Макс Кейдж №1

Настоящие писатели и где они обитают. Введение

  • Кандидат в Самородки
Настоящие писатели и где они обитают. Введение

Сегодня одной из основных напастей современного человечества является переизбыток информации - она прёт круглые сутки под огромным напором. Подавляющее большинство нужных, интересных статей, рассказов современный потребитель откладывает “до лучших времён, когда будет время прочитать” и так к ним не возвращается никогда. В такой ситуации желание продать человеку некую печатную информацию подобно желанию продать воду утопающему в бурной реке. Пусть даже очень хорошую воду…

Из википедии можно почерпнуть интересный факт: в 18м веке в России было всего 70 писателей. И те в основном занимались переводами того, что себя зарекомендовало за рубежом. И это были в основном зажиточные дворяне с университетским образованием. А университетов тогда было мало, один вообще. Короче, элита общества.

Общественные стереотипы - очень инертная вещь. И сегодня, когда мы рассуждаем о таких вещах, как социальная значимость, уважение, призвание - на нас довлеют модели, которые складывались 150-200 лет назад, когда литературой занимались несколько десятков дворян, и все они были известны, обсуждаемы и наперечёт.

Жизнь сделала резкий крен. Общественные стереотипы не поспевают за нею.

Только на прозе.ру сейчас треть миллиона авторов. Прошивка, которую закачали в них в ходе образования, построенного в основном на литературе 19го века, она говорит каждому из них, что он - Тургенев. Реальность утверждает, что он - просто ещё один литр воды для читателя-утопленника, неспособного уже из этой воды вынырнуть.

Конечно, в 18-19 веках чтение художественной литературы было чуть ли не единственным интеллектуальным развлечением. Да что там - единственным! Сейчас к нему на помощь подоспели новые коллеги: сериалы, соцсети, киноиндустрия, музыкальная, игровая индустрия, блоги, влоги, интернет сёрфинг, телевидение, кабельные каналы, глянцевые журналы, спортивные шоу, тренинги всякие. Многие из этих сегментов разрослись до чудовищных размеров и многократно обогнали несчастный рынок литературы. А в нашем мозгу, в области инертных смысловых понятий и конструкций всё так же невозмутимо сидят Пушкин с Чаадаевым и что-то там неспешно перетирают. Хотя перетирать-то уже и нечего - поезд давно укатил.

Есть такой вариант распределения ништяков: “Победитель получает всё”. Особенно чётко он работает в области литературы. В качестве графика его можно выразить в виде резко взлетающие кривой: в левой и наибольшей её части 99,999% писателей не получают практически ничего. Оставшаяся тысячная доля процента - резкий взлёт вверх кривой продаж - и там несколько десятков счастливчиков, которые и окупают свои усилия и даже нехило навариваются. И вот именно этого факта чудовищно неравномерного распределения ништяков большинство наших граждан просто не в силах понять! Природа приучила нас мыслить линейными зависимостями, а не такими вот экспоненциальными кривыми. Типа: если я пишу в два раза хуже Лукьяненко, я согласен и получить в два раза меньше Лукьяненко. - А вот хренушки! Придётся тебе получить ноль!

В чём причина такой чёрной несправедливости жизни? - Её несложно найти у себя же в голове. Вы ведь сами из тысячи предложенных романов потратите своё драгоценное время только на самый лучший, титулованный, вызвавший многочисленные восторги и получивший награды!

Живи вы в пятом веке - вам пришлось бы довольствоваться мастерством лучшего рассказчика в вашем поселении. И это ограничение сгладило бы кривую распределения и дало шанс местным посредственностям. Сейчас, благодаря технологиям, вы можете дотянуться до лучшего рассказчика в мире. И вы будете его слушать - лучшего в мире! А зачем тратить время на всякий второй сорт? Жестоко - правда?

А кто у нас лучшие рассказчики? По числу проданных книг в прошлом году миллионную отметку преодолел только один автор - Д. Донцова. Следом за ней с тиражом в 880 тысяч идёт С.Кинг. Далее следуют Маринина, Устинова, Акунин и всякая западная классика плотным строем. Вот, собственно, и весь урожайный сегмент для русских писателей. Дальше - резкий спад и уход в зону нерентабельности. Но что забавно, 10 лет назад, в 2008м та же Донцова продавала книг в десять раз больше (представляю, как она кусала ногти, наблюдая за таким драматическим спадом). Похоже, рынок художественной литературы вообще схлопывается, и желающим надо поторопиться!

