Эрато Нуар №1

Искусство не быть настоящим писателем. Заключение

Искусство не быть настоящим писателем. Заключение

В чём же состоит самая большая проблема с нашей личностью согласно последним исследованиям нейрофизиологов?

А проблема действительно есть. С давних пор человек мечтал вычислить, где же находится это самое его “я” - тот маленький человечек, который сидит внутри головы и дёргает за верёвочки, провозглашая свою священную волю? Со временем развивался рентген, томография, и стало понятно, что человечка там нет. Тогда стали искать хоть бы какой-нибудь орган, сгусток, шишечку… Но и шишечки нет! Нет шишечки, ответственной за наше “я”! А есть просто мозг, с его рутинной работой, с понятиями, которые активируются импульсами, пробегающими по головной коре. И этот мозг просто по ходу “собирает” из понятий нашу личность. Собирает, в основном с целью предсказания, упрощения и объяснения для самого себя своих сложных социальных взаимодействий. И в этой “личности”, собственно, записано, кем является данный индивид относительно его группы (племени), как он с кем соотносится: кто выше, кто ниже, от кого он может получить люлей, а кому может их прописать - короче важнейшая информация для выживания в племени, от которого ты по жизни зависишь.

Таким образом, получается интересная вещь: с одной стороны нашей личности в осязаемом виде вообще нет нигде. С другой стороны, наша личность - это нарратив. Это текст истории про нас, в которой в основном сделан упор на взаимодействие с другими в нашем социуме. Прогоняя данный текст через мозг, наше “я” как бы появляется в этом мире,обретает свою сущность.

Получается, что потеряв этот самый нарратив про наше “я” мы вообще обращаемся в ничто, теряем само своё бытие. Чувствуете, насколько высоки ставки: речь идёт не просто о каком-то там ухудшении качества жизни, речь идёт о небытии, и этот ужас нас подспудно гложет.

С другой стороны, что, если взять и в этот самый нарратив про наше “я” написать что-нибудь почётное, имеющее несомненный вес в социуме? Что-то, что вознесёт нас на самый верх пирамиды человеческой иерархии! - Как насчёт того, чтобы там появилась такая запись: “Писатель. Властитель человеческих дум”? - Ведь мы проходили в школе про Пушкина, и он что-то там писал декабристам. Достоевский, опять-таки: все его типа уважают, и он даже указывал человечеству, в каком направлении ему идти. Как ни крути, а идентичность с этикеткой “писатель” кажется нашему социальному компьютеру, с детства впитывающему из социума словесно-смысловые конструкции, офигенно лакомой и желанной идентичностью. И он тут же хватается за неё мёртвой хваткой. (Хотя, господи, по факту какой-нибудь популярный видеоблоггер или телеведущий сегодня могли бы поспорить по степени влияния на умы современников чуть ли не со всеми писателями прошлого и современности вместе взятыми. Но нет-нет: блогеры ещё не попали в культурную прошивку общества, а следовательно, для нашей системы целеполагания это пока - слепое пятно.)

И вот этому нашему социально-смысловому компьютеру в голове плевать на всё: на откровенную старомодность конструкций двухсотлетней давности, которые он в себя впитал по какому-то капризу судьбы. Плевать на те тридцать тысяч рублей, которые он получит, а скорее не получит за свою книгу. Плевать на то, что в интернете его теснят миллионы таких же настойчивых “властителей дум”. Плевать, что вообще уже нет давно в природе этих властителей дум.

Плевать. “Я” схватилось за свою самоидентификацию, и теперь будет мужественно доказывать самоё своё бытие, энергично строча нетленные тексты. Скажешь ему, мол: “отдохни, прервись хоть нанемножко” - оно тут же ответит: “Не могу. Яжеведь писатель! Чувствую я в душе у себя потребность такую - писать. И это есть природа моя - неизменная и неотъемлемая!”

- Ещё бы, ёшкин кот! Надо понимать, что если у такой вот личности, уверившейся на сто процентов в том, что она и есть писатель, взять и вычистить ластиком из свитка её определяющего нарратива этого самого “писателя”, то там, скорее всего вообще ничего не останется. Таким образом, у нас на глазах тут происходит не борьба за литературу, за читателя, не профессиональная деятельность с целью хорошо заработать, а самая что ни на есть отчаянная борьба личности за существование. Битва с бездной небытия. Чудовищная, всеобъемлющая и психопатологическая.

