз так, воскликните вы, то что же это за злостные патологические комплексы и личностные нарушения толкают человека на скользкий путь, в ходе которого он вожделеет стать этим самым “настоящим писателем”? - О них-то я и хотел написать в этом блоге, но так вышло, что написал о какой-то фигне. Ну ладно, напишу в следующем. А это пусть будет типа введения. 

+12
17:10
320
19:02
+6
«что же это за злостные патологические комплексы и личностные нарушения толкают человека на скользкий путь»
Об этом в следующем блоге? Но это как раз самое интересное! :)
Bun
19:06
+2
Фигня какая-то! Как можно писать в два раза хуже Лукьяненко? Это нереально!
..
19:43
+3
Из википедии можно почерпнуть интересный факт: в 18м веке в России было всего 70 писателей.

Что любопытно, потребителями творчества этих писателей по большей части были все те же 70 человек и члены их семей, умеющих читать и воспринимающих литературу как развлечение. Ибо в основной массе дворяне считали художественную литературу глупостью, на которую тратить время могут только барышни юного возраста.
..
19:49 (отредактировано)
+1
в левой и наибольшей её части 99,999% писателей не получают практически ничего. Оставшаяся тысячная доля процента — резкий взлёт вверх кривой продаж — и там несколько десятков счастливчиков, которые и окупают свои усилия и даже нехило навариваются.


Еще один распространенный миф. В реальности доходы писателей на графике имеют кривую так называемого «нормального распределения». Основная масса писателей «внезапно» получают по 30 тыс рублей за роман. То есть если ты середняк и пишешь в месяц по роману — получаешь свою тридцатку, как дядя Вася на заводе шарикоподшипников. А на обоих концах кривой либо писатели-неудачники, либо гении.
22:39
На эту тему очень подробно расписано у Николаса Талеба в книге «Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости». Он там подробно обосновывает, что есть т.наз. «масштабируемые» и «немасштабируемые» специальности. В масштабируемой профессии — например, зубной врач, чтобы получит в два раза больше денег надо примерно в два раза больше поработать. В немасштабируемой — типа финансист, писатель, рок-звезда — можно в принципе работать столько же, но иметь более широкую сферу влияния и получать в тысячи раз больше. В этих случаях не работает Гауссово распределение. Там фрактальная зависимость.
..
00:17
И это чушь собачья. Так как учитывая количество работы не учитывается качество работы и работника. Дантист Медведева и Пугачевой получает в десять раз больше дантиста из Бирюлево за ту же самую работу. Что идентично ситуации с певцами.
01:38 (отредактировано)
Тоже не понял, почему профессия писателя немасштабируемая. И писатель и зубной врач могут выполнить вполне ограниченный объем работы, выше которого физически не прыгнешь.
Другое дело — конвертировать пиар в деньги писателю проще, это верно. Т.е. здесь работает не фактор количества работы, а побочный эффект.
Т.е. профессия вполне масштабируемая, но до определенного предела. И ещё негров можно нанять :)))))
08:38
Между дантистами есть разница, но это разница между хорошей зарплатой и очень хорошей. У писателей разница как между «всё» и «ничего». Там различие не в разы, а в многие тысячи раз между топ10 и прочей шушарой.
При этом оба врача будут называться врачами — и это оправдано. А вот между этими двумя писателями разница такая, что тот факт, что оба они называются одним словом — это скорее горькая ирония судьбы. И ловушка.
..
09:43
По-моему, у вас слишком радужные представления о работе писателя. По крайней мере в России и топ-10 и планктон получают за роман одинаково. 30 тыс. Рублей. 50 тыс, если ты писака уровня Головачёва, но это предел. Чтобы зарабатывать, нужно ишачить. Чем больше продашь романов издателю (и обратите внимание, не книг в конечных магазинах, а рукописей издателю) тем больше заработаешь. Если твои книги продаются в книжном. Больше шансов рукопись продать. Вот и все. И очень хорошо коррелирует с дантистами и сантехниками. Если ты хороший сантехник. У тебя будет больше заявок и выше зарплата. Только и всего.
16:11
Ну не знаю, каким должно быть желание, чтобы за 30-50 тысяч книгу целый год писать, а потом носить её, пристраивать, огребая от редакторов… Можно же выбрать любой другой вид благотворительности: например, пойти волонтёром в приют для бездомных животных. Тут хотя бы есть шанс увидеть отблеск благодарности в глазах брата твоего меньшего.
..
17:24
Если вы пишете книгу год, то вы не писатель. Тут как и с сантехником. Ни один сантехник вам унитаз три недели останавливать не будет. Вы можете конечно делать это сами. И возможно за три недели сделаете не хуже, чем сантехник… Но думаю, аналогию вы поняли.
20:55
Если вы пишете книгу год, то вы не писатель.

— эта новость наверняка шокирует Пелевина!
..
19:53
+1
При этом сантехник средней руки со средним образованием получает эти же деньги за установку десяти унитазов — коюю работу можно при определенной сноровке выполнить в один день.

Вот сразу видно, что с установкой унитазов вы мало сталкивались.
Bun
19:58
А как качественно написать шедевр «Порка», не имея практики сантехника?
Все великие писатели сначала пахал, а потом писали)
..
20:03
можно посмотреть немецкое кино.
Bun
20:15
-2
Щас девочки возмутятся. Зачем смотреть порно, сачки, когда можно поучаствовать!))
09:11
" И те в основном занимались переводами того, ЧТО себя зарекомендовало за рубежом".
Интересный блог. Жду продолжения.
Загрузка...
Михаил Кузнецов