Сегодня, в среднем, российский автор цветастой фантастической книжки, выпущенной тиражом в пять тысяч тратит на её написание и издание примерно два года, плюс огромную массу нервов. И получает он за этот труд от издательства в среднем 30 000 рублей (ТРИДЦАТЬ ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ!!!!111!!!!). (кажется, я где-то об этом уже писал)

При этом сантехник средней руки со средним образованием получает эти же деньги за установку десяти унитазов - коюю работу можно при определенной сноровке выполнить в один день. Выходит, работа мало- и средне-издающегося писателя у нас сейчас ценится и оплачивается в сотни раз меньше, чем самая примитивная физическая работа? - Да, и это не преувеличение.

А раз так, воскликните вы, то что же это за злостные патологические комплексы и личностные нарушения толкают человека на скользкий путь, в ходе которого он вожделеет стать этим самым “настоящим писателем”? - О них-то я и хотел написать в этом блоге, но так вышло, что написал о какой-то фигне. Ну ладно, напишу в следующем. А это пусть будет типа введения. 

+12
17:10
346
19:02
+6
«что же это за злостные патологические комплексы и личностные нарушения толкают человека на скользкий путь»
Об этом в следующем блоге? Но это как раз самое интересное! :)
Bun
19:06
+2
Фигня какая-то! Как можно писать в два раза хуже Лукьяненко? Это нереально!
Комментарий удален
Комментарий удален
22:39
На эту тему очень подробно расписано у Николаса Талеба в книге «Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости». Он там подробно обосновывает, что есть т.наз. «масштабируемые» и «немасштабируемые» специальности. В масштабируемой профессии — например, зубной врач, чтобы получит в два раза больше денег надо примерно в два раза больше поработать. В немасштабируемой — типа финансист, писатель, рок-звезда — можно в принципе работать столько же, но иметь более широкую сферу влияния и получать в тысячи раз больше. В этих случаях не работает Гауссово распределение. Там фрактальная зависимость.
Комментарий удален
01:38 (отредактировано)
Тоже не понял, почему профессия писателя немасштабируемая. И писатель и зубной врач могут выполнить вполне ограниченный объем работы, выше которого физически не прыгнешь.
Другое дело — конвертировать пиар в деньги писателю проще, это верно. Т.е. здесь работает не фактор количества работы, а побочный эффект.
Т.е. профессия вполне масштабируемая, но до определенного предела. И ещё негров можно нанять :)))))
08:38
Между дантистами есть разница, но это разница между хорошей зарплатой и очень хорошей. У писателей разница как между «всё» и «ничего». Там различие не в разы, а в многие тысячи раз между топ10 и прочей шушарой.
При этом оба врача будут называться врачами — и это оправдано. А вот между этими двумя писателями разница такая, что тот факт, что оба они называются одним словом — это скорее горькая ирония судьбы. И ловушка.
Комментарий удален
16:11
Ну не знаю, каким должно быть желание, чтобы за 30-50 тысяч книгу целый год писать, а потом носить её, пристраивать, огребая от редакторов… Можно же выбрать любой другой вид благотворительности: например, пойти волонтёром в приют для бездомных животных. Тут хотя бы есть шанс увидеть отблеск благодарности в глазах брата твоего меньшего.
Комментарий удален
20:55
Если вы пишете книгу год, то вы не писатель.

— эта новость наверняка шокирует Пелевина!
Комментарий удален
Bun
19:58
А как качественно написать шедевр «Порка», не имея практики сантехника?
Все великие писатели сначала пахал, а потом писали)
Комментарий удален
Bun
20:15
-2
Щас девочки возмутятся. Зачем смотреть порно, сачки, когда можно поучаствовать!))
09:11
" И те в основном занимались переводами того, ЧТО себя зарекомендовало за рубежом".
Интересный блог. Жду продолжения.
Илона Левина