И конечно, дело тут не только в писательстве. Писательство - лишь частный случай. Самоидентичностью, правом быть - торгуют налево и направо. Присмотритесь к рекламе. В рекламе самых дорогих товаров это встречается чаще всего. Швейцарские часы за десятки тысяч евро: “с ними ты, наконец, становишься самими собой”. Ты - дерзкий, ты-властный, ты - то да сё. Короче, дурачки с лишними миллионами в карманах, похоже, тоже изрядно заняты проблемой преодоления собственного небытия, подгоняемы ужасом “быть ничем” или не быть вовсе.

Можно подойти к проблеме и с другой стороны. Подавляющее большинство шедевров искусства создавалось авторами на пике, в уникальных условиях, в особой благоприятной творческой полосе жизни. И за эти единичные творения авторы по праву сподобились звания гениев, классиков и т.п. Мы теперь знаем, что в описании их личности, в нарративе, рассказывающим ихнему мозгу, кем они являются по отношению к социуму, появилась во всю ширину запись: “Гениальный писатель. Автор шедевра”. И нам всем сейчас кажется, что это весьма круто.

А что ты должен делать, если в описании тебя написано: “Я есть гениальный творец”? - правильно, творить! И ты творишь. Но вот твой пик/полоса удачи/вдохновение уже прошли, и ты в один прекрасный момент осознаёшь, что творишь какое-то гавно а не шедевр. То есть, того Ты, который “гениальный творец” - уже нет. Та славная личность исчезла - её разъедает и вымещает какой-то мудаковатый ни на что не способный самозванец, коим ты являешься на данный момент. На фоне этого, спасти того “гениального признанного я” - ещё можно, если убить самозванца. И мы берём в руки ружьё и... получаем синдром Курта Кобейна. Или смиряемся и трусливо живём дальше - тем самым бесталанным самозванцем, тоскливо греясь в отблесках той славы, которой уже, очевидно, недостойны.

Так как же быть, чтобы не низвергнуться? Что бы нам такого стремиться написать в этом своём “свитке личности”? Во-первых, мне кажется, довольно ненадёжно основывать собственную идентификацию на швейцарских часах с бриляьнтами. Просто потому, что часы могут запросто спереть. Тут и личности конец.

Во-вторых, почти так же ненадёжно строить свою самоидентификацию на признании толпы людской: творцом, писателем, музыкантом, прочим каким талантом. Людское мнение крайне непостоянно, непоказательно, подвержено влиянию всяких жуликов, которые им управляют. Ради развлечения шоумены могут легко вознести на вершину славы, а потом ради развлечения же с неё низвергнуть. Так что нахрен эту толпу с их авторитетными мнениями и признаниями. Не стоит им вверять то самое важное, чем вы являетесь.

Вообще, когда вы доверяете самое своё ядро и свою суть каким-то малознакомым посторонним людям (пусть даже в данный момент они хотят вас выделить и наградить) - это очень стрёмный поворот. Как люди дальше этой вашей сутью распорядятся со временем? Что решат сделать с этой вашей личностью, ключи от которой теперь у них в кармане? - Мне это всё напоминает начало какого-то триллера или фильма ужасов, с непременно нехорошим концом.

Если уж на то пошло, то пусть в этом свитке самоидентификации будет то, что другие люди не смогут отменить или так запросто у вас забрать... А писателем - можно быть и ненастоящим, лишь бы сам знал, что и зачем ты пишешь и писал это с удовольствием.

+3
14:20
217
14:40
+1
Название папочки хорошее)
15:17
+6
Ну не знааю… Самоидентификация — это все таки частный случай. Со мной точно не сработает, ибо окружающие не то что меня писателем не считают, а просто даже об этом не в курсе. Включая родственников (после третьей экранизации признаюсь, если в ней не будет летающих матрешек).
Скажу более, пока и я себя писателем не считаю.

На самом деле реальность иногда так бесит, устаешь и хочется куда-то на время выпасть. Вот и выпадаю. И вот она фантастика, другой мир, другие люди.
Зарядился — пошел обратно…
16:05
+3
О, круто Евгения, что у вас всё в порядке. А у меня тоже всё в порядке… Хотя нет, если честно, то не всё! И этот текст — скорее памятка, выправляющая огрехи моего же собственного мышления.
Загрузка...
Илона Левина №1